Развитие двигательной активности у ребенка до года

Развитие двигательной активности у ребенка до года thumbnail

Впервые малыш начинает двигаться еще в животе мамы – примерно с 8 недели. Сначала он медленно плавает в околоплодных водах.

Позже его движения становятся более скоординированными и уверенными, а к 24 недели Развитие двигательной активности у ребенка до годабеременности движения плода напоминают движения новорожденного: он перебирает своими ручками пуповину, дотрагивается до лица, сжимает и разжимает кулачки, активно шевелится, переворачивается и отталкивается.

Только что появившийся на свет малыш не беспомощен, природа позаботилась о нем и наделила инстинктами и рефлексами (поисковым, сосательным, хватательным и др.). Благодаря ним, новорожденный отыскивает материнскую грудь, а как только сосок оказывается у него во рту – начинает инстинктивно сосать; если у крохи прикрыты нос и рот – он будет вертеть головой, чтобы освободить дыхание; а на приближающийся к глазам предмет – начинает моргать. Некоторые рефлексы новорожденных в скором времени исчезают, а многие сохраняются на всю жизнь.

В первый месяц движения малыша беспорядочны и хаотичны, а ручки и ножки тесно прижаты к себе и как бы подергиваются.

Если вы попробуете распрямить его ручку или ножку – она тут же вернется в исходное положение. Лежа на спине, малыш слегка поворачивает голову в сторону звука, а в позе «на животе» на твердой поверхности, пытается приподнимать голову. Задача родителей первого месяца – с помощью легкого поглаживающего массажа и ежедневной гимнастики ослабить тонус мышц.

Со второго месяца малыш начинает управлять своим телом. Мышцы ног и рук становятся более расслабленными, а движения ровными и упорядоченными. Если вы будете разговаривать с малышом медленно – он будет так же медленно двигать руками и ногами, но стоит вам перейти на убыстренный темп речи – и ребенок задвигается более энергично.

Мышцы шеи окрепли, и ребенок уже свободно поворачивает голову в разные стороны и недолго, но удерживает её ровно, находясь в вертикальном положении, но всё равно продолжайте поддерживайте малыша под головку, когда берете его на руки. Лежа на спине, малыш слегка приподнимает голову вверх, чтобы посмотреть на происходящее. Появляются короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки.

В три месяца рефлекторные действия ребенка заменяются осознанными действиями. Теперь младенец сосредотачивается на предмете, а потом протягивает руку, чтобы дотронутся до него. Так же малыш понимает, что для того, чтобы утолить голод – надо найти сосок, приложиться к нему губами и сосать. Лежа на животе, малыш поднимает голову, приподнимая грудь над поверхностью, поворачивает голову в разные стороны и меняет позы, чтобы было лучше рассматривать.

Лежа на спине, выгибает спинку, опираясь на предплечья, и может перевернуться на бочок. Если взять малыша подмышки, он упрется ножками в поверхность и станет пружинить. Малыш уделят много времени играм с собственными ручками – сжимает и разжимает пальцы, тянется к предметам, захватывает игрушку, вложенные ему в руку, трясет её, тянет в рот, хватает одной рукой другую руку. 

Всё это время идет активная подготовка к умению ползать. Мышцы ребенка развиваются и крепнут.

Развитие двигательной активности у ребенка до годаК четырем месяцам, лежа на животе, малыш немного приподнимает тело, опираясь на руки. Кроха устойчиво стоит при поддержке подмышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на бок, некоторые со спины на живот. Ладошки малыша почти всегда раскрыты, он осознанно тянет ручки к игрушкам, захватывает их, щупает, берет, отталкивает, бьет по подвеске. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие зрительно-двигательной деятельности.

На пятом месяце малыш становится подвижен и активен. Он уверенно переворачивается со спины на живот, лежа на животе – опирается на ладошки выпрямленных рук или на локти, начинает немного ползать по-пластунски с опорой на руки. Пытается сесть, когда его тянут за руки. Находясь в вертикальном положении – держит голову прямо и всем телом тянется куда-то вперед. Если поставить на ноги и держать подмышки – будет стоять на выпрямленных ногах. 

