Развитие голоса ребенка и его охрана

Развитие голоса ребенка и его охрана thumbnail

Людмила Петрова
Особенности детского голоса. Меры по его охране

Особенности детского голоса. Меры по его охране.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Особенности детского голоса

Голос — любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).

Голосовой аппарат — комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса, надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.

Резонатор — полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор — грудная клетка.

Голос каждого человека индивидуален.

Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.

Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.

Тембр — сложное качество звука.Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок, который обуславливает высоту звучания и обертоны.

Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.

При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.

У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).

Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит, острый насморк (ринит, воспаление глотки (фарингит, гортани (ларингит, трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.

Охрана голоса детей.

Пение не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с предельной осторожностью. Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения.Песня должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора и интерпретацией дирижера: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от смысла, от содержания, настроения пения. А все время петь громко — и нелепо, и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью — только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол, хоккей, волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как важно бережно относиться к своему голосу.

Важно помнить, что у детей короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. (как правило, до трех лет — звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2).

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. И мы, взрослые, должны беречь этот бесценный дар.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособия для воспитателя и муз. Руководителя/Н. А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л. Н. Комисарова. — М.: Просвещение. 1964. — 208 с. ,- (Б-ка. «Сад на селе»).

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.-240 с., нот. — (Б-ка воспитателя дет. Сада).

3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л. Н. Комисарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. — 2-е изд., испр. И под. — М.: Просвещение, 1982.- 271 с. ил.

4. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. — М., Просвещение, 1990.

5. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., Академия. 2000.

6. Тарасова К. В. К постановке детского певческого голоса. — Музыкальный руководитель, N 3, 2005.

Источник

Особенности детского голоса. Меры по его охране.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.

Пение способствует развитию речи. Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Особенности детского голоса

Голос — любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).

Голосовой аппарат — комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебания голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы.

Резонатор — полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор — грудная клетка.

Голос каждого человека индивидуален.

Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.

Высота определяется частотой колебаний звучащего тела (голосовые складки) в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.

Тембр — сложное качество звука. Его составляют: основной тон (колебания поверхностей голосовых складок), который обуславливает высоту звучания и обертоны.

Сила звука (субъективно воспринимается как громкость) зависит от амплитуды колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда, тем громче звук.

При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.

У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).

Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.

Охрана голоса детей.

Пение не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с предельной осторожностью. Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Это не совсем так, даже если оставить в стороне выразительность пения. Песня должна исполняться в точном соответствии с указаниями композитора и интерпретацией дирижера: где-то громче, где-то тише. Все это зависит от смысла, от содержания, настроения пения. А все время петь громко — и нелепо, и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь и непрерывно форсирует звук, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью — только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол, хоккей, волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как важно бережно относиться к своему голосу.

Важно помнить, что у детей короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких, неширокий диапазон .

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.

Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. (как правило, до трех лет — звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2).

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Голос ребенка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. И мы, взрослые, должны беречь этот бесценный дар.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы. Пособия для воспитателя и муз. Руководителя/Н.А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л.Н. Комисарова.- М.: Просвещение. 1964. — 208 с.,- (Б-ка. «Сад на селе»).

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Просвещение, 1981.-240 с., нот.- ( Б-ка воспитателя дет. Сада).

3. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Джержинская, Л.Н. Комисарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной.- 2-е изд., испр. И под.- М.: Просвещение, 1982.- 271 с.. ил.

4. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., Просвещение, 1990.

5. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., Академия. 2000.

6. Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса.- Музыкальный руководитель, N 3, 2005.

Источник