Развитие футбольных навыков у ребенка
Вижу цель, верю в себя, не замечаю препятствий
0
Общество давно разделилось на сторонников и противников детского футбола: одни видят в занятиях этим видом спорта престиж и перспективы, другие считают его бесполезным и травмоопасным. Основатель сети футбольных школ Игорь Пугачёв не спорит: от профессиональных травм не застрахован никто — даже музыканты. Но о том, какие навыки и умения футбол формирует у ребёнка, поговорить стоит.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Развивает воображение
Как и в любом другом виде спорта, здесь имеет значение методика, по которой работает тренер, его умение найти индивидуальный подход к ребёнку. Важно заранее узнать о задачах, которые он ставит перед учениками, и о том, какими методами воплощает их в жизнь.
Если цель — добиться результата «во что бы то ни стало» — не стоит рассчитывать, что тренер будет уделять должное внимание становлению личности. А именно это должно стать основной задачей детского спорта, потому что ребёнку необходимо почувствовать свою особенность, найти собственный стиль и характер, в том числе в футболе. Для этого тренер должен поощрять детскую инициативу и творчество, учить своих подопечных мыслить и придумывать, запоминать и прогнозировать ситуацию.
Всё это связано с активизацией умственных процессов, управляющих спортивной моторной деятельностью. Конечно, если тренировки проходят однообразно, с бесконечным повторением одних и тех же действий, этого вряд ли можно добиться. Ведь чтобы оторваться от противника, ударить с большого расстояния по воротам, применить обманное движение — без фантазии и творческого воображения не обойтись.
2. Укрепляет физически
Футбол — вид спорта, который способствуют всестороннему физическому развитию. Во время тренировок постоянно меняется комплекс упражнений, чередуются нагрузки, в разном порядке и с разными интервалами следуют упражнения, отличающиеся по характеру, напряжённости и длительности.
Борьба за мяч связана с ходьбой, бегом и резкими остановками, быстрым стартом и ускорениями, прыжками, ударами по мячу и даже акробатическими приёмами. Ещё игроку необходимо уметь удерживать равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать темп, быть гибким. Сформировать эти навыки возможно только в том случае, когда во время тренировки применяются элементы из других видов спорта.
3. Учит общаться
Поскольку футбол — командная игра, каждому члену команды надо уметь выстраивать отношения с другими игроками. Потому что умение (или неумение) идти на контакт и договариваться имеет серьёзное влияние на результат деятельности, а психологический климат в команде нередко играет определяющую роль в итоге игры.
Так что футбол — это еще и возможность выработать коммуникативные навыки. Ведь игра не состоится без сотрудничества и сплочённости, желания находить общий язык и решать конфликтные ситуации.
4. Вырабатывает реакцию
Постоянно изменяющиеся сочетания движений, действий и отдыха, резкая перемена обстановки связаны с тем, что необходимо следить за движущимся мячом, в доли секунды оценивать ситуацию и тут же реагировать на неё точным движением. Причём как лично, так и в совместных действиях. Значит, важна быстрота ответной реакции, способствующая стремительному выполнению движений.
5. Позволяет проявить лидерские качества
Психологи рекомендуют занятия командными видами спорта для развития лидерских качеств. Футбол располагает к этому, потому что здесь ребёнок может проявлять инициативу и принимать решения, которые могут повлиять на исход игры. Взаимодействие с другими детьми научит его ответственности не только за себя, но и за работу коллектива, а также позволит проявить себя и стать капитаном команды.
Так что футбол — тот вид спорта, где формируются важные черты характера, развиваются многие навыки: умение общаться, способность выдерживать физическую нагрузку. Игра развивает координацию и ловкость, формирует определённый образ мышления, умение быстро реагировать и принимать решения. Даже если в дальнейшем ваш сын не выберет спортивную карьеру, приобретённые качества будут полезны для достижения высоких результатов не только в спорте, но и в жизни.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Лиана Хазиахметова
Детей нужно развивать не только интеллектуально, но и физически — это понимают многие родители, поэтому стараются как можно раньше определиться с видом спорта для ребенка. В книге «Про футбол» главный врач сборной России по футболу Эдуард Безуглов и тренер Дмитрий Кортава рассуждают, с какого возраста отдавать детей в секцию и какие навыки стоит развивать до этого. Хотя речь идет об игре с мячом, много полезного узнают и те родители, которые видят ребенка в других видах спорта.
