Развитие глухого ребенка до года
Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных голосов. Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.
После родов
Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.
К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.
В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.
К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.
С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.
Что слышу, то и говорю
Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных. Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша. Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей. Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».
Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха. Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков. Так, например, китайский язык – особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру – иногда ребенку нужно послушать и тишину.
Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.
Что-то не так…
К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.
Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.
Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).
Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку. Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.
Как узнать?
Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.
Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.
Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.
Что делать?
К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха – физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью. Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет. Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша – и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша.
Читать на эту тему:
- Концерт для погремушки с оркестром
- Что-то не так с ушками?
- Теория звука
Источник
Процесс развития слуха у вашего малыша очень важен, так как это одно из внешних чувств, позволяющих ребёнку общаться. Младенец начинает слышать звуки и подражать им, развивая, таким образом, способность разговаривать. Кроме того, голоса родителей действуют на малышей успокаивающе. Формирование слуха на самом деле — один из ключевых моментов в развитии ребёнка. Это не значит, что с неразвитым слухом ваш ребёнок не будет расти, но появление слуха определенно ускорит его развитие.
Каким образом ваш малыш будет реагировать на звуки?
Первым у младенцев развивается слуховое восприятие. Более того, развитие способности слышать начинается ещё до рождения ребёнка. Из-за этого многие родители включают музыку и разговаривают со своими малышами, когда они ещё находятся в утробе матери. Способность реагировать на звуки у вашего ребёнка развивается в течение нескольких месяцев до его рождения, а полностью сформироваться может уже через месяц после. Однако ваш малыш, скорее всего, начнёт реагировать на звуки гораздо позже. Причём вы должны быть готовы к различным реакциям. Например, если вы будете напевать, укладывая своего малыша спать, это может успокоить его и не дать расплакаться. Того же результата можно добиться, просто разговаривая с ним.
Как узнать, насколько хорошо слышит новорождённый?
Узнать, насколько хорошо слышит ваш малыш, можно с помощью обследования, которое проводится в больнице сразу после родов. Если у вас есть сомнения по поводу состояния слуха вашего ребёнка, обратитесь к лечащему врачу. Он даст вам ознакомиться с результатами обследования и при необходимости проведёт ещё одно, чтобы убедиться, что слух ребёнка развивается надлежащим образом.
Когда младенцы начинают слышать после рождения?
Сложно сказать, когда ваш малыш начинает слышать впервые, так как слух ребёнка, как уже отмечалось выше, формируется внутриутробно. У каждого ребёнка слух появляется в разное время, но, когда это произойдёт, ваш малыш начнёт толкаться более активно, услышав знакомые звуки. Например, подобную реакцию может вызвать голос вашего партнера. После рождения слух у ребёнка развивается крайне быстро и будет полностью сформирован уже через 4-7 недель.
Развитие слуха у младенцев
Очень важно наблюдать за развитием слуха вашего малыша в течение первого года жизни. Ниже представлен приблизительный график нормального развития слухового восприятия у детей:
- 0-2 месяца. Орган слуха у ребёнка уже полностью сформирован. Малыш, вероятно, пока не будет реагировать на звуки, но вы можете контролировать его развитие с помощью медицинских обследований. Примерно в этом возрасте они начинают различать высокие звуки.
- 3 месяца. Приблизительно в это время ребёнок начинает каким-то образом реагировать на звуки, как правило, подражая им. Малыш будет агукать в ответ на ваш голос или другие звуки, развивая тем самым свою способность разговаривать.
- 6 месяцев. Это важный этап в развитии слуха, когда ваш малыш начинает реагировать на более мягкие звуки и пытаются повторить незнакомые.
- 12 месяцев. Это заключительный этап формирования слуха. Ваш ребёнок теперь может распознавать и реагировать на большинство мягких и низких звуков. Не удивляйтесь, когда он начнёт узнавать свои любимые песни и голоса персонажей из мультиков.
Как можно стимулировать развитие слуха у новорождённых?
Существует немало методов, способствующих развитию слуха у ребёнка. При желании вы можете воспользоваться следующими советами:
- Больше разговаривайте при ребёнке. Постарайтесь также беседовать с ним как можно чаще и попросите о том же вашего партнера.
- Включайте спокойную, расслаблявшую музыку, желательно инструментальную. Известно, что мягкий джаз развивает музыкальный слух, успокаивает ребёнка и способствует формированию слухового восприятия. Западная классическая музыка оказывает аналогичное воздействие.
