Развитие детей в условиях дома ребенка

Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

• Здесь нет близких им людей;

• Круг получаемых впечатлений ограничен;

• Постоянное пребывание в коллективе;

• Недостаточное общение со взрослыми.

Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).

• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

• Спокойно играть вместе с другими детьми.

• Выражать свою симпатию детям и взрослым.

Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Источник

  Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.        

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

·        Здесь нет близких им людей;

·        Круг получаемых впечатлений ограничен;

·        Постоянное пребывание в коллективе;

·        Недостаточное общение со взрослыми.

  Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

  Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т.д.). 

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность-  это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

  Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

·        Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

·        Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

·        Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

·        Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

·        Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

·        Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т.д.).

·        Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

·        Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

·        Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

·        Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

·        С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

·        Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

·        Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

·        Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно), помогать (если надо помочь), сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

·        Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

·        Спокойно играть вместе с другими детьми.

·        Выражать свою симпатию детям и взрослым.

    Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т.е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Источник

Психологические особенности детей, воспитывающихся

в условиях детского дома.

Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

                                        что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже  

                                        и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М.Достоевский

Дошкольный возраст  – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным  для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.

Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Говоря о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу)  является  материнская  депривация — отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Формирование личности ребенка — сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.

Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений  приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми — к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение — к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома — к когнитивной депривации.

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются  ряд особенностей.

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.

У детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.

Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им  часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.

Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:

  1. пониженный фон настроения;
  2. бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
  3. склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
  4. однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
  5. эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  6. неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание

(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

  1. повышенная склонность  к страхам, тревожности, беспокойству;
  2. основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
  3. нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
  4. непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
  5. чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);

Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек  ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые  определяются  как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени

           Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:

во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;

во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии  детей по ряду существенных параметров:

  1. дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,  медленнее овладевают речью;
  2. отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом; 
  3. у  детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
  4. обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно — образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
  5. у  многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.

И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.

Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи,  более коммуникативные,  и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи. 

По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.

Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.

Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа  «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.

 Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.

Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек — подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

У детей, воспитывающихся в детском доме,  часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

положительной —   когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

 отрицательной — когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.

Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и  основные психологические новообразования  детей в определённом возрасте.

Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.

И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.

Статью подготовила:

Бодягина Ирина Станиславовна

Детский дом №40

В.О.района С-Пб

воспитатель

Источник