Когда лучше всего начинать заниматься футболом?
Про футбол
Ответ однозначный: чем раньше, тем лучше. Как только появилось желание — надо начинать! Футбол — это не только координация, ловкость и скорость, но и социализация, что очень важно в детстве. Можно играть и с четырех-пяти лет. Для этого вполне подойдет компания старшего брата, папы или ровесников во дворе.
В этом возрасте специализированные школы еще не производят набора, но ребенка уже можно отдать в одну из многочисленных частных школ, где он будет заниматься два-три раза в неделю. В больших городах такие школы частично берут на себя функции «дворового» футбола, распространенного в советское время.
Крупнейшие детские коммерческие школы России — «Юниор» и «Чемпионика». В «Юниор» входят более 400 школ, где занимаются более 45 тыс. детей, а в «Чемпионику» — около 350, и посещают их свыше 6000 детей в возрасте от трех лет. Стоимость тренировки зависит от вида абонемента, в среднем от 400 до 600 руб. за одно занятие.
Понятно, что эти суммы доступны не всем семьям и школы есть далеко не везде, но для будущих Месси брат, папа и друзья по подъезду могут стать отличной альтернативой частной школе.
Сейчас, к огромному сожалению, игры на улице ушли из жизни детей. Баскетбол, футбол, хоккей во дворах исчезают — их вытесняет виртуальная реальность, в результате чего у дошкольников появляются проблемы с ловкостью, скоростью, техникой игры и соревновательным духом. А именно на эти качества нужно делать упор при начальной подготовке. Кстати, постоянное пребывание в помещении усугубило и другую проблему, на первый взгляд незаметную: выросло число детей с дефицитом витамина D, который в основном вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей. А это и повышенный риск травм, и утомляемость, и целый букет сопутствующих неприятностей.
На что обратить внимание при выборе школы
Отдавая ребенка в частную (да и любую другую) спортивную школу, обязательно узнайте о квалификации тренера (есть ли высшее физкультурное или педагогическое образование, тренерская лицензия) и пройдите медицинское освидетельствование.
Однако помните, что в этом возрасте любой малыш параллельно должен развивать навыки и качества, которые обязательно пригодятся ему не только в футболе, но и в любом другом виде спорта. Речь о гибкости, ловкости, координации и умении плавать. В четыре — шесть лет и гибкость, и координацию развить достаточно легко: двух-трех тренировок в неделю по 40–50 минут, проходящих в игровой форме, более чем достаточно, чтобы через полтора-два года при отборе в спортивную школу ребенок имел конкурентное преимущество. Для развития этих качеств великолепно подойдут танцы, акробатика, дзюдо, гимнастика, боевые искусства.
Знаменитый шведский футболист Златан Ибрагимович в детстве серьезно занимался тхэквондо и имеет по этому виду единоборства черный пояс. Он неоднократно говорил, что именно навыки, полученные благодаря тхэквондо, помогали ему на футбольном поле.
Златан Ибрагимович. Источник
К тому же у ребенка во время занятий другими видами спорта могут проявиться способности и интерес именно к ним — возможно, это знак, что ему нужно развиваться в ином направлении, где вероятность проявить себя будет выше, нежели в футболе.
Очень важно дать возможность малышу испытать себя в максимальном количестве видов спорта — дети должны иметь выбор!
Заниматься ребенку надо только тем, что нравится ему самому, а не родителям.
