Развитие двигательных навыков ребенка с овз
Наталья Мамонтова
Организация двигательной активности для детей с ОВЗ
В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии — это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально — волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.
Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания
Главное направление работы нашего структурного подразделения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.
Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.
Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Задачи:
— развитие речи посредством движения;
— формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
-развитие способностей к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
-формирование компенсаторных навыков, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
— развитие способностей к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
— формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности
— формирование осознания необходимости личного вклада в жизнь общества;
— формирование желания улучшать свои личностные качества.
Принципы, лежащие в основе нашей работе:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками соответствующими современным требованиям ФГТ и СанПиН.
Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей:
Для успешной реализации поставленных задач администрацией центра было приобретено игровое оборудование, мягкие модули, ортопедические дорожки, мячи, детские тренажёры.
-Педагогом-психологом – подобран материал, для релаксации.
-Учителем-логопедом – подобрана дыхательная звуковая, логоритмическая гимнастика.
-Музыкальным руководителем — подобран музыкальный материал для насыщенной совместной деятельности.
-Инструктором по физической культуре- подобраны комплексы упражнений для совместной деятельности
В начале учебного года проводится диагностика ОВД с целью определения направления работы и основных потребностей занимающихся. Для детей с диагнозом РДА, составляются индивидуальные программы и разрабатываются оздоровительные маршруты из ОВД.
Учитывая результаты начальной диагностики, формулируются задачи по выполнению программных требований, развитию физических качеств и улучшению координации движений воспитанников. В работе с детьми с диагнозом РДА используются оздоровительные дорожки, с чередованием ОВД. Разнообразие спортивного оборудования (мягкие модули, дорожки для равновесия, ортопедические дорожки, малый спортивный комплекс) позволили обогатить содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес. Дети, требующие сопровождения на начальных этапах обучения, успешно осваивают ОВД и постепенно переходят на самостоятельное уверенное передвижение. Работа проводится совместно с воспитателями, рекомендациификсируются в тетради взаимодействия со специалистами и используются на занятиях, прогулке, закаливающих мероприятиях и свободной деятельности детей.
Разработаны рекомендации для родителей: консультации по использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних условиях и рекомендации на летний оздоровительный период по использованию естественных сил природы для закаливания детей.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Средства реализации:
1. Проведение утренней стимулирующей гимнастики: в комплекс общеразвивающих упражнений включаются, традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направленные на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация, утренняя стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Инструктором по физической культуре разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.
2. Организация коррекционных физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
Основные виды упражнений направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепления мышечного тонуса, коррекции осанки, формирования нормального свода стопы, улучшения легочной вентиляции и укрепления основных дыхательных мышц, расслабления и снятия мышечного психоэмоционального напряжения. Разучивая с детьми какое-либо действие, мы соблюдаем определенную последовательность. Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с задержкой психического развития с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. Мы используем упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком (стоять так необходимо в течение нескольких секунд, а затем походить, удерживая принятую позу). Наличие детских тренажёров позволяет разнообразить деятельность детей и увеличивать нагрузку на отдельные группы мышц, а также позволяет делить детей на подгруппы и уделять больше внимания тем,кто требует сопровождения взрослого. Работа с детьми на ортопедических мячах позволяет развивать гибкость, чувство равновесия, силу, умение фиксировать положение тела.
Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей используем движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и др. ,широко используются комплексы ритмической гимнастики. Включение в комплексы ритмической гимнастики специальных упражнений для плечевого пояса и систематическое их выполнение помогают развивать подвижность плечевых суставов, а свободные движения под музыку позволяют детям преодолевать барьер неуверенности и чувство скованности. Кроме того, использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию позволяет повысить плотность занятий, т. к. следующие друг за другом упражнения значительно сокращают простои. Ритмичная музыка создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение, повышает работоспособность, доставляя детям радость движения.
Чтобы снять у ребенка эмоциональное напряжение, боязнь ошибиться, после обучения предлагаем ему попробовать сделать разученное упражнение самостоятельно, в своем темпе и ритме. Для поддержания интереса к физической культуре обучение объединяем одним сюжетом (например, «Школа космонавтов», «В поисках клада», «Подводное царство» и т. д.). Азарт игры помогает детям преодолеть страх перед новым действием, лучше усвоить отрабатываемый навык. Занятия планируются так, чтобы детям предлагался самый минимум нового материала и большей частью закреплялись ранее усвоенные действия.
При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.
Кроме того, на занятиях и в режим двигательной активности детей включает подвижные игры. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.
Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим, способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.
Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ — они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.
Режим двигательной активности детей включает:
— гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их составляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;
— динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики.