- Нужно постоянно петь или читать ребёнку. Голоса родителей действуют на них успокаивающе.
- Когда ваш малыш подрастёт, покупайте ему музыкальные игрушки.
- Наблюдайте за ребёнком и заостряйте внимание на каждом звуке, привлекшем его внимание. Например, заметив реакцию на шум самолета, поднимите голову вверх, показывая, что вы тоже его слышите.
Как определить, что не слишком ли звуки громкие для вашего ребёнка?
На самом деле это очень непросто, так как ребёнок начинает реагировать на звуки лишь спустя примерно три месяца после рождения. Поэтому в течение первых трёх месяцев рекомендуется по возможности устранить все громкие звуки. На четвёртом месяце на слишком громкие звуки ваш малыш будет реагировать плачем. По мере взросления реакция младенцев на чересчур громкие звуки становится все более своеобразной. Одни полугодовалые малыши начинают плакать, другие пугаются и затихают. Дети, уже умеющие передвигаться, могут попытаться отползти подальше от источника звука.
Факторы, влияющие на развитие слуха у новорождённого
Существует множество факторов, влияющих на формирование слуха у вашего малыша, например:
- постоянная подверженность громким звукам;
- кислородное голодание во время родов;
- преждевременные роды;
- генетические отклонения;
- перенесённые во время беременности инфекции, такие как краснуха;
- серьёзная травма головы;
- воспаление уха;
- повреждение барабанных перепонок ватными палочками или наушниками;
- нахождение в непосредственной близости от места запуска фейерверков;
- высокая температура.
Подверженность данным факторам может привести к нарушению слуха у ребёнка на время или навсегда.
Обследование органов слуха у младенцев
В настоящее время в большинстве больниц вскоре после рождения ребёнка проводится плановое обследование органов слуха. Восстановившись в некоторой степени после родов, вы можете узнать результаты обследования у своего лечащего врача. В случае, если его ещё не проводили, убедитесь, чтобы обследование состоялось до того, как вы покините больницу. Вернувшись домой, вы можете использовать представленные ранее советы для контроля развития слуха ребёнка, наблюдая за реакцией малыша на звуки в течение определенного периода и сравнивая их с примерным графиком развития слуха, приведённым выше.
Когда стоит начинать волноваться о проблемах со слухом у новорождённых?
Самое главное, чтобы вы понимали, что слух у младенцев формируется ещё до рождения. Если обследование в больнице выявит какие-то нарушения, или развитие слуха у вашего малыша будет отставать от графика, это повод для обращения к медицинскому специалисту.
Слуховое восприятие у малышей полностью формируется в течении одного или двух месяцев после рождения. С помощью рекомендаций, приведённых выше, вы можете стимулировать процесс развития слуха у вашего малыша.
Источник
Важное значение имеет, родился ли малыш уже с нарушением слуха или же потерял слух после травмы или болезни. Но в любом случае существуют особенности психического развития глухого ребенка. Один из способов восприятия мира нарушен, значит, организм начинает искать возможность компенсировать это.
Например, глухие дети очень подвижные, так как это помогает им исследовать мир вокруг, понимать свойства предметов. Для детей важно иметь возможность учиться, развиваться, заниматься любимым делом. Ограничивать их в самостоятельности нельзя. Гиперопека родителей может серьезно навредить малышу – его личность должна развиваться без давления комплексов.
Ограничивая малыша, ограждая его от простых детских обязанностей, родители формируют негативные качества его характера.
Сегодня существует много возможностей для таких детей: образование, общение, игры, развлечения. Это позволяет им не воспринимать свои особенности как что-то резко негативное.
Нарушения слуха
Особенности развития зависят от того, какова причина появления глухоты:
- наследственная (родители глухие или слабослышащие);
- дефект внутриутробного развития;
- родовая травма;
- болезни, перенесенные во младенческом, грудничковом, раннем, школьном возрасте.
В любом случае таких детей можно обучать, развивать и учить быть самостоятельными. Глухие люди успешно учатся, работают и создают семьи. Они занимаются профессиональным спортом, творчеством, музыкой. Сегодня практически нет серьезных ограничений для дееспособности человека с нарушением слуха. Конечно, если оно не идет в комплексе с другими проблемами:
- слепотой;
- потерей речи;
- нарушением активности;
- умственной отсталостью.