В 6 месяцев малыш поворачивается с живота на спину и со спины на живот, подтягивается за опору, чтобы сесть, опирается на ладошки и колени и раскачивается вперед – назад, готовясь ползти на четвереньках. Меняет положение своего тела и подползает на животе, отталкиваясь руками и ногами,  к интересующему его предмету. Выполняя различные движения, малыш учится сохранять равновесие. Подолгу удерживает игрушки в руке, играет с ними, перекладывает из одной руки в другую.

В семь месяцев движения глаз, рук и ног согласованы. Малыш уже хорошо ползает, причем не только вперед, но и назад; садится из положения лежа и сидит непродолжительное время, при этом может наклоняться и выпрямляться. Начинает вставать, держась за опору, и стоит так длительное время. Сознательно раскрывает ладонь для взятия предмета или игрушки, хорошо перекладывает из руки в руку, вращает кистью.

Восьмимесячный малыш хорошо ползает, садится из положения лежа и сидит длительно время без поддержки, рассматривая всё вокруг и действуя руками, затем ложится из положения сидя. Держась за опору, малыш встает на одно колено, потом на другое, подтягивается и поднимается на ножки. Стоя таким образом, он переступает бочком возле опоры. Если нужно достать предмет с пола, держась одной рукой за опору, наклонится и достанет. Ползая, кроха может преодолевать значительные расстояния – до 300 метров в день! Остерегается упасть на пол с дивана, но не всегда замечает приближающийся край.

В 9 месяцев малыш приобретает вертикальное положение: сидит, встает, учится стоять без опоры, переступать и ходить, держась за стены или за две руки взрослого. Большую часть времени ребенок ползает, но уже начинает часто вставать, чтобы ходить. А вообще, упражнения в ходьбе – становятся его любимым занятием. Усложняется и ползание – кроха осознанно меняет траекторию движения, направляясь к цели. Может прыгать и приседать, держа вас за руки; залезать на возвышения (подушку, диван, ваши колени), забираться по лесенке. Совершенствуется мелкая моторика – может захватывать небольшие предметы двумя – тремя пальцами или показать на заинтересовавший его предмет пальчиком.

К 10 месяцам дети хорошо ползают, но много и ходят, держась за подвижную опору, маневрируют между препятствиями, поднимаются на возвышенность и спускаются с неё, держась за перила. Малыш может стоять с поддержкой или без неё. Из положения сидя встает на четвереньки. Может влезть на низкий диванчик и сползти с него. Во время игр встает на колени, нагибается, опираясь на одну руку. Пытается дотянуться до всего, что видит.

У детей 11 месячного возраста заметно развиваются двигательные навыки. Они уже хорошо и полноценно ползают, могут стоять без поддержки или с одной рукой, поворачиваться за игрушкой, плавно приседать, наклоняться, вставать, делать первые самостоятельные шаги с вытянутыми вперед руками, переступать через препятствия, а некоторые дети уже достаточно уверенно ходят.

 

К 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно – подолгу и в разных направлениях, при этом он может останавливаться, поворачиваться, приседать, наклоняться за игрушкой и выпрямляться, нести игрушку в руках, толкать перед собой тележку или тянуть за собой игрушку с машинкой, переступать без опоры через преграды. Ребенок добирается до всего, что его интересует – он с легкостью может забраться на большие высоты – на спинку дивана, подоконник, тумбочку, комод, стол и т.п.

 

Что нужно делать, чтобы развить двигательную активность ребенка

•    Прежде чем дотронуться до малыша или взять его на руки – ласково поговорите с ним. Не трогайте младенца холодными или потными руками.

•    В возрасте от 0 до 3 месяцев, когда берете малыша на руки, всегда поддерживайте его под Развитие двигательной активности у ребенка до годаголову.

