Развитие двигательной активности ребенка в соответствии с фгос до

Ольга Аксёнова
Двигательная активность дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования

В. А. Сухомлинский писал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Важнейшей задачей ДОУ сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

В Конвенции о правах ребенка (статья 29) говорится «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Но в тоже время в современном обществе наблюдается тенденция сокращения двигательной активности детей (гиподинамия). Все больше ограничивается самостоятельная активность детей (компьютер, телевизор).

Физическое воспитание в ДОУ осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, в повседневной жизни ребенка.

ФГОС выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.

Одна из задач ФГОС дошкольного образования направлена на формирование общей культуры личности детей, в том числе здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Двигательная деятельность — главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей ребенка.

Формирование культуры двигательной деятельности служит основой приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Это содействует всестороннему развитию всех органов и систем и, в первую очередь, двигательного аппарата, улучшает выносливость организма ребенка.

Через движения он познает окружающий мир, у него развивается ориентировка в пространстве, проявляются волевые усилия и яркие эмоциональные впечатления.

Организация двигательнойдеятельности имеет следующие формы:

— утренняя гимнастика;

-физкультурные занятия;

— подвижные игры;

— физминутки на занятиях;

— гимнастика пробуждения после дневного сна;

— физкультурные досуги, праздники;

двигательная активность на прогулке;

— оздоровительный бег;

— самостоятельная двигательная деятельность в течении дня;

— физические упражнения и игровые задания: артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастика.

Я работаю во второй младшей группе. В своей деятельности стараюсь использовать все виды двигательной активности детей. В моей группе больше детей со 2 группой здоровья. Поэтому я и поставила задачей – укрепление здоровья детей через различные формы двигательной активности.

Ежедневно в утренние часы провожу утреннюю гимнастику.Стараюсь использовать различные формы: с предметами, без предметов, в игровой форме, под музыку. Утренняя гимнастика направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Комплексы гимнастик составлены на год. Один комплекс длится две недели. В теплое время года провожу гимнастику на свежем воздухе.

Основной формой обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня. Одно занятие, если позволяют погодные условия, провожу на улице. Также стараюсь подбирать интересные формы проведения, чтобы детям было интересно, чтобы они с удовольствием выполняли те или иные упражнения. По физкультурным занятиям имеется перспективное планирование на год, составленное с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с программой.

Подвижная игра – одно из важнейших средств физического воспитания дошкольников. Игра имеет большое значение для развития и совершенствования двигательных умений и навыков. Подвижные игры мною проводятся в утренние часы, во время образовательной деятельности, на прогулке и также в повседневной жизни. Чтобы придать игре наибольшую яркость, эмоциональность в группе имеются различные атрибуты (шапочки, спортивный инвентарь, маски). Играя, дети получают много положительных эмоций, что играет важную роль в укрепление здоровья.

Физминутки организуются с целью предупреждения переутомления, восстановления умственной работоспособности. Они проводятся во время организованной образовательной деятельности. Упражнения для физминуток стараюсь подбирать простые по структуре, интересные, хорошо знакомые детям, удобные для выполнения на ограниченной площади.Физминутки провожу в разных формах:

— в форме общеразвивающих упражнений;

— в форме подвижной игры;

— в форме дидактической игры с движением;

— в форме танцевальных движений;

— в форме выполнения движений под текст стихотворения;

— в форме любого двигательного действия или задания.

Гимнастика пробуждения после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Являясь одной из обязательных форм организованной деятельности дошкольников,гимнастика решает ряд вопросов: воспитание здорового образа жизни, самоорганизованности, что особенно важно для дошкольников.

Комплексы гимнастик составлены на год.

Организация физкультурных досугов, праздников оказывает положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности. Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности. Участвуя в досугах, праздниках дети совершенствуются физически и получают большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.

Я провожу физкультурные досуги один раз в месяц, во вторую половину дня. Праздники провожу один раз в квартал. Подбираю сценарии в соответствии с темой периода, временем года, возрастными особенностями детей.

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная активность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Для этого в группе создан физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря. Инвентарь постоянно дополняю, обновляю. Весь инвентарь расположен в доступном для детей месте.

Для организации двигательного режима на прогулке использую выносной материал (мячи, скакалки, дуги).

Еще в течении дня для большей двигательной активностииспользую разные виды гимнастик: пальчиковая, дыхательная, зрительная. Гимнастики также составляю на год.

Главная роль в физическом развитии ребенка, конечно принадлежит семье. Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми прилагают для этого все усилия. Я стараюсь активно взаимодействовать с семьями своих воспитанников. Подготавливаю для них различные памятки, консультации, даю рекомендации по организации двигательного режима дома. Вовлекаю родителей в совместные досуги. А родители помогают в пополнении инвентарем физкультурного уголка.

При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду, ребенок растет и развивается в соответствии со своим возрастом.

По словам древних греков: «Движение — жизнь».

Источник

Консультация для педагогов

«Двигательная деятельность дошкольников

в соответствии ФГОС ДО»

подготовила заместитель заведующего по ВОР

 Кулак Светлана Александровна    

(Презентацию для консультации можно скачать здесь)

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется — ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Задача воспитателя — активизировать интерес к движению,  научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом,  развивать двигательное творчество.

Двигательная активность способствует:

— повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

—  росту физической работоспособности;

— нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

— появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:

— наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),

— изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,

— выбирать место для проведения игр,

— изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,

— определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.

Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Повышение  двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной  продуманности, четкой организации режима детей:

— чередование  активной и пассивной деятельности;

— использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы  и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на  поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических  и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

• Традиционный комплекс утренней гимнастики

• Утренняя гимнастика в игровой форме

• С использованием полосы препятствий

• С включением оздоровительных пробежек

• С использованием простейших тренажеров.

Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

— разминка в постели и самомассаж;

— гимнастика игрового характера;

— с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

— пробежки по массажным дорожкам.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь — при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого — страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:

— рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);

— включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);

— лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;

— создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;

— вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

— оздоровительный бег на воздухе;

— двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

— индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

— прогулки-походы в парк;

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.

Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз — всё лучше и лучше.

Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю  первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:

•  традиционное

•  игровое

• сюжетное

• по интересам

• тематическое

• комплексное

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный  уголок с набором спортивного инвентаря  (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр,  коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья  детей, закаливанию организма  и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.

   При правильной организации двигательной активности в семье и  в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Источник