Развитие дыхательная система ребенка до года
Билет
№18
К
моменту рождения ребенка морфологическое
строение еще несовершенно. Интенсивный
рост и дифференцировка дыхательных
органов продолжаются в течение первых
месяцев и лет жизни. Формирование органов
дыхания заканчивается в среднем к 7
годам, и в дальнейшем увеличиваются
только их размеры. Все дыхательные пути
у ребенка имеют значительно меньшие
размеры и более узкие просветы, чем у
взрослого. Особенностями
их морфол.
строения у детей первых лет жизни
являются:
1)
тонкая, нежная, легкоранимая сухая
слизистая оболочка с недостаточным
развитием желез, со сниженной продукцией
секреторного иммуноглобулина A
(SIgA)
и недостаточностью сурфактанта;
2) богатая
васкуляризация подслизистого слоя,
представленного преимущественно рыхлой
клетчаткой и содержащего мало
эластических и соединительнотканных
элементов;
3) мягкость и
податливость хрящевого каркаса нижних
отделов дыхательных путей, отсутствие
в них и в легких эластической ткани.
Нос
и носоглоточное пространство.
У
детей раннего возраста нос и носоглоточное
пространство малых размеров, короткие,
уплощенные из-за недостаточного
развития лицевого скелета. Раковины
толстые, носовые ходы узкие, нижний
формируется только к 4 годам. Пещеристая
ткань развивается к 8 —9 годам.
Придаточные
полости носа.
К
рождению ребенка сформированы лишь
гайморовы пазухи; лобная и решетчатая
представляют собой незамкнутые
выпячивания слизистой оболочки,
оформляющиеся в виде полостей только
после 2 лет, основная пазуха отсутствует.
Полностью все придаточные полости носа
развиваются к 12—15 годам.
Слезно-носовой
канал.
Короткий,
клапаны его недоразвиты, выходное
отверстие расположено близко от угла
век, что облегчает распространение
инфекции из носа в конъюнктивальный
мешок.
Глотка.
У
детей раннего возраста относительно
широкая, небные миндалины при рождении
отчетливо видны, но не выступают из-за
хорошо развитых дужек. Их крипты и сосуды
развиты слабо, что в какой-то мере
объясняет редкие заболевания ангиной
на первом году жизни. К концу первого
года лимфоидная ткань миндалин, в том
числе носоглоточной (аденоиды), нередко
гиперплазируется, особенно у детей с
диатезами. Барьерная их функция в
этом возрасте низкая, как у лимфатических
узлов. Разросшаяся лимфоидная ткань
заселяется вирусами и микробами,
образуются очаги инфекции — аденоидит
и хронический тонзиллит.
Щитовидные
хрящи
образуют у маленьких детей тупой
закругленный угол, который после 3 лет
становится у мальчиков более острым. С
10 лет формируется уже характерная
мужская гортань. Истинные голосовые
связки у детей короче, чем у взрослых,
чем и объясняется высота и тембр детского
голоса.
Трахея.У
детей первых месяцев жизни чаще
воронкообразная, в более старшем возрасте
преобладают цилиндрическая и коническая
формы. Верхний конец ее расположен у
новорожденных значительно выше, чем у
взрослых (на уровне IV
шейных позвонков ), и постепенно
опускается, как и уровень бифуркации
трахеи (от III
грудного позвонка у новорожденного до
V
—VI
в 12—14 лет). Каркас трахеи состоит из
14—16 хрящевых полуколец, соединенных
сзади фиброзной перепонкой (вместо
эластической замыкающей пластины у
взрослых). В перепонке содержится много
мышечных волокон, сокращение или
расслабление которых меняет просвет
органа. Трахея ребенка очень подвижна,
что наряду с меняющимся просветом и
мягкостью хрящей иногда приводит к
щелевидному спадению ее на выдохе
(коллапс) и является причиной экспираторной
одышки или грубого храпящего дыхания
(врожденный стридор). Симптомы стридора
обычно исчезают к 2 годам, когда хрящи
становятся более плотными.
Бронхиальное
дерево.
