Развитие для ребенка к году литературы

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

…Однажды к А. С. Макаренко пришла молодая мать и спросила, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка.
— А сколько лет вашему ребенку? — поинтересовался Антон Семенович.
— Ему всего три недели.
— Ну что ж… Вы опоздали ровно на три недели.
Л.Пантелеев. «Наша Маша. Книга для родителей»

Если собрать в одной книге все вопросы, которые мучают молодых родителей, получится том, не уступающий по толщине бумажному изданию Википедии. А в нем, как известно, пять тысяч страниц. И все они постоянно крутятся в головах несчастных мам и пап! Как не выбиться из сил, пытаясь разобраться со всеми проблемами сразу?

С рождением ребенка в дом приходит не только радость, но и множество забот. Наступает активный период для обоих родителей — им предстоит заботиться о новом человеке, посвящать ему время и силы, помогать открывать мир… Кажется, еще далеко начальная школа, и полный штормов и подводных камней подростковый период, но — как считают и мамы, и специалисты по детской психологии — как думать о будущем нужно начинать с первых месяцев жизни малыша. Цитируя автора одной из популярнейших методик раннего развития Масару Ибуку: после трех уже поздно!

С момента рождения надо постоянно пристально следить за здоровьем и поведением ребенка: правильное питание, сон, гимнастика. Порой ответ на какой-то вопрос требуется немедленно. Еще лет тридцать назад молодым родителям были доступны, пожалуй, только книги доктора Бенджамина Спока. Опыт педиатрии и психоанализа доктор Спок использовал для создания пособий для родителей, где вместе освещаются вопросы и детского здоровья, и питания, и общения. Книга «Ребенок и уход за ним» остается востребованной до сих пор, хотя многие советы за давностью лет (впервые она была издана в 1946 году) уже утратили актуальность. Но иметь ее на полке не помешает и в XXI веке.

Большинство современных авторов не отрицают опыт Спока, а скорее перерабатывают его под новые условия жизни. Как правило, они уделяют внимание вопросам как физиологии и роста, так и психологии и развития ребенка. Уильям и Марта Сирс — семейная пара, родители восьми детей — создали целую библиотеку книг для родителей, используя свой жизненный и врачебный опыт. В их книгах можно найти практические советы по уходу за детьми и по общению с ними для каждого этапа взросления ребенка.

Среди российских авторов наиболее полно пишет об уходе за детьми Евгений Комаровский. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» сочетаются советы по обустройству жизни ребенка, подробный рассказ о возможных болезнях и опасностях, а заодно рекомендации по укреплению нервной системы родителей. Кроме того, Комаровский — автор серии «Справочников здравомыслящих родителей», призванных помочь родителям в профилактике и лечении детских инфекций.

Но важно не только здоровье. В какой-то момент легко впасть в заблуждение, что силы родительской любви и внимания достаточно, чтобы вырастить идеального ребенка. Но любые крайности, как известно, опасны — а разработать гармоничный подход самому непросто. Крайностей же множество — позволять малышу до поры до времени делать все, что вздумается; напротив, с пеленок приучать к буквам и слогам, чтобы к пяти годам он самостоятельно читал Бажова и Линдгрен; с детства погружать его в мир спорта, воспитывая в здоровом теле здоровый дух… Не переусердствовать и органично привить ребенку необходимые навыки помогут разработанные педиатрами и психологами методики. В чем-то они пересекаются между собой, в чем-то — категорически не сходятся. В каждой из них во главе угла что-то свое: здоровье, чтение, мелкая моторика. Выбирая ту или иную методику, стоит помнить, что применять к ребенку жесткие требования, по меньшей мере, неправильно. У каждого малыша свой темп развития и познания мира. В любом случае придется запастись терпением, силой духа и подручными материалами.

Дети крайне восприимчивы к обучению, и при правильном подходе можно очень рано понять, к чему больше предрасположен ребенок — к физической активности, общению, творчеству. Для этого отлично подходит методика Марии Монтессори. Она предлагает создать для ребенка особую обучающую «среду» (разместить на большом пространстве различные предметы, материалы) — и позволить самостоятельно выбирать, что ему более интересно. Стоит обратить внимание, что этот метод больше подходит для занятий воспитателей с группами и предполагает в первую очередь развитие самостоятельности, логики, внимательности, а не, например, ранее обучение чтению и счету.