Возвращаясь к разговору о качествах, нужно заметить, что фундаментальное значение в развитии будущего футболиста имеет ловкость. Она напрямую связана с обучаемостью сложным техническим приемам, без которых невозможно стать профессиональным футболистом. Координационно-моторные способности важны для формирования сложных технико-тактических действий, таких как финты под давлением соперника, на ограниченном пространстве в условиях лимита времени, удары по воротам, передачи и прием мяча.
«Тренерам, работающим в детско-юношеском футболе, мы на протяжении десяти лет твердим, что на первом месте должны быть координация, скоростные способности и работа с мячом. Если все это соединить в игроке, он будет способен выполнять технические приемы на современном уровне. Этому нужно учить. И у нас есть в этом недостатки», — говорит Андрей Лесаков, генеральный директор Академии тренерского мастерства, технический директор Российского футбольного союза.
Время до поступления в футбольную академию идеально подходит, чтобы улучшить и координацию, и ловкость. Работу над ними надо проводить практически везде и всегда — специальных условий для этого не требуется.
Отличным способом улучшить ловкость и координационные способности у детей могут стать когнитивные тренировки, которые можно проводить в домашних условиях. Этот вид тренировок очень популярен во многих европейских странах.
Когнитивные тренировки — это упражнения, которые способствуют развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания. То есть своего рода «зарядка для мозгов».
Пример академии «Краснодара»
В идеале развитие каких-либо качеств за счет видов активности, отличных от футбола, должно проходить во всех специализированных школах, но фактически у нас в стране соответствующая инфраструктура и тренерский состав для занятий другими видами спорта есть только в самых крупных академиях. Примером может служить академия «Краснодара», где дополнительным активностям юных «быков» (на гербе клуба изображен бык, и поэтому футболистов тоже часто называют «быками») уделяется большое внимание.
Внеурочная деятельность воспитанников академии «Краснодара» — важная часть подготовки юных футболистов. Помимо ежедневных футбольных тренировок воспитанники развивают свой кругозор в самых разных сферах и областях, достигая при этом определенных результатов.
Кроме изучения школьных предметов юные «быки» в обязательном порядке посещают латиноамериканские танцы и уроки спортивной акробатики, где развивают пластичность тела, которая в дальнейшем помогает им на футбольном поприще.
Также неотъемлемой составляющей школьной жизни учащихся являются урок шахмат и шахматные турниры, по итогам которых лучшие принимают участие в сеансе одновременной игры с президентом клуба Сергеем Николаевичем Галицким. Кроме того, внеурочная деятельность имеет большое значение для «черно-зеленых», и каждый ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
Школа предоставляет обучающимся возможность выбора и помогает в развитии интеллектуальных и творческих способностей.
Игры филиалов Академии ФК «Краснодар». Источник
Так, например, на территории академии проходят различные мероприятия, такие как «День школы», «День учителя», «День знаний», «День открытых дверей», «Последний звонок», в которых воспитанники проявляют свое вокальные, танцевальные и актерские таланты со сцены. Стоит отметить, что в 2019 г. учащиеся представили свой первый мюзикл под названием «Волк и семеро козлят», переписанный на современный лад.
Некоторые мероприятия носят выездной характер, где ребята посещают другие образовательные учреждения города и края, участвуя в выставках и конференциях. Также к таким мероприятиям можно отнести возложение цветов к памятнику жертвам фашистского террора, посвященному победе в Великой Отечественной войне.
В академии регулярно проходят встречи с интересными людьми, тематические концерты и флешмобы, активно развиваются школьные СМИ, воспитанники работают над собственными проектами.
Чаще всего все дополнительные активности отданы на откуп родителям, что нельзя признать рациональным, поскольку это может приводить к развитию перенапряжения и повышенному травматизму — преемственность нагрузок очень важна, особенно в детском возрасте.
Если вы решили отдать ребенка в футбол, не зацикливайтесь только на игре с мячом. Маленьким детям важно показать, насколько разнообразным может быть мир вокруг. Гармоничное развитие и желание станут конкурентными преимуществами в профессиональном спорте.