— динамический час — проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия детей на тренажерах, подвижные игры с разной интенсивностью, игры-эстафеты и аттракционы, сюжетные двигательные задания и т. д. важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;
— гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами — сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.
Наряду с перечисленными видами двигательной деятельности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых могут принимать участие родители. К таким занятиям относятся: дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник, походы. Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в центре.
Источник
Библиографическое описание:
Меркушева Е. П. Развитие двигательной сферы — важное условие эффективной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. 2018. №5. С. 54-60. URL https://moluch.ru/th/4/archive/108/3642/ (дата обращения: 26.02.2020).
Я работаю в специальной школе-интернат, где обучаются дети с различными нарушениями зрения и слепые дети. Наша школа специальная и поэтому в ней есть коррекционное направление, в котором работают специалисты, помогающие детям в трудностях в обучении и социальной адаптации в жизни. Я, учитель коррекционной ритмики и адаптивной физической культуры. Эти занятия тоже относятся к коррекционно-развивающим.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени имеют нарушения в познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфере.
Проводя диагностику во время своих занятий,я наблюдаю такие нарушения в двигательной сфере как нарушение координации движений, общей моторики, чувства ритма, устойчивости тела, скорости, ловкости, мышечного тонуса, двигательных умений и навыков.
Развитие двигательной сферы ребенка является важным условием эффективной коррекции в целом, так как в достаточном объеме, правильно направленные, скоординированные, точные, активные, выразительные, порой эмоциональные движения способствуют укреплению здоровья, развитию познавательных процессов, социализации, успешной интеграции и полноценному всестороннему развитию ребенка.
Развитие двигательной сферы, а значит, повышение двигательной активности детей, происходит путем выполнения различных физических упражнений в течение занятий на протяжении всего образовательного процесса.
Развивать двигательную сферу детей мы можем через выполнение физических упражнений разного направления и характера исполнения.
Это ритмические и логоритмические упражнения, музыкально-ритмические и подвижные игры, корригирующие и кардио-упражнения, упражнения под музыку и танцы.
Эти виды упражнений может применять любой учитель на своих уроках в виде физкультминуток, музыкальных пауз на разных уроках, занятиях, воспитательных часах и прогулках.
Занятия коррекционной ритмики и адаптивной физической культуры-это два направления коррекционных занятий, которые отличаются друг от друга тем, что упражнения, применяемые на занятиях ритмики, развивают, в большей степени, чувство ритма и координацию и проводятся под музыку, а упражнения, применяемые на занятиях адаптивной физической культуры(АФК) имеют лечебный и корригирующий характер.
Разные виды упражнений развивают в ребенке познавательную сферу, эмоционально-волевую и двигательную, тем самым развивая ребенка в целом.
Ритмические упражнения используются на каждом занятии так как развивают чувство ритма, внимание, координацию, мышление, память. моторику, слух. Задания даются от простого к сложному. Можно выполнять ритмические упражнения с предметом и без, используя музыкальные инструменты, а также хлопать, шлепать и топать по заданию учителя.
Музыкально-ритмические игры — это ритмические упражнения, выполняемые под музыку в игровой форме. Способствуют развитию и коррекции речи, памяти, внимания, чувства ритма, координации движений, точности движений, музыкальности, воображения, снятия эмоционального напряжения.
Логоритмические упражнения — это проговаривание слов с одновременным выполнением физических упражнений. Ониразвивают дыхание, речь, слух, моторику, творческие способности, воображение, внимание, память, чувство ритма, поднимают эмоциональное настроение.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Несложные упражнения, речевки, рифмовки, чистоговорки может выполнять с детьми учитель на физкультминутках или на прогулке.
Например: упражнение «Лягушки»
«На болоте две подружки — Пружинистые приседания
Две зеленые лягушки — То же, руки на поясе
Утром рано умывались, — Имитация умывания
Полотенцем растирались. — Имитация растираний спины и живота.
Ножками топали, — Ходьба с высоким подниманием бедра
Ручками хлопали. — Хлопки в ладони
Вправо, влево наклонялись-Наклоны вправо-влево
И обратно возвращались. — То же
Вот здоровья в чем секрет. — Прыжки на месте
Всем друзьям Физкульт-привет» — Прыжки с поворотом вокруг себя.
Можно соединять логоритмику и музыкально-ритмическую игру и тем самым мы задействуем у ребенка сразу речевой, двигательный аппарат, развиваем познавательную сферу и способствуем поднятию настроения. Например: игра «У оленя дом большой»
Обучающиеся под музыку проговаривают слова, выполняя определенные движения. Ритм музыки может ускоряться.
