Развитие графомоторных навыков у леворукого ребенка
Клавдия Петровна Дроздетская
Проект «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей как залог успешного обучения в школе»
Актуальность. По статистике, количество леворуких взрослых не превышает 5,5 %. Это не удивительно, так как в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не учитывая при этом отрицательных последствий для физического и психического здоровья детей. По последним данным, количество леворуких детей в начальной школе составляет 15—23 % от общего количества школьников. Согласитесь, что это огромная цифра в масштабах нашей страны.
Люди, пишущие левой рукой, встречались всегда. И в разное время к этому относились по-разному. Однако то, что леворукость не патология, а вариант нормы, стало общепринятым сравнительно недавно. Левша отличается от других детей лишь тем, что у него доминирует правое полушарие мозга. Стремление сделать леворуких «такими, как все», «выровнять», а иногда еще и «гармонично развить» создало проблему их переучивания. У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. Все реже встречаются семьи, где ребенка переучивают родители. Главное, что следует понимать и помнить — переучивание может не только создать трудности в сегодняшней жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.
Опыт показывает, что значительная часть леворуких детей, поступающих в первый класс, не подготовлена к письму, а это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно – моторных координаций, пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство не умеют правильно держать ручку и карандаш, не умеют правильно сидеть, не знают, как расположить бумагу (тетрадь). Недостаточно владеют основами звукобуквенного анализа. Все это делает невозможным успешное формирование навыка письма и создает много проблем в процессе обучения. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Социальная значимость проекта — важно сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
Цель: разработать систему работы с леворукими детьми по развитию графомоторных навыков.
Задачи:
повышать умственную работоспособность, синхронизацию работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками,
развивать графомоторные навыки, плавность, точность, скоординированность движений рук (развитие крупной и мелкой моторики,
развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, пространственные представления,
развивать произвольную сферу.
Продолжительность проекта – один год.
Участники проекта – леворукие дети, педагоги, педагог-психолог, родители.
Проект разработан на основе пособия Т. А. Воробьёвой и Т. В. Гузенко «50 уроков для подготовки руки к письму», авторской программой «Развитие графомоторных навыков у леворуких детей с ОНР» Смирновой Т. Н., Вагиной О. Н., а также нормативно- законодательных документов:
-Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федеральных стандартов дошкольного образования»);
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.30-49-13»;
-локальных актов Организации.
Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения. Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно, выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. У левшей микропаузы дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.
Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность. С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.
Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.
Потому леворукие дети более продолжительное время могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:
зрительно-моторной координации;
точности пространственного восприятия;
зрительной памяти;
наглядно-образного мышления;
способности к целостной переработке информации;
моторики;
фонематического слуха;
речи.
Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов: — зрительного восприятия; — произвольной графической активности; — зрительно-моторной координации. А вот развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов.
Первый этап – развитие межполушарного взаимодействия, развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующем речевое развитие ребенка. Для развития мелкой моторики необходимо: выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами); лепить из пластилина или глины; вырезать из бумаги; нанизывать бусины, пуговицы и т. д. ; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки; собирать мозаики и конструкторы; раскрашивать раскрасками; копировать рисунки на прозрачную бумагу и т. д.
Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Этот этап предусматривает: ориентировку в собственном теле; ориентировку в окружающем пространстве; уточнение пространственного расположения фигур и букв.
Третий этап — направлен на развитие графомоторных навыков. Развитие зрительного гнозиса: -контурные изображения предметов, -перечеркнутые контурные изображения, — контурные изображения, наложенные друг на друга и др. Уточнение представлений о форме, цвете, величине. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
И, наконец, четвертый этап по развитию графомоторных навыков — изобразительно- графические способности: развитие графомоторных навыков, знакомство с тетрадью и рабочей строкой, вертикальные и горизонтальные прямые линии, и комбинации из них. Наклонные прямые линии и комбинации из них, рисование орнаментов, дуги, волнистые линии, круги, овалы. Рисование по клеткам предметов сложной формы, овладение графической символизацией, работа по формированию графического образа букв (графемы).
