Развитие грамматического строя речи умственно отсталого ребенка
Как
показали исследования многих авторов
(В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. Ф.
Феофанов, А. П. Федченко, Е. Ф. Собо-тович,
Р. И. Лалаева), у умственно отсталых
школьников наблюдается несформированность
грамматической стороны речи, которая
проявляется в аграмматизмах, в трудностях
выполнения многих заданий, требующих
грамматических обобщений. Недостаточно
сформированными оказываются морфологические
формы словоизменения и словообразования,
синтаксические структуры предложения.
Выявляются
искажения в употреблении падежей.
Наиболее сформированными оказываются
формы именительного, винительного и
родительного падежей имени существительного.
Наибольшее количество ошибок встречается
в употреблении творительного и всех
предложно-падежных конструкций.
Творительный падеж часто заменяется
именительным («Мальчик копает лопата»),
родительным («под ступа, под дивана»),
формой предложного падежа («Лампа висит
на диване»), предложный падеж — винительным
(«Мальчик катается на санки»). Нарушения
использования предложно-падежных
конструкций проявляются в пропуске,
замене предлогов, искажении окончаний.
Неправильное
употребление падежей с предлогами
наблюдается у умственно отсталых детей
гораздо чаще, чем неправильное понимание
тех же конструкций с предлогами. В
им-прессивной речи наблюдаются смешения
предлогов за,
перед, около, на и над,
под и
в. В экспрессивной речи отмечается
опускание предлогов в,
из, отсутствие
предлогов над,
около, перед, за, между, через, из-за,
из-под.
Отмечаются
нарушения в словосочетании наречия много и
существительного, неправильное
согласование существительного и
числительного, существительного и
прилагательного.
Дети
неправильно употребляют форму родительного
падежа множественного числа существительных:
«много девочки», «много курицы», «много
цыплятах». В некоторых случаях смешиваются
окончания родительного падежа
множественного числа различных склонений
(«много рыб-ков»). Допускаются ошибки
при выполнении заданий на согласование
прилагательного с существительным в
роде, числе и падеже, особенно
прилагательного с существительным в
среднем роде («красная платье»).
Характерными
ошибками являются замены полной формы
прилагательного краткой формой («красны
цветок»). В косвенных падежах отмечаются
замены прилагательного именительным
падежом («на столике маленький»).
Средний
род глаголов прошедшего времени в
самостоятельной речи употребляется
крайне редко, как и средний род
существительных .
Функция
словообразования у умственно отсталых
детей является менее сформированной,
чем словоизменение. Несформированность
словообразования проявляется в трудности
образования прилагательных от формы
существительного (камень — каменный), уменьшительно-ласкательных
форм, глаголов с приставками (влил — вылил — налил). В
основном дети пользуются суффиксальным
способом словообразования. Однако
количество суффиксов при этом очень
незначительно (-ик,
-очек, -чик, -онок, -енок, -от, -як, -к).
Характерными
для умственно отсталых школьников
младших классов являются простые
нераспространенные предложения.
Употребляются и простые распространенные
предложения, включающие чаще всего
прямое дополнение (Девочка
рвет цветы), иногда
обстоятельства места (Дети
идут в школу).
В
самостоятельной речи детей частыми
являются фрагментарные предложения с
пропуском подлежащего, либо сказуемого,
либо и подлежащего и сказуемого. Например,
рассказ по картине: «Мальчик рыбу ловит.
Бросил. Побежал. На лодке катаются ».
У
умственно отсталых детей чрезвычайно
бедны и нечетки морфологические
обобщения, представления о морфологическом
составе слова и о синтаксических связях
слов в предложении, недостаточно
сформирована система грамматических
значений. Недоразвитие лексико-грамматического
строя речи особенно резко проявляется
в связной речи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
24.11.20186.25 Mб2Литературная энциклопедия терминов и понятий.docx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Родной язык играет уникальную роль в
становлении личности человека. Язык и речь
традиционно рассматривались в психологии,
философии и педагогике, как узел, в котором
сходятся различные линии психологического
развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого
общения, познания действительности, язык служит
основным каналом приобщения человека к
ценностям духовной культуры, а также необходимым
условием воспитания и обучения. Развитие устной
монологической речи в дошкольном детстве
закладывает основы успешного обучения в школе.
Основным средством формирования грамматически
правильной речи является обучение, которое
проводится на специальных занятиях.
Обучение грамматически правильной речи носит
характер упражнений и дидактических игр с
наглядным материалом или без него в старших
группах. Наглядным материалом могут служить
натуральные предметы, игрушки, картинки.
Заниматься грамматикой следует
непродолжительно, так как материал сложен. Играм
и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут,
таким образом они составляют лишь часть занятия
по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно;
педагогу не следует при объяснении употреблять
грамматическую терминологию. Для того, чтобы
заинтересовать детей можно в предлагаемые фразы
включать имена присутствующих, давать задания,
придумать предложения о самом себе.
Для занятия выбирается только одна задача
(например, закрепление правильной формы третьего
лица множественного числа глагола хотеть
и т.д.). Узкое содержание позволит
сконцентрировать внимание детей на нужном
материале.
