Развитие чувство юмора у ребенка

И зачем нужно это делать?
Чувство юмора помогает нам спокойнее воспринимать жизненные неурядицы и смотреть на мир проще. Вот почему тренировать его лучше всего с самого детства! Эксперт «О!», психолог Анна Скавитина, объясняет, над чем и в каком возрасте смеются дети и как развивать чувство юмора у всей семьи.
Моя бабушка всегда говорила: «Смех — лучшее лекарство для мозга!». Маленькой мне это было не очень понятно, но повеселиться я любила, да и сейчас пошутить могу. Но оказывается, бабушка была права — и это научно доказано! Умеющие шутить и понимать юмор люди легче находят друзей, имеют более адекватную самооценку, спокойнее воспринимают жизненные невзгоды, проще справляются с творческими задачами, меньше болеют и быстрее выздоравливают.
Лучшее определение юмора принадлежит, на мой взгляд, автору словаря русского языка В.И. Далю: «Юмор (слово английское) — веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов». А главное: «Это свойство психики человека, состоящее в умении „подметить странности“».
Чувство юмора — это такой своеобразный навык решения мыслительной задачи: быстро найти какое-нибудь несоответствие, понять, что делать с этим ничего не надо, и получить от этого удовольствие, а еще — создавать такие задачки для других людей.
Одна мама спросила меня: «Скажите, пожалуйста, мой шестилетний ребёнок не понимает шуток. Это навсегда или можно с этим что-то сделать?». Чувство юмора — это не врожденный, а приобретённый навык, и развивать его можно и нужно не только у ребёнка, но и у себя. Правда, дети разного возраста ценят и понимают не все шутки, например, юмор, не соответствующий их развитию, может казаться вовсе не смешным. А многие взрослые шутки могут даже вызывать интенсивную обиду и плач. Давайте рассмотрим, как и с помощью кого-чего развивается чувство юмора у детей в разном возрасте.
Чувство юмора у младенцев
Между первым и вторым месяцем жизни у ребёнка появляется улыбка в ответ на разговор, так называемая социальная улыбка. Обычно родители от нее приходят в полный восторг и начинают стараться почаще делать что-нибудь, чтобы эту улыбку вызвать. Таким образом она закрепляется как типичная реакция на ситуации общения, от которых ребёнок получает удовольствие. Около 4 месяцев малыш начинает смеяться — это показатель достаточного развития высшей нервной деятельности, но не наличия чувства юмора. То, насколько часто ребенок будет улыбаться и смеяться, зависит от взрослых, находящихся рядом, ведь малыш развивается по принципу подражания другому. Если вы смеётесь, он понимает, что вы довольны, и тоже смеётся. В этом возрасте ребёнок также начинает реагировать и на физические раздражители, например, щекотку. Некоторые родители получают такое удовольствие от детского смеха, что могут щекотать малыша довольно долго. Часто это заканчивается плачем от перевозбуждения. Младенцы совсем не умеют контролировать свое настроение, поэтому важно, чтобы мамы и бабушки не увлекались желанием развеселить ребёнка во что бы то ни стало. Примерно к 9 месяцам малыш уже настолько хорошо усваивает ваше обычное поведение, что если вы корчите рожицы или издаёте нетипичные для вас звуки, то младенец может начать улыбаться и даже смеяться. Это первые проявления чувства юмора и показатель развития мышления у ребёнка.
Чувство юмора у детей от 1 до 3 лет
В этом возрасте дети реагируют на элементы неожиданности: «ку-ку», внезапный жест, появление и исчезновение в поле зрения предмета. Появляются первые попытки самим рассмешить родителей. Например, хорошо выучив ответ на вопрос «Где носик?», начать специально показывать неправильно, ожидая реакции родителей в виде улыбки. Если родители оценили шутку, то юные юмористы продолжают свои эксперименты и стараются смешить маму и папу чаще, придумывая, что бы ещё такого забавного сделать. А вот если родители сурово отчитали ребёнка за незнание носика или ушек, то попытки рассмешить их быстро прекращаются, ребёнок понимает, что шутить — это опасно.