Различают нарушения слуха разной степени тяжести: от легких до полной глухоты. Люди, которые находятся посередине данной градации, слабослышащие. Их способность слышать потеряна лишь частично. Все зависит от того, какова причина нарушения. В некоторых случаях может помочь операция, терапия, слуховой аппарат. В других, к сожалению, слух будут медленно ухудшаться.
Сегодня большой популярностью пользуются альвеолярные импланты, который могут помочь мозгу наладить связь с ухом. Даже тем, кто глух от рождения, они часто помогают. Конечно, каждый случай рассматривается врачами отдельно. Эта операция не самая простая, но она помогла начать слышать уже многим детям и взрослым.
Снижение или потеря слуха у грудного ребенка
К сожалению, выявить отсутствие или снижение слуха можно не сразу. Некоторые мамы первое время вообще не замечают, что с ребенком что-то не так.
Дело в том, что родившийся малыш будет кричать, плакать, как и все другие детки. У него начнется фаза гуления с 2-3 месяцев, а с 5-6 месяцев он будет лепетать. Все это благодаря естественному моторному развитию.Тут важны отличия в интонациях. Плач глухого малыша однообразен, безэмоционален.
Обычно только к 10 месяцам удается точно понять, что кроха не слышит. Этот этап психологического развития у других детей проходит в попытках активного общения. Дети без проблем со слухом проходят его, учась «перекличке». Мама зовет малыша – он отвечает ей криком особой тональности. А глухой младенец более отстранен, не реагирует на звук голоса матери.
Обучение ребенка
Важно учитывать 4 момента для определения развития и планирования обучения малыша:
- насколько сильно снижен слух, есть ли зависимость между снижением слуха и дефектом речи;
- чем раньше появилось нарушение слуха, тем тяжелее проблемы с речью;
- была ли ему оказана помощь, были ли обследования, следуют ли родители советам врача или нет;
- уровень психического развития к младшему или дошкольному возрасту.
Учиться в обычной школе такой малыш не сможет, поэтому для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные учебные заведения.
Сурдологический кабинет
Дети от 0 до 18 лет с разной степенью глухоты посещают сурдологический кабинет. Врач направляет малыша к сурдологу для:
- уточнения диагноза, формирования плана лечения;
- принятия решения, можно ли повести операцию по сохранению или восстановлению слуха;
- подбора учебного заведения и программы для детей со сниженным слухом или глухотой.
Здесь же сурдолог проконсультирует родителей. Для многих родителей такой диагноз ребенка — шок. Они просто не знают, как быть, к кому идти за помощью, их пугают некоторые особенности поведения малыша. Правильные отношение детей с родителями важны для их психического развития.
Необходимость обучения
Если у малыша сохранен или даже немного снижен интеллект, то его можно и нужно обучать. Это стимулирует нормальное психологическое развитие ребенка. Если не учить даже здорового малыша, это приведет к серьезным изменениям его психики, личности. Что уж говорить о детях с дефектами восприятия! Конечно, обучение проводят специальные педагоги-дефектологи, а не обычные учителя. Школа для малышей с нарушением слуха устроена не так, как обычная:
- небольшие классы (4-6 человек);
- учитель и несколько помощников (каждому малышу нужно внимание, помощь при разъяснении материала);
- специальное оборудование для работы;
- специальные учебные пособия.
Как и другие, эти школы делятся на начальное, среднее и старшее отделения. Основная нагрузка начальной школы — обучение речи. Тут идут в ход разные речевые методики. У детей с нарушением слуха большая проблема с воспроизведением, артикуляцией. Чем легче дефект, чем позднее он появился, тем проще научить малыша говорить. Здесь же учат языку жестов, азбуке глухих. Это дает детям возможность общаться между собой, вести нормальные дружеские беседы.
Последующее обучение в школе позволяет развивать навык устной речи, расширять словарный запас ребенка. Особенности такого образования в том, что его нельзя проводить по обычным учебным планам. Министерство образования разработало специальные планы и пособия. Но уже в старшей школе есть возможность учить детей по обычной программе. После завершения школы молодой человек получает аттестат – он прошел полный курс среднего образования. Возможно и дальнейшее обучение для получения специальности.
Психическое развитие
Особенности восприятия мира влияют на развитие психики малыша. И чем сильнее глухота, тем больше это влияние. Очень часто родителям советуют вместе с ребенком посещать детского психолога. Это помогает ему избавиться от многих комплексов и пересмотреть свое поведение.