Выделяя последовательность того, чему надо научить ребенка перед тем, как начинать писать, следует подчеркнуть три основных момента: научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме; научить правильно держать карандаш (ручку); научить правильно координировать движение пальцев, кисти, предплечья, плеча при рисовании и письме.
Внимание! При выполнении любых графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Перед каждым заданием объясните ребенку его цель: что будем делать, для чего и как.
Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив – покажите.
Убедитесь, что ребенок понял инструкции.
Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь не перешагивайте через ступеньки.
Не переходит к последующим занятиям, если не освоены предыдущие.
Не забывайте, что дети 5–6 лет лучше осваивают все в игре, чем в работе.
Продолжительность выполнения графических занятий не должна быть больше 10- 15минут.
Особенности работы при выполнении любых графических заданий у леворуких детей нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо; особое внимание следует уделить направлению письма: слева направо; необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы); вместе с ребенком очень подробно разобрать инструкцию; несколько раз выполнить движение в замедленном темпе; попросить ребенка продиктовать инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать; выполнить все задания в медленном темпе.
Результаты проекта:
-У детей сформировано положительное отношение к графическим упражнениям, письму и учебной деятельности в целом.
-Умеют правильно сидеть, держать ручку, дифференцировать строку и уверенно выполнять различные графические элементы.
-У детей сформировано зрительное восприятие, память и зрительно- моторные координации.
Вывод по проекту:
Таким образом, в возрасте 6 — 7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти. Ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок переходит к сознательным целенаправленным действиям. Все это говорит о том, что обучение графомоторным навыкам в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса. Как бы ни были скромны графические достижения дошкольника с точки зрения взрослого, для ребёнка они имеют большое образовательное и воспитательное значение.
Литература
1. Т. А. Воробьёва и Т. В. Гузенко «50 уроков для подготовки руки к письму. Леворукий ребенок»
2. Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. 3. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
4. Курицына, Э. М., Тараева, Л. А. Большая книга занятий по развитию речи. / Э. М. Курицына. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щебинина С. В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.
6. Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. –М.:Генезис, 2009.
7. Зегебарт Г. М. Не просто лабиринты. Набор 1. — М.: Генезис,2011.
8. Кузнеченкова С. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
9. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. Выпуск 1. – М.: ООО «Издатель Быстров».
10. Ткачева И. Рисуем обеими руками. От линии к линии. Дрофа, 2010.
11. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2003.
12. Алифанова ЕА„ Егорова Н. Е. Точки, линии, фигуры. — М., 2001.
13. Антонова А. В. Развитие графических навыков у дошкольников.
14. Артемьева И. О. Приготовишка: тетради № 1, 2, 3. — М., 1994.
15. Безруких М. М. Ступеньки к школе. — М., 2001.
16. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топорикова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Безруких, М. М. Обучение письму леворуких детей (информационное письмо) / М. М. Безруких // Начальная школа. — 1996. — № 10. — С. 76 – 80
17. Кузнецова Н. В., Вадяева Ю. Н., Работа над каллиграфическим навыком письма у леворуких детей. Филологические науки / Методика преподавания языка и литературы, Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева. Россия 18. Надеждина В. Левши: гении или злодеи? https://kpupil.com/view_post.php?id=325
Источник
Вера Андреева
Коррекционная работа по развитию графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста
Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны, и замечено, что происходит увеличение их числа. Ребенок-левша подвергается негативному восприятию окружающих с раннего детства, так как окружающий мир состоит преимущественно из правшей, вследствие этого он испытывает давление и некоторые неудобства. А. П. Чуприков называет это состояние декстрастресс — невротическое состояние леворуких.
Количество таких людей в России составляет приблизительно 15-18 млн. Стоит заметить, что их число стало увеличиваться после того, как отечественная система образования позволила леворуким детям обучаться, ведь до 1985 г. существовало мнение о том, что левша не способен обучаться и его необходимо переучивать.
