Развитие готовности ребенка к школе методики
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Дзержинский педагогический колледж».
Выполнила: студентка группы ПНК-2Б
Алабина Анастасия
Комплекс методик по изучению готовности ребёнка к школе.
Проверила: преподаватель высшей категории,
кандидат психологических наук Тухман И.В.
Дзержинск — 2018.
Бланк протокола к методике1 «Пройти через лабиринт»
Дата тестирования __________________________________________________
Тестирование прововодил____________________________________________
Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования
Данные о человеке:
Имя, фамилия
_____________________________________________________________________________
Возраст (дата рождения)
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк протокола к методике 2 «Пиктограмма»
Дата тестирования __________________________________________________
Тестирование прововодил____________________________________________
Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования
Данные о человеке:
Имя, фамилия
_____________________________________________________________________________
Возраст (дата рождения)
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ______________________________________________________
Наблюдения в ходе тестирования:_________________ ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк протокола к методике 3 « Самое непохожее»
Дата тестирования __________________________________________________
Тестирование прововодил____________________________________________
Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования
Данные о человеке:
Имя, фамилия
_____________________________________________________________________________
Возраст (дата рождения)
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк протокола к методике 4 « Домик »
Дата тестирования __________________________________________________
Тестирование прововодил____________________________________________
Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования
Данные о человеке:
Имя, фамилия
_____________________________________________________________________________
Возраст (дата рождения)
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк протокола 5 «Последовательные картинки»
Дата тестирования __________________________________________________
Тестирование прововодил____________________________________________
Время начала_____________________ и окончания _________ тестирования
Данные о человеке:
Имя, фамилия
_____________________________________________________________________________
Возраст (дата рождения)
_____________________________________________________________________________
Дополнительные сведения ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наблюдения в ходе тестирования:_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 1
Методика «Пройди через лабиринт»
Цель: исследование логичности и гибкости мышления
Инструкция:
Детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, распо-лагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заострен-ную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Обработка результатов:
Оценка результатов :
• 10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта.
• 8-9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, прохо-дя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок.
• 6-7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, прохо-дя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок.
• 4-5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, про-ходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок.
• 2-3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, про-ходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок.
• 0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.
Выводы об уровне развития :
• 10 баллов — очень высокий.
• 8 — 9 баллов — высокий.
• 4 — 7 баллов — средний.
• 2 — 3 балла — низкий.
• 0 — 1 балл — очень низкий.
Оборудование:
Заранее подготовленный образец лабиринта.
Приложение 2
Методика « Пиктограмма»
Цель: исследование опосредованной памяти и образного мышления.
Инструкция : детям читают слова, которые надо хорошо запомнить и повторить в конце занятия. Слов много, а чтобы было легче их запомнить, ребенок может на листочке нарисовать что-нибудь, что напомнит ему каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постараться нужно расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайтесь вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл «слова».
Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.
Проведение методики : Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова «разлука» ребенок говорит «расставание» или вместо «вкусный ужин» — «сладкий ужин», это ошибкой не считается.
Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.
Вывод об уровни развития :
10-12 –очень высокий; 4-6 – средний;
7-9 – высокий ;2-3 – низкий ; 0-1 – очень низкий
Приложение 3
Методика «самое непохожее»
Цель : изучение мышления и восприятие
Инструкция : Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: «Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая — только одна.» указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: «Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?» Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками. Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: «Чем эти фигурки отличаются друг от друга?». Так же можно помочь выделить и другие признаки — цвет и форму.
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки. Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
Результаты :
Ниже среднего — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.
Оборудование : заготовки геометрических фигур
Приложение 4
Методика « Домик»
Методика «Домик» (Н.Нечаева, С.Яковлева)
Цели:
• способности ребёнка копировать многокомпонентную исходную модель;
• развитости внимания;
• умения воспринимать объекты в пространстве;
• степени сенсорной координации;
• уровня формирования мелкой и крупной моторики пальцев и рук.