По материалам книги «Про футбол». Ее еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только книга придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые читатели смогут приобрести ее со скидкой.
Обложка поста: unsplash.com
Источник
Основные положения начальной подготовки
• Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.
• Футбол — это игра со своими законами и правилами. Кроме того, здесь действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях.
• Обучение техническим приемам в футбольной школе сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно научиться писать буквы, затем эти буквы сложить в слова, потом из слов формировать предложения. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Так же и в футболе: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.
• Тренер должен понимать, что мальчик или девочка — это не уменьшенная копия мужчины или женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов.
• На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода.
Учет индивидуальных особенностей
При одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям по 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.) один из них соответствует 8-летнему возрасту, а другой — 12-летнему. Есть и спортивный возраст, который определяется эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы нужно учитывать при планировании тренировочных нагрузок.
Величина, объем и интенсивность нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться в первую очередь.
Мотивация на начальном этапе обучения
Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.
Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств — ловкости, быстроты, координации — и обучают технике игры.
Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).
Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие — стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) — менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.
Содержание программы
В ходе начального обучения технике владения мячом необходимо правильно расставлять приоритеты. В период с 6 до 9 лет мальчики и девочки должны изучать технику следующих игровых приемов:
1. Ведение мяча:
– внутренней и внешней сторонами подъема;
– с разной скоростью и сменой направления;
– с обводкой стоек;
– с применением обманных движений;
– после остановок разными способами.
2. Жонглирование мячом:
– одной ногой (стопой);
– двумя ногами (стопами);
– двумя ногами (бедрами);
– с чередованием «стопа-бедро» одной ногой;
– с чередованием «стопа-бедро» двумя ногами.
3. Остановки мяча:
– подошвой и разными частями стопы.
4. Передачи мяча:
– короткие и средние;
– выполняемые разными частями стопы.
5. Обводка соперника (без борьбы или в борьбе)
6. Отбор мяча у соперника
7. Вбрасывание мяча из аута
Обучать всем этим приемам в равном объеме при 2-3-разовых занятиях в неделю невозможно. Поэтому в первый год нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: ведение, удары, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения разностороннего физического развития детей. Предлагаемая программа составлена с учетом всего выше сказанного, в ее основе лежит принцип многократного повторения одного и того же технического приема в различных игровых и стандартных упражнениях.
Основы подготовки
Обучение будет наиболее эффективным, если дети будут выполнять упражнения с мячом и без мяча не только в футбольной школе, но также дома и на улице, во дворе.
Дома: объясните детям, что утром надо выполнять элементарную зарядку, в которую должны входить упражнения на равновесие (стойка на одной ноге), гибкость, а также упражнения с маленьким мячом (например, для большого тенниса). Любые упражнения с мячом можно выполнять в квартире или рядом с домом на улице: жонглирование разными частями тела, ведение мяча и т. п.
На улице: играть в футбол с друзьями. Обязательно, чтобы это происходило в безопасном месте. Желательно играть на площадке небольших размеров. В этом случае контакты с мячом будут частыми и, следовательно, игрок будет совершать много ведений и обводок.
В футбольной школе: два-три занятия и один игровой день в течение недели.
При планировании нагрузок для детей этого возраста нужно понимать, что направленность в них будет смешанная. Поэтому тренер должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с упражнениями, обучающими основным элементам футбола.
Тренировочные занятия для детей 6-7 лет (1-й год обучения)
Дети, впервые придя на тренировку, очень хотят играть в футбол, но, как правило, еще не умеют обращаться с мячом. Поэтому основными для них на начальном этапе будут, во-первых, упражнения по элементарному владению мячом, сама игра и различные игровые упражнения. Во-вторых, подвижные игры, упражнения для развития ловкости, равновесия, координации движений, ходьба и бег, прыжки.
Специалисты рекомендуют для этого возраста два учебно-тренировочных занятия и один игровой день в неделю. Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.
