Развитие движений у ребенка дошкольника

Ирина Горюнова
Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей

Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность в своих силах, проявляет беспомощность, он боится самостоятельно преодолевать препятствия, которые возникают на его пути.

Ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие – эти движения являются основойдля всестороннего физического развития ребенка: укрепляет мышцы, способствует развитию сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной систем, а так же воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость и др.)

Если говорить о проблемах современных детей, то, прежде всего, нужно сказать, что потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, если раньше почти все дети посещали различные кружки и спортивные секции, то сейчас предпочтение отдается телевизору, компьютеру, в лучшем случае так называемым «сидячим играм» (мозайка, лото, пазлы).

Поэтому весьма важной задачей физического воспитания дошкольников является формирование у них правильных навыков основных движений, которыми они пользуются в своей жизни – бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Они называются основными потому, что человек пользовался ими с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападений. Эти движенияи в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба и бег) являются средствами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канаву); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.

Ко времени перехода в школу дети должны овладеть не только хорошим физическим развитием, но и достаточным объемом навыков и умений. Все что поможет детям быстро включиться в новый режим школьной жизни, связанный, помимо всего прочего с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках.При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок может стать лишь в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Выработка прочных двигательных навыков облегчает деятельность человека в быту и труде. Для выполнения уже привычного действия не требуется большого внимания, движение выполняется почти автоматически. Вместе с тем прочные навыки позволяют действовать более уверенно в новых для человека условиях, творчески использовать свои умения в зависимости от обстоятельств.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег, некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, играх с игрушками и пособиями, есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения с взрослыми и детьми.

Движения у малышей несовершенны, неточные, сознательное управление движениями еще не ограниченно. Это объясняется недостаточным развитием опорно–двигательного аппарата, нервной системы организма в целом.

Малыши быстро утомляются. Поэтому они могут выполнять задания с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением возбуждающих и успокаивающих детей.

Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. Объяснения они понимают лучше, если видят, как взрослый выполняет движение, и одновременно двигаются сами. В любом задании дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.

На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.

Под руководством взрослого дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения, позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.

К этому периоду позвоночник в основном сформирован, хотя ещё податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличивается удельный вес, сила мышц, улучшаются их функции. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Дети старшего дошкольного возраста лучше осваивают движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Более точными и техничными становятся движения отдельных частей тела (например, прямую ногу вытянуть вперед, поставить на носок, оттянуть его и повернуть наружу).

На шестом году жизни детям становится доступным анализ свойств и качеств движений, различных мышечных ощущений, овладение весьма тонкими и сложными координациями. Они могут различать в содержании движений не только его основные элементы, но и детали. На седьмом году жизни дошкольники начинают осваивать более тонкие движения в действии. Движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно.

Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Детей интересует качество движений, их привлекает форма соревнования. Они начинают понимать красоту, грациозность движения.

Новые двигательные навыки формируются легче, дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнения упражнений в разных вариантах. Дети многое умеют, и усложнение работы с ними идет не только за счет усложнения самого материала, увеличения требований к качеству выполнения движений.

Однако необходимо понимать, что любая формапроизвольной деятельности ребенку 6-7 лет еще трудна: физическое и нервное напряжение не может быть длительным. Поэтому новые движения сочетаются с чувственными движениями. Старших дошкольников увлекают разнообразные виды деятельности – игровая, учебная, бытовая, трудовая.

Использование основных движений в дозировке доступной детям, и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей. Совершенствуя основные движения, наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъем от проявленных двигательных действий. Необходимо стремиться поддерживать у ребят интерес к движениям.

Источник

Раиса Веденская
Развитие основных движений у детей старшего дошкольного возраста

Важнейшим показателем и условием полноценного развития ребёнка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Дети ощущают постоянную потребность в движениях, объём которых обуславливается закономерностями роста детского организма, активным взаимодействием его с окружающей средой. Все движения непрерывно контролируются центральной нервной системой, а всякая направляющая деятельность органов движения, на выполнение той или иной задачи, реализуется с помощью последовательных мышечных сокращений.

Гармоничное развитие ребёнка невозможно без предварительного

построения фундамента двигательного опыта, овладения азбукой движений, так называемыми «основными движениями» — жизненно необходимыми для человека двигательными действиями,которыми он пользуется в многообразной деятельности: ходьбой, бегом, метанием, лазанием, прыжками.

