Развитие физического воспитания ребенка в россии и за рубежом

Развитие физического воспитания ребенка в россии и за рубежом thumbnail

Тематика
и планы аудиторной работы студентов

Практическое занятие № 1

Тема: Развитие и становление систем
физического воспитания в России
и за рубежом.

План:

  1. Система физического воспитания.

  2. Характеристика национальных систем
    физического воспитания в Европейских
    странах 18-20 веков (Англия, Германия,
    Швеция, Франция, Чехия и др.).

  3. Развитие и становление физического
    воспитания в России.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие системы физического воспитания.

  2. Развитие системы физического воспитания
    в Европейских странах 18-20 веков:

• Причины создания национальных систем
физического воспитания,

• Немецкая гимнастическая система, ее
особенности,

• Шведская система физического
воспитания и ее взаимосвязь с
современностью,

• Французская система физического
воспитания,

• Сокольская гимнастика,

• Рациональная гимнастика Ж.Демени,

• «Естественный» метод Ж. Эбера,

• Основная гимнастика Нильса Бука, ее
характеристика,

• Художественная гимнастика Д.
Далькроза, А. Дункан и др.

• Индивидуальная гимнастика И. Мюллера.

3. Становление и развитие теоретических
основ физического воспитания в России:

• Вопросы физического воспитания в
медицинской и педагогической

литературе:

  • значение книг Авиценны для врачей и
    педагогов;

  • классификация игр в воспитании детей
    (по соч. Е. Славинецкого) ;

  • физическая культура народных масс;

  • система военно-физической подготовки
    в русской армии.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать статьи из журналов для
    краткого сообщения по теме.

  2. Выступить перед аудиторией с аннотацией
    или рефератом по избранному вопросу.

Темы рефератов:

  1. П.Ф.
    Лесгафт – основоположник системы
    физического образования в России
    (сообщения).

  2. В.В. Гориневский, Е.А. Аркин – продолжатели
    традиций П.Ф. Лесгафта.

  3. Вклад Л.И. Чулицкой, Е.Г. Леви-Гориневский,
    А.И. Быковой в создании системы
    физического воспитания дошкольников.

  4. Дальнейшая разработка проблемы
    физического воспитания дошкольников
    в современных исследованиях (сообщение
    по статьям из журналов «Дошкольное
    воспитание», «Теория и практика
    физической культуры», «Семья и школа»,
    «Вопросы психологии», «Обруч»).

Доклад

Современная отечественная и зарубежная
литература по теории и методике
физического воспитания (библиографический
обзор).

Книжная выставка из фондов МГПУ личного
фонда: литература по теории и методике
физического воспитания.

Основная литература:

  1. Алябьева
    Н.В. Теория и методика физического
    воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. –
    С. 3-6.

  2. Кун
    Л. Всеобщая история физической культуры.
    – М., 1982.

  3. Лесгафт П.Ф. Руководство физическим
    образованием детей. – Собр. Пед. соч. –
    М.: Ф и С, 1987. – в 2-х томах / Под ред. И. Н.
    Решетень

  4. Столбов
    В.В. История физической культуры. – М.,
    Просвещение, 2004. – С. 35-45, 50-57. Гл. 3, 4, 5.

  5. Молчанов
    С.В. Триединство физической культуры:
    Ист.-теорет. анализ социальной пед.
    системы.- Мн.: Полымя, 1991.- 140с.

Дополнительная
литература:

  1. Выдрин
    В.М. Физическая культура и её теория
    //Теория и практика физической культуры.-
    1986.-№ 5.- С.6.:-9.

2. Столяров В.И. К
вопросу о теории физического воспитания
(методологический анализ) // Теория и
практика физической культуры.- 1985.- №
2.- С. 12-16.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

     1.5. Школа и семья

      Общий
взгляд.
Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников.
Постоянной и жгучей проблемой является сотрудничество родителей
и учителей. Проблема усугубляется явлениями, порожденными особенностями
социального развития. Меняется структура семьи. Часто в ней нет
представителей старших поколений — бабушек и дедушек, которые
ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный
потенциал семьи снизился из-за нестабильности браков, роста неполных
семей, увеличения числа матерей-подростков и др.