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу
упражнения за особенностями грамматических
форм, наряду с трудной формой можно использовать
и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.
Одно и то же программное содержание
повторяется на занятиях до полного исчезновения
данной грамматической ошибки в речи детей (в
повседневной речи возможна некоторая
неустойчивость в употреблении правильных форм).
Работа над какими-то двумя-тремя формами может
быть программным содержанием занятий в течение
месяца или двух; занятия по различным частям речи
чередуются.
В процессе развития грамматического строя речи
у умственно отсталых дошкольников необходимо
учитывать структуру речевого дефекта,
несформированность грамматических значений,
трудности дифференциации близких по семантике и
оформлению грамматических форм.
Большое значение в работе по формированию
грамматического строя имеет использование
онтогенетического принципа. Многие
грамматические формы, которые в норме ребенок
усваивает еще в дошкольном возрасте, у умственно
отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже
в младших классах. Последовательность работы над
грамматическими формами осуществляется как и в
нормальном онтогенезе; от конкретного к
абстрактному, от семантически простых форм к
семантически более сложным, от продуктивных к
непродуктивным, от простых по грамматическому
оформлению к более сложным по грамматическому
оформлению.
Рекомендуется следующая последовательность
коррекционной работы над падежными формами:
- дифференциация существительных именительного
падежа единственного и множественного числа; - закрепление беспредложных конструкций
единственного числа по следующему плану:- винительный падеж (нулевое окончание,
окончание -у, -а, -я); - родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж (со значением орудийности);
- винительный падеж (нулевое окончание,
- усвоение предложно-падежных конструкций
единственного числа; - овладение формами существительных
множественного числа (сначала беспредложными,
а затем с предлогами).
Формирование системы словообразования
прилагательных проходит с учетом появления форм
прилагательных в процессе онтогенеза речи и
предполагает работу по следующим направлениям:
- согласование прилагательного с
существительным в именительном падеже
единственного и множественного числа; - согласование прилагательного с
существительным в косвенных падежах,
единственного числа (беспредложные
конструкции; конструкции с предлогами); - согласование прилагательного с
существительным в косвенных падежах
множественного числа (беспредложные
конструкции; конструкции с предлогами).
Согласование прилагательного с
существительным осуществляется в следующей
последовательности:
- согласование прилагательного с
существительным в мужском роде; - согласование прилагательного с
существительным в женском роде; - согласование прилагательного с
существительным в среднем роде; - дифференциация мужского, женского и среднего
рода прилагательных.
Развитие функции словоизменения глагола
проводится сначала в настоящем времени (единственное
и множественное число), затем в прошедшем
времени (изменение по родам, числам и лицам) и,
наконец, в будущем времени, которое является
наиболее сложной временной формой глагола.
Длительным и трудным процессом является работа
по формированию формы словообразования у
умственно отсталых детей. Можно выделить 3 этапа
в коррекционном воздействии:
I этап. Словообразование существительных:
- образование существительных при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик,
-чик, -очк, ечк, -ц-); - образование существительных с помощью
суффиксов —ниц-, -инк; - образование названий детенышей животных и птиц;
- образование существительных, обозначающих
профессии.
II этап. На данном этапе отрабатываются
следующие формы словообразования:
- образование прилагательных от существительных:
- образование притяжательных прилагательных;
- образование качественных прилагательных;
- образование относительных прилагательных.
- образование возвратных глаголов;
- образование и дифференциация глаголов
совершенного и несовершенного вида.
III этап. На этом этапе проводится работа по
дифференциации приставочных глаголов (приставки
в-, вы-, при-, от-, у-, пере—).
IV этап. На данном этапе проводится работа
над родственными словами.
Формировать грамматический строй речи у
умственно отсталых детей начинают на II году обучения.
Детей учат употреблять глаголы первого и
третьего лица в единственном числе и третьего
лица во множественном числе («Я рисую», «Катя
рисует», «Дети гуляют»);
- правильно употреблять в активной речи предлоги в,
на, под; - согласовывать глаголы с существительными;
- правильно употреблять существительные в
единственном числе в родительном падеже.
III год обучения:
- начать формировать у детей процессы
словообразования; - употребление в речевых высказываниях предлогов
за, перед; - согласование существительных и глаголов;
- согласование существительных и прилагательных;
- согласование местоимений и глаголов;
- употребление существительных в дательном и
творительном падежах; - образование множественного числа имен
существительных.
IV год обучения:
- формировать у детей понимание значения
глаголов и словосочетаний с ними в настоящем,
прошедшем и будущем времени; - уточнить понимание детьми значения изученных
предлогов; учить пониманию и выполнению
инструкций с предлогами: на, под, за, в, перед,
около, у, из, между; - учить детей употреблять в речи существительные
в родительном падеже с предлогами у, из; - расширять понимание детьми значения слов (различение
глаголов с разными приставками, употребление
однокоренных слов).
Ниже представлены 2 конспекта занятия по
развитию речи для детей IV года обучения.
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Перелетные птицы.