Исследованиями Р. И. Тауриди, Н. И. Озёрского, М. В. Серебровской, Е. Г. Леви-Гориневской и другими было положено начало изучения двигательного развития детей дошкольного возраста. Авторами изучалась моторная одарённость, уровень развития основных движений, динамическая координация верхних и нижних конечностей, общая статистическая координация. Значительное место авторы отводили вопросам разработки методов обучения и оценки двигательных умений детей.

Исследования в выявлении факторов воспитания и обучения на развитие движений детей дошкольного возраста, уточнения роли физических упражнений и игр в теории и практике физического воспитания провели Е. Г. Леви-Гориневская, и другие. Опираясь на положения И. П. Павлова, И. М. Сеченова, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Аркина о громадных потенциальных возможностях ребёнка, о решающем значении целенаправленного обучения и воспитания, авторы экспериментально доказали положительное влияние факторов воспитания и обучения на развитие движения детей.

Изучению уровня развития движений дошкольников посвящены исследования А. И. Быковой, М. М. Конторович, Н. А. Метловым, Л. И. Михайловой. Разрабатывая данную проблему, авторами было обосновано и раскрыто значение обучения детей движениям, его организация и методы. Первой работой в области создания системы обучения движениям, является работа АИ. Быковой «Обучение детей дошкольного возраста основным движениям». А. И. Быкова подчёркивает воспитывающий характер обучения, своеобразие которого она видит в тесной связи с игрой. Занятия по обучению движениям А. И. Быкова предлагает проводить эмоционально с широким применением игровых приёмов.

К настоящему времени экспериментально установлено, что успешное освоение «основных движений» требует организации обучения, общие подходы, к которому были определены ещё П. Ф. Лесгафтом, а применительно к детям дошкольного возраста, как было, сказано выше, уточнены его последователями В. В. Гориневским, Е. А. Аркиным, Л. Н. Чулицкой, А. И. Быковой.

В дальнейшем, работами М. М. Конторович, Н. А. Метловой, Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, были получены дополнительные данные о методах обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста. Главное внимание ими было уделено роли физических упражнений в воспитательной работе, принципам подбора и методике проведения упражнений, а также их «дозировке» в зависимости от возраста, подготовленности и состояния здоровья детей.

Научные исследования (B.C. Фарфель, А. В. Коробков, В. И. Филлипович) показывают, что развитие двигательной функции — активный процесс. По мнению В. И. Филлиповича, на развитие моторики ребё нка-дошкольникаоказывают влияние две группы факторов:

а) естественные воздействия, связанные с повседневной двигательной активностью ребёнка;

б) специальные педагогически направленные воздействия, обусловленные биологическими и социальными факторами, которые значительно усиливают эффект влияния на естественный ход онтогенетического развития.

По мнению О. Г. Аракелян, П. П. Болдурчиди, Е. Н. Вавиловой, Э. С. Вильчковского и других, совершенствование методов обучения основным движениям, основанное на использовании подвижных и спортивных игр, позволяет значительно повысить уровень двигательной подготовленности детей и благотворно влияет на их общее развитие.

Исследования А. Н. Бернштейна показывают, что к моменту рождения аппарат движений у человека ещё не вполне сформирован. По некоторым данным, возрастная ступень 2-го и 3-го года жизни является периодом анатомического завершения созревания всех высших моторных систем. Именно в этот период начинают оформляться сложные человеческие движения.

Исследования А. В. Запорожца и его сотрудников показали, что общая перестройка двигательной сферы в дошкольном возрасте осуществляется в связи с тем, что высшие механизмы движения формируются у ребёнка в связи с развитием произвольной управляемости своим двигательным поведением, и это происходит в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте значительно расширяется возможность педагогической работы по обучению детей движениям не только с помощью показа, но и методом словесных объяснений.

Особенность формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста исследовалась Д. В. Хухлаевой. Она определила значение и соотношение методических приёмов обучения двигательным навыкам. Поскольку в физическом воспитании превалировал нормативный подход, в исследованиях поднимается проблема качественных и количественных показателей уровня развития движений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Г. П. Лескова, на основании исследований показала, что дети старшего дошкольного возраста могут осознанно овладевать различными движениями. Для осознания движения важна связь между мышечным ощущением, двигательным представлением и словом. Слово помогает выделить такие качества как направление, амплитуда, сила, быстрота, темп, ритм и т. д.

