Развитие двигательной активности ребенка в раннем возрасте
ксения евсеенко
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста
Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого — малая подвижность малышей. Родители стараются делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупают игрушки, включают мультики, а теперь ещё и планшеты. Забывая, что у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.
Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.
Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.
Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов.
Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.
Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, идет нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать и поддерживать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч).
Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник.
При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.
Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению правильных движений помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм,помогут различные слова:
Топ-топ-топ, зашагали ножки
Топ-топ-топ, прямо по дорожке.
Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.
Любимое действие у малышей это бег. Если им предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.
Побежали ножки, прямо по дорожке,
Прибежали к маме маленькие ножки.
Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем». Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»
«Мы попрыгаем немножко
Веселей пляшите ножки»
Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы.
Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».
Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»
Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.
Вначале ребёнок бросает игрушку и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.
«Вот как мячик покатился и назад не воротился.
Догони его скорей и в ладошках обогрей»
Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка раннего возраста. Дети тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.
Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в группе используются аудиодиски с пальчиковыми, подвижными играми Железновой с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.
Для развивать двигательные умения ребёнка, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Попросите родителей посмотреть дома много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие которое подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть.
Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы и эмоционально подавлены.
А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие.
Источник
Развитие двигательной активности у детей раннего возраста
Проблема здоровья наших детей стоит уже давно. Наиболее распространённым заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый, а приобретённый. И главной причиной этого — малая подвижность малышей. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер. А у детей раннего возраста очень велик интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.
В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым социальным условиям.
Малыши ещё не осознают значимость укрепления здоровья, поэтому научить их заботиться о нём должны взрослые.
Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко.
Основными движениями, которыми овладевает ребёнок в раннем возрасте, являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для преодоления препятствий, катание и метание для передвижения предметов
Движения детей недостаточно согласованы, им трудно сохранять равновесие. Чтобы побуждать малышей выполнять движения используются различные подвижные игры с использованием потешек, поговорок. Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это нравится. В играх дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами предметов, с новыми словами. Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.
Чаще всего самым первым движением, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное движение. Работает плечевой пояс, нагрузка на позвоночник невелика, что благотворно влияет на развитие правильной осанки. В будущем, овладев ходьбой, дети редко пользуются ползанием. Но мы должны развивать у детей это движение. Здесь можно использовать игру «Проползи в воротики», «Переползи через брёвнышко», «К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч)
Следующим движением является ходьба, хотя сейчас дети, бывает, чаще начинают ходить, пропуская период ползания. Это сильно влияет на развитие осанки, так как возрастает нагрузка на позвоночник. Не нужно заставлять ребёнка ходить, пока он сам этого не захочет.
При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками. При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.
Чтобы вызвать у ребёнка интерес к выполнению помогут игровые приёмы. «Идём в гости к зайке, мишке», «Пройди по дорожке». Здесь можно использовать дорожки, сделанные своими руками, а если к их изготовлению привлечь малыша – пользы будет ещё больше. Например, из пробок – дорожки, цветные коврики. Чтобы задать ритм, помогут различные слова:
Топ-топ-топ, зашагали ножки
Топ-топ-топ, прямо по дорожке.
Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через лежащие на полу верёвку, скакалку, палку.
Любимое движение у малышей это бег. Если ему предложить «Догнать собачку», «Убежать от дождика» или «Подбежать к маме или папе», ребёнок с большой радостью это выполнит. Так же поможет речевое сопровождение.
Побежали ножки, прямо по дорожке,
Прибежали к маме маленькие ножки.
Очень сложным движением являются прыжки. Прыжок связан с отрывом от земли и сохранением равновесия при приземлении. Можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его, приговаривать: «Высоко, высоко подпрыгнем» Самому подпрыгивать и предлагать малышу. «Попрыгаем как зайчики, воробышки»
«Мы попрыгаем немножко
Веселей пляшите ножки»
Важно помнить, что, приподнимая ребёнка, нельзя брать его за кисть, только выше запястья, так как у детей очень слабые суставы и можно нанести травму.
Можно приподнять над головой ребёнка какой-нибудь предмет и предложить: «Достань дождинку, снежинку, колокольчик».
Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением вперёд. «Перепрыгни через верёвочку, ленточку» (положенные на пол) «ручеёк», спрыгнуть с «горки»
Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.
