Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе thumbnail

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Степаненкова Э.Я. 2 издание.docx

Скачиваний:

236

Добавлен:

18.03.2016

Размер:

1.31 Mб

Скачать

  1. Часть вторая

  2. МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО
    ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

  3. ВОЗРАСТНЫЕ
    ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ
    РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

  4. 2.1.1. Особенности развития ребенка раннего возраста

  5. Жизнь ребенка начинается задолго до
    его появления на свет. В зависимости
    от условий внутриутробного развития
    организм но­ворожденного характеризуется
    широко варьированными физио­логическими
    особенностями. Физиологический принцип
    класси­фикации рождающихся детей
    не по массе и длине тела, а по при­знакам
    физиологической зрелости или незрелости
    обоснован про­фессором И.А.Аршавским.
    Исследования позволили установить:
    во все возрастные периоды организм
    можно считать совершенным и зрелым,
    если его физиологические функции
    адаптивно соответ­ствуют его
    календарному возрасту и тем специфическим
    услови­ям, с которыми он должен
    взаимодействовать [19, с. 7].

  6. Физиологическая
    незрелость младенца характеризуется
    не только отставанием в развитии
    физиологических функций, возникших у
    него уже во внутриутробный период, но
    и более поздним ослабле­нием их
    интенсивности по сравнению с
    физиологически зрелым новорожденным.

  7. Сразу же после рождения младенец
    подвергается резкому холо-довому
    воздействию со значительным перепадом
    температур. Лю­бопытно, что при этом
    у новорожденного теплоотдача не только
    не снижается, но и существенно повышается.
    Это проявляется рас­ширением сосудов
    кожи (вазодиляптацией) и тем самым
    увеличе­нием кровотока в ней. На
    сниженную температуру среды новорож­денный
    реагирует потоотделением, которое
    является средством повышения теплоотдачи.
    После рождения ребенок приобретает
    специфическую позу. Она выражается
    согнутым положением го­ловки по
    отношению к туловищу, сложенными в
    локтях ручками, сжатыми в кулачки
    пальцами (большой палец внутри),
    согнутыми

  8. 52

  9. в коленях ножками, согнутыми к подошве
    пальчиками стопы. Все эти явления
    свидетельствуют о сгибательной
    гипертонии, которая способствует
    повышению уровня теплопродукции и
    уменьшению общей поверхности теплоотдачи.

  10. За первые 7 лет
    жизни ребенок проходит гигантский
    путь разви­тия, определяющими
    факторами которого являются окружающаясреда и воспитание.
    Всякий воспитательный процесс начинается
    с уважения к
    ребенку как индивиду. Следует отметить,
    что человечес­кая
    индивидуальность не только формируется
    в детстве, но уже су­ществует
    в этом возрасте. Многие основы
    индивидуальности опре­деляются
    особенностями нервной системы,
    врожденными и уна­следованными,
    возрастными и приобретенными.
    Установлено, что огромную роль в
    развитии ребенка играют свойства
    нервной систе­мы. Возрастная
    эволюция мозга ребенка — сложный и
    многосто­ронний
    процесс. Л. С. Выготский писал, что
    развитие ребенка — еди­ный, но
    не однородный, целостный, но не гомогенный
    процесс.

  11. Понимание механизмов
    созревающей нервной системы дает
    воз­можность понять механизмы
    нервной деятельности. Согласно
    Л.О.Бадаляну, он заключается в приеме
    раздражений из внешней и внутренней
    среды; в переработке их в нервные
    импульсы; пере­даче импульсов в
    центры головного мозга, где они
    анализируют­ся; в выработке ответной
    реакции, которая осуществляется при
    помощи рабочих органов.

  12. В этом состоит принцип рефлекса как
    основной формы нервной деятельности.
    Рефлексы варьируются от простого
    сокращения мыш­цы до появления
    комплекса общего оживления у грудного
    ребенка при виде лица матери [20, с. 34].

  13. Анализируя принципиальную схему
    рефлекса, можно просле­дить
    индивидуальные особенности нервной
    системы, так как один и тот же раздражитель
    разные дети воспринимают неодинаково.