К
моменту рождения бронхиальное дерево
сформировано. Размеры бронхов
интенсивно увеличиваются на первом
году жизни и в пубертатном периоде. Их
основу составляют хрящевые полукольца
в раннем детстве, не имеющие замыкающей
эластической пластинки и соединенные
фиброзной перепонкой, содержащей
мышечные волокна. Хрящи бронхов очень
эластичные, мягкие, пружинят и легко
смещаются. Правый главный бронх является
обычно почти прямым продолжением трахеи,
поэтому именно в нем чаще обнаруживаются
инородные тела. Бронхи, как и трахея,
выстланы многорядным цилиндрическим
эпителием, мерцательный аппарат
которого формируется уже после рождения
ребенка.
Из-за увеличения
толщины подслизистого слоя и слизистой
оболочки на 1 мм суммарная площадь
просвета бронхов новорожденного
уменьшается на 75 % (у взрослого — на
19%). Активная моторика бронхов недостаточна
из-за слабого развития мышц и мерцательного
эпителия. Незаконченная миелинизация
блуждающего нерва и недоразвитие
дыхательной мускулатуры способствуют
слабости кашлевого толчка у маленького
ребенка; скапливающаяся в бронхиальном
дереве инфицированная слизь закупоривает
просветы мелких бронхов, способствует
ателектазированию и инфицированию
легочной ткани. функциональной
особенностью бронхиального дерева
маленького ребенка является недостаточное
выполнение дренажной, очистительной
функции.
Легкие.У
ребенка, как и у взрослых, легкие имеют
сегментарное строение. Сегменты
отделены друг от друга узкими бороздками
и прослойками соединительной ткани
(дольчатое легкое). Основной структурной
единицей является ацинус, но терминальные
его бронхиолы заканчиваются не гроздью
альвеол, как у взрослого, а мешочком
(sacculus).
Из «кружевных» краев последнего
постепенно формируются новые альвеолы,
число которых у новорожденного в 3
раза меньше, чем у взрослого. Увеличивается
диаметр каждой альвеолы (0,05 мм у
новорожденного, 0,12 мм в 4 —5 лет, 0,17 мм к
15 годам). Параллельно нарастает жизненная
емкость легких. Межуточная ткань в
легком ребенка рыхлая, богата сосудами,
клетчаткой, содержит очень мало
соединительнотканных и эластических
волокон. В связи с этим легкие ребенка
первых лет жизни более полнокровны и
менее воздушны, чем у взрослого.
Недоразвитие эластического каркаса
легких способствует как возникновению
эмфиземы, так и ателектазированию
легочной ткани.
Склонность к
ателектазу усиливается из-за дефицита
сурфактанта, пленки, регулирующей
поверхностное альвеолярное натяжение
и вырабатываемой альвеолярными
макрофагами. Именно этот дефицит
является причиной недостаточного
расправления легких у недоношенных
после рождения (физиологический
ателектаз).
Плевральная
полость.
У
ребенка она легко растяжима в связи со
слабым прикреплением париетальных
листков. Висцеральная плевра, особенно
у новорожденных, относительно толстая,
рыхлая, складчатая, содержит ворсинки,
выросты, наиболее выраженные в синусах,
междолевых бороздах.
Корень
легкого.
Состоит
из крупных бронхов, сосудов и лимфатических
узлов (трахеобронхиальных, бифуркационных,
бронхопульмональных и вокруг крупных
сосудов). Строение и функция их аналогичны
периферическим лимфатическим узлам.
Они легко реагируют на внедрение
инфекции.В средостении помещается также
вилочковая железа (тимус), которая
при рождении имеет большие размеры и в
норме постепенно уменьшается в
течение первых двух лет жизни.
Диафрагма.В
связи с особенностями грудной клетки
диафрагма играет у маленького ребенка
большую роль в механизме дыхания,
обеспечивая глубину вдоха Слабостью
ее сокращений частично объясняется
крайне поверхностное дыхание
новорожденного. Основными
функц. физиологическими
особенностями
органов дыхания являются: поверхностный
характер дыхания; физиологическая
одышка (тахипноэ), нередко неправильный
ритм дыхания; напряженность процессов
газообмена и легкое возникновение
дыхательной недостаточности.