Иногда мамы и папы невольно смеются в ситуации, когда случилось не то, что они обычно одобряют: ребёнок пролил суп, нарисовал шедевр на мебели, порвал книжку. Ребёнок воспринимает этот смех как подкрепление своего поведения и обязательно попытается развеселить вас таким действием снова. И, поверьте, он будет очень разочарован, если вы будете его за это ругать. Как же так? Ведь первый раз мама радовалась! Может быть, я упустил какую-то деталь? Попробую пролить суп ещё раз.
Дети в этом возрасте часто, как и младенцы, смеются не потому, что смешно, а подражая другому, например, героям мультфильма. Родители считают, что это происходит потому, что их дети уже все понимают, ведь смеются они в нужных местах, но это не так. К тому же при долгом просмотре развеселых передач в духе «детских аниматоров» ребёнок, перевозбудившись от постоянного веселья и смеха, может стать капризным.
Чувство юмора у дошкольников
Дети в возрасте 3−6 лет часто видят несоответствие в картинках в духе «Что напутал художник?» и веселятся. Но ведь для того, чтобы это заметить и засмеяться над ошибкой, надо точно знать, что так не бывает, то есть иметь довольно высокий уровень мышления. Например, ребёнок смеётся, глядя на картинку с красными яблоками, висящими на дереве, покрытом снегом, и недоуменно смотрящим на них снеговиком. Это подразумевает, что малыш имеет точное представление о временах года. Дошкольник увидит несоответствие и развеселится, если свинка начнёт лаять, а корова мяукать, мама говорить басом, а папа — тоненьким голоском. В этом возрасте появляется и первый туалетный юмор.
Также малыши прекрасно осведомлены, что некоторые слова запрещены в кругу взрослых людей, хотя и не всегда знают их значение, поэтому любое запрещённое слово будет вызывать смех. Очень важно аккуратно корректировать поведение ребёнка, не запрещая шутить на туалетные темы, но и не особо поддерживая их, поясняя, что не во всех компаниях такие шутки воспринимаются как норма.
Дошкольников смешит все, что не соответствует их сложившимся представлениям о правильном, логичном, последовательном. Вот почему в мультфильмах и книжках им больше всего нравятся тексты-бессмыслицы, стихи, которые оканчиваются не рифмой, а каким-нибудь неожиданным словом, каламбуром или выдуманным словом. А еще дети в этом возрасте будут смеяться над тем, что взрослые категорически не принимают, например, над жестокостью в мультфильмах. Это такой способ освободиться от своих реальных тревог, страхов, сбросить напряжение.
Другое дело, когда ребята начинают смеяться над физическими увечьями, особенностями других людей. Да, этим они снижают свой страх выглядеть не так, как все, но в этой ситуации обязательно должны вмешаться родители и объяснить ребёнку, что здесь нет повода для веселья. Так вместе с чувством юмора мы воспитываем человека.
Часто слишком нарушающее логику действие, внешний вид персонажа могут скорее испугать ребёнка, чем развеселить его. Например, дети этого возраста часто боятся клоунов, ростовых кукол, Деда Мороза. Они пока не убеждены, что то, что выглядит как монстр, может монстром и не быть, и не всегда могут узнать папу, переодетого в Деда Мороза, даже если у дедушки тапочки и пижамные штаны такие же, как у отца. В этой ситуации ребёнок скорее сделает вывод, что жуткий монстр украл у папы вещи.
