Развитие для ребенка 1 года
Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.
В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года — 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.
Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
- Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры — деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
- Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
- Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
- Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
- Составляем кубики друг на друга;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4.Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
5.Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ — ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА — ЧИТАТЬ
6. Первые уроки
- Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;
- Изучаем цвета;
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
7.Первые сюжетные игры
8.Прослушивание классической музыки
9.Двигательная активность
- Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
- Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
- Катаем/бросаем мяч.
10.Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки,
- учимся есть ложкой.
На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!
Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.
Искренне ваша, Яна Разначенко
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН — КОНСПЕКТ)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.
Содержание
- Потребности для базового развития (что ребенок любит, что следует предоставить для базового развития, какие навыки и умения появляются на втором году)
- Ориентиры для развития
- Практические занятия
Как развивать ребенка в 1 год | потребности
Для того чтобы правильно подбирать игры и другие развивающие занятия для малышей необходимо знать потребности и предпочтения каждого возрастного периода и его особенности. Очень важно чтобы они соответствовали уровню развития малыша. Для того чтобы не вышло ошибок с выбором можно ориентироваться на списки с предпочтениями малышей и требованиями к родителям (списки по данным специалиста в области развития детей — уважаемой Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера ) :
От 1 до 1,5 лет ребенок любит:
- Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
- Вставать и садиться;
- Играть, сидя на корточках;
- Ходить по лестнице;
- Залезать на диван, кресло;
- Подражать вашим действиям;
- Возражать, говоря “нет»;
- Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
- Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
- Отвечать на простые вопросы;
- Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
- Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
- Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
- Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
- Играть с песком, с водой;
- Кушать самостоятельно.
Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:
- Ваше внимание;
- Время для совместной игры;
- Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
- Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
- Детский устойчивый стульчик и столик;
- Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
- Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
- Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
- Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
- Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
- Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
- Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
- Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
- Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
- Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
- Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
- Книжку из картона с простыми понятными картинками;
- Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
- Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.
От 1,5 до 2 лет ребенок любит:
- Использовать в речи слова;
- Использовать предложения из 2 -3-х , а затем и более слов;
- Бегать, помогать по дому;
- Утверждать “мое”;
- Наблюдать за старшими;
- Приходить, когда его зовут;
- Залезать на все предметы;
- Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
- Переносить и приносить предметы;
- Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
- Сортировать предметы;
- Копать и размешивать;
- Класть предметы на место;
- Черкать на бумаге;
- Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
- Завинчивать и отвинчивать.
Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:
- Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
- Детский магнитофон, включаемый нажатием;
- Сумку для ношения предметов;
- Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
- Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
- Книжки с простыми знакомыми сказками;
- Простой конструктор, простые пазлы;
- Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
- Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
- Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.
Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.
Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года ( по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера ) :
- речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
- мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
- социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.
Ориентиры для развития
Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте отдельный пост.
Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;
Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия
Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям. В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.
Физическое
|
Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.
|
Социальное. Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует. |
Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.
Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.
Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта.
Другие статьи о развитии:
- О вреде раннего развития обучения (тут вы можете узнать почему я не собираюсь Яну учить читать и считать слишком рано);
- Раннее развитие. Другой подход. (моя гипотеза эффективного развития мышления);
- Наша подборка развивающих книг (для 1-2 лет);
- Монтессори (как применять дома).
Источник