А. В. Кенеман экспериментально показала, что осознание содержания упражнений через слово способствует формированию двигательных навыков, развивает инициативу и умение наиболее полно применять движения в новой ситуации. В работе А. В. Кенеман показано значение физических упражнений в развитии у ребёнка подвижности нервных процессов, умственной активности, быстроты реакции. В обучении движениям она предлагает опираться на принцип осознанности, разработанный П. Ф. Лесгафтом. В её работах обоснованы методы ориентировки в окружающем и приёмы активизации умственной деятельности в процессе выполнения физических упражнений. Автор предлагает использовать наглядность для конкретизации двигательного задания, а само задание представлять в виде поисковой ситуации. А. В. Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений. На наш взгляд, неправомерно забытыми являются теоретические положения автора о чувственной основе обучения движениям дошкольников. Все приёмы, разработанные А. В. Кенеман, основаны на мышечных ощущениях. Она считает, что приёмы развития познавательной деятельности будут способствовать осознанному восприятию движений и их воспроизведению.

В теории и практике физического воспитания детей дошкольного возраста идет поиск обновленных форм организации и методов обучения движениям, в которых усиливаются элементы творчества, самореализации ребенка. В исследовании Л. М. Коровиной рассматривается проблема совершенствования двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий. Элементы соревнования и творческие задания способствуют выработке прочных, осознанных, достаточно гибких двигательных навыков, умения применять их в новых условиях, самостоятельно придумывать и проводить игры со сверстниками. Это помогает детям открывать личностные смыслы в физических упражнениях, подводит детей к самостоятельной организации досуга.

Любое двигательное действие является результатом сложного управления человеком своими собственными движениями. По мнению В. К. Бальсевича, развитие локомоторной функции человека, как одной из форм проявления жизнедеятельности организма, подчиняется общим законам развития, раскрытых в рефлекторной теории И. М. Сеченова, в трудах И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, в учениях о кольцевом управлении движений Н. А. Бернштейна, теории функциональных систем Г. К. Анохина.

Но наряду с общими закономерностями целостной системы, существуют и специфические частные закономерности развития элементов и структур двигательной деятельности. Изучение этих закономерностей способствует совершенствованию процессов управления развития движений на разных этапах онтогенеза.

Изучая особенности развития естественных движений человека (бег, ходьба, прыжки) В. К. Бальсевич делает вывод о том, что развитие биомеханических систем имеет колебательный характер возрастных изменений. Периоды роста степени согласованности элементов сменяются периодами их рассогласования. Этим он объясняет возрастно-половые различия в развитии основных движений у детей. Э. С. Вильчковский и В. К. Бальсевич показали, что в возрасте 5-6 лет в основном завершается формирование структуры движения в беге. Причём, правильные навыки бега дети усваивают раньше, чем ходьбы. Это, по всей видимости, связано с тем, что быстрый темп движений усваивается детьми легче, чем медленный. Лазанье формируется у детей уже к 2-ум годам (раньше некоторых других основных движений) и занимает ведущее место в жизни ребёнка (М. Ю. Кистяковская). По данным А. Д. Удалой наибольший прирост овладения навыком лазания наблюдается в 5 — 5,5 лет, причём родовые различия постепенно увеличиваются.

Прыжки относятся к движениям ациклического типа, характерной особенностью которых является ярко выраженная фаза полёта (Э. С. Вильчковский). В период от 4-х до 5-ти лет у детей обоего пола отмечаются наибольшие улучшения результатов. В период от 3-х до 4-х лет девочки имеют некоторые преимущества в качестве выполнения прыжка, с 5-ти лет мальчики начинают опережать девочек, к 7 -ми годам эта разница, по данным Э. С. Вилъчковского, достигает 3% (данных о прыжке в высоту с разбега нет).

