Развитие бытовой сферы у ребенка

Период
раннего детства наиболее благоприятен
для формирования культурно-гигиенических
навыков, которые тесно связаны с ведущей
в этом возрасте деятельностью —
предметной. В этот период малыша более
всего интересуют функции, назначение
предметов, в том числе и включенных
в
бытовые процессы. Ребенок старается
узнать, как можно действовать с
предметами, для чего они предназначены.
Он уясняет, что для умывания нужно
научиться пользоваться мылом и
полотенцем, для еды — ложкой. Такое
знание открывает малышу бытовую сторону
мира взрослых, помогает формированию
культурно-гигиенических навыков.
Можно сказать, что освоение бытовых
навыков в раннем детстве совпадает
с основной линией психического
развития — становлением предметной
деятельности, освоением действий с
предметами.
Бытовые
процессы привлекают малыша и в силу
еще одной причины. Их освоение позволяет
ему (в известных пределах) удовлетворять
возрастное стремление к самостоятельности.
Дошкольника бытовая деятельность
привлекает меньше, поскольку его
самоутверждение и самореализацию
обеспечивают другие виды деятельности,
в частности игра, труд, рисование,
которыми малыш в раннем детстве не
владеет. В раннем возрасте сфера
проявления самостоятельности очень
ограничена. Поэтому ребенок стремится
сам выполнять бытовые процессы.
Напомним,
что навык — это частично автоматизированное
действие, формируемое в результате
многократных повторений и упражнений.
Он характеризуется высокой степенью
освоения и отсутствием поэлементного
контроля. Для того чтобы у ребенка
выработался навык, взрослый показывает
ему каждую операцию, составляющую
действие, и, комментируя ее, отмечает
предметы и условия, в которых она
протекает. Затем взрослый действует
вместе с малышом, выполняя сопряженные
действия. Например, берет его руки
в свои, намыливает и подставляет под
струю воды. Так у ребенка складывается
сенсомоторный образ действия, а также
образ составляющих действие операций
и условий, в которых оно протекает.
Постепенно взрослый предоставляет
малышу большую самостоятельность,
контролируя выполнение операций и
результат, а затем только результат.
При формировании навыков ребенок учится
удерживать цель деятельности, не
отвлекаться.
Культурно-гигиенические
навыки направлены на самого ребенка.
Выполняя санитарно-гигиенические
процедуры, малыш осознает самого
себя. У него формируется представление
о собственном теле. При одевании и
умывании ребенок, рассматривая свое
отражение в зеркале, приходит к пониманию
некоторых изменений, происходящих в
нем самом в ходе бытового процесса:
лицо из грязного превратилось в чистое,
волосы из растрепанных стали красиво
причесанными. Ребенок начинает
контролировать свой внешний вид:
обращает внимание на грязные руки,
замечает неполадки в одежде, просит
взрослого помочь привести себя в
порядок. То есть у малыша формируется
потребность в чистоте и опрятности.
Формирование
культурно-гигиенических навыков связано
с использованием соответствующих
предметов: мыла, полотенца, ложки,
чашки и т.д. При правильном отношении
взрослого к этим вещам и ребенок бережно
к ним относится. Малыш складывает
одежду, расправляет полотенце, вешает
его на крючок, аккуратно ведет себя за
столом.
В
период от года до трех лет у малыша
закладываются основы культуры
поведения. Он осваивает правила поведения
в быту: например, не мешать другим во
время еды, есть спокойно, не отвлекаясь;
не выходить из-за стола до окончания
еды; спокойно подождать, пока подадут
следующее блюдо; говорить «спасибо»
после еды. Постепенно ребенку становится
понятным смысл соблюдения тех правил,
последствия выполнения или нарушения
которых он наглядно видит: не сложил
одежду перед сном — она помялась,
стала некрасивой. В основном освоение
правил происходит в ходе приучения,
когда взрослый систематически
выдвигает требования и контролирует
их выполнение, которое подкрепляет
положительной оценкой. Так навыки
превращаются в привычки — действия,
выполнение которых становится
потребностью.
В
быту малыш встречается с разнообразными
предметами и явлениями, которые
наталкивают его на первые открытия,
стимулируют познавательные интересы
и любознательность. Ребенок видит, что
полотенце было сухим, а когда вытерли
руки, оно стало мокрым; мыло было большим,
а после употребления уменьшилось. Если
взрослый постоянно обращает внимание
ребенка на подобные преобразования
предметов, малыш скоро начинает замечать
все, на его взгляд, необычное и пытаться
объяснить, установить простейшие
причинно-следственные связи.
Напомним
особенности развития бытовой деятельности
в раннем
возрасте:
бытовые
процессы способствуют расширению сферы
самостоятельности ребенка;
—
у малыша формируются культурно-гигиенические
навыки, которые в дальнейшем составят
основу сложных форм поведения;
формируется
потребность выполнять бытовые процедуры,
потребность в чистоте и опрятности;ребенок
начинает осваивать правила поведения
в бытовой деятельности;у
малыша складываются личностные
качества, связанные с отношением к
самому себе (опрятность), к вещам
(аккуратность), к другим людям
(дисциплинированность) и к делу
(целеустремленность).