  14. Особенности нервной системы отражаются
    на процессе разви­тия. Совокупность
    индивидуальных особенностей ребенка
    состав­ляет «биологический каркас
    личности», который не только обра­стает
    в процессе воспитания социальными
    навыками, но и под­вергается изменениям
    [20, с. 34].

  15. На развитие ребенка и его нервных
    процессов огромное влия­ние оказывает
    становление двигательных функций. Их
    созревание связано с деятельностью
    двигательного анализатора. Его развитие
    Происходит на базе дистантных рецепторов
    — зрения и слуха, а также
    тактильно-мышечного анализатора и
    играет важнейшую роль в психофизическом
    развитии ребенка.

  16. В первые полгода
    жизни развитие движений ребенка
    характери­зуется выраженностью
    безусловных рефлексов, на базе которых
    затем формируются условно-рефлекторные
    связи, совершенству-

  17. 53

  1. ющиеся в течение всей жизни. Н.И.Касаткин
    отмечал, что это только у цыпленка все
    просто: вылупился из яйца — и побежал,
    тогда как путь становления жизненно
    важных движений ребенка довольно
    длителен. В детстве у него формируются
    важнейшие спо­собы деятельности.
    Физиологи подчеркивают: чем выше в
    эволю­ционном ряду стоит животное,
    тем дольше у него продолжается период
    детства.

  2. При рождении у человека «автоматических»
    действий меньше, чем у животных, зато
    ему свойственна наибольшая способность
    к обучению. Специфика мозга человека
    состоит в неограниченной возможности
    усвоения новых знаний, наибольшей
    восприимчи­вости не к биологической
    наследственности, а к «социальному
    унаследованию», т.е. к усвоению различного
    рода социальных тра­диций.

  3. Развитие центральной нервной системы
    ребенка происходит на базе врожденных
    безусловных рефлексов. У физиологически
    зре­лых
    новорожденных детей вызванные рефлексы
    проявляются в ответ на
    раздражение различных участков
    поверхности кожи. Прежде всего это
    хватательный рефлекс (так, например,
    новорожденного, ух­ватившегося за
    пальцы взрослого, можно поднять, его
    хватка спо­собна выдержать массу
    тела). Подошвенный рефлекс, который
    вы­зывается штриховым раздражением
    поверхности кожи внутренне­го края
    подошвы, характеризуется разгибанием
    большого пальца и сгибанием остальных.
    Пяточный рефлекс, известный как реф­лекс
    И.Н.Аршавского, вызывается умеренным
    надавливанием на пяточную кость и
    выражается в обобщенной двигательной
    актив­ности, сочетаемой с гримасой
    плача, криком. У новорожденного ребенка
    наблюдается также шагательный,
    ползательный рефлек­сы. Они постепенно
    свертываются и вновь формируются под
    воз­действием воспитания. Развитие
    нервной системы происходит на базе и
    других врожденных рефлексов: пищевого,
    ориентировочно­го, оборонительного,
    защитного.

  4. С первых недель жизни ребенка у него
    возникают условные рефлексы на самые
    различные раздражители (зрительный,
    слу­ховой и т.п.).

  5. Длительное применение каких-либо
    внешних раздражителей в определенной
    последовательности способствует
    образованию цело­стной системы
    ответных реакций — динамическомустерео­типу.

  6. Формирование условных рефлексов у
    ребенка происходит во взаимосвязи
    первой и второй сигнальных систем.

  7. Центральная нервная система ребенка
    хранит в себе следы дли­тельной
    эволюции животного мира. Так, регуляция
    работы серд­ца, почек и других
    внутренних органов, автоматические
    реакции

  8. 54

  9. на болевые, температурные
    раздражители осуществляются при­мерно
    теми же нервными центрами, что и у
    многих животных. Но по сравнению даже
    с высшими млекопитающими у человека
    чрез­вычайно развита кора больших
    полушарий, особенно ее лобные отделы.

