Развитие целостной картины мира ребенка

Развитие целостной картины мира ребенка thumbnail

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.  Цвет.

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества — являются ведущими ориентирами современного образования. Эти позиции нашли свое отражение в ФГОС дошкольного образования.

С самого раннего детства начинается формирование личности с определенным культурным уровнем.

Постепенно складывается из разрозненных частей мозаики базовая картина мира в сознании ребенка. Она, конечно же, будет дополняться по мере взросления и обучения, по мере созревания тех инструментов, которыми человек пользуется для познания окружающей действительности всю свою жизнь.

В учении К.Д.Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов.

 Ее формирование возможно, если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья.

Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя  существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему. (Ушинский , 1949).

Формирование целостной картины мира ребенка является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.

Многообразный мир живой и неживой природы, красок и звуков обрушивается на ребенка, который отчаянно пытается разобраться в нем и первым делом дать ему характеристику: хорошо или плохо.

Первоначально зрительные ощущения ребенка размыты и расплывчаты. Новорожденные поначалу различают только свет и темноту, черное и белое. И примерно к концу первого месяца восприятие цветовой палитры постепенно расширяется.  Первые насыщенные цвета, которые дети начинают выделять из цветовой гаммы – это красный и желтый.

Английские ученые Б. Берлин и П. Кей провели ряд исследований и пришли к выводу,  что процесс возникновения и развития цветонаименований в различных языках универсален. (Берлин, Кей, «Основные цветовые термины», 1949г).

Согласно гипотезе Б. Берлина и П. Кея, все языки имеют термины, обозначающие белый и черный цвета. Таким образом, минимальное количество цветообозначений в языке — два.

Универсальный инвентарь системы основных цветообозначений состоит из 11 основных названий цветов — белого, черного, красного, зеленого, желтого, синего, коричневого, фиолетового, розового, оранжевого, серого [Берлин, Кей, 1969: 22]. Система основных цветообозначений в конкретном языке тем полнее (состоит из большего количества основных цветообозначений), чем выше стадия развития данного языка.

Б. Берлин и П. Кей разрабатывают следующую схему развития основных цветообозначений: сначала появляются названия белого и черного цветов,  затем к ним добавляется название красного цвета, затем — зеленого и желтого (сначала один из них, а потом второй), затем — синего, и затем — коричневого.

После этого в любой последовательности и за короткий отрезок времени появляются названия фиолетового, розового, оранжевого и серого цветов [Берлин, Кей, 1969]. Эта схема возникновения и развития цветообозначений является универсальной для всех языков.

Таким образом, ребенок в своем развитии восприятия цвета идет в соответствии со строгой закономерностью развития языка, как основного инструмента общения и более того, развитием человеческой цивилизации вообще.

Психология же рассматривает цвет и цветовые ощущения как одну из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания. Цвет заключает в себе возможности логического и чувственно-образного способов познания мира. Это связано с тем, что правое и левое полушария мозга предпочитают различные части спектра и создают разные цветовые модели:
1) правое полушарие от природы ориентировано на длинноволновую часть спектра (красный) и выдает цветовую картину, связанную с чувственным восприятием;
2) левое полушарие ориентировано на средневолновую часть спектра (синий) и выдает цветовую картину, связанную с понятийным комплексом [Мостепаненко, 1986:45]

Кроме того психологи рассматривают связь цвета с эмоциями человека: у каждой эмоции свое определенное место в цветовом пространстве, эмоция соответствует определенному цвету, а каждый цвет вызывает строго определенные эмоции.

С другой стороны, цвет выступает одной из основных категорий культуры, «фиксирующей уникальную информацию о колорите окружающей природы, своеобразии исторического пути народа, взаимодействии различных этнических традиций, особенностях художественного видения мира» [Жаркынбекова, 1999: 109]. Так как цвет является компонентом культуры, то он окружен системой ассоциаций, смысловых значений, толкований; цвет становится воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей.

Поэтому так важно, начиная с самого раннего возраста, знакомить ребенка с цветом, его наименованием, традиционным использованием в речи, в сказках и потешках, донося до ребенка не только информацию о свойствах предметов материального мира, но и формируя свойственную данной культуре  систему цветообозначений.  

