Развитие действий и движений ребенка в младенчестве
Время появления | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает |
2 месяца | Поднимает |
3 месяца | Тянется |
4 месяца | Сидит |
5 — 6 месяц | Хватает |
7 месяцев | Сидит |
8 месяцев | Садится |
9 месяцев | Стоит |
10 месяцев | Ползает, |
11 месяцев | Стоит |
Год | Ходит, |
Познавательному
развитию ребенка
способствует разнообразие впечатлений,
которые он получает. Взрослые, ухаживающие
за ребенком, должны удовлетворять его
потребность в новых впечатлениях,
стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной.
Познавательное развитие (в первую
очередь развитие восприятия) младенцев,
живущих в однообразной среде, оказывается
несколько замедленным по сравнению с
развитием тех, кто получает много новых
впечатлений. Новообразованиями
младенческого возраста
являются элементарные формы восприятия
и мышления.
При
этом в младенчестве наблюдается развитие
речи. Уже в комплексе оживления проявляется
особый интерес ребенка на обращенную
к нему речь взрослого. В первом полугодии
формируется речевой слух, а сам ребенок
при радостном оживлении издает звуки,
называемые обычно гулением. Во втором
полугодии возникает лепет, в котором
можно различить некоторые повторяющиеся
звуковые сочетания, связанные чаще
всего с действиями ребенка. Лепет обычно
сочетается с выразительной жестикуляцией.
К концу 1-го года ребенок понимает 10–20
слов, произносимых взрослыми, и сам
произносит одно или несколько своих
первых слов, сходных по звучанию со
словами взрослой речи. Главное
приобретение переходного периода —
своеобразная детская речь, которую Л.С.
Выготский назвал автономной.
Она значительно отличается от взрослой
речи, по своему звучанию иногда напоминает
«взрослые» слова, а иногда резко
отличается от них («ав–ав» – собака,
«тити» – часы). В 12 месяцев своего
развития ребенок входит в пору «кризиса
1 года».
Внешние
проявления кризиса:
у ребенка появляются аффективные
реакции, когда взрослый его не понимает
или что-то запрещает делать. Ребенок
становится беспокойным, появляются
проявления самостоятельности. Внутренние
причины кризиса:
нарастание противоречия между
потребностями в познании окружающего
мира и теми возможностями, которыми
ребенок обладает. Возможности являются
еще недостаточными для удовлетворения
потребностей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
1 месяц поднимает подбородок
2 месяц поднимает грудь
3 месяц тянется за предметом, но как правило промахивается
4 месяц сидит с поддержкой
5-6 месяц хватает рукой предметы
7 месяц сидит без поддержки
8 месяц садится без посторонней помощи
9 месяц стоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяц ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяц стоит без поддержки
12 месяц ходит, держась одной рукой
На протяжении первого года жизни ребенок достигает больших успехов, овладевая передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он научается держать головку, садиться, ползать, передвигаться на четвереньках принимать вертикальное положение и делать несколько шагов; начинает тянуться к предметам, схватывать и удерживать их, наконец манипулировать (действовать с предметами) ими — размахивать, бросать, постукивать о кроватку и т.д. Все эти движения и действия являются как бы ступеньками, ведущими к постепенному овладению свойственными человеку формами поведения — прогрессивные движения.
При неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые движения, которые не только не способствуют дальнейшему развитию, но, наоборот, тормозят его. Это сосание пальцев, рассматривание руки, поднесенной к лицу, ощупывание рук, раскачивание на четвереньках. Ребенок становится неподвижным, ни на что не смотрит, ни к чему не прислушивается. Отвлечь его от сосания бывает чрезвычайно трудно.
Особенно важную роль играет овладение активным передвижением в пространстве (ползанием, а затем ходьбой), хватанием предметов и манипулированием ими.
Ползание — первый вид самостоятельного перемещения ребенка. Как показывают наблюдения, у большинства детей оно возникает к середине первого года жизни, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Первоначально возникающее низкое ползание на животе постепенно сменяется высоким ползанием на четвереньках.
Хватание. Его развитие начинается на 3-4-м месяце жизни. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает одной рукой другую, захватывает и перебирает пальчиками попавший в руку угол пеленки.
Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке. Только в 4,5 – 5 месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а вскоре (к шести месяцам) уже могут достать ее одной рукой.
Во втором полугодии первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: во-первых, уточняется движение руки к предмету и, во-вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.
Манипулирование. Как только ребенок оказывается в состоянии удержать в руке предмет, он начинает манипулировать им. (размахивание, толкание, сжимание предмета).
К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешнему виду действия в основном остаются такими же, как и раньше. Это укладывание, вкладывание, нанизывание, открывание и т.п.
.
Источник
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник
Психическое развитие младенца (см. статью «Психическое развитие детей в период младенчества (от 2 месяцев до 1 года)» тесно связано с формированием крупной и мелкой моторики в этот период. Условия для развития двигательных функций ребенка создает взрослый: в настоящее время используются гимнастика, плавание и др.
Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за 12 месяцев, поразителен. В течение первого года жизни ребенок научается держать голову, садиться, ползать, вставать на ножки и ходить; начинает тянуться к предметам, хватать их, удерживать и манипулировать ими.
В младенческом возрасте формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Благодаря им ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и обеспечивают совершенствование интеллектуальной деятельности человека.
Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активными передвижениями в пространстве – ползанием и ходьбой, хватанием предметов и манипулированием ими.
Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка. У большинства детей оно возникает примерно в 6-7 месяцев, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Пытаясь захватить игрушку, он немного передвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются и превращаются в способ передвижения.
Овладению самостоятельной ходьбой предшествует длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую-либо опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.
Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на 2-3-м месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми зрительным восприятием.
Развитие хватания начинается на 3-4 месяце жизни. Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке. В 5 месяцев ребенок уже захватывает неподвижные предметы рукой. Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.
В первом полугодии жизни начинают формироваться произвольные движения. Младенец манипулирует предметом, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения и т.п. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный звук.
В возрасте с 4 до 8 месяцев система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. Ребенок начинает прогнозировать движение предметов в пространстве. В 6 месяцев он уже может хватать движущиеся, качающиеся предметы.
Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.
Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково – прижимая пальцами к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. После 7 месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.
Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8 месяце жизни и продолжается совершенствоваться до конца года.
После 6 месяцев дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.
После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.
К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».
Примерные сроки физического развития младенца:
Время появления движений | Развитие движений | Развитие моторики |
1 месяц | Поднимает подбородок | Хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак |
2 месяца | Поднимает грудь | Сжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды. |
3 месяца | Тянется за предметом, но, как правило, промахивается | Удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот |
4 месяца | Сидит с поддержкой | Ладони часто раскрыты, протягивает руку к предмету, движения пальцев не дифференцированы |
5-6 месяцев | Хватает рукой предметы | Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев |
7 месяцев | Сидит без поддержки | Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Движения пальцев дифференцируются. |
8 месяцев | Садится без посторонней помощи | Берет мелкие предметы 2-мя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают. |
9 месяцев | Стоит с поддержкой, ползает на животе | |
10 месяцев | Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась 2-мя руками | Манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой). |
11 месяцев | Стоит без поддержки | |
1 год | Ходит, держась одной рукой |
Ирина Базан
Литература:
Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»
Е.О. Смирнова «Детская психология»
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская «Возрастная психология»
Р.С. Немов «Психология»
Интересные статьи на сайте
Источник