Методика Глена Домана («Гармоничное развитие ребенка»), напротив, ориентирована именно на занятия родителей со своим ребенком, причем именно у родителей здесь самая активная роль. Упражнения, разработанные Доманом, отлично тренируют память и дают ребенку огромную базу знаний за первые годы жизни. Доман предлагает использовать для обучения карточки с различными фактами из области географии, истории, биологии, а также с первых месяцев учить читать и считать.

К родителям обращена и книга «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан, одной из самых известных мам в мире. В основе ее методики лежит внимание к своему ребенку, постепенное раскрытие его индивидуального потенциала, а советы или упражнения варьируются в зависимости от того, к чему у ребенка возникает интерес. Лупан превращает обучение в игру: чтение — через пение букв на мотив детских песенок, счет — через шуточные загадки. Главное — не заставлять ребенка заниматься по строгому графику и не добиваться эффективности любой ценой.

Российскими педагогами разработаны целые комплексы игр, призванных развить творческие способности ребенка и его мышление. Например, головоломки Бориса и Елены Никитиных, тренирующие логику и образное мышление ребенка («Интеллектуальные игры» Б. Никитина), или кубики с цифрами и буквами Николая Зайцева, к которым прилагается подробное «руководство по эксплуатации»: можно распевать слоги или складывать слова, обращаться к таблицам слогов (есть и отдельные — по арифметике). Занимающиеся по этой методике дети к четырем годам самостоятельно читают, а к пяти умеют считать до ста.

Конечно же, интерес к книге невозможно привить только с помощью кубиков и таблиц. Детские издания — с красочными иллюстрациями, простыми и звучными стишками, а также «неубиваемые», то есть способные выдержать активный интерес малышей — неотъемлемый арсенал родителей, желающих развить в детях любовь к чтению. К счастью, существуют книжки, не только сочетающие понятные и яркие картинки с загадками и сказками, но и созданные из экологически чистых материалов. Превращение чтения в веселую игру с пазлами или картонными вставками, а то и в «литературное купание», сразу привлекает внимание к процессу.

Авторских методик обучения чтению множество. В книге «Учим ребенка читать» Валерия Марусяка предлагается череда игр и нескучных занятий, с помощью которых можно подвести ребенка к чтению постепенно, не отбивая охоту вообще держать в руках книгу. Речь идет в большей степени о детях постарше, лет четырех-шести, так что эта методика подходит родителям, считающим, что торопить события — вредно для ребенка. В приложении есть множество практических заготовок, а сами задания затрагивают все важные для ребенка стороны развития — и сенсорику, и моторику, и становление речи. Автор, профессиональный педагог, также приводит самые частые ошибки, которые делают неопытные родители, желающие отправить ребенка в школу уже читающим, и рассказывает, как их избежать.

Однако формирование мировоззрения и личностных качеств все равно определяется в большей степени не тем, как рано он научится читать и считать, а той средой, которая окружает ребенка. Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями — эмоциональной нестабильностью или недоверием, родителям важно контролировать все стороны взаимодействия с детьми. Масару Ибука («После трех уже поздно»), основатель компании Sony и автор одной из самых популярных методик раннего развития, предлагает уникальную систему, затрагивающую разные аспекты жизни ребенка, от распорядка дня до пробуждения интереса к искусству. Он делает акцент не на навыках, а на воспитании чувств и нравственных качеств, и настаивает, что важно поощрять фантазию и поддерживать творческие начинания. Ибука подчеркивает, что для детей не существует «слишком сложных» вещей — если они что-то не готовы понять, они просто не обращают на это внимания.

Как объяснить малышу, что можно и что нельзя, не разбудив обиды и добившись своей цели? Как реагировать на слезы или замкнутость, как, наконец, рассказывать о том, что сами взрослые-то представляют себе с трудом?

Кроме неподъемных трудов о детской психологии есть множество книг, в которых родители могут найти ответ на главный вопрос: как понять своего ребенка? Среди них, например, «Маленькие дети и их матери» и «Разговор с родителями» английского психоаналитика Дональда Винникотта, доступно отражающие важность психологической привязанности детей и родителей и позволяющие избежать проблем в общении. «Книга для неидеальных родителей» практикующего психолога Ирины Млодик посвящена описанию возрастных особенностей детей и влияющих на их чувства и желания факторов. Поклонникам современной американской популярной психологии будет интересно познакомиться с методикой Джона Грэя в книге «Дети с небес», а приобщиться к практике можно, прочитав книгу Елены Николаевой «111 баек детских психологов».