Чувство юмора у школьников
В возрасте 7−10 лет ребёнок попадает в оценивающую среду и начинает больше обращать внимание на учителей и друзей. Он становится реалистом и логиком, меньше фантазирует. Отсюда у детей с более развитой речью появляется стремление к интеллектуальным, логическим шуткам. Они начинают играть словами, придумывать загадки и каламбурить, например: «Эта учительница такая наблюдательная: всё время за мной наблюдает!» Девочки в этом возрасте часто более уверенно используют словарный запас, чем мальчики, и начинают дразниться, придумывать обзывательства. Такой юмор помогает детям справиться с проблемами и тревогами от пребывания в мире взрослых, о которых они не всегда могут рассказать взрослым. Дети с менее развитой речью используют для снятия тревог физические шутки, которые не все вокруг готовы воспринимать именно как проявление юмора — это легкие тычки и удары окружающих для поднятия собственного настроения. На этом этапе развития чувства юмора адекватная помощь учителей и родителей обязательно нужна, чтобы такие шуточки не закрепились у ребёнка как приемлемый для него способ сброса напряжения и не переросли в антисоциальное поведение.
В этом же возрасте возникает и более тонкое понимание смешных ситуаций, которое помогает ребёнку с помощью остроумия обыгрывать непростые для себя ситуации и выходить из них, не проваливаясь в слишком интенсивные переживания, поддерживая оптимистичный взгляд на жизнь.
Как развивать чувство юмора у ребёнка
- Создайте развивающую мозг среду: общайтесь с ребёнком как можно больше, улыбайтесь ему, но не увлекайтесь. Ориентируйтесь на состояние малыша, чтобы не перевозбудить его.
- Шутите сами. Рассказывайте смешные истории из своей жизни и сегодняшнего дня, читайте смешные книжки, находите забавное в происходящем вокруг вас.
- Поддерживайте попытки ребёнка рассмешить вас и окружающих.
- Объясняйте, в каких случаях то, что может казаться смешным, таковым не является.
- Поймите сами и объясните ребёнку разницу между шутками и подшучиванием, которое содержит дозу скрытой агрессии. Так можно обидеть, а не развеселить. И это не значит, что у собеседника неразвитое чувство юмора, это признак того, что он не знает, как защититься от агрессии. Дети у таких вечно подшучивающих над ними родителей часто имеют низкую самооценку. Если вы шутите в такой манере, то шутите над собой, а не над ребёнком.
- Играйте в игры на развитие ассоциативного мышления и воображения, например: придумай пять слов, на которые похож этот предмет (для детей постарше — пять слов, на которые похоже это слово); придумай, как можно использовать этот предмет не по назначению (что можно делать ложкой, кроме как есть?). Разговаривайте на придуманном языке, ищите несоответствия между стихотворением в книге и иллюстрацией художника.
- А еще всегда ищите поводы порадоваться вместе с ребёнком тому, что происходит вокруг вас.
Читайте также:
3 причины детских истерик, и как с ними справляться
Музыка как методика развития ребенка
7 игр, которые подружат вашего ребенка с математикой
Источник
Экология потребления. Дети: Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии…
1. Первые шутки малыша – это поначалу случайные, а потом и намеренные ошибки, нарушающие привычный ход и порядок вещей. Назвать папу мамой, ответить невпопад, что корова кричит “гав-гав”, напоказ причесываться ложкой и потом ждать реакции родителей или, не дожидаясь, заливаться смехом – первое проявления чувства юмора у ребенка.
Закрепить и развить его помогут ваши удивление, искренний совместный смех и конечно ответные шутки. А чтобы расширить количество юмористических ситуаций, больше рассказывайте и показывайте малышу, развивайте его внимательность. Ведь прежде чем начать нарочно ошибаться малыш должен уверенно затвердить правильный ответ.
2. Практически любые советы о воспитании обязательно содержат указания на личный пример родителей. И в воспитании чувства юмора у ребенка он тоже важен. Важна атмосфера семьи, где все подшучивают друг над другом и не прекращают смеяться даже в периоды наплыва работы или скопления неприятностей.
3. Прислушивайтесь к первым шуткам малыша, не отмахиваясь от них скучным “Не говори глупостей”. И тогда вы увидите, как меняются шутки с возрастом ребенка, как много он подмечает, как удивительно воспринимает мир. Увидите, как первые нелепицы сменяются забавным словообразованием, а потом наивными выводами и затем вполне осознанными и меткими остротами. Если чувство юмора у ребенка и можно вырастить, то именно питая его вниманием и вашими улыбками.
4. Шутите вместе. Ребенок вам скажет, что кошка сказала “чик-чирик”, а вы ему ответьте, что видели воробья, который кукарекал. Малыш придумает смешное слово “катяляпа”, а вы ему расскажите, что катяляпы больше всего любят есть макараку. Пытайтесь угадать логику ребенка, понять принцип его нелепицы и попасть своим ответом в его шутку.
5. Находите смешное всегда и везде. Важнее всего научиться переводить в шутку скандал. Например, малыш отказывается чистить зубы, вы пререкаетесь на повышенных тонах и вдруг, опомнившись, нарочно оговариваетесь: “Сейчас же иди чистить уши!” И в итоге вместе весело смеетесь. А в ванной, если ребенок все еще недоволен, опять ошибитесь, взяв вместо зубной пасты тюбик крема. Но помните, смеяться в таких случаях лучше над собой, а не над огорченным или обиженным малышом.
6. Первое апреля очень важный праздник. Обязательно накануне объясните малышу смысл первоапрельских шуток и на следующий день активно упражняйтесь, разыгрывая друг друга. А чтобы малыш лучше разобрался в механике розыгрышей, возьмите его в сообщники и подшутите вместе над кем-то из родственников, совместное проведение таких розыгрышей ключ к развитию чувства юмора ребенка. Но шутки обязательно должны быть добрыми и не затрагивать тем, которые участники могут принять близко к сердцу. Следующее первое апреля наступит лишь через год, но может, стоит организовывать и свои, семейные, Дни смеха с поздравлениями?
7. В детских книжках очень много шуток и юмора. Их нужно читать, обсуждать, разыгрывать в домашнем театре, искать параллели с реальным миром. Чаще опыт ребенка помогает понять улыбку автора, но бывает и наоборот, сама книга приносит в жизнь малыша что-то смешное.
8. Родителям нередко приходится твердить одно и тоже: “Сложи вещи. Вымой руки…”. Иногда, для разнообразия, можно давать советы от противного (“Разбросай побольше вещей. Что-то руки у тебя слишком чистые, иди еще их попачкай”). Ребенок посмеется, наконец-то услышит и, может быть, выполнит родительские просьбы наоборот.
9. Оберегайте маленьких детей от примитивного юмора, злых шуток и глупых розыгрышей, это мешает нормальному развитию чувства юмора у ребенка. Пусть не сразу, но со временем ребенок поймет, что нет ничего смешного в том, что кому-то больно или обидно и найдет себе более достойный повод для смеха.
Также интересно: Внутренний набор навыков, необходимый для родителей
НИКОГДА не смейтесь над сыном!
10. Чувство юмора невозможно без умения смеяться над самим собой. Легче сносят шутки и более склонны к самоиронии дети, уверенные в себе и своей ценности, убежденные в принятии и любви родителей, наблюдающие родителей, которые и сами не слишком серьезны, и первыми смеются над шутками в свой адрес.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник
Дети смеются в среднем по 200 раз за день, а взрослые – по 15-18 раз. Ребенок дает вам шанс избавиться от изрядного дефицита юмора. Дети лучшее лекарство!
Источник: Мамы г. Королева
Смеяться вместе – это способ общения. Кроме того, хорошее чувство юмора поможет сделать детей умнее, здоровее и научит лучше справляться с проблемами.
Мы склонны считать, что юмор – часть наших генетических данных, подобно цвету глаз или большому размеру ноги. Однако, в действительности, чувство юмора – приобретаемый навык, который может быть развит с детства, и не есть что-то, с чем человек рождается.
И что смешного?
Юмор – это то, что делает вещи смешными. Чувство юмора – способность человека распознавать юмор. Человек с хорошо развитым чувством юмора умеет определять, что является смешным, и может развеселить других.
Хорошее чувство юмора – это инструмент, на помощь которого ребенок сможет полагаться всю свою жизнь:
- смотреть на вещи с разных сторон, а не только с самой очевидной
- быть спонтанным
- схватывать оригинальные идеи и мыслить нешаблонно
- видеть не только то, что лежит на поверхности
- наслаждаться смешными сторонами жизни и участвовать в них
- не воспринимать себя слишком серьезно
Дети с хорошо развитым чувством юмора счастливее и оптимистичнее, они имеют более высокую самооценку и могут хорошо справляться со своей непохожестью на других. Дети, которые умеют оценить юмор и поделиться смешным, лучше принимаются сверстниками и лучше справляются с детскими сложностями – от переезда в новый город, до поддразнивания и досаждающих действий задир на детской площадке.
Благотворный для сердца смех
Смех приносит пользу вашему сердцу. Было доказано, что он ускоряет кровоток на более чем 20%, и этот эффект от смеха длится до 45 минут.
Хорошее чувство юмора не только помогает ребенку в эмоциональной и социальной сферах. Исследования показывают, что люди, которые смеются, обладают лучшим здоровьем. Они менее подвержены депрессии и могут даже обладать повышенной сопротивляемостью заболеваниям и травмам. Они испытывают меньший стресс, имеют меньшую частоту пульса, кровяное давление и даже лучший метаболизм. Смех может даже помогать людям проще переносить боль, и, как показали исследования, он улучшает работу нашей иммунной системы.
Но, что важнее всего, чувство юмора – это то, что делает нашу жизнь праздником. Нет больше удовольствия, чем хохотать со своими детьми!
Разный возраст – разный юмор
Дети начинают развивать чувство юмора с самого малого возраста. Но то, что будет смешным для ребенка, начинающего ходить, не будет смешным для тинейджера. Чтобы помочь своим детям на каждой стадии развития, важно знать, что и когда может их рассмешить.
Младенцы
Младенцы, вообще говоря, не понимают юмора, но они знают, когда вы улыбаетесь и счастливы. Когда вы издаете забавные звуки или строите рожицы, а затем смеетесь или улыбаетесь, ваш ребенок чувствует, что вы рады, и повторяет за вами. Он или она также сильно восприимчивы к физической стимуляции, например, щекотанию и необычным звукам.
Где-то между 9 и 15 месяцами, дети познают мир достаточно, чтобы понимать, что когда мама надевает памперс на голову или крякает как утка, она делает что-то неожиданное – и это забавно.
Дети, начинающие ходить
Детям в возрасте около года нравится физический юмор, особенно с элементами неожиданности (игра «ку-ку» или неожиданная щекотка). Поскольку дети развивают языковые навыки, они будут находить забавными рифмы и абракадабру – и это будет продолжаться вплоть до дошкольного возраста.
Приблизительно в этом возрасте многие дети начинают заставлять смеяться родителей. Ваш ребенок может умышленно неправильно показывать части лица, когда у него будут спрашивать «Где твой нос?», или надевать ваши туфли и громко топать по дому.
Дошкольники
Дошкольники скорее увидят смешное в картинке с чем-то выходящим из ряда вон (машина с кубическими колесами, свинка в солнечных очках), чем порадуются шутке или игре слов. Несоответствие картинки и звука (лошадь, говорящая «му») также будет смешным для этой возрастной группы. А когда дошкольники ближе знакомятся с функциями органов тела и узнают, что выводит из себя родителей, они часто начинают получать удовольствие от юмора «ниже пояса».
Школьники
Когда дети идут в сад и позже, примитивная игра слов, преувеличение и грубые шутки – все это будет для них уморительно смешным. Они могут открыть для себя удовольствие рассказывать простые анекдоты (и считают, что здорово быть тем, кто знает их окончание!). Приготовьтесь, что они будут повторять одни и те же шутки снова и снова.
Старшие школьники лучше понимают значение слов, поэтому могут играть ими – они любят каламбуры, загадки и другие формы словесной игры. Они также начнут находить смешным всякие отклонения от того, что они считают «нормой» поведения или внешнего вида. Отвратительные шутки, относящиеся к функциям органов тела, будут тоже популярны.
Однако, дети этого возраста также развивают более утонченное понимание юмора, включая способность использовать остроты и сарказм, справляться с неприятными ситуациями, используя юмор.
Основы юмора
Никогда не рано начать развивать у ребенка чувство юмора. Смех и улыбки новорожденных настолько восхитительны, что мы часто интуитивно делаем это – улыбаемся, произносим фыркающие звуки или щекочем их много раз за день, только чтобы услышать их милый смешок.
Важно поддерживать это поощрение во время взросления ребенка. Когда вы игривы и юморите с ребенком, радуетесь глупостям и хохочете, вы помогаете ему или ей учиться относиться к жизни с юмором.
Лучший способ делать это – с возраста, когда ребенок начинает ходить, ежедневно быть восприимчивым ко множеству случаев, когда ребенок дает вам шанс улыбнуться или рассмеяться. Будьте спонтанны, игривы и осведомлены о том, что ваш ребенок находит смешным в разном возрасте. Будьте полны желания смеяться, чтобы его шутки не остались без внимания.
Что еще вы можете сделать, чтобы развить у ребенка чувство юмора?
Будьте образцом для подражания. Лучшее, что вы можете сделать, чтобы развить у ребенка чувство юмора – использовать свое собственное. Шутите. Рассказывайте смешные истории. Громко смейтесь. Со смехом справляйтесь с маленькими катастрофами, например, разлитым молоком.
Принимайте серьезно юмор детей. Побуждайте своих детей шутить, будут ли это шутки (потенциально несмешные) из книги или рисование «смешных» портретов вашей собаки. Хвалите своего ребенка за попытки быть смешным и будьте готовы к сюрпризу: первый раз, когда ваш ребенок действительно заставит вас смеяться, станет одним из главных удовольствий в жизни.
Учите детей, что взрослые понимают юмор, и что они тоже могут шутить. Сделайте юмор частью вашего ежедневного общения со своими детьми и побуждайте их делиться с вами смешными наблюдениями или реакциями, даже когда вы окружены другими взрослыми.
Создайте окружение, богатое юмором. Окружите ваших детей забавными книгами – для годовалых детей и дошкольников это должны быть книжки с картинками или рифмованной абракадаброй, дети старшего возраста полюбят книги с анекдотами и комиксы. Также найдите смешные телешоу, фильмы и интернет-сайты для всех возрастных групп. Помогите своему ребенку сделать хороший выбор и получайте удовольствие вместе с ним.
Где провести черту
Вы не хотите портить им праздник жизни, но, когда дело касается юмора, детей, как и в других сферах, нужно ограничивать. Вы не хотите побуждать низкие или безвкусные шутки, поэтому будьте хорошим примером и избегайте шуток такого типа. Если кто-то зло или неподобающим образом шутит, не улыбайтесь. Найдите время объяснить своему ребенку, почему эта шутка не смешна.
Вы также можете мягко неодобрять юмор «ниже пояса» или, по крайней мере, не будете активно участвовать в нем. Это не затронет чьих-либо чувств, но дети, возможно, научатся определять, когда можно шутить таким образом (дома, с семьей), а когда – нет (в классе, в церкви).
Семья, которая смеется
Кроме всего прочего, юмор – социальное явление. Поэтому вы смеетесь над шуткой громче, когда сидите в театре, окруженный другими смеющимися людьми, нежели в одиночестве на домашнем диване.
Лучший способ развития чувства юмора вашего ребенка – весело проводить время всей семьей. Делитесь шутками, играйте в игры и смотрите смешные фильмы вместе.
Вы даже, возможно, создадите собственные оригинальные семейные обычаи, будь то навешивание ложек на нос или ношение пижам одного цвета. Это будет смешно сегодня и еще смешнее в будущем, когда вы и ваши дети станете вспоминать эти глупые семейные традиции.
Источник: Мамы г. Королева
Источник