Возросшее число школьников с преобладающей левой рукой требует от нас проведения специальной работы по их приспособлению к миру, где большинство людей являются правшами, а также развитие у них графо-моторного навыка. Довольно болезненно это переживают первоклассники, которые все еще занимаются по методикам, рассчитанным на праворукое большинство.
Исследованием особенностей леворуких занимались такие ученые, как Г. Дейч, С. Спрингер и Х. Килер; М. Г. Князева, С. П. Ефимова, Н. Н. Богданов, М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова.
В настоящее время исследователями активно изучается процесс письма у леворуких детей: выявляется специфика овладения ими письменной речью, разрабатываются прописи для леворуких детей. Но работа над графомоторными навыками у леворуких детей младшего школьного возраста сталкивается с недостаточностью программно-методической литературы.
Леворукие дети, как правило, демонстрируют сниженный темп письма и зеркальные движения, что, несомненно, влияет на успешность овладения ребенком письменной речью.
Детям-левшам младшего школьного возраста требуется вспомогательная коррекционная помощь для формирования письма, которую они могут получить через специально созданные коррекционные занятия, направленные на избежание свойственных им ошибок и целенаправленное научение графомоторным навыкам.
Наше исследование заключалось в выявлении эффективности использования приемов коррекционной работы в процессе формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста.
Приступая к работе, мы составили комплекс диагностик, представляющий собой совокупность различных методик, направленных на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста.
Диагностика проводилась по следующим критериям:
1. Определение уровня развития мелкой моторики рук (по методике Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).
2. Определение уровня развития пространственных представлений (по методике Т. А. Павловой).
3. Выявление трудностей зрительного восприятия (переработанная М. М. Безруких тестовая методика M. Frosig).
4. Определение развития графического навыка (по методике Н. В. Нижегородцевой).
Исследование проходило на базе одного из дошкольных учреждений Республики Хакасия, длительность исследования составила 1 год. Для проведения исследования мы взяли 7 детей с преобладающей левой рукой младшего школьного возраста.
По окончанию констатирующего этапа было выявлено: у 4 детей (57%) – низкий уровень владения графомоторными навыками, у 3 детей (43%) — средний уровень владения графомоторными навыками. Высокого уровня выявлено не было.
В связи с этим были сделаны выводы о необходимости формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста. Мы основывались на положении о том, что леворуким детям младшего школьного возраста необходима направляющая коррекционная помощь в овладении процессом письма, которую он может получить через специально-организованные коррекционные занятия, направленные на устранение типичных ошибок, и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам с помощью специальных упражнений.
Для осуществления практической цели нашей работы мы отобрали несколько направлений коррекционной работы по развитию графомоторных навыков у леворуких детей. В том числе:
1) упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры.
Массаж рук (с мячом-ежиком)
— Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
— Взад-вперед его гоняю, (смена рук)
— Им поглажу я ладошку, (соответственно)
— Будто я сметаю крошку, (смена рук)
— И сожму его немножко, (соответственно)
— Как сжимает лапу кошка (смена рук)
— Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
— И другой рукой начну (смена рук)
— А теперь последний трюк:
— Мяч летает между рук, (переброс мяча)
Пальчиковая игра «В гости к большому пальчику»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Результаты исследований указывают на то, что состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-моторную компетентность.
2) упражнения на развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов.
«Дорисуй картинку и продолжи узор»
Данные упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия, что поможет избежать ошибок при письме.
3) упражнения на развитие пространственно- графической ориентации.
Упражнение «Перерисуй-ка»
Упражнение: «Найди ошибки»
При восприятии буквы у ребенка формируется «образ»— графема. Он вычленяет отдельные элементы, сравнивает их, отбирает нужные, группирует их в букву.
4) упражнения на развитие направленных движений руки.
Упражнение: «Обведи по точкам»
В процессе письма участвуют предплечье, запястье, пальцы рук. Упражнения, которые предлагаются детям, развивают не только физическую работоспособность, но и направленные движения руки, что в свою очередь позволяет ребенку затрачивать меньше усилий при письме.
Таким образом, комплекс разнообразных многонаправленных упражнений и заданий помогут организовать работу с леворукими детьми.
Источник