Развитие дошкольника по программе одаренный ребенок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Образовательный проект

по комплексному выявлению и развитию детей

с признаками одарённости

«Одарённый ребенок»

Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)

Разработчик: воспитатель

Борисова Т. А.

Дорогобуж, 2016

Содержание

Пояснительная записка

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

1.2.Цель и задачи проекта

1.3.Планируемые результаты освоения проекта

  1. Этапы реализации проекта
  1. Мероприятия в рамках реализации проекта

Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка
  • условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность  в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.

  Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие — нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

   Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

   Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании».

•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ.
  • ФГОС ДО
  • Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
  • Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.

  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
  1. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
  1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. 

   Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший

  • тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-

бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).

Виды одарённости

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  • Степень сформированности.
  • Форма проявлений.
  • Широта проявлений в различных видах деятельности.
  • Особенности возрастного развития.
  1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
  • Общие интеллектуальные способности;
  • Конкретные академические способности;
  • Творческое или продуктивное мышление;
  • Лидерские способности;
  • Художественные и исполнительские искусства;
  • Психомоторные способности

Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • Теоретическая (для детей – познавательная);
  • Практическая;
  • Художественно-эстетическая;
  • Коммуникативная;
  • Духовно-личностная.

2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

3.По критерию «Формам проявления»

  • явная
  • скрытая

4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

  • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
  • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
  1. По критерию «Особенности возрастного развития»
  • ранняя
  • поздняя

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
  • защита интересов ребенка;
  • индивидуальный путь развития ребенка;
  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;
  • принцип диалогичности;
  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с

признаками одарённости

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-

тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

  1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
  1. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
  1. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками

одарённости.

  1. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
  1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
  1. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.

1.3. Планируемые результаты освоения проекта

  1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
  1. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
  1. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
  1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
  1. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
  1. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.

  1. Этапы реализации проекта

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).

Итог этапа:

  1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
  1. Создание базы данных детей с признаками одарённости;
  1. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

  • детьми:
  1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
  1. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
  1. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
  • родителями:
  1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
  1. Методика «Определение склонностей ребенка»

3 этап реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.

Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Итог этапа:

Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

4 этап реализации проекта 

Развивающий

Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.

Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

    Итог этапа:

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми

2016

воспитатели

2.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности

2016

воспитатели

3.

Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми

2016

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики)

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей»

2016-2019

Воспитатели, узкие специалисты

  1. Система работы с воспитанниками

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста

1 раз в год

Воспитатели, узкие специалисты

2.

Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования)

Ежегодно 

воспитатели

3.

Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

7.

Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

8.

Участие в деятельности кружков по интересам

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

3.  Система работы с родителями

№пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей

1 раз в год

Воспитатели,

2.

Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок»

Сентябрь 2016

воспитатели

3.

Анкетирование  по  выявлению  статуса  семьи,  достижений детей в семье

Октябрь 2016

воспитатели

4.

Групповые консультации на  тему: «Талантливые дети – заслуга родителей»

Ноябрь 2017

воспитатели

5.

−  индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость;

−  размещение  в  родительских  уголках  групп  статей,

−  выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск)

Весь период

воспитатели

6.

— совместные  праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты;

—   открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей

Весь период

воспитатели

7.

Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Ноябрь 2018

воспитатели

8.

   Анкетирование  родителей  по итогам  реализации  проекта

Май  2019

воспитатели

Список литературы:

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-

тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  1. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,

2002.

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
  1. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.

Источник

Ирина
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста

Проект «Одаренные дети».

Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности

у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.

Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.

4. Уверенность детей в своих способностях.

5. Снижен уровень тревожности.

Диагностический этап

подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

проведение обследований детей по согласию и желанию родителей;

педагогическая диагностика;

психологическая диагностика;

специальная диагностика (углубленная);

диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1) Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2) Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3) Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Информационный этап

подбор литературы по тематике;

создание банка информации по работе с интеллектуально одаренными детьми;

подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

просветительская работа со всеми участниками реализации программы.

Подготовительный этап

определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

составление индивидуальной программы развития для интеллектуальной одаренности;

разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

Развивающий этап

организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом и воспитателями (по индивидуальному плану);

организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей.

Оценочный этап

Включает промежуточную и итоговую диагностику.

Мониторинг эффективности проведения работы с детьми.

Оценка эффективности работы педагога-психолога, воспитателей.

В программе принимают участие:

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

Дети

Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с интеллектуально одаренными детьми

Педагог-психолог:

Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Воспитатели:

Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Родители:

Воспитание одаренного ребенка в семье, активное участие в реализации программы, выполнение рекомендаций специалистов.

Условия реализация программы:

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.

Такими условиями являются:

• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;

• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1этап – диагностический (октябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.)

2 этап – информационный (декабрь 2014 г.)

3 этап – подготовительный (декабрь 2014 г. – январь 2015 г.)

4 этап – развивающий (март 2015 г. – март 2019 г.)

5 этап – оценочный

Диагностический этап.

Задачи:

— Подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;

— Проведение обследований детей по согласию и желанию родителей.

— Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

— Проведение диагностики по выявлению предпосылок к интеллектуальной одаренности по методикам, соответствующим возрасту ребенка

Педагоги (консультации):

«Особенности работы с одаренными детьми».

«Приемы и методы работы с одаренными детьми».

«Виды одаренности».

— «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации):

«У Вас растет одаренный ребенок

«Психологические особенности одаренных детей».

— «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

— Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Информационный этап.

Задачи:

Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.

Мероприятия:

Педагоги (консультации):

«Особенности работы с одаренными детьми».

«Приемы и методы работы с одаренными детьми».

«Виды одаренности».

— «Как правильно организовать работу с одаренными детьми

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Родители (стендовая информация, консультации):

«У Вас растет одаренный ребенок

«Психологические особенности одаренных детей».

— «Особенности психосоциального развития одаренных детей».

«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».

— Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

— Индивидуальные консультации, рекомендации.

Подготовительный этап.

Задачи:

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Составление индивидуальных и групповых маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Обогащение развивающей среды.

Мероприятия:

Изучение программно-методического материала по направлению работы.

Подбор программно-методического материала по направлению работы.

Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.

Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.

Разработка конспектов занятий.

Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.

Развивающий этап. Реализация поставленных задач.

Мероприятия:

Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.

Использование методов:

— мозговой штурм

— синектика

— метод фокальных объектов

— морфологический метод

— метод творческих преобразований

— метод аналогии

— метод морфологического анализа

Применение в работе с детьми заданий поискового характера:

— выбор требуемой информации из предложенной;

— исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;

— объединение (систематизация);

— сравнение;

— доказательство, опровержение;

— нахождение общего между заданными предметами и явлениями;

— составление плана деятельности;

— моделирование;

— установление причин;

определение последствий;

определение новых функций;

— решение противоречий;

— альтернативное применение;

— преобразование и усовершенствование предметов;

опредмечивание изображений;

— поиск проблемы.

Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.

Консультирование родителей по возникшим вопросам.

Участие родителей в итоговых мероприятиях.

Оценочный этап.

Мероприятия:

Диагностика и мониторинг.

Подведение итогов работы.

Презентация программы на педагогическом совете.

Стажерская площадка для специалистов города.

Источник