Цели:
- Формирование умения составлять сравнительный
рассказ о двух птицах. Уточнение и расширение у
детей знаний и представлений об особенностях
внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках
перелетных птиц (журавля, грача, ласточки,
скворца). - Коррекция грамматического строя речи через
употребление предложно-падежных конструкций.
Активизация зрительного внимания, слухового
восприятия. Подготовка руки к письму. - Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: иллюстрации птиц, аудиокассета
с голосами птиц, схема, пособие «Где находится?»
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Слуховое восприятие Эмоции Мыслительная деять-ть Ориентировка в пространстве. Связная речь Активизация зрительного восприятия Общая моторика Операции сравнения Связная речь Грамматический строй речи Мелкая моторика Оценочная деят-ть | I. Оргмомент 1. Прослушивание — Послушайте, чьи это голоса? (птиц) А почему они 2. Психогимнастика «Птички» — А теперь представьте, что вы птички. Летите II. Вводная часть 1. Вопрос: У вас на столе лежат картинки с — С левой стороны, какие птицы у тебя лежат? С — Оставьте картинки с перелетными птицами, а — Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных 2. Беседа о перелетных птицах — Почему этих птиц называют перелетными? — Каких перелетных птиц вы знаете? Первыми в конце лета от нас улетают журавли: — Какая это птица, большая или маленькая? — Назовите части тела. Какие они? — Чем питается? — Где живет? — Как называется эта птица? Аналогично рассмотреть скворца, ласточку, III. Физминутка «Изобразите птиц» — Посмотрите на ласточку. Полетела вверх-вниз, — Посмотрите на грача. Ходит по земле важно, — Посмотрите на скворца. Перелетает с ветки на — Посмотрите на журавля. Он ходит по болоту IV. Основная часть. Составление сравнительного рассказа: грач и — Чем похожи эти птицы? (Есть перья, голова, клюв, — Чем отличаются эти птицы? (Размер, части тела, — Молодец, :! Она не забыла рассказать о : А о V. Д/ игра «Где кто находится?» — Кто находится слева от шишки? — Кто находится над грибочком? И т.д. Подготовка руки к письму. — У вас на столе лежат листочки. Обведите линии -Что вы нарисовали? — Эти листочки с птицами вы возьмете с собой в VI. Итог Мы с вами поговорили о перелетных птицах. — Что вам больше всего понравилось, какое |
Конспект занятия по развитию речи
IV год обучения
Тема: Звери наших лесов.
Цели:
- Закрепление умения составлять рассказ по
плану-схеме. Обобщение и расширение у детей
знаний об особенностях внешнего вида, повадках
диких животных, их приспособления к среде
обитания (сезонные изменения, способы защиты). - Развитие связной грамматически правильной
речи, зрительного и целостного восприятия. - Воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: картинки с изображением диких
животных, разрезные картинки, план-схема, листы
бумаги, простые и цветные карандаши,
нарисованная сорока.
Ход занятия
Основные направления коррекционной работы | Содержание работы |
Познавательный интерес. Артикуляция. Зрительное восприятие. Грамматический строй. Грамматический строй. Связная речь. Словарь. Целостное восприятие Грамматический строй Общая моторика. Эмоции. Связная речь. Мелкая моторика. Грамматический строй. Оценочная деят-ть | I. Оргмомент 1. Сюрпризный — К нам прилетела сорока — белобока, которая на 2. На стене, между елками развешаны звери. — Найдите глазками, сколько потерялось лис? — Сколько потерялось зайцев? Покажите, как он — Сколько потерялось белок? Покажите, как — Сколько потерялось медведей? Покажите, как 3. Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как II. Введение в тему. Сорока: «Зверей вы нашли, а хвосты они 1. Д/игра «Чей хвост?» — Чей хвост? (беличий) — Как меняется шубка к зиме у белки? — Какие запасы готовит белка к зиме? Чем — Как подготавливает жилище к зиме? -Белка какая? (шустрая, ловкая, хозяйственная). 2. Аналогично рассказывается о лисе, зайце, Во время беседы выставляется план-схема и 3. Составление «осколочной» картинки. — Сложите картинку и назовите животное, которое — Кого ты сложил? (лису, винительный падеж) III. Физминутка «Пантомима» Изобразите: — Как дрожит трусливый зайчик. — Как ловко и проворно бегает белка по деревьям. — Как переваливается с ноги на ногу медведь. — Как крадется, когда охотится лиса. IV. Составление рассказа. 1. Планирование рассказа. — Сейчас мы будем составлять рассказ о том, как Каждый будет рассказывать от имени того — С чего начнем рассказ? (Кто это? Какая у него — Какие делает запасы? — Как устраивает свое жилище? (по плану-схеме) 2. Дети выходят по очереди и рассказывают каждый 3. Оценивание детских рассказов. V. Игровое упражнение «Нарисуй по точкам» — Давайте сначала разомнем пальчики. — Обведите по точечному контуру животное. — Кого нарисовали? (родительный падеж). — Листочки отдадим Сороке, она унесет их в лес и VI. Итог — Скажите, все животные готовы к зиме? Смогут они — Правильно, все подготовились к зиме — Молодцы. |
Источник