Развитие физической силы у ребенка 5 лет


Содержание статьи:
Спорт – это важная составляющая общего развития ребенка. Физические упражнения помогают укрепить здоровье, повысить самооценку, развивать волевые качества. Как утверждают медики, благодаря регулярным силовым тренировкам ребенок становится более дисциплинированным, быстрее развиваются его интеллектуальные способности.
Дети, которые с детства занимаются спортом, быстрее адаптируются в обществе. Они выносливые, им легче поддерживать общую активность, ходить на прогулки, в походы, заниматься в школе. Упражнения для развития силы мышц нужны всем детям, у которых нет медицинских ограничений для них. Главное подобрать подходящий комплекс и правильно спланировать нагрузки.
Зачем ребенку нужно развивать силу

Согласно исследованиям, среди детей о 7 лет здоровыми считаются не более 15% из них. Физическое воспитание необходимо для гармоничного развития ребенка. При регулярных тренировках он становится здоровым, жизнерадостным, сильным, устойчивым к стрессовым ситуациям. Только во время занятий нужно учитывать психологические и физиологические параметры ребенка, только тогда они принесут пользу.
Развитие силы помогает решить много задач:
• Оздоровить организм.
• Повысить иммунитет, чтобы организм мог противостоять инфекциям и различным негативным факторам.
• Повышает работоспособность.
• Укрепляет мускулатуру всех систем организма.
• Вырабатывает правильную осанку.
• Укрепляет связочно-суставный аппарат.
• Формирует двигательные умения.
• Воспитывает силу, ловкость, скорость, выносливость.
• Развивает равновесие, совершенствует координацию движений.
• Воспитывает дисциплину, силу воли, организованность, отзывчивость, самостоятельность, честность.
• Пополняется словарный запас.
• Активирует память, мышление, воображение, творческое начало.
Родителям важно знать, что именно благодаря физическому воспитанию (в том числе силовому развитию) формируется характер ребенка и его отношение к миру. Спорт поможет воспитать здорового, физически сильного, смелого, настойчивого, трудолюбивого человека, который умеет видеть все прекрасное.
Занятия для развития силы не должны превращаться в тренировки на результат. Чтобы этого не случилось, нужно учитывать рекомендации учителей физкультуры или опытных тренеров.
Обычно дети нуждаются в развитии силы, если у них ослаблены мышцы, тонус мышц и сухожилий нестабильный, есть проблемы с координацией при повышенной активности. Но даже при отсутствии подобных проблем занятия спортом полезны, так как они повышают тонус организма и улучшают настроение.
Но перед занятиями рекомендуется проконсультироваться с врачом, который поможет подобрать интенсивность нагрузок и режим тренировок.
Развитие силы у дошкольников

Детей от 3 до 6 лет нужно мотивировать, чтобы занятия приносили ему удовольствие. Чтобы увлечь малыша, проводите тренировки в игровой форме, чтобы он не потерял интерес и достигнул определенных результатов.
Развитие силы у детей дошкольного возраста проводиться с помощью следующих игр и упражнений:
1. Ловкая обезьянка. Это упражнение рекомендуется проводить на детской площадке или дома, если у вас есть специальная стенка. Предложите малышу ухватиться руками за решетку и пройти ее. Он должен раскачиваться, чтобы ухватиться за соседнюю балку. Это упражнение развивает координацию, укрепляет мышцы торса, повышает выносливость. Сначала пусть ребенок пройдет столько решеток, сколько сможет, но постепенно приучите его проходить ее полностью без остановки. Обязательно стойте рядом с малышом, чтобы подхватить его, если он сорвется.
2. Тачка. Это групповое занятие, его можно проводить в детском саду или дома. Ребенок упирается руками в пол, сзади садится другой малыш или родитель, берет его за ноги, и он начинает идти на руках. Следите, чтобы верхняя часть тела была ровной, без прогибов. Если упражнение выполняют дети, то потом они меняются местами. Это упражнение укрепляет мышцы груди и трицепсы.
3. Канатоходец. Проложите канат на траве или на полу, но не натягивайте его. Сначала пусть ребенок научится ходить просто на полу по веревке. Чтобы малышу было интереснее, пусть представит, что он циркач, который идет по высоте или переходит реку. Потом задание можно усложнить, для этого поставьте посередине каната бутылку, чтобы он дошел до нее, поднял и пошел дальше. Повторяйте упражнение, пока он не научится уверенно ходить по ровной линии.
4. Упражнения с мячом:
• Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, мяч у груди, руки согнуты. Затем он резко и с силой толкает мяч от себя двумя руками.
• Исходное положение то же, мяч в руках внизу. По команде воспитателя малыш бросает мяч через голову.
5. Упражнения с длинным шестом:
• Ребенок сидит, держит двумя руками шест. Потом он ложится и опять встает, не опуская шест.