Таким образом, систематизируя выше изложенное о формировании основных движений: (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания) у детей 3-7 лет, можно прийти к заключению, что обучение основным движениям является важнейшим показателем и условием полноценного развития ребёнка. Изучение возрастных показателей развития движений детей дошкольного возраста, проводилось с разных теоретических позиций и показало, что способность к овладению движениями у дошкольников тесно связана с возрастными периодами, и параллельно возрасту возрастают количественные показатели в технике движений, приближаясь к данным взрослых.

Исследования О. Г. Аракеляна, Е. Н. Вавиловой, Э. С. Вильчковского показали, что повышение уровня двигательной подготовленности тесно связано с совершенствованием содержания и методов обучения основным движениям. Причем, освоенные в детстве двигательные навыки иногда сохраняются на всю жизнь. Эго объясняется тем, что наряду с совершенствованием функциональных возможностей организма, происходит формирование координационных механизмов, обеспечивающих слаженную деятельность двигательного аппарата. Поэтому обучение движениям необходимо начинать с раннего возраста, соблюдая принцип адекватности предполагаемой обучающей информации уровню развития занимающихся.

Источник

Формирование движений у детей дошкольного возраста

Своевременное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка.

Учитывая особенности каждого возрастного периода и предыдущий опыт ребенка, перед ним ставят конкретные задачи. Постепенное выполнение ребенком этих задач и все большие возможности качественно изменяют характер его движений. То, что являлось в движениях характерным для начала данного возрастного этапа, к концу его как бы свертывается, и движения переходят в новое качество. Однако следует помнить, что в каждом отдельном случае развитие движений может иметь различную вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому учет индивидуального своеобразия и возможностей ребенка необходим для правильного руководства формированием движений.

Формирование движений у ребенка первого года жизни. У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании рук к груди и ног к животу). Возникающие отдельные движения рук и ног хаотичны и непроизвольны.

Очень важным в этом раннем периоде жизни является возникновение у ребенка зрительного и слухового сосредоточения. Оно способствует его начальным ориентировкам в окружающем и влияет на становление первоначальных движений (подготовительные движения к хватанию увиденных перед собой игрушек, движение глаз и поворот головы в сторону слышимого звука). На основе этих простейших реакций, возникающих в процессе общения ребенка со взрослым, на втором-третьем месяцах появляется особая, очень важная реакция — «комплекс оживления». Она возникает при появлении взрослого, ухаживающего за ребенком, звука его голоса, его улыбки. Ребенок реагирует на это еще не организованными движениями рук и ног, улыбкой, произнесением звуков.

К концу второго или третьего месяца при условии целенаправленного воспитания ребенок постепенно овладевает умением самостоятельно поднимать и удерживать голову, когда он лежит на жи воте или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Это имеет важное значение для развития мозга: движения головы улучшают кровообращение и расширяют кругозор ребенка; мозг получает больше разнообразных внешних раздражений.

Начиная с 3-х и постепенно к 6—7 месяцам оформляются движения рук и формируются подготовительные движения к ползанию, сидению и стоянию; совершенствуется деятельность органов чувств.

Важным моментом формирования движений в этот возрастной период является ползание, дающее возможность знакомиться с многими предметами. Оно возникает непосредственно из позы лежания на животе и стремления ребенка дотянуться до какого-либо предмета. В этот же период оформляются подготовительные движения к сидению и стоянию.

Среди названных движений наиболее важно ползание: оно очень динамично, содействует укреплению большого количества различных мышц, способствует дальнейшему формированию разнообразных движений, ориентировке в окружающей ребенка обстановке. По сравнению с ним сидение, являясь необходимой жизненной позой, не имеет такого важного физиологического значения.

В этот же период ребенок овладевает подготовительными движениями к стоянию и ходьбе: «подтанцовывание» с помощью взрослого при поддерживании позы ребенка — сначала за подмышки, а позднее за руки. Постепенно он овладевает этой позой и начинает ровно стоять, разогнув ножки в коленных и тазобедренных суставах.

 Новый возрастной период, от 6—7 до 10—12 месяцев, характерен переходом сначала к относительной самостоятельности при помощи взрослого, а к концу первого года — к самостоятельным движениям.

Ребенок уже лучше ползает, пытается самостоятельно садиться, ложиться, вставать, опускаться, держась руками за перекладины барьера, переступать вдоль барьера, ходить с опорой на что-либо. Постепенно опора при стоянии и ходьбе играет все меньшую роль. Если взрослый обнаруживает какую-либо задержку в формировании двигательных действий, он обязательно побуждает к ним ребенка. К концу года (11 — 12 месяцев) ребенок пытается самостоятельно ходить.