  10. В нервной системе ребенка одни группы
    центров, эволюцион-но более древние,
    исполняют относительно примитивные
    функ­ции.
    Эволюционно более новые центры
    объединяют различные си­стемы
    организма и выполняют многоплановые
    сложные действия. Так, центр спинного
    мозга регулирует работу органов в
    пределах отдельных участков сегментов
    тела. Центры продолговатого мозгауправляют дыханием
    и сердечной деятельностью. Центры
    среднего мозга осуществляют
    комплексную реакцию всего организма
    в от­вет на зрительные и слуховые
    раздражители. В области промежу­точного
    мозга и в подкорковых узлах происходит
    интегрирование всех сигналов из внешней
    и внутренней среды. Как показывают
    эксперименты, здесь формируется
    эмоциональное состояние — чувство
    страха, напряженности, радости,
    агрессивности. Физио­логи доказали
    наличие в подкорковых центрах участков,
    раздра­жение которых вызывает
    различные эмоциональные состояния:
    гнев, блаженство, страх, безразличие.

  11. Сложной системой глубинных центров
    управляет кора больших полушарий.
    С одной стороны, она без этих структур
    не может функ­ционировать, а с
    другой — сопоставляет полученные от
    них сиг­налы с индивидуальным опытом
    и руководит активизацией или торможением
    отдельных нервных центров.

  12. Таким образом, функции коры головного
    мозга — это способ­ность тонко
    анализировать обстановку, приобретать
    и, в случае необходимости, использовать
    индивидуальный опыт. Одни реак­ции
    жестко запрограммированы в нервной
    системе и запускаются как автоматическая
    последовательность действий, другие
    — непо­стоянны и видоизменяются в
    процессе своей реализации.

  13. При правильном воспитании у ребенка
    можно выработать мно­жество
    стереотипов. Это в значительной мере
    облегчает реагирова­ние
    на окружающие внешние условия, повышает
    работоспособность нервных клеток.
    Например, выполнение утренней гимнастики,
    ежедневных физических упражнений
    после дневного сна, органи­зация
    самостоятельной двигательной
    деятельности формируют сте­реотип
    и потребность в выполнении этих
    упражнений в одно и то же время. У
    ребенка складываются определенные
    двигательные паттерны — последовательность
    выработанных действий, которые
    отражаются на поведении. Становление
    и изменение паттернов происходит в
    зависимости от возраста, окружающей
    среды, осо­бенностей его развития.
    Тренировку нервной системы младенца

  14. 55

  1. необходимо
    осуществлять с учетом выработанных
    стереотипов, раз­вивая
    у него потребность сознательно
    реагировать на окружающее.

  2. По мере развития нервной системы у
    ребенка появляются ста­тические и
    динамические функции равновесия.
    Возникновение и упрочение этих функций
    зависит и определяется как внешними,
    так и внутренними факторами. По
    утверждению И.М.Сеченова, все произвольные
    движения у ребенка формируются под
    влияни­ем социальных условий. Как
    дитя природы ребенок не нуждается даже
    в прямохождении. Лишь как социальное
    существо он начина­ет выполнять
    жизненно важные движения, которые
    совершенству­ются в процессе
    воспитания и обучения.

  3. На становление навыков движения
    огромное влияние оказыва­ет состояние
    органов чувств, с помощью которых
    воспринимается окружающая
    среда. Следует отметить, что к моменту
    рождения орга­ны чувств ребенка
    развиты больше, чем движения.

  4. В исследованиях М.Ю.Кистяковской
    выявилась определенная последовательность
    образования связей между двигательным
    и дру­гими анализаторами.
    Длительное развитие двигательного
    анализа­тора у ребенка влияет на
    становление двигательных функций,
    ко­торые
    развиваются на базе дистантных
    рецепторов, способных вос­принимать
    раздражители на расстоянии. Это прежде
    всего системы зрения, слуха и другие
    анализаторные системы.

  5. Уже на втором месяце жизни устанавливается
    связь между ки­нетическим и
    вестибулярным аппаратом. Это проявляется
    в под­нимании и удерживании головы
    при разных положениях ребенка: на
    животе, на спине, в вертикальном
    положении. В этом же возра­сте возможно
    образование связи между кинестетическим
    анализа­тором и слизистой оболочкой
    губ, ротовой полостью, кожей рук. Это
    проявляется в сосании пальцев,
    направлении рук ко рту. Поз­же
    устанавливаются связи между двигательным
    анализатором, что выражается у младенца
    в поднимании руки над лицом и ее
    рас­сматривании.
    В возрасте 3,5 — 5 месяцев у малыша
    появляются бо­лее сложные
    зрительно-кинетические связи: он
    направляет руки к подвешенному над
    кроваткой предмету (погремушке) и
    захваты­вает ее.