• Малыш сидит, держит шест в правой руке. Потом он поднимает руку, перехватывает снаряд левой рукой, опускает вниз, опять понимает левой рукой, перехватывает правой и возвращается в исходное положение.
6. Возьми флажок. Дети выстроились в ряд, напротив каждого из них (2 – 2.5 м) лежат флажки. По сигналу они начинают прыгать к ним по слова воспитателя: «Прыг – скок, прыг – скок, вот он твой флажок». Побеждает тот ребенок, который первый поднял флажок.
7. Упражнения без предметов:
• Ребенок стоит на коленях, опирается руками о пол, потом он сгибает руки и выпрямляет, имитируя отжимания.
• Малыш поднимает руки, машет ими несколько раз на протяжении 3 – 5 секунд, а потом отдыхает.
• Дети стоят по парам, держатся за руки, а их ноги прикасаются пальцами. Один ребенок приседает, а второй удерживает его. Потом приседает второй малыш, а первый его держит.
Существует еще много упражнений на развитие разных групп мышц. Чтобы взбодрить малыша во время тренировки, включите музыку или проводите ее в игровой форме.
Развитие силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Мышечная сила – это важное физическое качество, с помощью которого ребенок учится преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредство мышечного напряжения. Развитие силы у детей младшего школьного возраста происходит во время выполнения специальных упражнений. Они помогают совершенствовать способность мускулатуры к максимальному сокращению в разных условиях.
Если родители проводят занятия дома, то им необходимо элементарное спортивное снаряжение: гантели с минимальным весом, эспандеры. При парных занятиях для развития силы используется масса тела партнера: сгибания, разгибания в упоре, приседания с партнером, броски набивных мячей и т. д.
Методы развития силы у дошкольников:
• Метод максимальных усилий. Ребенок преодолевает максимальное сопротивление, например, поднимает тяжелые гантели. Это способ дает быстрый прирост силы, однако для начинающих детей его не рекомендуется применять.
• Метод непредельных усилий. Ребенок поднимает небольшой вес большое количество раз. Степень мышечного напряжения по мере утомления приближается к максимальному.
• Метод динамических усилий. Максимальное напряжение создается во время работы со снаряжением небольшого веса, но с максимальной скоростью.
• Ударный метод. Ребенок выполняет упражнения, мгновенно преодолевая сопротивление, например, прыгает с возвышения высотой 45 см и сразу выпрыгивает вверх или в длину. Это приводит к тому, что мышцы быстро растягиваются, а потом мощно сокращаются.
• Метод статических усилий. Школьник выполняет силовые упражнения, во время которых его мышцы не меняются, суставы не двигаются, он просто фиксируется в одной позе на некоторое время. Подобные занятия развивают выносливость, повышают тонус, укрепляют мышцы, увеличивают их в объеме.
• Статодинамический метод. Во время тренировок сочетаются динамические и статические упражнения.
• Метод круговой тренировки. Занятия построены так, что с каждой новой серией работают разные группы мышц.
• Игровой метод. Тренировки проводятся в игровой форме.
Для развития силы проводят упражнения с разборными гантелями, гирями, набивными мячами и другим спортивным снаряжением. Во время тренировки ребенок должен удерживать собственный вес или вес партнера. Также во время занятий применяются детские тренажерные устройства, например, эспандер, силовая скамья, гимнастическая стенка. Очень полезно развивать силу на свежем воздухе: бег, прыжки по рыхлому песку, бег в гору, против ветра и т. д. Для этой цели используют игровые задания или подвижные игры: перетягивание каната метание набивного мяча, игра «Всадники», «Переноска мячей» и т. д.
Для развития силы у детей среднего школьного возраста применяют такие же методы и средства. Единственное отличие в том, что постепенно нагрузка на мышцы увеличивается.
Все эти упражнения помогают увеличить силовые возможности дошкольников. Главное правильно подобрать комплекс в соответствии с возрастом малыша.
Упражнения на силу для старших школьников

Во время развития силы у детей старшего школьного возраста тоже применяют упражнения со спортивным снаряжением, весом собственного тела или тела партнера. Для тренировок используют набивные мячи, гантели, резиновые и пружинные амортизаторы, гири, штангу. Чтобы занятия принесли пользу, важно правильно подобрать вес снаряжения и рационально распределить нагрузку. Во время физической деятельности рекомендуется использовать отягощение, которое подросток может поднять 15 – 20 раз подряд. Со временем нагрузку можно увеличить, тогда нужно подобрать спортивный снаряд, который школьник сможет поднят 6 – 10 раз.
Статические упражнения выбирают так, чтобы во время выполнения напрягались разные группы мышц. Поначалу длительность упражнения должна составлять 6 – 7 секунд, постепенно это время увеличивают.