      В учебных заведениях
большинства стран мира существуют родительские комитеты либо школьные
советы, куда обычно входят родители благополучных учащихся. Отцы
и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных
связей.

      США.
В каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации
родителей и учителей. Родители — активные участники школьных
реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет
доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения
программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей
давняя и прочная. Школа является эпицентром общественной жизни:
регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания
родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей;
ведутся так называемые ученические папки для родителей, где собираются
сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Но многие
школы стремятся к еще большему взаимодействию с родителями: например,
устанавливают «горячую телефонную связь» — дежурство опытных
педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной
беседе и консультации.

      Любопытными впечатлениями
о сотрудничестве семьи и школы в США делится наша соотечественница
Н. Коптюг, чьи дети несколько лет обучались в американских
учебных заведениях. Так, в Нью-Йорке поощряется присутствие родителей
на уроках. Если желающих посидеть в классе слишком много, устанавливается
график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч,
возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству,
устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки,
обеды, лекции. Гостями класса были родители из разных социальных
групп: врачи, программисты, ученые, продавцы, уборщики. На встречах
дети усваивали, что лучше работать, чем быть наркоманом или бездельником.

      Но взаимоотношения
школы и родителей учеников в США неидеальны. Многих учителей беспокоят
попытки некоторых родительских организаций навязать школам свои
особые требования.

      Западная
Европа.
Связь школы с семьей в Западной Европе постоянно
усиливается.

      Показателен в
этом отношении пример Франции. Еще несколько лет назад французская
школа стояла особняком от семьи. Сказывалось влияние традиционных
идей о нецелесообразности вмешательства родителей в процесс обучения
и одновременно мнение о семейном воспитании как главном пути формирования
характера ребенка.

      Философ и писатель
Ален считал, например, что семья живет прежде всего кровными, биологическими
связями, которые могут превращать жизнь детей в настоящую трагедию.
Родители своим авторитетом гнетут сыновей и дочерей, нередко мечтают,
чтобы дети прошли успешнее тот жизненный путь, который некогда выбрали
они сами. В таком случае подавляются идущие вразрез родительским
планам детские мечты и интересы. Слепая любовь не позволяет отцам
и матерям быть хорошими учителями. Вместе с тем Ален отлично сознавал,
что семья — важнейшая среда детского развития, в которой родители
остаются главными наставниками своих детей.

      Иной подход к
проблеме «школа — семья — ребенок» у представителей нетрадиционной
педагогики — «нового воспитания».

      Французский ученый
Г. Миаларе считает, что уже с самого рождения ребенок попадает
в зависимость от матери, под влиянием которой начинается его развитие.
Родители оказываются первым связующим звеном между ребенком и окружением,
они первые воспитатели и учителя. Родители должны развить у ребенка
желание учиться. Для этого предлагается постоянно находить поводы
для мотивации обучения. При случае рекомендуется посетить будущую
школу. Родителям советуют набраться терпения, не отмахиваться от
многочисленных детских вопросов, научить ребенка быть на «ты» с
книгой, поощрять самостоятельное чтение. Вредно говорить юному книгочею,
что он меньше преуспел, чем кто-либо из сверстников.

      Педагоги рекомендуют
не спешить обвинять детей за школьные неудачи, поскольку их причиной
может быть непонимание, а то и конфликт между родителями и учителями.
Чтобы избегать педагогических неудач, родителям советуют заботиться
о благоприятном психологическом климате в семье, прочных контактах
со школой. Учителям предлагают лучше узнать своих учеников в школе
и за ее стенами. Недопустимой считается практика, когда родители
и учителя встречаются лишь при возникновении у школьника проблем.