Много полезных рекомендаций и советов можно найти в книге известного писателя, психотерапевта и психолога Владимира Леви «Нестандартный ребенок». Как избежать непослушания, как не избаловать ребенка и при этом не заставить его чувствовать себя ненужным и нелюбимым, как пережить переходный возраст — Леви делится с родителями профессиональными секретами, но при этом не призывает родителей следовать какой-то четкой схеме воспитания. Такой, разумеется, просто не существует.

Главное, с чем мамам и папам придется смириться, это что учиться придется не только ребенку. В книге «Воспитываем ребенка? Или себя?» практикующий психолог Светлана Иевлева предлагает родителям поразмышлять о том, из-за чего дети ведут себя так, а не иначе, и как выйти из затруднительного положения. Ведь именно от родителей в итоге зависит, как спустя много лет адаптируется ребенок к самостоятельной жизни. Она рассматривает все периоды взросления — от рождения до школьного возраста — и снабжает подробными комментариями бытовые ситуации, которые, оказывается, иногда играют большую роль, чем кажется на первый взгляд.

Детям свойственно ставить взрослых в тупик, и иногда их изобретательность поражает. Найти правильный и понятный ответ порой не так просто. Нужно взглянуть на мир глазами ребенка — и обнаружить другую, отличающуюся от взрослой логику и новые законы реальности. В этом могут помочь книги Адель Фабер и Элейн Мазлиш («Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили», американского психолога и педагога Эды ле Шан («Когда ваш ребенок сводит вас с ума»), нашей соотечественницы Юлии Гиппенрейтер («Общаться с ребенком. Как?»). Бретт Дорис написала книгу «Жила-была девочка, похожая на тебя», в которой рассказывает, как помочь детям преодолевать страхи и тревоги, а в разрешении всевозможных конфликтов родителей проинструктируют Екатерина Мурашова («Ваш непонятный ребенок») и Елена Алексеева («Как понять ребенка»). Чувства детей, особенности поведения, всевозможные фобии — эти книги помогут найти с ребенком общий язык.

Литературы, призванной помочь родителям сориентироваться в детском мире, очень много. Если вы ждете прибавления в семье или вокруг уже ползает (а то и вовсю бегает) карапуз — готовьтесь освобождать место на полках!

Источник

Неблагодарное это дело — списки составлять. А тем более замахиваться на определение «обязательные». Но что-то нахлынуло на меня вдохновение поделиться своими мыслями на этот счет.

Просьба знающих сообщников тоже не проходить мимо, а дать дельный совет по пополнению списка.

Многие из моих знакомых даже не знают о существовании книг-картинок, а уж про виммельбухи и заговаривать с ними не стоит без примера в руках. А придя в магазин бедные мамочки/папочки теряются и попадают в манящий дурман «Проф-пресса» ярких картонок и глазастых недозверей. И не покупают ХОРОШИЕ книги только потому, что НЕ ЗНАЮТ об их существовании.

Список для тех, кто уже успел утонуть в бесчисленном количестве постов в сообществах, книжных интернет магазинов, офлайн магазинах и хочет найти хоть какую-то основу для своих поисков.

Упомяну все, что считаю самым-самым важным и МИНИМАЛЬНЫМ. Если книги попали в этот список, а дети их читают и в 0-1 или 4-10 лет — ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. Все нижесказанное есть плод моих личных рассуждений.

1) Русские народные сказки

-Репка

-Колобок

-Курочка ряба

-Теремок

-Петушок- золотой гребешок

-Рукавичка

— Петушок и бобовое зернышко

— Заюшкина избушка

— Волк и козлята

— Про лисичку со скалочкой

— Маша и медведь

— Три медедя

— Гуси-лебеди

— Смоляной бычок

— Лиса и журавль

2) Русские народные потешки

3) С.Маршак

— цикл «Детки в клетке»

— сказка о глупом мышонке

— сказка об умном мышонке

— Усатый-полосатый

4) А. Барто

— цикл «Игрушки»

— Девочка-ревушка

— Медвежонок-невежа

5) В. Сутеев

— Цыпленок и утенок

— Под грибом

— Яблоко

— Кто сказал «Мяу»

— Палочка-выручалочка

— Это что за птица?