Упражнения для развития силы у старших школьников:
1. Для мышц ног и таза:
• Ходьба на носках, пятках, внешнем крае стопы.
• Сгибание, разгибание стопы, круговые движения стопой внутрь и наружу.
• Пружинящие покачивания на носках.
• Из полуприседа перекатывание на ступнях вправо и влево, круговые движения коленями.
• Из основной стойки опускание на колени и возвращение в исходное положение без рук.
• Пружинящие движения в приседе.
• Приседание на одной ноге с опорой и без.
• Выпады вперед, назад, в сторону на месте и с продвижением.
• Ходьба в полуприседе и приседе.
• Прыжки на месте и с продвижением на двух ногах (ноги вместе, врозь, накрест), на одной ноге, чередование прыжков на одной, двух ногах, прыжки в полуприседе и приседе.
• Парные упражнения с партнером.
2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
• Дети стоят лицом друг к другу, упираются ладонями о ладони партнера, они попеременно и одновременно сгибают, и разгибают руки с сопротивлением. Это упражнение можно выполнять, когда один из партнеров находиться в положении лежа.
• Из разных исходных положений, держась за руки, дети делают движения верхними конечностями вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, преодолевая сопротивление.
• Сгибание и разгибание рук в стойке на руках с помощью партнера.
• Дети стоят лицом друг к другу, держат гимнастическую палку на вытянутых руках. Они перетягивают снаряд, сгибая руки, поднимают, опускают, выкручивают палку, преодолевая сопротивление партнера.
3. Упражнения для мышц туловища и шеи:
• Стоя, лежа, сидя дети сгибают, разгибают ноги в тазобедренных суставах, преодолевая сопротивление партнера. Потом выполняется то же упражнение, только партнер оказывает сопротивление, удерживая выполняющего за шею.
• Фиксация в разных положениях: наклон вперед с прогибом, горизонтальное положение лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом вверх и вниз, наклон в сторону, сед под углом на полу и т. д. Задание можно усложнить, тогда ребенок будет преодолевать сопротивление партнера, который будет создавать различные нагрузки.
4. Упражнения для мышц ног и таза:
• Стоя на одной ноге, лежа на спине школьник сгибает, разгибает стопы, преодолевая сопротивление партнера, который удерживает стопу руками.
• Сидя лицом друг к другу, упираясь стопами согнутых ног и держась за руки, дети поочередно одновременно разгибают и сгибают ноги.
• Стоя спиной друг к другу, держась за руки, опускание на пол и возвращение в исходную позицию.
• Ребенок стоит на коленях, партнер прижимает руками его стопы к полу, а он выполняет наклоны вперед, увеличивая угол между бедрами и голенями, затем возвращается в исходное положение.
Также школьникам полезно заниматься на брусьях, низких и высоких перекладинах, гимнастическом коне и т. д. При этом важно так планировать занятия, чтобы развивать основные группы мышц: шеи, плеч, рук, спины, брюшного пресса, ног.
Как видите, физические упражнения для развития силы очень важны для детей. Такие занятия не только укрепляют основные группы мышц, но и помогают ребенку быстрее адаптироваться ко взрослой жизни. Главное правильно дозировать нагрузки и контролировать физическую деятельность. Малышам больше подойдут игровые занятия, а детям постарше – комплексные силовые тренировки.
Дата: 18.07.2018
Источник
Елена Гунякова
Развитие физических качеств у дошкольников
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования. Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств детей.
ФГОС определяет содержание образовательной области «Физическое развитие»,которое включает приобретение опыта в различных видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений.
Какие физические качества мы выделяем? И где нам может пригодится (понадобится) приобретенный опыт, в каких жизненных ситуациях?
сила Перепрыгнуть через ручей, поднять, сдвинуть что-то тяжелое
ловкость Ходить, не задевая препятствия, катание на велосипеде
выносливость Проходить большие расстояния, выполнять однообразную работу
быстрота Доплыть, добежать до остановки
гибкость Дотянуться до чего-то далеко расположенного
равновесие Катание на лыжах, коньках, пройти по узкой дощечке, бордюру
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что высокий уровень развития физических качеств помогает в различных жизненных ситуациях. Чем выше уровень развития физических качеств, тем успешнее двигательная деятельность ребенка, тем выше его способность к овладению новыми формами движений, тем выше умение целесообразно пользоваться ими в жизни, повышается самоуважение, уверенность в движениях.
Воспитание физических качеств является существенной стороной физического воспитания. Все физические качества являются врожденными, т. е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. Именно в дошкольном возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют всё большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность. Развитие физических качеств проявляется в конкретных действиях,основных движениях: ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании, игровых и спортивных занятиях. При выполнении любого упражнения, основного вида движения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазанье, при метании предметов. Предлагаю рассмотреть развитие физических качеств у дошкольников.