Для малышей с нарушением слуха определяющим фактором является, было ли это нарушение врожденным или приобретенным. Если малыш потерял слух полностью или частично, ему бывает очень тяжело адаптироваться к новым условиям жизни. Все меняется:
- часто друзья отворачиваются от него;
- нельзя ходить в свой садик или продолжать учебу в обычной школе;
- многие любимые дела приходится забросить.
Конечно, нельзя оставлять сейчас малыша или подростка один на один с проблемой. Чтобы не случилось кризиса психического развития, родители должны быть рядом и оказывать поддержку. Точно не стоит постоянно указывать детям на их проблему, ограждать от обычной детской активности.
Если малыш с потерей слуха уходит в себя, это губительно для правильного психического развития. Лучше всего в таком случае проконсультироваться у врача, специалиста по работе с детьми с такими проблемами. Поддержка ребенку нужна будет не только в особой школе, но и дома.
Личность
Многое зависит от того, в какой среде воспитывается человек. Родители могут заложить две совершенно противоположные установки:
- малыш понимает суть своего дефекта, осознает, что путь его развития будет не таким, как у других детей. Но он знает, что с помощью родителей, друзей, родственников, учителей он сможет реализовать свои возможности. Тут не только адаптация в мире, учеба, но и творчество, спорт, общественная деятельность;
- малыш понимает, что он не такой как другие, у него есть серьезный дефект. Эта особенность воспринимается как негативная, ограничивающая его возможности. Он не сможет занять в мире какое-то достойное место, всегда будет нуждаться в помощи других.
Разница огромная. Развитие личности происходит у всех детей (с сохраненным интеллектом) вне зависимости от того, слышат они или нет. Это лишь один из органов чувств. Если у малыша сохранилось зрение, вкусовые ощущения, обоняние, возможность двигаться, то он может вполне успешно развиваться.
С нарушением слуха связаны некоторые личностные особенности, но это никак не делает человека «второсортным», ненужным, бесполезным. Главное, чтобы у него была возможность общаться, так как это один из определяющих факторов развития личности.
Негативные последствия гиперопеки
Другой важный фактор — самостоятельная деятельность, независимость (хотя бы частичная), наличие ответственности. С физической точки зрения потеря слуха не ограничивает человека так сильно, как, например, слепота.
Детей нужно обязательно учить заботиться о себе – тут они мало чем отличаются от здоровых детей.
Глухой или слабослышащий ребенок вполне может заниматься собственной гигиеной, одеваться, кушать сам, играть, иметь какие-то домашние обязанности. Губительным для личностного развития было бы ограничение его в этих простых действиях.
Некоторые родители из самых благих побуждений пытаются оградить глухого ребенка от какой-то домашней работы, сложностей в учебе, проблем с другими детьми. Это негативно отражается на развитии личности, собственного и общественного «я». Установка, при которой дети чувствуют себя зависимыми, ограниченными, ведет к формированию очень опасных для личности качеств:
- неадекватное возрасту поведение;
- претензии к здоровым детям;
- мысль, что «все мне должны»;
- постоянная потребность в помощи взрослого;
- эгоистичное поведение;
- отсутствие воли.
Такое обращение с ребенком делает его инвалидом тогда, когда он им не является. Часто гиперопека родителей по отношению к детям с нарушением слуха тормозит их развитие, ведет к инфантилизму.
Эмоции
Дети с нарушением слуха проявляют меньший спектр эмоций. У них преобладает раздражительность, нетерпение. Они легко впадают в гнев. Это связано с невозможностью получать нормальную обратную связь от мира. Очень многое зависит от нашего голоса – так мы показываем мелкие нюансы настроения, шутки, сарказм. Если человек не слышит, он лишен возможности это понимать. С эмоциональной точки зрения, для глухих и слабослышащих детей, мир лишен многих красок.
При правильной работе с ребенком многие нюансы эмоционального поведения можно исправить. Очень важно, чтобы у таких малышей была возможность общаться друг с другом и со здоровыми детьми. Это помогает им учиться. Оставить его дружить и заниматься вместе только со слабослышащими и глухими – для эмоционального развития это будет очень вредно. Ведь дети копируют поведение друг друга, учатся, общаясь с другими. Так, от здоровых детей малыш с нарушением слуха получит навыки мимического выражения многих эмоций.