Вначале ребёнок бросает игрушку, стоя в кроватке и следя за её падением. Затем зажимает в руке мячик и бросает его вперёд – вниз. Потом пытается катать мяч. Сев напротив, можно помочь малышу, предложив «Покатился мяч к тебе, покатился мяч ко мне». Не нужно спешить показывать все движения ребёнку – пусть он сам догадается, что ещё можно сделать, например – прокатить мяч в воротики, бросить мяч вперёд и попытаться догнать его.
«Вот как мячик покатился и назад не воротился.
Догони его скорей и в ладошках обогрей»
Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.
Для развития интереса у детей к выполнению движений, есть много литературы. Так у нас в детском саду используются аудиокассеты, диски с пальчиковыми, подвижными играми с музыкальным сопровождением. Это привлекает внимание малышей, и они с удовольствием выполняют различные упражнения.
Если вы решили развивать двигательные умения ребёнка дома, не спешите покупать в магазине какое-то оборудование. Посмотрите дома и вы найдёте много полезных вещей. Например, из обрезков ковра или покрывала можно сделать такие цветные дорожки и коврики. Изготовив вязаные мячики, вы получите прекрасное пособие, от которого не пострадает ваш интерьер, а ребёнку подойдёт для бросания и катания. Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные гантельки, если наполнить их песком. Бросив подушки или пуфики на пол, вы получите прекрасное препятствие, которое ребёнок с удовольствием попытается перелезть. Поставив в ряд несколько стульев, вы получите хороший тоннель, в который обязательно поползёт ребёнок.
Для развития у детей силы и ловкости, можно использовать такие упражнения:
— держите любую палку так, чтобы ребёнок, ухватившись за неё обеими руками, повис в воздухе, и поднимайте палку.
— встаньте вместе с ребёнком лицом к лицу, и пусть каждый поднимает одну ногу, и останется стоять на другой – это прекрасное упражнение для развития равновесия.
— встаньте напротив ребёнка и предложите повторять за вами различные движения как обезьянка.
Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлять ребёнка их выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.
А главное условие при обучении малыша разным движениям, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие
Источник
Развитие двигательной активности детей раннего возраста
Движения – основа основ, фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их физического развития, важнейшее условие и средство общего развития ребенка.
Современными педагогами отмечается, что в подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений. Двигательный дефицит приводит к функциональным нарушениям в организме ребенка: снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы.
Основной формой систематического обучения детей раннего и дошкольного возраста физическим упражнениям является организованная образовательная деятельность. Она позволяет улучшить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает обмен веществ. Через двигательную деятельность малыш познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.
Организованная образовательная деятельность, в основе которой лежит сюжет, способствует воспитанию интереса детей к процессу выполнения упражнений. Увлекательной и интересной двигательную активность делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, знакомых детям. Их содержание позволяет организовать двигательную деятельность на эмоционально-положительном контакте воспитателя с детьми, удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.
Организованная образовательная деятельность по физической культуре на тему: «Строим дом»
Цель: развитие у детей раннего дошкольного возраста устойчивой мотивации к двигательной активности.
Задачи:
Обучающие:
— учить детей прыжкам на двух ногах на месте, вокруг себя, из обруча в обруч;
— тренировать в ползанье по гимнастической скамейке на четвереньках; в выполнении ОРУ;
— закреплять умения в ходьбе и беге разными способами (на носках, по ребристой доске, с перешагиванием предметов)
Развивающие:
— развивать умение слушать речь воспитателя;
— развивать внимание, мышление, фантазию, речевой слух
— продолжать развивать физические качества детей;
— удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;
Воспитательные:
— вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности;
— воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам в совместной двигательной деятельности;
— формировать элементарные умения самоорганизации и рационального использования физических упражнений в двигательной активности;
— дать возможность каждому демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;
— создавать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.
Основные методы и приемы использования методического обеспечения:
— наглядный (показ физических упражнений, имитация);
— практический (повторение упражнений с изменениями и без изменений, проведение упражнений в игровой форме);
— словесный (объяснение, указание).
Предметная среда (оборудование):
— ребристая доска;
— гимнастическая скамейка;
— обручи (по количеству детей);
— 5 – 6 кубиков.
Предшествующая работа:
- Проведение подвижных игр: «Большие ножки», «Догоните мячи», «Займи свой домик», «Найди себе пару».
- Ежедневное упражнение детей в разных видах ходьбы и бега.
- Разучивание игр на развитие общей моторики: «Брось и догони».
- Рассматривание предметных картинок и игрушек по теме.
- Подготовка и ознакомление родителей с консультациями «Особенности физического развития детей раннего возраста», «Роль подвижной игры в развитие движение у детей раннего возраста»
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Подготовка атрибутов для проведения организованной образовательной деятельности.
