Развитие читательского интереса у ребенка

«Формирование читательского интереса у детей»

Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам,  и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Уже в начальной школе, в период обучения грамоте интерес к книге ослабевает. Почему? Безусловно, в значительной степени это объясняется определённым социальным положением в обществе. Но не секрет, что многие дети  из вполне обеспеченных семей предпочитают книге телевизор или разнообразные компьютерные игры. Как правило, такие дети не хотят и не любят читать. Необходимо признать, что во многом подобное отношение к книге усугубляется и несовершенством используемых в массовой школе методических систем букварного периода, а точнее, их отставанием от стремительно изменяющихся реалий жизни.

Работая в учреждении, начальная школа детский сад, данная проблема особенно ярко выделяется. Как же сохранить естественный интерес у ребёнка к книге в период его обучения? Ответ на данный вопрос пришёл не сразу. Педагоги провели большой анализ методик работы с текстом на уроках чтения, и пришли к выводу.

Во-первых, нужно учить медленному чтению художественного текста, ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также выполнять элементарный анализ прочитанного.

Во-вторых, нужно понимать, что надо ребёнка учить читать не для нас взрослых, а для самого себя. Нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

В – третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.

Обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Суть этого подхода состоит в формировании у детей типа правильной читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)

Методика формирования у детей типа правильной читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.Светловской. Такой подход, как показывает опыт и наблюдения, является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

1.         Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов)

1)                     Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают сои предположения о героях, теме, содержанию.

2)                      Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить первоначальные предположения. Детям на уроках обязательно показывается, что чтение- это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено тем, что в тексте есть знаки препинания, но отсутствуют интонация и логическое ударение. Также отмечается то, что последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

2.         Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания на уровне содержания.

1)                     Дети самостоятельно читают текст (главу, смысловую часть) про себя с установкой применить свои предположения, высказанные до начала чтения.

2)                      Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, задаваемые учителем,  это вопросы к «автору», ответы на них нужно искать или в прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» характеры героев, работают над языком, представляют нарисованные автором картины, видят, как «накапливаются смыслы» в тексте.

3)                     Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.

4)                      Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок не прочитан, то детям предлагается дома прочитать про себя следующую главу (фрагмент), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста читает учитель, а затем проводится работа с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Но обязательно нужно систематически следовать описанной технологии на этапе работы с текстом до чтения и во время чтения. Опыт показывает, что дети понимают ее и осваивают, т.е. начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

Читайте также:  Тренинг развитие ребенка 2 лет

5)                     Беседа по содержанию текста в целом повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о содержании текста, развитии событий, о героях?

В результате работы на этом этапе дети учатся пониманию значения каждого отдельного слова, словосочетания, отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного, размышляют по поводу того, почему автор из всего многообразия слов выбрал именно это, внимательно относятся к оттенкам лексического значения слов, достигают понимания прочитанного фрагмента на уровне содержания.

3.         Работа с тестом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтения между строк»)

1)                     Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Ее результатом становится понимание авторского замысла, «спрятанного между сток»

2)                       Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится на подготовленную почву: ребенок соотносит ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3)                      Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

4)                     выполнение творческих заданий.

Они бывают разнообразными и выполняются как на уроке, так и дома. (Рисуется иллюстрация к любому понравившемуся отрывку, творческая авторская концовка, когда в роли автора выступает сам ребенок, ставятся вопросы к тесту и др.)

Итогом работы данного этапа является развитие у детей умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для анализа поступков героев, формируется внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором.

Учащиеся знакомятся с историей создания литературного произведения, с биографией автора, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному. Достигается понимание основной мысли текста.[3. с.6]

Наблюдения уроков показали, что дети познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу, усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нём – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.

Данная технология отличается от традиционной работы с текстом и её реализация на уроках позволяет отметить:

∙ возросший интерес детей на уроках чтения, этому способствует первый этап технологии.  Деятельность детей становиться мотивирована. Правильно поставленные вопросы учителя заставляют ребёнка задуматься, о чём же будет рассказ или стихотворение. Ребёнок с увлечением начинает читать, отыскивая свои предположения.

∙Приобретает навык работы с текстом, ведь текст может быть не только художественным. Понять, осмыслить прочитанное, это одно из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области.

∙Развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки.

∙ Осмысленное чтение позволяет развивать навыки выразительности устной речи, чем умело и с удовольствием пользуются дети при выполнении творческих заданий (инсценирование, чтение по ролям)

∙ Высокие результаты по технике чтения.

По данной технологии можно работать и с детьми дошкольного возраста:

∙ Детям дошкольного возраста доступна работа по рассматриванию иллюстраций книжки, их простейшего анализа. Они могут высказать предположения,  о ком будет рассказ или сказка.

∙ В процессе чтения также уместна будет словарная работа, комментарии, вопросы на понимание содержания.

∙ Творческие задания: рисование, лепка, инсценировки по прочитанному

Ребёнку дошкольного возраста недоступно самостоятельное чтение. Это единственный пункт технологии, который не может быть выполнен воспитателем, тем не менее, основные этапы технологии можно использовать и в работе с детьми дошкольного возраста, тогда естественный интерес дошкольника к чтению ещё более развивается.