— Мешок яблок

— Дядя Миша

6) М. Моцуорек «Про бегемота, который боялся прививок»

7) Ш. Перро «Красная шапочка»

8) С.Михалков

— Три поросенка

— цикл стихов «Мой щенок»

9) К. Чуковский

— Муха-Цокотуха

— Айболит

— Мойдодыр

— Тараканище Путаница

10) С.Прокофьева

— Самый большой друг

— Маша и Ойка

11) В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

12) Э.Мошковская «Жадина»

13) Хотя бы одну на ваш вкус книгу Джулии Дональдсон

— Улитка и кит

— Хочу к маме

— Тимати Скотт

…….

14) Какую-нибудь книгу про детский садик (почти всем предстоит пойти в это дошкольное учреждение и лучше заранее подготовить малыша к распорядку в нем)

— К.Овсепян «Я иду в детский сад»

— Лиа Лейбер «Веселые пряталки в детском саду»

………………………..

15) Какую-нибудь книгу с понятными для ребенка жизненными ситуациями, чтоб можно было на примерах обсуждать правила поведения.

— Оксана Стази «Жил-был Сережа»

— Дарья Колдина «Истории про меня»

— Маркус Остервальдер «Приключения маленького Бобо»

16) Украинская народная сказка «Колосок»

17) Л.Воронкова «Маша-растеряша»

18) Г.Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой»

19) Е. Благинина «Посидим в тишине»

Мало? Конечно. Это МИНИМАЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Я много раз по рукам себя стукнула, чтоб не внести еще пару десятков книг произведений.

Кроме того должны быть хотя бы по одной книжке :

1) на тему «Цвета«, «Геометрические формы«

2) Книги с изображением основных животных и насекомых разных стран.

3) на тему «Сравнение по величине, количеству..» (много-мало, высокий низкий, большой-маленький….)

4) книга с буквами и одной большой картинкой на эту букву

5) Виммельбух ( для тех, кто считает это слово ругательным вот тут в сообществе есть много тем про них)

6) Искалки для развития внимания( когда на сноске сбоку показан предмет, который надо найти на общей картинке).

7) Книги с окошками. (стихи, энциклопедии для малышей) Эти книги просто необходимы для поддержания интереса детей к книгам.

8) хотя бы одна книга-панорама

9) книги с подвижными элементами

10) Озвученная книга с кнопочками. Тут их конечно выбор велик и ужасен. По-моему одной-трех дома предостаточно. В зависимости от предпочтений ребенка это могут быть книги со звуками животных и птиц, песенками , буквами (если там произносят ЗВУК , а не название буквы), цифрами, энциклопедическими справками для малышей . Книги со сказками я бы не покупала.

11) Книги-картинки

12) Книги для развития речи. Это книги с очень простым сюжетом, побуждающие детей повторять простые звуки-слова за взрослыми. Конечно есть дети, которые уже в 1,5 года вполне понятно изъясняются, но бывает и в 2 ребенок не может внятно говорить хотя бы простые слова. Не говоря уже об предложениях из нескольких слов. Эти книги выглядят вот так:

— Марина Дружинина «Звуки»

— Генденштейн, Гербова, Громова.

У них много книг выпущено издательством Карапуз. Есть отдельные книжечки , а есть сборники в которых собрано много-много всего. Приведу для примера: Великая книга о Зайке

— Батяева «Альбом по развитию речи». Дочка с удовольствием по нему занималась с 1,3. Задания идут от простого к сложному.

— Новиковская Ольга «Альбом по развитию речи для самых маленьких». Похожа по содержанию на предыдущую.

— Серия изд-ва Карапуз «Начинаем говорить. Первые фразы»

Как-то так у меня получилось. Не считаю, что стоит покупать любую понравившуюся книгу. Надо оценивать библиотеку с точки зрения полезности для ребенка. Важно количество освещенных в книгах тем, а не количество книгожителей в книжном шкафу. Если есть интерес у ребенка к какой-то теме, автору, иллюстратору — можно покупать хоть 10 книг с различным содержанием. А если ребенок не интересуется темой космоса (например) , то ваши огромные, красивейшие атласы так и будут пылиться на полках. Важно предоставить ребенку выбор различных по тематике, форме подачи, иллюстрациям и авторам. После 3-х уже будет видно в каком направлении ваш малыш хочет продолжать свой читательский путь. И самое главное не расстаиваться, если вы в сообществе прчитали дневник чтения 1,5 годовалого малыша, который запоем слушает длинные тексты без картинок, а вы в 3 еще от картонок не отлипаете. Главное, чтобы у ребенка был интерес к книгам.

Источник