      Активными сторонниками
сотрудничества семьи и школы являются во Франции общественные организации
родителей учащихся. Они выступают в защиту интересов и потребностей
образования, учащихся и их семей. Существуют три общенациональных
объединения родителей общеобразовательных учебных заведений: два —
в сфере общественного и одно — в сфере частного образования.
Наиболее массовой и влиятельной является основанная в 1946 г.
Федерация родителей учеников общественной школы (около 1 млн
членов). Основанный в 1934 г. Национальный союз родителей учеников
свободных школ лоббирует кредитование частных учебных заведений,
находящихся под контролем Церкви.

      Кроме указанных
общенациональных ассоциаций, в последнее двадцатилетие возникли
и другие объединения родителей, среди которых можно указать Национальный
союз автономных ассоциаций учеников всех типов школ (создан в 1968 г.),
который главной своей задачей считает защиту светскости воспитания
и обучения, а также Национальную федерацию школ родителей и педагогов
(создана в 1970 г.), которая занимается педагогическим образованием
учителей и родителей. Все объединения родителей учащихся сходятся
на том, что школа должна быть не только местом учебы, но и воспитания.
Федерация родителей учеников общественной школы вступает в диалог
с представителями школьных властей. Ее члены входят в различные
структуры образования: школьные и классные советы, стипендиальные
комиссии и пр. Особенно активна их деятельность в сентябре,
когда они пикетируют государственные учреждения, бойкотируют занятия,
настаивая на требованиях дополнительного финансирования образования.

      В некоторых школах
родители руководят детскими кружками, клубами, заведуют библиотекой,
ведут факультативные занятия по иностранному языку, спортивные занятия,
организуют учебные экскурсии и пр. «Воспитание слишком серьезное
дело, чтобы доверять его только педагогам», — пишет, приветствуя
такую деятельность, С. Оноре — активист Федерации родителей
учеников общественной школы.

      Ушли в прошлое
времена, когда французская школа отстранялась от родителей, пытаясь
самостоятельно решать все проблемы школьного воспитания и обучения.
Такая традиция ослабла в начале 60-х гг. XX в.,
когда учителям было рекомендовано устраивать регулярные родительские
собрания. Тогда же родителей допустили в школьные советы, а позже
стали включать в административные советы, дисциплинарные комиссии
и пр. С 1969 г. родители принимают участие в классных
советах, созданных в лицеях.

      Несколько медленнее
сближение родителей с учителями проходило в начальной школе. Ускорило
этот процесс учреждение в 1977 г. родительских комитетов.

      Япония.
В Японии первый учитель малыша — мать. Когда ребенок поступает
в школу, его не учат началам чтения, письма и арифметики, так как
эти знания он получил в семье. Матери учеников регулярно переписываются
с преподавателями, чтобы быть в курсе школьных успехов и проблем
своих детей. «Кеику-мама» (родительница, помешанная на образовании)
делает еще больше. Если ребенок болеет, она занимает его школьную
парту, тщательно записывает учебные задания. В присутствии
ребенка родители никогда не подвергнут сомнению суждения педагога.
Они всегда могут рассчитывать на обстоятельную беседу с учителем.

      В японском обществе
господствует убеждение, что семья и школа имеют свои особые педагогические
функции: семья как важнейшая ячейка воспитания, учителя как главные
ретрансляторы образования. Японские ученые Т. Эндо и Ч. Накаучи
считают, что семья — главный источник самопознания, социализации,
нравственного становления личности. Этой точки зрения придерживается
большинство родителей. Во время массового опроса в 1994 г.
около 64% родителей утверждали, что им принадлежит главная роль
в воспитании ребенка; остальные респонденты вообще сочли, что воспитание
должно быть полностью делом семьи.

      Однако не все
в Японии думают, что школе следует отказать в функциях воспитания.
Профессор Ю. Мурата считает, что школа в состоянии брать на
себя задачи семейного воспитания при организации детского питания,
обучении правилам уличного движения, соблюдении правил гигиены,
половом воспитании и пр. Он приветствует традицию создания
семейной атмосферы в школе, когда учащиеся почитают директора как
отца, а учителей — как старших братьев и сестер.