В каждом тренировочном занятии необходимо:
• сделать краткое введение в тренировку, которое должно помочь детям настроиться на занятие;
• дать каждому ребенку по мячу. Размеры и масса мяча должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей (футбольный мяч №3, волейбольный мяч, теннисный мяч и т. д.);
• четко показывать и объяснять каждое упражнение;
• как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий;
• сделать краткое заключение, чтобы дети завершили тренировку с положительными эмоциями.
Занятие №1
Количество занимающихся: не более 16 человек.
Инвентарь: мячи, жилетки, конусы.
Задачи:
1. Обучение технике передвижения.
2. Обучение элементарному владению мячом, то есть двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола.
Разминка
Продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча.
1. Перебежать с одной стороны площадки на другую (10-15 метров) различными способами: приставным шагом левым боком, затем правым боком, спиной вперед; по два повторения.
2. У каждого занимающегося в руках мяч, тренер дает задание по передвижению:
– бег «лисички» на носочках, медленный, «черепаший» бег чередуется с быстрым; по три-четыре повторения;
– подбросить мяч руками вверх и поймать его — 10 раз;
– ноги поставить как можно шире, проводить мяч левой рукой вокруг левой ноги и правой рукой вокруг правой ноги (восьмеркой) — по пять раз вокруг каждой;
– двигаться по площадке с мячом в руках, доставая его бедром — по 10 раз левой и правой ногой.
Основная часть
У каждого игрока по мячу. Контроль мяча подошвой правой и левой ноги:
– перекатывать мяч подошвой, стоя на месте и выполняя круговые движения правой, а затем левой ногой;
– перекатывать мяч подошвой — стоя на месте, катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой. По 20 раз на каждую ногу;
– перешагивать через лежащий на поле мяч по 20 раз, сначала левой ногой, затем правой.
Может оказаться, что непрерывное, в течение 10 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению интереса у занимающихся. Поэтому в этой части тренировки можно дать детям поиграть в футбол 2х2 или 3х3 на небольшой площадке в малые ворота. Продолжительность игры — 2 тайма по 8 минут. В перерыве между таймами тренер объясняет детям, что у них получается хорошо и что — плохо.
Мотивация восстановится, и в течение следующих 10 минут разучивание технических приемов можно продолжить. Также в целях восстановления интереса можно использовать подвижную игру (см. ниже).
В конце основной части тренировки выполняются удары в малые ворота с расстояния 5 метров.
Заключительная часть
В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Например, сказать, что они сегодня хорошо выполняли задания и играли в футбол, но можно играть еще лучше, и о том, как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.
Занятие №2
Количество занимающихся: не более 16 человек.
Инвентарь: футбольные и теннисные мячи, жилетки, конусы.
Задачи:
1. Обучение технике передвижения.
2. Обучение элементарному владению мячом.
3. Обучение технике футбола в игровых упражнениях.
Разминка
1. Подвижная игра «Ловкие ребята» (см. ниже). Она повысит настроение детей и их игровую активность.
2. На отрезке 20 метров ставятся три конуса (на расстоянии 5 метров друг от друга). Задача — обежать конусы заданным способом: приставным шагом левым боком, правым боком и спиной вперед. По 2-3 повторения.
3. Упражнения с теннисным мячом: подбросить мяч правой рукой, поймать левой, затем подбросить левой и поймать правой — и так по 20 раз.
Основная часть
У каждого игрока по футбольному мячу
– стоя на месте, перекатывать мяч подошвой правой ноги влево-вправо с остановкой его поочередно внешней и внутренней стороной правой стопы; 20 раз;
– то же — левой ногой;
– стоя на месте и положив мяч на землю между ног, перекатить его влево внутренней стороной стопы левой ноги и остановить подошвой правой стопы, затем внутренней стороной правой стопы перекатить мяч обратно с остановкой его подошвой левой ноги — и так далее, от 20 до 30 раз за серию;
– вести мяч по прямой (8-10 метров) с остановкой мяча под подошву, затем выполнить разворот на 180 градусов; по 8-10 повторений.
Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3, 2 тайма по 8 минут.
В конце основной части тренировки — удары в малые ворота с расстояния 7 метров.
Заключительная часть
(См. выше).
Занятие №3
Количество занимающихся: не более 16 человек.
Инвентарь: мячи, жилетки, конусы, гимнастические обручи.
Задачи:
1. Развитие чувства равновесия.
2. Обучение технике ведения мяча внутренней и внешней частью подъема.
3. Обучение вбрасыванию мяча.
Разминка
Ходьба по периметру площадки, затем ходьба на носках, затем — с подниманием рук над головой с хлопком на счет «раз». Ходьба с увеличением длины шага, с уменьшением.
Затем ходьба, переходящая в бег по прямой линии (вдоль разметки поля или расстеленной на поле веревке): пройти (пробежаться) по разметке, наступая только на линию, по сигналу тренера встать на одну ногу и замереть на месте; кто раньше встал на две ноги или сошел с линии, тот проиграл. 5-6 повторений.
Подвижная игра «Займи место» (см. ниже).
Основная часть
Перекатывание мяча подошвой поочередно левой и правой ногой в движении. Необходимо преодолеть с мячом 40-50 метров.
Мяч в ногах у занимающихся — одна нога на мяче, другая на земле. В прыжке нужно поменять ноги местами. 10-15 прыжков. Два варианта исполнения по расположению мяча: мяч перед игроком или между ног.
Ведение мяча вокруг гимнастического обруча, сначала по часовой стрелке внешней частью подъема правой ноги. Затем против часовой стрелки внутренней частью подъема. По 2-3 повторения.
Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3; 2 тайма по 8 минут.
Вбрасывание мяча из-за головы на землю и ловля его на отскоке. 15-20 раз.
Игра 4х4 с малыми воротами на площадке 25х20 метров, 2 тайма по 5 минут.
В конце основной части занятия — удары в малые ворота с расстояния 5 метров. Каждый исполняет по 8-10 ударов.
Заключительная часть
Тренер должен найти поощрительные слова для всех детей, а также дать им домашнее задание. Например, выполнять простые упражнения с теннисным мячом — перекатывать его подошвой или вести разными способами, как футбольный.
Приложение. Подвижные игры
«Ловкие ребята»
На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два «дома». Расстояние между ними 15-20 метров. Между «домами» посредине площадки находится водящий, все остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, ее надо ограничить боковыми линиями на расстоянии 10 метров друг от друга.
Водящий, находясь посредине площадки, громко произносит: «Раз, два, три!» В ответ все играющие хором отвечают:
«Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!»
После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию «дома».
Водящий старается поймать перебегающих, пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий снова дает сигнал и все повторяется, после двух-трех раз подсчитываются пойманные и выбирается новый водящий из не пойманных. Пойманные снова входят в группу, игра начинается сначала.
Правила:
– перебегать на другую сторону можно только после слов «попробуй нас догнать»;
– нельзя, выбежав за линию «дома», вернуться за нее. Игрок, сделавший это, считается пойманным;
– «поймать» — значит «дотронуться до играющего»;
– чтобы пойманные дети не скучали, можно их только сосчитать и снова вводить в игру.
«Займи свободное место»
На линии выставляются фишки с интервалом 1,5 метра. Количество фишек должно быть на две меньше числа участников игры. Параллельно выставленным фишкам, в 15-17 метрах от них, лицом к ним в шеренгу по одному выстраиваются играющие. По сигналу тренера они идут в направлении фишек, а когда тренер говорит «секретное слово» (по уговору с игроками), они бегут к фишкам и стараются занять свободную. Двое последних, кто не успел занять фишки, выбывают из игры. В следующем повторении, так как игроков стало на два меньше, на две меньше остается и фишек. Игра повторяется, и опять двое последних выбывают, а фишек становится на две меньше. Выигрывают три последних оставшихся в игре. Можно выполнять до трех повторений этой игры.
Источник