Формирование движений у ребенка второго года жизни. У детей второго года жизни дальнейшее формирование движений происходит на основе уже имеющихся первоначальных навыков самостоятельной ходьбы. Ребенок соединяет с этим движением простейшие действия и испытывает в них большую потребность. Правда, ходьба еще недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног.

Однако и при этом овладение ходьбой влияет на эмоциональное состояние ребенка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Все это вносит значительные изменения в общее развитие ребенка.

У ребенка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ему пока еще прыжков. Он упражняется в ходьбе и лазании, преодолевает различные препятствия (перешагивание через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.), катает и бросает мяч, возит коляску, играет с разными игрушками.

Помимо действий по инициативе ребенка, взрослый организует для него игры (догонялки, прятки, игры с мячами и др.), составляющие целый комплекс движений. Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики в целом и являются в данный период ведущей деятельностью.

Взрослый постепенно, но неуклонно начинает предъявлять к движениям ребенка определенные требования, посредством показа, объяснения и выполнения движения вместе с ребенком подводит его к усвоению правильного способа действия (обращение с предметами и т. п.).

Большую роль играют подражательные действия взрослому. Постепенно, к концу второго года жизни, выполняемые упражнения в игровой форме открывают ребенку новые возможности подражания, когда он может проследить движения взрослого и на этой основе создать себе образ действия, а затем попытаться воспроизвести его.

Воспроизведение движений начинается большей частью с одновременного выполнения его ребенком вместе со взрослыми. После этого ребенку легче воспроизвести данное движение самостоятельно с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у ребенка третьего года жизни. В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершенствует ходьбу, лазание, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и недостаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движений, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движений и отдыха Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, вожжи, шары, мячи, трехколесные велосипеды и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и в то же время спокойнее двигаться на ограниченной, наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доске, дорожке и т.д.). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметами.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей, приучается своевременно реагировать на сигналы извне, требующие изменить характер движения, его темп, силу или совсем прекратить движение и остановиться. Все большее место начинают занимать подвижные игры.

Усиливающийся интерес к окружающему миру, удовлетворение от достижения цели, эмоциональная оценка педагога и его новые требования — все это служит подкреплением достигаемых ребенком успехов и стимулирует его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового в движении сохраняет прежнюю специфику — подражание. Однако подражание изменяет свой характер: наблюдается большее осмысление предложенной ребенку задачи и, в связи с этим, более четкое ее выполнение.

Формирование движений у детей четвертого года жизни. Как известно, для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития, но в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности ее невелики, и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки движений непрочны и могут легко разрушаться.

Формирование двигательных навыков прежде всего связано с приучением ребенка правильно держать туловище и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.

В ходьбе ребенка трех лет еще заметны неустойчивый темп, недостаточность координации рук и ног, неуверенность ориентировки в направлении движения, тенденция к сгибанию туловища. Однако бегают дети значительно лучше и с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствует приспособленность самого тела к бегу: центр тяжести расположен ближе, чем у взрослых, к передней части туловища.

Совершенно новым движением для ребенка трех лет являются прыжки. Это движение появляется еще в предыдущей возрастной группе, однако вначале оно выражается лишь в форме пружинящего движения без отрыва ног от пола. В три года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур или две линии на расстоянии 15—20 см.

В процессе лазания у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и нечеткая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательного чувства равновесия, но постепенно дети осваивают эти умения (бросание мяча на дальность, в горизонтальную цель).

Таким образом, дети четвертого года жизни в процессе систематических занятий подводятся к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к овладению двигательными навыками в последующих возрастных группах.

Формирование движений у детей пятого года жизни. Показатели возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различаются, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием физических упражнений заметно изменяет исходные показатели.

Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развиваются мышечная и нервная системы. Ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и неутомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и уменьшающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быстрый бег.

В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает педагогу руководство формированием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп, согласованность с коллективом. Знакомые движения дети уже могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения ^сформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация действий.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания — легкий и быстрый бег.

Формирование движений у детей седьмого года жизни. Ребенок седьмого года жизни значительно отличаетс