      В Японии укрепляются
воспитательные функции школы и семьи, причем роль школы становится
все более значимой. В 1993 г. такой взгляд разделили,
например, 75% опрошенных родителей. Указывая причины снижения воспитательно-образовательных
функций семьи, родители говорили о тенденциях перекладывания семейных
обязанностей на репетиторов, потере интереса к воспитанию детей.
В самом деле, многие главы семейств не спешат после работы
домой к детям, а предпочитают провести время в компании сослуживцев.

      Встревоженные
падением воспитательной роли семьи, японские педагоги считают, что
одним из путей исправления ситуации является развитие домашних форм
обучения. В связи с этим профессор Накаучи Тошио предлагает поощрять
репетиторство (дзюку) как модель семейного эстетического, интеллектуального
и нравственного воспитания.

      В японской школе
сохраняются традиции изоляционизма. Учебный процесс (программы,
формы, методы обучения) остается для родителей запретной зоной.

      Между тем родители
стремятся стать полноправными и активными участниками жизни школы.
И это отчасти удается. Они проводят учебные экскурсии, праздники,
спортивные состязания, благотворительные акции, уборки школы и т. д.
Координируют такую деятельность родительские советы и собрания.
В последние годы все чаще стали приглашать родителей на занятия
и совместно обсуждать проблемы поддержания дисциплины в классе.

      Россия.
В России традиции домашнего воспитания были существенно ослаблены
в результате политики огосударствления практики воспитания. В настоящее
время в российском обществе возрождается понимание того, что семья
едва ли не основной источник развития интеллекта, нравственного
и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического
здоровья детей. Однако решаться эти задачи должны совместно со школой.
Проводниками такого сотрудничества могут стать как традиционные
структуры (родительские комитеты), так и новые органы учебных заведений
(школьные советы с участием родителей).

Источник

Древнерусские письменные и иные источники свидетельству­ют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле та­кие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба из лука, верховая езда.
Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.

По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это спо­собствовало оформлению, с одной стороны, народной физичес­кой культуры, а с другой стороны — физической культуры, рас­пространенной среди привилегированных слоев общества.

Самобытность восточных славян в физическом воспитании про­являлась в проведении по праздникам так называемых игрищ. В них были и состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязани­ями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использо­вали в физическом воспитании верховую езду, сражения с приме­нением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д.

В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.

Известный государственный деятель второй половины XVII в. Ф.М. Ртищев (1626—1673) организовал училище при Андреев­ском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспита­нии отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспи­тания детей. Он пропагандирует игры, которые одновременно раз­вивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ог­рада» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна развивать в детях сообрази­тельность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребе­нок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чув­ства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу). Кро­ме того, игра им рассматривалась как средство, вырабатывающее у детей терпение, выдержку, способность в будущем переносить тяготы жизни и физические страдания. Любопытно, что Епифаний Славинецкий сопровождал предлагаемые им игры унизитель­ными штрафами с проигравшего в виде подметания пола, подне­сения воды победителю, надевания позорного венка из лопухов и т.п., что не всегда способствовало созданию должного морального климата среди детей.

Значительное развитие физическое воспитание в России полу­чило только в период царствования Петра I. Он впервые ввел обяза­тельное для детей дворян посещение школы. Именно при Петре I физическое воспитание стало носить государственный характер.

Поощрительное отношение Петра I к физическому воспита­нию способствовало появлению в России теоретиков, которые научно обосновали его значимость физического воспитания. Рус­ский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, сподвиж­ник Петра I, государственный и церковный деятель, писатель Феофан Прокопович и др. выступали за то, чтобы физическое вос­питание стало частью всего воспитания.

В 1717 г. вышло уникальное произведение — «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей и подчеркивалась важность всестороннего воспитания личности в семье и школе.