Многообразный мир живой и неживой природы: растений и животных, Земли и небесных светил, красок и звуков может быть представлен с помощью поэтических живописных и музыкальных произведений, позволяющих увидеть красоту и гармонию в обычных явлениях.

Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности. Картина мира, которая складывается в сознании ребенка с помощью воспитателя, должна быть позитивной: солнце —  ярким, небо —  синим(голубым), трава —  зеленой. Даже краски осени обязательно должны быть в представлении ребенка подчеркнуто сочными и яркими.

Естественно, самая удобная форма при ознакомлении ребенка с окружающим миром, обеспечивающая наибольшую доступность предлагаемых знаний, – это связь проводимых занятий с сезонами и погодой на текущий момент. Характерные черты и особенности каждого месяца и смены времен года необходимо рассматривать с тех сторон, которые ребенок может понаблюдать, ощутить, исследовать.

 Употребление цветонаименований при этом обогатит речь ребенка, будет способствовать его культурному и эстетическому развитию, более полному представлению об окружающей его действительности, формированию целостной картины мира.

В воспитательный процесс с успехом вплетаются фольклорные произведения (пословицы,  поговорки, народные прибаутки, песни), а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.

Сформированная с помощью воспитателя целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.

Источник

Консультация для воспитателей

«Формирование целостной картины мира»

Подготовила воспитатель: Накарякова Т.А.

Ноябрь 2015г.

Целью программы «Формирование целостной картины мира» является формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через осмысление своего опыта, использование различных видов деятельности.

Основными задачами деятельности по реализации программы являются:

1. развитие познавательно – исследовательской деятельности;

2. расширение и закрепление представлений детей о предметном и социальном окружении;

3.ознакомление дошкольников с природой, сезонными изменениями в природе;

4. формирование основ экологической безопасности.

Рабочая программа по образовательной области «Познание» раздел «Формирование целостной картины мира» разработана на основе содержания деятельности, определенного Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы в образовательной области «Познание», Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Программы «Ребенок и окружающий мир» автор – О.Б.Дыбина.

Особенностью программы является интегрированный подход к деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей, ее реализация в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.

Освоение содержания образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира» осуществляется в процессе организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности в объеме от 6 до 30 минут в неделю, в зависимости от возраста детей, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

Выбор форм и методов деятельности по реализации и освоению программы «Формирование целостной картины мира» обусловлен Принципом развивающего обучения и теорией деятельностного подхода, согласно которому основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Известно, что одна их характерных и ярких черт дошкольников — любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них. Поэтому очень важно поддерживать интерес и любознательность дошкольников, учить их искать и находить ответы на них. Реализация программы «Формирование целостной картины мира» осуществляется в адекватных возрасту формах работы: игры, проектирование, экскурсии, наблюдение, продуктивная деятельность, и др. Разнообразие видов деятельности позволяет комплексно и эффективно решить задачи социально – личностного развития ребенка. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Реализация программы рассчитана на 6 лет:

1 – возрастная группа детей 1 – 2 года;

2 – возрастная группа детей 2 – 3 года;

3 — возрастная группа детей 3 – 4 года;

4 — возрастная группа детей 4 – 5 лет;

5 — возрастная группа детей 5 – 6 лет;

6 — возрастная группа детей 6 – 7 лет .

Основное содержание работы по данной программе строится по следующим разделам:

Предметное окружение.

Социальное окружение.

Ознакомление с природой.

Сезонные изменения в природе.

Итогом освоения образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира» является сформированные у ребенка интегрированные качества.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, вне зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира.

Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.

Знает герб, флаг, гимн России. Называет главный город страны.

Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. Имеет представления о школе, библиотеке.

Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные).

Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Мониторинг освоения образовательной области Познание раздел «Формирование целостной картины мира» проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае. К основным методам оценки результатов освоения образовательной области «Познание » раздела «Формирование целостной картины мира» относятся: наблюдение, опрос, результаты деятельности детей (проекты).

Источник