- Подготовка помещения для проведения организованной образовательной деятельности:
— в группе проводится влажная уборка, проветривание помещения.
— температура в группе +21°, температура пола + 20°.
Содержание упражнений | Дозировка | Организационно-методические указания |
Водная часть | ||
Построение в колонну. Ходьба:
Кружение на месте. Бег на носках в разных направлениях с переходом на ходьбу. Свободное построение | Чередовать по 8-10 метров, повторить 2-3 раза Чередовать, повторить по 10-15 сек. 2 раза | — Давайте поиграем в строителей! Сначала мы идём на стройку дома. Дети выполняют движения по показу воспитателя под мелодию русской народной песни «Светит месяц». Педагог проговаривает упражнения и выполняет их вместе с детьми от начала до конца. |
Основная часть | ||
ОРУ без предметов
Вып.: поднимание рук через стороны вверх, хлопок над головой.
Вып.: наклоны вниз, кулаки к коленям ( ноги не сгибать).
Вып.: приседания, ку-лаки на пол (стукнуть)
Вып.: повороты в стороны, с отведением руки в сторону поворота, ноги не сдвигать.
Вып.: подпрыгивания на 2-х ногах на месте и с поворотами вокруг себя. | Повторить 4 раза Повторить 4 раза (2 раза на каждую строку текста ) Повторить 4 раза медленно ( по 1 разу на каждую строку текста ). Повторить 4 раза медленно ( по 1 разу на каждую строку текста ). 10-12 раз, ритмично под текст, чередовать с ходьбой на месте, повторить 2 раза | Воспитатель не называет упражнения, даёт установку детям на повторение движений за ним, каждый раз предлагает принять И.п. Текст стихотворения, под который выполняется ОРУ, воспитатель читает ритмично, размеренно-медленно, сопровождает выполнением упражнений. — Целый день (хлопок)- тук да тук (хлопок), Раздаётся (хлопок), громкий стук (хлопок). Молоточки стучат, Строим домик для зайчат! Молоточки стучат, Строим домик для бельчат! Этот дом для зайчиков! Этот дом для белочек! Этот дом для мальчиков! Этот дом для девочек! Вот какой хороший дом! Как мы весело живём! Будем песни распевать, Веселиться и плясать! |
Основные движения
(5- 6 шт.).
| Повторить 3-4 раза каждое упражнение | Воспитатель раскладывает материалы и приговаривает: — « Этот дом для девочек (кладет 5-6 обручей), этот дом для мальчиков (кладёт 5-6 обручей, дети помогают.)». После этого воспитатель показывает пример прыжка из обруча в обруч, на словах подчеркивает важность сильного отталкивания. При исполнении прыжков детьми помогает им осуществить легкое приземление на « мягкие ноги ». — При « ходьбе по высокой траве » спешить не надо, поднимать ноги повыше, спину держать прямо, руки в стороны. Движения организовать поточным способом. Воспитатель обыгрывает сюжет. Девочки начинают прыжки в свои домики, а мальчики — в свои. Затем идут друг к другу в гости. Но надо пройти « по высокой траве» и «проползти по мостику». |
Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Повторить 4-6 раз | Воспитатель помогает, поощряет, обеспечивает страховку. После выполнения основных движений убрать скамейку и кубики, обручи добавить на каждого ребенка, разложить по всему залу. — Жили-были зайчики и белочки, мальчики и девочки в своих домиках которые мы построили… Воспитатель помогает детям занять любой обруч, одновременно начинает рассказ- малютку и игровые действия детей. Задачи воспитателя: поддерживать сюжет, регулировать двигательные действия, обеспечить страховку и помощь детям. По сигналу воспитателя «гуляем как мальчики», «гуляем как девочки» — дети выходят из обручей и ходят в разные стороны. По второму сигналу — «гуляем как зайчики», «гуляем как белочки» — выпрыгивают из обручей и перемещаются в разные стороны по залу прыжками на 2-х ногах. По третьему сигналу – «дождик» — прячутся в любой свободный домик – обруч. |
Заключительная часть | ||
Спокойная ходьба по кругу (взявшись за руки под текст стихотворения). | 2 круга | — Хорошо мы поиграли… А теперь построим один большой домик. Встанем в круг и возьмемся за руки. (Воспитатель помогает детям сделать круг). Вот какой хороший дом! Как мы славно заживем! Будем песни распевать, Веселиться и играть! (С повторением текста меняется направление движения). |
Источник