Инструкция:
1. Ребёнок получает всё необходимое.
2. Экспериментатор объясняет: «Видишь симпатичный домик на картинке? Попробуй нарисовать такой же на чистом листе».
3. Затем взрослый уточняет: «Будь внимательным, у тебя нет резинки, поэтому стереть ничего нельзя будет. Если всё же ошибёшься, то поверх неправиль-ного элемента нарисуй так, как считаешь нужным».
4. После этого испытуемый приступает к выполнению задания, а взрослый наблюдает за ним и отмечает для себя особенности процесса.
5. Когда домик будет готов, нужно попросить ребёнка убедиться, всё ли точно он перерисовал. Если малыш найдёт ошибку, то можно позволить её скор-ректировать.
Обработка результатов:
Пока ребенок рисует, стоит отметить:
• ведущую руку;
• как работает с образцом;
• быстро или медленно проводит линии;
• отвлекаемость во время работы;
• сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;
• исправляет ли сам ошибки.
Ошибками считается:
• отсутствие какой-либо детали на рисунке;
• увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
• разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
• наложение линий одна на другую.
. За каждую ошибку начисляется один балл.
1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
5 баллов – низкий уровень.
Оборудование:
• стимульный материал (изображение домика);
• белый лист формата А4;
• карандаш (желательно простой).
Приложение 5
Методика « Последовательные картинки»
Цель: изучение словесно-логического мышления
Инструкция: «Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ».
Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: «Кто изображен? Что они делают?» и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Анализ результатов : При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Уровни выполнения:
Ниже среднего уровня — картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.
Средний уровень — картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике
Высокий уровень — дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.
Оборудование: заранее подготовленные картинки
Источник
Алина Евдокимова
Диагностические методики для подготовки ребенка к школе
Диагностические методики для подготовки ребенка к школе
Методика «Домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.
Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.
Методика «Лесенка» (Щур В. Г.)
Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материалы и оборудование: Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Инструкция: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?»
Методика «Графический диктант». Д. Б. Эльконин.
Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Область применения: определение готовности к обучению, сформированности пространственных представлений и уровня саморегуляции, разработка рекомендаций.
Описание методики. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Перед собой нужно иметь текст инструкции, чтобы она была воспроизведена дословно. После того, как детям розданы карандаши и листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата обследования, психолог даёт предварительные разъяснения, после предъявления которых, переходят к рисованию тренировочного узора. Во время рисования тренировочного узора нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора даётся полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора психолог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. В случае необходимости психолог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.
Методика «Выбор по аналогии». Поливанова Н. И., Ривина И. В. 1993.
Методика направлена на выявление способности ребёнка выделять закономерность отношения между элементами внутри системы и переносить её на другую систему по аналогии с первой. Выявляет аналитический компонент в структуре системного мышления.
Область применения: исследование зрительно-пространственных представлений и особенностей мышления, разработка рекомендаций.
Описание методики. Методика включает 6 усложняющихся заданий,в каждом из которых элементы соотносятся по следующим параметрам: размер (задание 1); цвет (задание 2); позиция – поза (задание 3); количество (задание 4); характер операций с геометрическими элементами (задания 5-6).
«ТЕСТ РУКИ» (Л. А. Вагнер)
Позволяет изучить мышление и восприятие детей.
Проведение теста. Перед ребенкомв ряд выкладывается 8 геометрических фигур:
2 синих круга (маленький и большой) 2 красных круга (маленький и большой,2 синих квадрата (маленький и большой, 2 красных квадрата (маленький и большой).
Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма — и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.
Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
Ниже среднего — преобладание выбора по одному признаку без называния признака.
Средний уровень — преобладание выбора по двум признакам и называние одного.
Высокий уровень — преобладание выбора по трем признакам и называние одного — двух.
Последовательные картинки
Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8, в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д.Векслера: Соня, Пожар, Пикник. Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки. Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.
Ребенок должен расположить не только в логической, но и в «житейской» последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным.
При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.
Источник