  6. Образование
    межрецепторных связей способствует
    образованию сложных функциональных
    систем, формированию своеобразной
    иерархии нервных центров с очень
    сложными отношениямиCo-подчиненности.
    Многие двигательные акты дублируются
    на раз­ных уровнях. Это создает
    высокую надежность осуществления
    на­выков движения и в то же время
    способность видоизменять способ
    действия при внезапно меняющихся
    условиях.

  7. Л.О.Бадалян, Н.Миронов, изучая физиологию
    двигательного акта, установили, что
    самым низким уровнем регуляции движе-

  8. 56

  9. ний обладает сегментный аппарат
    спинного мозга. Клетки каждого сегмента
    связаны со строго определенной группой
    мышц и регу­лируют их деятельность.
    Двигательные нервные клетки постоянно
    получают информацию от мышечных клеток
    рецепторов и сухо­жилий. Сегментные
    аппараты находятся под контролем целой
    си­стемы двигательных центров
    головного мозга. Собирая информа­цию
    от органов чувств всего тела, они решают
    сложные двига­тельные
    задачи, требующие участия многих
    мышечных групп. Од­ной из таких
    систем является экстрапирамидная
    система. В ней хранится набор сложнейших
    двигательных реакций, обеспе­чивающих
    регуляцию позы, осуществление важных
    двигательных актов. Хотя у человека
    экстрапирамидная система редко
    проявляет себя в «чистом виде», однако
    она играет существенную роль в об­щей
    организации моторики. Такие характеристики
    движений, как плавность, грациозность,
    ловкость, эмоциональная выразитель­ность
    во многом зависят от особенностей
    экстрапирамидной си­стемы.
    Функции ее отчетливо выражаются в
    детском возрасте, когда высшие
    корковые моторные центры еще не
    окончательно сфор­мированы. По мнению
    Л.О.Бадаляна и Н.Миронова, именно лю­бовь
    большинства детей к шумным подвижным
    играм объясняется особенностью развития
    экстрапирамидной системы. Дети любят
    убегать, догонять, прятаться, увертываться;
    выполнять ритмичес­кие движения,
    подпрыгивать, прихлопывать, раскачиваться,
    кру­житься.

  10. К старшему дошкольному возрасту
    начинает доминировать пирамидная
    системарегуляции
    моторики. Центры пира­мидной системы
    формируются в передней центральной
    извилине головного мозга.

  11. Каждое его полушарие при помощи
    пирамидной системы свя­зано с
    противоположной половиной тела.
    Любопытно утвержде­ние физиологов
    о том, что если образно представить
    проекцию тела в передней центральной
    извилине головного мозга, то полу­чается
    человек, перевернутый вверх ногами.
    Примечательна не­пропорциональность
    этого человека. Кисть и лицо занимают
    боль-Шее место, чем все остальное тело.
    Основная функция пирамид­ной системы
    — регуляция произвольных движений,
    которые усва­иваются в процессе
    воспитания и обучения. Благодаря
    пирамид­ной системе ребенок способен
    к обучению сложным и точным Движениям;
    по утверждению Л.О.Бадаляна, эти
    возможности без­граничны.

  12. Пирамидная система доминирует в той
    или иной степени в мо­торике
    каждого ребенка. Ее ведущая роль
    формируется постепенно. Чем меньше
    ребенок, тем слабее у него организована
    произволь­ная моторика. Мысль и ее
    двигательное воплощение недостаточно

  13. 57

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам. 

Начало 

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи — контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее). 

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа: 

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного. 

Что такое безусловные рефлексы? 

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Безусловные рефлексы новорожденного — это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 — 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии. 

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим 

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее      движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами). 

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности. 

Первые умения 

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки. 

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц — и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств. 

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни — насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций. 

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание. 

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач. 

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же — отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это — начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств. 

Первая улыбка 

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо — малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка! 

Особенности нервной системы новорожденного 

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается. 

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов. 

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения. 

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений — его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение. 

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно — удовлетворение насущной потребности в пище. 

Развитие центральной нервной системы ребенка происходит на базе

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания. Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц. Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна. С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание. 

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка. 

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Источник