1.Глубина
дыхания, абсолютный и относительный
объемы одного дыхательного акта у
ребенка значительно меньше, чем у
взрослого. При крике объем дыхания
увеличивается в 2 —5 раз. Абсолютная
величина минутного объема дыхания
меньше, чем у взрослого, а относительная
(на 1 кг массы тела) — значительно больше.
2.Частота
дыхания тем больше, чем моложе ребенок,
компенсирует малый объем каждого
дыхательного акта и обеспечивает
кислородом организм ребенка.
Неустойчивость ритма и короткие (на 3 —
5 мин) остановки дыхания (апноэ) у
новорожденных и недоношенных связаны
с незаконченной дифференцировкой
дыхательного центра и гипоксией его.
Ингаляции кислорода обычно ликвидируют
дыхательную аритмию у этих детей.
3.Газообмен
у детей осуществляется более энергично,
чем у взрослых, благодаря богатой
васкуляризации легких, скорости
кровотока, высокой диффузионной
способности. В то же время функция
внешнего дыхания у маленького ребенка
нарушается очень быстро из-за недостаточных
экскурсий легких и расправления альвеол.
Частота дыхания
ребенка новорожденного — 40 — 60 в 1
мин, годовалого — 30 —35, 5 — 6 лет —20 —25,
10 лет— 18 — 20, взрослого— 15 — 16 в 1 мин.
Перкуторный тон
у здорового ребенка первых лет жизни,
как правило, высокий, ясный, со слегка
коробочным оттенком. При крике он может
меняться — до отчетливого тимпанита
на максимальном вдохе и укорочения на
выдохе.
Выслушиваемые
нормальные дыхательные шумы зависят
от возраста: до года у здорового ребенка
дыхание ослабленное везикулярное в
связи с его поверхностным характером;
в возрасте 2 — 7 лет выслушивается
пуэрильное (детское) дыхание, более
отчетливое, с относительно более громким
и длинным (1/2 от вдоха) выдохом. У детей
школьного возраста и подростков дыхание
такое же, как у взрослых, — везикулярное.
Ведущая роль в
происхождении этого синдрома отводится
дефициту сурфактанта — поверхностно-активного
вещества, которое выстилает изнутри
альвеолы и препятствует их коллапсу.
Синтез сурфактанта изменяется у
преждевременно родившихся детей,
сказываются и различные неблагоприятные
воздействия на плод, ведущие к гипоксии
и расстройству гемодинамики в легких.
Имеются данные об участии простагландинов
Е в патогенезе синдрома дыхательных
расстройств. Эти биологически активные
вещества опосредованно снижают синтез
сурфактанта, оказывают вазопрессорный
эффект на сосуды легких, препятствуют
закрытию артериального протока и
нормализации кровообращения в легких.
Соседние файлы в папке детские болезни
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Дыхательная система новорожденного, как и все прочие системы только что появившегося на свет малыша, ещё несовершенна. Не развит нижний носовой ход, голосовая щель намного уже, чем у взрослых, глотка недоразвита, бронхи более узкие, а трахея имеет слишком узкий просвет. Всем органам дыхания новорожденных только предстоит окончательно сформироваться, а пока этого не произошло, родители должны быть предельно внимательны.
Анатомо-физиологические особенности органов дыхания новорожденного ребенка
Во внутриутробном периоде легкие находятся в спавшемся состоянии. В момент рождения ребенок совершает первое дыхательное движение, о чем мы узнаем благодаря первому выдоху — крику. Дыхание становится возможным благодаря специальному вещетву — сурфактанту, покрывающему стенки альвеол уже во внутриутробном периоде. Сурфактант предотвращает спадение альвеол и развитие дыхательных расстройств в период новорожденности.
Верхние дыхательные пути у грудного ребенка имеют ряд особенностей: нос широкий и короткий, нижний носовой ход не развит, слизистая оболочка нежная, легкоранимая. У малыша может возникнуть затруднение дыхания из-за закупорки носовых ходов при воспалительном процессе, это заставляет его дышать ртом.
Ещё одна анатомо-физиологическая особенность органов дыхания новорожденного – недоразвитость лобной и основной пазу, они начинают созревать только после 1-го года жизни.