•    Во избежание однобокости – берите малыша то на одну руку, то на другую, почаще меняйте позы малыша, выкладывайте его то на правый бок, то на левый, то на спинку, то на животик.

•    До трех месяцев лучшей гимнастикой для малыша является расслабляющий и поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов.

•    После трехмесячного возраста включите в массаж ребенка и остальные приемы: разминание, растирание, похлопывание, вибрации и др.

•    Гимнастику и массаж лучше делать за 20-30 минут до или через 30-40 минут после кормления. Кроха должен пребывать в хорошем настроении, а упражнения должны ему нравиться.

•    Ежедневно проводите с малышом массаж, гимнастические упражнения, воздушные ванны и купания. Занимаясь с малышом – разговаривайте с ним и хвалите.

•    Полностью удовлетворяйте потребность ребенка в свободных и разнообразных движениях – это будет способствовать развитию психических, умственных и физических функций.

 Развитие общей моторики детей

10-20 дней   

Любимая поза – свернуться «эмбрионом», как и в чреве мамы (с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками).

Общие движения заторможены и хаотичны.

В положении лежа поднимает голову на 3-4 секунды.

Сам принимает положение, удобное для сосания.

Хорошо выражены врожденные рефлексы.   

 

1 мес.   

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову 10-15 сек.

В вертикальном положении удерживает голову несколько секунд.   

2 мес.   

Лежа на животе хорошо поднимает и некоторое время удерживает голову.

Протягивает руки к подвешенным над ним игрушкам.

Несколько секунд удерживает игрушку, вложенную ему в руки.   

3 мес.   

Лежа на животе, опирается на предплечья и высоко поднимает голову, поворачивает её в разные стороны.

Длительно удерживает голову, находясь в вертикальном положении.

Поочередно сгибает и разгибает ноги.

Пытается дотронуться и схватить подвешенные над ним игрушки.   

4 мес.  

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), может оглянуться назад.

Лежа на животе, приподнимает туловище и голову на 60°.

При поддержке под мышки упирается полусогнутыми ногами о твердую опору.

Поворачивается со спины на бок.   

5 мес.

Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Крепко удерживает игрушку, вложенную в руку, трясет ею.

Подгребает к себе маленький предмет и зажимает его в кулачке.

Лежа на животе, подтягивается до предмета.   

6 мес.   

Передвигается, переставляя руки или немного подползая ползком.

Переворачивается с живота на спину.

Захватывает игрушки руками.

Лежа на животе, высоко приподнимает грудь, опираясь на ладони рук или на одну руку.   

7 мес.   

Хорошо ползает на животе (много, быстро, в разных направлениях).

Подтягивается за предметом, пытаясь встать на коленки.

Раскачивается, стоя на коленках.

Сидит без опоры некоторое время.

Перекладывает игрушку из руки в руку и крепко удерживает её, если кто-то пытается её забрать.

Хватает движущиеся игрушки.    

8 мес.   

Развитие двигательной активности у ребенка до годаПридерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, опускается, переступает.

Сам садится, сидит и ложится.

Ползает на руках и коленях.

При продержке подмышки хорошо переступает ногами. Подбирает маленький предмет большим и указательным пальцами.   

9 мес.   

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Ползает на четвереньках.

Ритмично сгибает и разгибает ноги в такт музыки.

Машет на прощание рукой, хлопает в ладоши, показывает пальцем.

Залезает на четвереньках на горку и слезает с неё.   

10 мес.   

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Самостоятельно встает без опоры и сам стоит непродолжительное время.

Пытается ходить самостоятельно или уже начинает ходить.

Повторяет действия за взрослыми.

Может играть сразу двумя предметами.   

11 мес.    

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги.

Самостоятельно садится из положения на животе.   

12 мес.   

Ходит самостоятельно (без опоры).

Ходит, удерживая предметы в руках.