Ловкость — это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений (лазание, в общеразвивающих упражнениях с предметами, с оборудованием, в подвижных играх, в спортивных играх. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных, спортивных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнений упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.). При проведении игр-эстафет (бег между предметами, пролезание в обруч и др.). Для определения ловкости выполняется челночный бег на время.
Возраст Средний результат
мальчики Средний результат
девочки
5 лет 12,7 +/- 1,5 13,0 +/- 1,5
6 лет 11,5 +/- 1,1 12,1 +/- 1,0
7 лет 10,5 +/- 1,1 11,0 +/- 1,0
Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.
Быстрота развивается в танцевальных движениях, в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью, на скорость (добежать до финиша как можно быстрее, с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый, а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения, выполняемые в процессе организованной образовательной деятельности, в свободной двигательной деятельности,на прогулке: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом нужно использовать индивидуально-дифференцированный подход, учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. Для определения быстроты дети бегут 30 метров на время.
Возраст Мальчики Девочки
4 года 8,5 9,4
5 лет 8,1 8,5
6лет 7,3 7,8
7 лет 6,5 7,0
Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.
Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в общеразвивающих на утренней гимнастике, на занятии, побудки после сна. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного). Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2—3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2—3 полуприседания, затем — глубокое приседание. Для определения гибкости ребенок выполняет наклон вниз, стоя на скамейке, либо, сидя на полу, отодвигает кубик от себя.
Возраст Мальчики Девочки
4 года 8 – 10 9 – 12
5 лет 5 – 8 8 – 12
6 лет 7 — 9 6 — 11
Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранить равновесие. При выполнении упражнений, смене положений центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилия, чтобы восстановить нужное положение тела. Для дошкольников это достаточно сложно.
Равновесие развивается в таких видах движений как ходьба, бег по скамейке, в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Для оценки функции равновесия выполняется стойка на одной ноге, другая согнута под углом 90 градусов и отведена в сторону.
(Игра «Муравьишки»)
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 9 сек 8 сек
7 лет 10 сек 9 сек
Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.
Развитие силы мышц может быть достигнуто в общеразвивающих упражнениях с увеличенным весом предметов (набивной мяч, мешочки с песком и др., с использованием преодоления сопротивления партнера (в парных упражнениях, в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки). Эти упражнения используются на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной двигательной деятельности, на прогулке. Следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Но нужно обязательно учитывать анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания, большое напряжение организма. Нужно постепенно повышать интенсивность выполняемых упражнений, массу предметов (мешочков с песком и др.). Для определения силы мышц живота дети выполняют подъем туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки скрещены на груди, сесть-лечь. Для определения силы мышц спины дети, лежа на скамейке, удерживают на весу верхнюю часть туловища, ноги зафиксированы. Для определения силы мышц рук и плечевого пояса дети выполняют вис на согнутых руках на перекладине.
(подтягивание по скамейке)
1. Сила мышц живота
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 13 -15 14 -16
7 лет 15 -17 16 — 18
3. Сила мышц рук и плечевого пояса
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 11, 0 – 17, 0 11,0 – 16, 0
7 лет 13, — 20,0 11, — 17,0
2. Сила мышц спины
Возраст Мальчики Девочки
6 лет 35 34
7 лет 40 39
Выносливость — способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.
Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения,особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах, во время которых упражнения чередуются с отдыхом. Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются. И это также способствует развитию выносливости. Для определения выносливости выполняется степ-тест. Отслеживается частота сердечных сокращений, способность восстановления пульса.
Планируя основные виды движений на занятии, я отмечаю для себя, какое физическое качество сегодня я буду развивать. Какие качества можно развивать в основных видах движений?
ходьба Выносливость, быстрота, равновесие
бег Быстрота, выносливость, ловкость, равновесие
прыжки Сила, ловкость, быстрота, равновесие
метание Ловкость, сила, быстрота, равновесие
лазание Ловкость, гибкость
Для отслеживания результативности нашей деятельности проводим мониторинг развития физических качеств в начале учебного года и в конце. Мы используем диагностикой предложенной Н. В. Полтавцевой, Е. Н. Вавиловой, А. Б. Лагутиным. На основе результатов осеннего мониторинга я планирую свою работу с детьми.
Работа по развитию физических качеств невозможна без сотрудничества инструктора по физической культуре, узких специалистов, педагогов. Во время занятий, на прогулке, в самостоятельных играх я обращаю внимание педагогов на тех детей, у кого вызывает трудности какое-либо движение, прошу их провести индивидуальную работу во время прогулки, свободной деятельности, учитывая индивидуальные особенности ребенка, его возможности, обращая внимание на то, как он переносит нагрузку.
Источник