Глотка у младенца узкая, лимфатические железы, образующие в ней кольцо, недоразвиты, миндалины небольшого размера. В связи с этим у детей первого года жизни не бывает ангин.
Такой орган дыхания новорожденного, как гортань, имеет воронкообразную форму. Голосовые связки короткие, голосовая щель уже, чем у взрослых. Слизистая оболочка гортани нежная, хорошо снабжена кровеносными сосудами и лимфоидной тканью. В силу этих особенностей у малышей часто развивается стеноз гортани. У детей из-за коротких голосовых связок голос звонкий. В 3-летнем возрасте величина и форма гортани у мальчиков и девочек одинаковые. Половые различия формируются к периоду полового созревания и связаны с тем, что у мальчиков угол пересечения щитовидного хряща делается более острым, голосовые связки удлиняются.
Трахея имеет почти воронкообразную форму и узкий просвет, ее хрящи очень податливые и легко смещаются. Количество слизистых желез невелико. Эта анатомо-физиологическая особенность дыхательной системы новорожденных способствует развитию в ней воспалительных процессов и возникновению стеноза.
Бронхи узкие, хрящи в них мягкие. Особенностью является то, что один бронх — правый — занимает вертикальное положение, являясь продолжением трахеи, левый отходит под углом от трахеи. Инородные тела попадают чаще именно в правый бронх. Слизистых желез в слизистой оболочке органа мало, зато она богато кровоснабжается. Все эти особенности органов дыхания детей раннего возраста способствует легкому возникновению воспалительных процессов и стенотических осложнений.
Легкие ребенка находятся в постоянном развитии. В период новорожденности они менее воздушны, обильно снабжены кровеносными сосудами, их эластичная ткань недостаточно развита. После появления на свет количество альвеол в дыхательной системе новорожденного ребенка увеличивается и продолжает нарастать до 8 лет.
Особенности органов дыхания детей раннего возраста: частота дыхания
В течение первых месяцев жизни дыхание изменчиво, может наблюдаться учащение его ритма. В грудном возрасте дыхание поверхностное, что связано с горизонтальным положением ребер, слабым сокращением диафрагмы, относительно большими размерами печени. Все это способствует развитию пневмонии.
Частота дыхания с возрастом снижается: у новорожденного она равна 75-48 в 1 минуту, на первом году жизни составляет 45-35. Соотношение между дыханием и сердечными сокращениями у новорожденных — 1:3, позже— 1:3,5-4.
Подсчет дыхания у детей проводится рукой, положенной на грудь или живот, у беспокойных детей — на глаз.
У младенцев первых месяцев жизни дыхание подсчитывается через стетоскоп, приложенный к носу ребенка. Нарушения дыхания у детей могут возникать:
- при воспалительном отеке слизистой оболочки бронхов в результате снижения их просвета;
- при скоплении мокроты в дыхательных путях;
- при спазме мускулатуры бронхов, приводящем к нарушению дыхания;
- при вдыхании инородных тел;
- при сдавлении дыхательных путей;
- на фоне заболеваний дыхательных путей. Нарушения дыхания требуют применения экстренных мероприятий.
Анатомические, физиологические и функциональные особенности дыхательной системы у новорожденных детей объясняют значительную частоту возникновения заболеваний, особенно пневмонии, и более тяжелое их течение в грудном возрасте.
Статья прочитана 7 832 раз(a).
Источник
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей
Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.
У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.
В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.
В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.
У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.
В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.
Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.
В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.
Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.
После трехмесячного возраста различают II периода.
- период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
- окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).
Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.
В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.
Особенности дыхательных путей ребенка
Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.
Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.
Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.
Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.
В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.
Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.
Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.
Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.
Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.
В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.
Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.
При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.
Особенности строения носа ребенка
У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.
При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.
При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.
Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.
Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.
Особенности глотки ребенка
Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.
В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.
Особенности гортани ребенка
Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.
Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.
Особенности трахеи ребенка
Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.
Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.
В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.
Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.
Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».
Особенности бронхиального дерева ребенка
Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.
Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.
После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).
Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.
С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.
Особенности легких у детей
Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.
В развитии легких можно выделить следующие периоды:
1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;
2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;
3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;
4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.
Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.
Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.
Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.
Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.
С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.
Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.
Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.
Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.
По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).
Источник