Педагоги нашего учреждения постоянно находятся в творческом поиске, поэтому данная работа продолжается.

Источник

Елена Кузнецова
Развитие читательского интереса у детей

«Развитие читательского интереса у детей»

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи.

Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.

Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.

Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, — особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка младшего школьного возраста

К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения,с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.

Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то,что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

Рекомендации логопеда:

• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

• Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

• Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

• Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

Источник

Наталья Алыкова
Консультация «Пути развития читательского интереса у современных школьников»

Пути развития читательского интереса у современных школьников.

«Чтение – это окошко,

через которое дети видят и познают мир и самих себя»

В. А. Сухомлинский

В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире.

Книги играют огромную роль в жизни каждого человека. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров, воспитывает человечность и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через них проходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Поэтому от того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

С. Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим соображением художник-читатель».

Таким образом, мы видим, что чтение – это своеобразный диалог между читателем и книгой, который требует усердия, работы ума и сердца и даёт незабываемые впечатления и знания.

В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет мы наблюдаем снижение статуса чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

К сожалению, широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Интерес к чтению у современных школьников неумолимо падает. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Читайте также:  Психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

1. Усиление влияния средств массовой информации — чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап,бабушек : “Ты теперь большой, читай сам. ”)

4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

К тому же, современный ребёнок стал читать художественные произведения и с экрана компьютера. Однако, согласно результатам зарубежных исследователей, электронный текст удерживает его внимание в среднем 15 минут.

Сегодня дети не любят читать ещё и потому, что не понимают значений многих слов родного языка, активный запас которых резко сокращается.

Таким образом, вопрос формирования читательского интереса школьников является весьма актуальным.

Как научить ребенка любить литературу?

Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С. Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом, его надо открыть, вырастить и воспитать.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека

Наша главная цель это

1. Формирование культурной, развитой личности ученика. –

2. Воспитание у учащихся любви к книге, чтению

3. Формирование потребности читать настоящую литературу.

4. Воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным;

5. Формирование духовно-нравственных ценностей;

6. Развитие творческих способностей у учащихся;

К этой цели можно прийти многими путями,для реализации которой учитываются следующие факторы:

Это современный библиотечный интерьер самого помещения,также оформление библиотеки: использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п., организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности.

Сегодня мы можем предложить нашим читателям многообразие различных справочников, словарей, энциклопедий по различным направлениям.Постоянным спросом пользуются : словари Даля, Ожегова, и другие, Белорецкая энциклопедия, справочник школьника и т. д.

Используя различные формы приобщения детей к чтению, ведём индивидуальную и массовую работу. Основным методом индивидуальной работы является беседа с читателями: такие беседы позволяют выработать дальнейшую стратегию рекомендации книг данному читателю, в зависимости от индивидуальных особенностей, и перейти к составлению рекомендательных, информационных списков чтения. Моя задача как библиотекарь — предложить детям лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению.

Записывая первоклассников в библиотеку вначале я провожу экскурсию по библиотеке, рассказываю и показываю как и где хранятся книги, как называется библиотечная мебель и т. д. Взяв книги на дом ребятам дается какое–нибудь задание. (Сделать рисунок, подготовиться к викторине, рассказать о том, что прочитал.) Бывает такое, что ребенок возвращает непрочитанную книгу, тогда я в ходе индивидуальной беседы выясняю причину (либо не устраивает шрифт, или размер текста) и стараюсь в следующий раз подобрать книгу подходящего формата.

Так же пробуждению читательского интереса способствуют уроки-обзоры книг, библиотечные часы, выставки.

Выставка, как форма библиотечной работы, наглядна. 80 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Книжные выставки раскрывают богатства фондов библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам и самостоятельному творчеству.

К предметным неделям обязательно готовлю выставки или просмотры литературы.Например: «К математике тропинку вы найдете без запинки», «Я б в отличники пошёл…», «Учёным можешь ты не быть, но грамотным ты быть обязан». Такие выставки способствуют развитию интереса к научно-популярной литературе, расширяют кругозор, углубляют знания по предметам.

С целью привлечения детей к чтению, к проявлению творческих способностей 18 марта мы проводили литературный квест «Читаем вместе».

В конкурсе участвовали 2-7 классы вместе со своими родителями. Главная цель Праздника — приобщение детей к книге, воспитание культуры чтения и любви к литературе. Ребята рассказывали о прочитанных книгах, рекламировали их прочитать своим одноклассникам и участникам конкурса.

В прошлом году дети нашей школы приняли активное участие в республиканском конкурсе РШБА «Книга открывающая мир», «Читающая семья – интеллектуальный потенциал нации», «Ожившие страницы Читайки», «Читающая мама». В этом году мы приняли активное участие в республиканском конкурсе «Самый талантливый читатель», участие во Всероссийском конкурсе на лучший просветительский проект «Актуальная классика: от Пушкина до Чехова». Проведение таких конкурсов способствуют повышению престижа книги, чтения, библиотеки, сохранению и развитию традиций семейного чтения, выявление и поощрение лучших читателей библиотек.

Итак, можно сделать следующий вывод, что формирование

направленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное — это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге ни когда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней, таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.

Источник