Приседает и встает из положения стоя без опоры   

 

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 



Книги для развития малыша

Игры, развивающие движения (0-6 мес.)

Игры на развитие движений (7-12 мес.)

Источник

  • Нормы развития двигательной активности у ребёнка до года.
  • Помощь в развитии двигательной активности у ребёнка до года.

Razvitie dvigatel`noi` aktivnosti u rebyonka do godaРазвитие двигательной активности у ребёнка до года – важная задача для каждой мамочки. Всё дело в том, что детки бывают разными – кто-то верится как юла, а кто-то спокойно лежит весь день, даже не переворачиваясь с боку на бок, однако каждому малышу для правильного развития нужна помощь.

Нормы развития двигательной активности у ребёнка до года

Не секрет, что существует календарь развития ребёнка до года по месяцам – ознакомившись с ним, вы можете понять, как идут дела у вашего ребёнка.

  • Razvitie dvigatel`noi` aktivnosti rebyonka do godaВ первый месяц жизни малыш ещё не управляет собственным телом и не даст этого сделать вам – пока она ещё весь во власти рефлексов.
  • Второй месяц своей жизни ребёнок тратит на осознание собственного тела – он пробует управлять окрепшими мышцами, но выходит пока плоховато.
  • В три месяца малыш уже умеет протягивать ручки, поднимать головку, пробует переворачиваться на бочок.
  • В четыре месяца в жизни ребёнка наступает новая эпоха – он уже умеет держать игрушки и вполне осознанно ощупывает их.
  • На пятом месяце своей жизни ребёнок уже готовится научиться садиться, он становится активным и подвижным.
  • В полгода ребёнок напоминает ртуть – он активно переворачивается в любом направлении и уже учится ползать.
  • Семимесячный ребёнок умеет ползать во всех направлениях, он отлично координирует движения рук, ног и глаз.
  • В восемь месяцев малыш много времени проводит сидя и уже старается самостоятельно встать, если найдёт подходящую опору.
  • Если 9-месячный ребёнок не трусит, то наверняка уже пробует ходить с опорой. Конечно, он часто падает, но зато он упрям.
  • 10-месячные дети уже готовы самостоятельно залезать и слезать с дивана. Кроме того, на передний план выходит развитие мелкой моторики.
  • В 11 месяцев шагающий с опорой малыш способен перешагнуть препятствие. А в свободной руке он вполне может крепко держать любимую игрушку.
  • Годовалый ребёнок умеет ходить, наклоняться и выпрямляться, приседать. Он очень любознателен и почти не видит преград.

Конечно, вышеизложенный план развития двигательной активности у ребёнка весьма приблизителен. Детки бывают разными, но не стоит пускать дело на самотёк, если вы замечается, что малыш ленится осваивать новые навыки. Вы вполне можете ему помочь!

Помощь в развитии двигательной активности у ребёнка до года

Для того чтобы помочь своему ребёнку до года в развитии двигательной активности вовсе не нужно обладать специальными навыками. Просто запомните несколько вещей, которые вам пригодятся.

  • Отнеситесь с пониманием к тому, что малыш может опасаться прикосновений – прежде чем взять на руки, поговорите с ним.
  • Следите за тем, чтобы ваши руки были тёплыми – ребёнку должно быть комфортно и уютно от ваших прикосновений.
  • Не пренебрегайте гимнастикой и массажем – включите эти процедуры в ваш привычный распорядок дня.
  • Никогда не запрещайте ребёнку двигаться. Если вы хотите, чтобы он сменил направление – просто отвлеките его.
  • На ребенке должна быть удобная одежда, которую предлагает магазин Все в дом.

И в завершении очень хочется сказать, что каждый малыш лучший для своей мамы. Мы смотрим на деток влюблёнными глазами, а потому часто бываем необъективны – время от времени обращайтесь к специалисту за объективной оценкой развития двигательной активности ребёнка до года как минимум.

Источник

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник