Развитие графических навыков у ребенка
Екатерина Яковлева
Консультация «Особенности формирования графических навыков у детей дошкольного возраста»
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека, но при этом они связаны с учебной деятельностью, что отличает их от большинства сенсорных навыков. Необходимо учитывать возрастные способности дошкольника: подвижность и неусидчивость, неустойчивость внимания.
Во-первых, следует вспомнить, что в каждом из технических навыков есть двигательная часть – выполнение рукой рисовального движения, и сенсорная – восприятие движения и осуществление контроля за ним.
На различных этапах процесса отработки технических навыков рисования ребенком контроль за произведенным движением отличается. Вначале, когда движение только начинает отрабатываться, ведущая роль принадлежит зрительному компоненту (ослабление зрительной регуляции – ошибочное, неуверенное движение: например оно теряет взятое направление, линия искривляется). В других случаях недостаточно регулируется длительность движения – и линия получается слишком длинной или, наоборот, слишком короткой. Постепенно, по мере отработки навыка более существенным становится кинестетический контроль за движением. Но при этом одной зрительной регуляции при выработке двигательного навыка графической деятельности также недостаточно: глаз замечает ошибку тогда, когда она уже возникла или начала возникать, например отклонение от прямой, несоответствие проводимой линии изображаемой форме (ее излишняя длина, искривления, в то время как ошибку нужно по возможности предупредить. Этому помогают кинестетические ощущения, сопутствующие данному движению, когда оно отработано как навык.
В младшем дошкольном возрасте ребенок только начинает формировать художественный образ, передавать окружающий мир. При этом очень часто ребенок вовсе не стремится передать свой замысел изобразительными средствами, и многое остается у них за пределами рисунка.
Ребенок, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усваивает способы изображения любого сходного по форме предмета, т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, он постепенно приобретает опыт. В тех случаях, когда педагог ставит перед детьми задачу нарисовать предмет уже знакомый, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. В процессе обследования предмета, определения формы его частей, величины и расположения, воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части (формы) и показывает у доски. Если предмет не сложный, воспитатель может прибегнуть к показу жестом в воздухе.
В. Н. Аванесова рекомендовала постепенно вовлекать детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу – проводить ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
Необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу, поскольку это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт – рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
Также нужно использовать естественное стремление детей к повторению: нужно подбирать такое содержание, которое само требует повторного создания изображения (шарики, колечки, цветы, лесенки и т. д.). При этом следует помнить, повторение изображения на одном занятии будет служить упражнением в выработке двигательных навыков при условии, что дети применяют правильные способы действия с инструментом. Иначе это повторение сыграет отрицательную роль, так как каждый раз будет закрепляться неправильное движение и сформируется неправильный навык.
М. М. Безруких исследуя, что и как рисуют дети, утверждает, что в 2-3 года ребёнок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони (выполняют довольно сложные движения, но они спонтанные и почти не ограничиваются ориентирами).
С 3 лет линии при рисовании более определённые, менее разбросанные и не повторяются бессмысленно. При выполнении вертикальных движений координация уже лучше, но ещё плохо выполняются имитационные движения. В этом возрасте овалы у ребёнка неровные, но на рисунках их уже много.
В 3-4,5 года ребёнок уже умеет правильно держать карандаш и свободно им манипулировать. Совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным.
В 5 лет дети хорошо выполняют горизонтальные и вертикальные штрихи, их длину они уже способны ограничивать длину (они уже ровнее и чётче). Это происходит в результате изменения способа держания карандаша и ручки. Дети всё больше стараются писать буквы.
Ну а в 6 лет дошкольники уже хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими, ровными, овалы – завершёнными. Им доступны любые графические движения, штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенствуют движения, тренируют зрительную память и пространственное восприятие, создавая основу для успешного обучения письму.
Источник
Светлана Земледельцева
Развитие графических умений детей дошкольного возраста.
Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими разнообразных изобразительных графических умений.
Одним из видов подготовки дошкольника к письму является раскрашивание. Для этого могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.
Детям предлагаются задания связанные со штриховкой. При их выполнении необходимо соблюдать правила штриховки: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 – 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками. При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребёнок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветные карандаши, фломастеры и цветные ручки. Можно штриховать книжки раскраски.
Развивать силу пальцев и навыки управления мелкими движениями, которые станут необходимым условием успешного обучения ребёнка письму, можно с помощью дополнительных специальных упражнений:
— разрывание бумаги на мелкие кусочки. Лист разрывают пополам, обрывки накладывают один на другой, и процедура повторяется. Не надо складывать обрывки до бесконечности. Достаточно, чтобы набралось до шести слоёв. После этого основная задача – сделать обрывки как можно мельче. Бумага для разрывания должна храниться отдельно от любой другой, и ребёнок должен твёрдо знать, что рвать можно только эту бумагу.
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, в процессе чего у них развивается мелкая мускулатура руки: это рисование чёрными и цветными карандашами, тушью, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Дети графически фиксируют движение, при котором одновременно учатся расслаблять руку от плечевого сустава к кисти, а также мышцы ладони и пальцев. В таких упражнениях мягким карандашом ребята изображают действия (качание, наматывание, размахивание, разламывание, определённые явления (трубы дымят, море волнуется) или имитируют написание букв.
Вместе с тем рисование тесно связано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.
Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и раскрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Упражнения для развития кисти руки ребёнка должны выполняться в занимательной форме, быть интересными по содержанию, например, декоративные рисунки. Взрослому уместно учитывать тягу детей к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движений, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразие их комбинаций друг с другом, неоднократно повторять и передавать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.
Дети легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, чётко передать очертание элемента украшения, повторить его определённое количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения.
В результате упражнений в рисовании узоров движение руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Необходимо научить ребёнка не напрягать руки и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками, и фломастерами, чётко передавать конфигурацию элемента узора, отображать ритм, симметрию расположения украшений, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал. В орнаментной деятельности дети практически познают приёмы расположения элементов на плоскости
(сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева на право, прямо, наклонно, посередине, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением определять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.)
В основе графических образов детских рисунков лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «ёлочку»,
«дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие, цветне сочетания. Рисование прямоугольных форм даётся путём сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определённом расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнять какими-то изображениями. К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приёмами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления(«тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрёшка», «цветок», «жук» и др.).
В процессе создания этих рисунков необходимо учить ребёнка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определённом расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.
Чтобы сохранить интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастеров. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.
Красочно украшенные предметы дети сразу выделяют, легко воспринимают ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многочисленные варианты.
На занятиях по декоративному рисованию внимание детей обращают на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого надо проводить их неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки, штрихи, точки, мазки, дуги – ритмически повторяющимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник, блюдца (круг, салфетки (квадрат) и т. д. Узоры в них вписываются по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника – полотенца, что даёт возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов.
В орнаментации полотенца можно включать в узор линии разного направления и протяжённости.
При выполнении подобных заданий важно научить детей упражнять руку, развивать её гибкость, точность, что достигается в процессе более правильного изображения элементов орнамента, их расположении на плоскости бумаги в строгом порядке, сочетании мотивов по длине, толщине, окраске, в аккуратном и быстром изображении.
При анализе детских узоров следует учитывать чёткость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов; красочность орнаментов, применение в них разных приёмов сочетания цветов; технический уровень исполнения. Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребёнка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдалённо не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных упражнений – занятий заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы, а в подготовке детей к письму, к развитию руки, как аппарата письма.
Источник
Наталья Мишукова
Формирование графических навыков в дошкольном возрасте
Ключевые слова: графические навыки, традиционные и нетрадиционные формы работы с детьми,
Одним из наиболее важных аспектов работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, является, формирование графических навыков как основы подготовки руки ребенка к письму. Письмо – это сложный навык, который включает в себя выполнение тонких координированных движений руки, что вызывает большие трудности у многих детей в младшем школьном возрасте. Развитие графических навыков начинается с мелкой моторики. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие мелкой моторики необходимо начинать в младенческом возрасте когда ребенок выполняет первые хватательные движения пальцами рук, удерживая погремушку. С этой целью предлагается выполнять массаж пальчиков, вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала. Все это воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга и влечет за собой развитие нервной системы и развитие речи.