О тесной взаимосвязи физического и психического развития высказывались просветители Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, А.Ф. Бестужев. Автор трактата о воспитании А.Ф. Бестужев считал, что детей 5—7 лет нужно отдавать в училище, чтобы раньше на­чать более рациональное воспитание. В своих трудах он высказывал важную мысль о том, что изнеженное воспитание ведет к слабости тела и скудости разума. Особенностью его педагогических взглядов для того времени было утверждение о необходимости воспитания не только мальчиков, но и девочек.

Высоко оценивал значимость физического развития для здо­ровья человека и великий русский ученый М.В. Ломоносов. В част­ности, он рекомендовал больше двигаться, заниматься физиче­ским трудом. Эта мысль его ярко выражена в следующих словах: «По­спешествовало бы сохранению здравия движение тела в крестья­нах пахотною работою, в купечестве — дальнею ездою по земле и по морю, военным — экзерцициею и походами» [Ломоносов М.В. Сочинения: В 6 т. – М., 1952. – Т. 6, с. 394].

Идею М.В. Ломоносова о необходимости постоянного движе­ния для совершенствования физического воспитания развил И.Л. Данилевский, который считал, что если тело не укрепляется в детстве, а нервы не оздоравливаются физическими упражнения­ми, то в зрелом возрасте сердце не перенесет более тяжелые испы­тания. Придавая большое значение единству умственного и физического воспитания, И.Л. Данилевский отмечал, что здоровье ре­бенка во многом зависит от закалки.

Интересны взгляды известного педагога того времени И. И. Бец­кого на физическое воспитание детей от рождения до юношества. Считая движения главным в физическом развитии, он рекомендо­вал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. Дождь и солнце не должны быть помехой для увлекательных игр. И.И. Бецкой писал, что склонность, которую вселяет к игре и уве­селению природа в детские годы — главные средства к умноже­нию здоровья и к укреплению телесного сложения [Бецкой И.И. Привелегия и устав имперской академии трех знатнейших художеств: живописи, скульптуры и архитектуры. – СПб., 1767, с. 100].

В начале XVIII в. физическое воспитание вводится в системы дворянского образования, получают развитие верховая езда, фех­тование, борьба и разнообразные подвижные игры. В быту народов России также продолжают культивироваться разнообразные игры и физические упражнения.

Подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педаго­гических основ физического воспитания. Так, русский просвети­тель Н.И. Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIII в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части вос­питания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.

Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека про­ходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс фи­зического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и конт­ролю за правильной осанкой детей.

Академик А. П. Протасов, профессор анатомии, впервые в Рос­сии в конце XVIII в. вводит понятие «физическое воспитание». В опубликованных им работах по физическому воспитанию обо­снована необходимость движений для сохранения здоровья.

Его современник ученый-медик Н.М. Максимович-Амбодик на­стойчиво выступал за необходимость гармонического воспитания детей. Вопреки сложившимся традициям, он считал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания дол­жна быть предоставлена максимальная возможность к всевозмож­ным движениям.

По его мнению, «тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниет». Для воспитания здоровых и физичес­ки развитых людей Н.М. Максимович-Амбодик рекомендовал закаливать детей, заблаговременно приучать их к «холоду и ко всем воздушным переменам». Особое значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, — писал он, — в их забавах и упражнениях… Они могут играть, резвиться, прыгать, веселить­ся… Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам» [Максимович-Амбодик Н.М. Искусство повивания, или наука о бабичьем деле: В 5 ч. – СПб., 1786 – Ч. 5, с.53-54]. Н.М. Максимович-Амбодик ясно себе представлял и то обстоятельство, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому к воспитанию детей, в том числе и физическому, нужно подходить индивидуально. По этому поводу он писал, что требования к детям всегда должны быть соразмерны сложению их тела, возрасту, способностям, крепости, силам те­лесным и получаемой ими пище.