Опять же важно нормальное общение с родителями. Они — первые люди, которых увидит малыш. Он научится их улыбкам, будет лучше понимать, как реагирует на то или иное событие мама или папа. Не стоит ограждать кроху от обычных детских развлечений: походов в музеи, зоопарки, парки, совместных поездок. Это помогает ему получать позитивные эмоции. Так он не будет считать, что чем-то сильно отличается от других. Как и обычным детям, ему нужны радость, восторг, удивление – словом, самые разные впечатления.
Важность движения
Глухота или частичная потеря слуха могут серьезно повлиять на координацию движения. Обычно для таких людей характерно следующее:
- шаркающая походка;
- проблемы с координацией и ориентацией;
- они часто падают;
- плохо ощущают свое тело в пространстве.
У детей с проблемным слухом отмечается высокая двигательная активность. Даже несмотря на то, что малыш может часто падать, спотыкаться, он очень подвижный. Это компенсация организма – еще один способ познавать мир. Так активизируется использование всех остальных, непострадавших видов восприятия. Часто бывает так, что малыш гиперактивен, но после быстро устает, нуждается в длительном дневном сне. Ничего страшного – его активность полезна для психического развития.
Если нет противопоказаний от врача, малышу можно попробовать себя в каком-то виде спорта. Существуют специальные секции для таких детей. Спорт поможет им преодолеть проблемы с координацией. Например, из-за особенности восприятия звуков как вибраций они могут хорошо танцевать.
Возможности музыкального развития
Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:
- аудиограмма не влияет на звуковое восприятие;
- развита вибрационная чувствительность;
- легче улавливают ритм.
Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть предрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития. Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное. Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.
Социальные возможности детей с нарушением слуха
Школой и кружками социальная жизнь таких детей не заканчивается. У них масса возможностей. Сегодня большинство музеев оборудовано программами помощи людям со сниженным слухом, проводятся экскурсии на языке глухих. Существуют всевозможные программы адаптации детей, а потом и взрослых людей. Возможно дальнейшее обучения по выбранным профессиям. Причем это не только профессиональное, но и высшее образование.
Родителям обязательно нужно узнать обо всех возможностях для детей. Чем активнее будет их жизнь, тем больше психологического комфорта испытывают дети. Равные возможности позволяют им забыть о своем недуге и вести нормальную жизнь в обществе.
Обязательно изучите язык жестов
Детям нужно изучить язык жестов: это заметно облегчит их жизнь и общение. Но родителям тоже придется его выучить, чтобы общаться со своим ребенком. Это не так сложно, как может показаться. Он состоит из дактилологической азбуки (каждая буква обозначена жестом) и жестов-слов. Так, например, одним жестом можно сказать «спасибо», «извини», «я тебя люблю».
Конечно, необходимо выучить эту азбуку еще и потому, что глухие и слабослышащие много времени будут проводить вместе. Это общение в школе, дружба. Многие из них заводят семьи и совершенно не чувствуют себя какими-то не такими в нашем обществе. Единый язык общения помогает почувствовать психологическую причастность к огромной группе людей. Для правильного развития психики это необходимо. Так малыш не будет одиноким или покинутым, сможет иметь друзей и точно такие же отношения, как любой из слышащих.
Следите за состоянием здоровья ребенка
Часто врожденная глухота — следствие особенности развития органов слуха или системы лор-органов (уши, горло, носоглотка). Из-за этого носоглотка страдает сильнее всего. У детей отмечаются частые отиты, воспаление аденоидов даже после простой простуды. Для них горло — особо чувствительная зона. Голосовые связки тоже сильно страдают. Малыш пытается говорить, но не может соизмерять громкость, часто кричит.
Родителям советуют хорошо следить за тем, чтобы малыши не простужались. По возможности давать им витамины, поддерживать иммунитет. Если в детстве будут серьезные проблемы с горлом, это скажется на качестве обучения. А ведь развить речь для такого малыша очень важно. Если сильно пострадают голосовые связки и носоглотка, то речевая функция может быть потеряна.
Врач пропишет вам специальные смягчающие ингаляции, полоскания. Особенно следует обратить внимание на то, как ребенок спит. Малыши часто спят с открытым ртом – от этого простужаются или пересушивают горло. Можно поставить в детской комнате аппарат, нормализующий влажность воздуха – так получится избежать пересушивания горла ночью.
Источник