Рассмотрим подробнее, что, включают в себя графические навыки в дошкольном возрасте. Под графическими навыками подразумевается овладение ребенком работой с карандашом или ручкой, в результате которой у ребенка вырабатывается умение красиво, легко (без напряжения) рисовать, писать различные графические элементы. Организуя работу по развитию графических навыков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить начальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. В старшем дошкольном возрасте идет непосредственная работа по формированию умений у детей правильно работать с карандашом, кистью, ножницами. Кроме того формируется умение держать ложку, вилку, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т. д.
Формирование графических навыков зависит от разнообразных условий. Важнейшее из них правильно подобранные формы работы. В дошкольном образовательном учреждении формы работы включают разнообразные виды деятельности (по изобразительному искусству, физической культуре, музыкальному развитию, ручному труду, конструированию, познавательному развитию, а также мероприятия, проводимые в процессе совместной деятельности с детьми: игровой деятельности, прогулок, экскурсий.
В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста основным видом их деятельности является игра, поэтому даже образовательную деятельность целесообразнее всего планировать в игровой форме. Вовлекая ребенка в образовательную деятельность, воспитатель учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника, организует его активное участие, обеспечивая при этом много положительных эмоций, овладение знаниями и навыками.
Разберем конкретно каждый вид образовательной деятельности.
Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является ритмичность, плавность, легкость и скорость письма. Именно поэтому овладению графикой письма, по мнению ученых, способствует чувство ритма, которое развивается во время музыкальных занятий. «Как легко идет работа – пишет В. П. Галкин – когда она сочетается с ритмом.».
Во время занятий физкультурой, развиваются разнообразные качества, важные для трудовой, учебной, спортивной деятельности, в том числе и те, которые необходимы для формирования графического навыка письма: координация движений, ловкость, четкость и точность движений. Особенно полезны в этом отношении подвижные игры с мячом, обручем, скакалкой, и другими предметами.
Формирование элементарных математических представлений играет особое место в развитии графических навыков. В процессе формирования элементарных математических представлений дети учатся ориентированию в пространстве, в клетке, изображению узоров по клеточкам (графический диктант, соединению точек по цифрам, работе с мелким раздаточным материалом (геометрическими фигурами, обучаются штриховке геометрических фигур, выполняют задания «обведи по контуру» (цифры, заполняют прописи, специально созданные для каждой возрастной группы, играют со счётными палочками. Эта работа способствует развитию тактильных ощущений, глазомеру, которые также в свою очередь благоприятно влияют на развитие навыков письма.
Важное значение для развития мелкой моторики, а следовательно, и графических навыков в целом, имеет активное участие детей в процессе ручного труда. Одним из видов ручного труда является конструирование. Это сложный вид деятельности, который требует от детей особой усидчивости, достаточно развитых психических процессов (логики, внимания, воображения) и мыслительных операций (анализа, синтеза). В процессе конструирования происходит развитие пространственных отношений и общей моторики рук. Перечислим конструкторы, которые чаще других воспитатели дошкольных образовательных учреждений используют в своей работе: лего, магнитные и металлические, болтовые, суставные, блочные; мягкие конструкторы; трансформеры; конструкторы лабиринты; тематические наборы «Город», «Ферма», блоки Дьеныша.
Большое значение для развития мелкой моторики дошкольников имеет и такой вид ручного труда как оригами. В процессе выполнения оригами дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Отдельно необходимо выделить влияние на развитие мелкой моторики художественно эстетических видов деятельности: рисования, аппликации, лепки. В процессе которых развиваются творческие способности, мелкая мускулатура руки, художественный вкус, восприятие цвета. В зависимости от возрастной группы воспитатели используют разнообразный материал для художественного творчества (карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашь, акварель, глину, пластилин, тесто для лепки, картон, цветную и гофрированную бумагу). Для нетрадиционного рисования, который очень нравится детям, применяют крупы, нитки, природный материал, цветной песок.
Развитие графических навыков происходит в процессе всего периода нахождения детей в детском саду. Так, например, в процессе режимных моментов с детьми организуют дидактические, пальчиковые игры, настольные и теневые театры, проводят массажи и самомассажи, сюжетно ролевые, настольно-печатные игры.
Развитие графических навыков необходимо начинать с раннего возраста. Систематическая, целенаправленная, совместная деятельность педагогов и родителей необходимое условие успешного овладения ребенком навыками красивого и правильного письма, которое является одним из основных условий успешного дальнейшего обучения в начальных классах.
Источник