Русский писатель А.Н. Радищев (1749—1802) также придавал большое значение физическому воспитанию детей. Он считал, что укрепление телесных сил благодаря упражнениям способствует здо­ровью.

Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рас­сматривается как часть всестороннего воспитания. Физической куль­туре уделялось серьезное внимание всеми народами, проживаю­щими в России, поэтому у многих так популярны были разнооб­разные подвижные игры, которые возникли еще в далеком про­шлом. (Описание детских игр России представлено в работе Е.А.Покровского «Дет­ские игры. Преимущественно русские». — СПб., 1994).

Проблемы физического воспитания в России во второй поло­вине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдаю­щихся русских педагогов и ученых.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уде­лял известный русский хирург Н.И. Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной сис­темы физического воспитания, которой тогда в России не суще­ствовало.

Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д. Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в со­вершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и вос­питания человека должно предшествовать всестороннее его изуче­ние. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный про­цесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного вос­питания виделся им в неразрывной связи с физическими упраж­нениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эф­фективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом вос­питании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.

Особая роль в пропаганде подвижных игр в физическом воспи­тании принадлежит педагогам Е.А. Покровскому (1838 —1895), П.Ф. Каптереву (1849—1922), которые рассматривали подвижную игру как эффективное средство разностороннего воспитания ре­бенка.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф. Лесгафт (1837 — 1909). Его творческая научная деятельность относится к концу XIX — началу XX в. Он является признанным основоположником науч­ной системы физического воспитания в России.

П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. По­кровский, большое внимание в физическом воспитании уделял под­вижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, дол­жен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «…опытность справляться с препятствиями, кото­рые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он ви­дел также возможность приобретения ребенком самостоятельно­сти в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.

Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, постав­ленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное вли­яние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф. Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражне­ния, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанно­сти при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф. Лесгафта, является необходимым условием для гармонического раз­вития личности; осмысленность своих физических действий помо­гает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф. Лесгафт рекомендовал больше применять ходь­бу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упраж­нения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное разви­тие — длительный и последовательный процесс, связанный с по­степенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.

Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься сво­им телом и производить своей внешностью благоприятное впечат­ление [Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. Т. 1. – М., 1951; Т. 2. – М., 1952, — т. II].

Учитель физкультуры, по мнению П.Ф. Лесгафта, должен вла­деть «словом много лучше, чем учитель словесности», системати­чески готовиться к занятиям, предусматривая смену упражнений, их разнообразие. В разработанной им теории «прибавочных раздра­жителей» он отрицал соревнования, поощрения и наказания во избежание унижения или возвышения ребенка.

Следует отметить, что в России физическое воспитание как го­сударственная дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы и Азии. Изучив и проанализировав все мировые системы, П.Ф. Лесгафт в конце XIX — начале XX в. создал ориги­нальную российскую систему воспитания. Она была создана с уче­том лучших мировых систем и национальных традиций. Созданная П.Ф.Лесгафтом теория физического воспитания не утратила сво­его значения до нашего времени, многие ее положения актуальны и сегодня.

Идеи П.Ф. Лесгафта продолжил его ученик, В.В. Гориневский (1857—1937), выдающийся деятель спортивной медицины. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная ла­боратория по изучению проблем, связанных с физическим воспи­танием. Придавая огромное значение влиянию физических упраж­нений, их воздействию на все органы тела и особенно на деятель­ность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял фи­зическому воспитанию особое внимание. Ценными являются его положения о связи физического и эстетического воспитания. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движе­ний, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индиви­дуальную и психическую деятельность человека. В. В. Гориневский был первым ученым, написавшим книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. Описанные В.В.Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку.

Среди большого количества книг по вопросам физического воспитания, гигиены и закаливания детей особенно популярной была его книга «Физическая культура детей дошкольного возрас­та» (М., 1930).

В.В. Гориневский по праву считается основателем постреволю­ционной системы физического воспитания.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. — 368 с. С. 30-35.

Источник