Упражнения под музыку итанцы оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Задания на самостоятельный выбор движений развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Корригирующие упражнения — это специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления того или иного нарушения.
Дети с нарушением зрения и слепотой зачастую имеют вторичные нарушения (нарушения осанки, плоскостопие, лишний вес). Развитие двигательной сферы этих детей-это и предупреждение вторичных отклонений!
На занятиях адаптивной физической культуры выполняются целенаправленные комплексы упражнений для профилактики или коррекции заболевания. Но педагоги и воспитатели образовательного процесса могут использовать элементы корригирующих упражнений для профилактики и укрепления тех или иных мышц.
Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки
Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия
Кардио-упражнения — это упражнения, направленные на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Дети с ограничениями в здоровье ведут малоподвижный образ жизни и поэтому страдают гиподинамией, из-за чего нарушается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, замедляется физическое развитие и общая моторика. А значит кровь и ткани организма страдают от недостатка кислорода, что ведет к понижению работоспособности. Моя задача на занятии ритмики и адаптивной физической культуры-увеличивать дыхательный объем, работая над дыханием и двигательной активностью. Дети должны знать и уметь выполнять физические упражнения с правильным дыханием, уметь контролировать пульс(ЧСС).
Во время работы на кардио-тренажерах (велотренажер, беговая дорожка, элипсоидный тренажер (орбитрек), гребной тренажер) у детей задействованы все основные группы мышц, повышается работа сердца и дыхания, расширяются двигательные возможности, укрепляются мышцы, выносливость, появляется уверенность в своих силах.
Мы помогаем детям увеличивать жизненную емкость легких за счет увеличения дыхательного объема, умения дышать грудью(грудное) и животом(брюшное).
Выполняя дыхательные упражнения, ребенок учится справляться с волнением и раздражительностью, добивается полного расслабления и успокоения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Подвижные игры оказывают комплексное воздействие на организм. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазание и др. с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент).Развивают координацию движений, укрепляют мышцы, способствуют снятию эмоционального напряжения, развитию чувства коллективизма, сопереживания и т. д. Через игровой метод дети лучше социализируются.
Упражнения на расслабление
Каждое занятие завершается упражнениями на расслабление (релаксационные). Упражнения под спокойную музыку играют огромную роль в снятии эмоционального напряжения, расслабления всех мышц организма и восстановления сил.
Подводя итоги вышесказанного, хочу отметить, что, развивая двигательную сферу ребенка через физические упражнения, мы способствуем эффективной коррекции в целом. А именно, развиваем и улучшаем работу всех познавательных процессов и всех систем организма.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, чувство ритма, двигательная сфера, адаптивная физическая культура, занятие, эмоциональное напряжение, образовательный процесс, коррекционная ритмика, общая моторика.
Похожие статьи
Уроки ритмики и ЛФК как основа здоровьесбережения и способ…
Уроки ритмики и ЛФК нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и
стадию автоматизации и вариативности двигательных навыков. У детей СКОУ процесс
На уроках ритмики подразумевается развитие чувства ритма, умения слышать и понимать…
Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при…
обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование
Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным
Для поддержания интереса детей и развития их эмоциональной сферы, желательно…
Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое…
Поэтому в процессе занятий ритмикой у детей дошкольного возраста успешно развивается
воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм
В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на…
Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей…
Коррекционная ритмика — своеобразный вид кинезитерапии, основанной на взаимосвязи
Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая
Музыкально-ритмические упражнения как часть физического воспитания могут успешно…
Компенсаторные возможности коррекционной ритмики для…
Формирование познавательной, речевой, двигательной, эмоциональной сфер детей с ЗПР идет
Коррекционная ритмика — одно из самых эффективных средств воздействия на
Не менее важны при реализации занятий коррекционной ритмики и музыкальные игры.
Комплексный подход к развитию координационных способностей…
уроки ритмики — 1 раз в неделю
Занятия ритмикой способствуют развитию согласованности и координации движений, гибкости
Ключевые слова: умственная отсталость, координационные способности, чувство пространства, адаптивная физическая культура.
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи…
Занятия и использованием речедвигательной ритмики укрепляют костно-мышечный аппарат детей
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие
Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и…
Логоритмические занятия как эффективная форма работы по…
движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка, чувство ритма, пляска, ритм, ритмопластика, игра.
Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры учащихся в процессе реализации его возможностей…
Использование технологии логоритмических игр и упражнений…
Логопедическая ритмика, игры и упражнения с использованием слова, музыки и движений
Коррекционная работа на дошкольном логопункте с использованием сюжетно-игровой
В них я предлагаю использование логоритмических игр и упражнений в работе с детьми на…
Источник