Соседние файлы в папке ранний возраст
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияют на самооценку ребенка и являются важным шагом на пути его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет аффективно решить задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Бытовые навыки ребенка к трем (3) месяцам:
— входит в четкий ритм ночного и дневного сна
— губами пьёт с ложки воду
— любит водные процедуры (купание)
Бытовые навыки ребенка к шести (6) месяцам:
— придерживает грудь мамы (бутылочку) во время сосания
— подносит бутылочку ко рту, удерживает во время сосания
— раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.
Бытовые навыки ребенка к девяти (9) месяцам:
— тянет руки к подносимой чашке
-поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьёт
-знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа
Бытовые навыки ребенка к двенадцати (12) месяцам:
— пьет из чашки, придерживая её руками
— откусывает и жует хлеб, печенье
— поднимает руку/ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого)
-приносит свои вещи при одевании (знает их названия)
— тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем
— недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками)
— знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека)
— выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой»
— знает названия своей одежды, предметов быта (показывает)
Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и трем (3) месяцам:
— пьет из чашки (немного)
— держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного и доносит до рта, ест (взрослый докармливает)
— вытирает руки, лицо при умывании
— начинает просить на горшок
— понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций
Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и шести (6) месяцам:
— выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрой и др.)
— держит в кулачке ложку, есть частично полужидкую и жидкую пищу
— пьет из чашки, почти не проливая
— отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях
— спокойно относится к умыванию
— самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке
Бытовые навыки ребенка к одному году (1) и девяти (9) месяцам:
— самостоятельно есть любую пищу
— ест с хлебом
— ест только из своей тарелки
— самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь
— частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки)
— обращает внимание на грязное лицо, руки — контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом)
— проявляет желание многое делать самостоятельно
— знает место хранения одежды, игрушек, книг и др.вещей
Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам:
— ест аккуратно, не обливаясь
— при умывании трет ладони, часть лица
— вытирается с помощью взрослого
— самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого))
— частично раздевается
— знает место хранения одежды, обуви, посуды, игрушек
— пользуется носовым платком (при напоминании)
— контролирует физиологические потребности
— говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении
Бытовые навыки ребенка к двум (2) годам и шести (6) месяцам:
— одевается и раздевается с помощью взрослого
— расстегивает несколько пуговиц
— застегивает одну – две пуговицы
— сообщает о физиологических потребностях
— отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью/упрощенно)
Бытовые навыки ребенка к двум (3) годам:
— одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого
— раздевается самостоятельно, складывает свою одежду перед сном
— застегивает несколько пуговиц
— завязывает (связывает) шнурки
— знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение
— выполняет поручение из двух-трех действий
— может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем
— замечает беспорядок в своей одежде
— пользуется носовым платком
— вытирает ноги при входе в квартиру
— регулирует свои физиологические потребности
— ест аккуратно
— держит ложку за конец ручки
— пользуется салфеткой
— не выходит из-за стола до конца еды
— не мешает за столом другим
— говорит «спасибо», здоровается и прощается.
Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА»
ОТДЕЛЕНИЕ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Развитие бытовых навыков детей раннего возраста
Психолог ОРВ Ю.И.Наумова
Источник

Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды -ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития — становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами.
Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.
Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на Грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.
Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.
В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи.
Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:
— бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;
— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
— у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность).
.
Источник
В
младенчестве ребенок проходит
эмоциональный этап в освоении бытовой
деятельности, когда главным образом
формируется положительное отношение
к ней. В раннем детстве это так называемый
операционно-технический этап, так как
осваивается большинство
культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст — это период
освоения норм, связанных с правилами
поведения в быту.
Дошкольник
3-4 лет осознает необходимость выполнения
культурно-гигиенических требований к
предстоящей деятельности: «Надо
мыть руки, потому что потом будем есть».
Для детей этого возраста очень важным
является мотив своей внешней
привлекательности: «Надо причесываться,
чтобы красивым быть». Выразить в речи
составляющую навык последовательность
операций, условия их выполнения младшие
дошкольники еще затрудняются. Легче
они выделяют предметы, необходимые
для проведения бытового процесса,
например для умывания — мыло, полотенце
и вода. Малыша по-прежнему привлекает
сам бытовой процесс. Но особенно значимым
становится выполнение действий в
правильной последовательности, потому
что ее положительно оценивает взрослый.
Приведем
в качестве примера наблюдение за Ваней
К. (3 года 9 мес.).
Ваня
К. подходит к раковине, открывает кран,
обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду,
да, Ксюша?Настя:
Где мое полотенце?Ваня:
Там вот висит.Ваня
намыливает руки, затыкает кран рукой,
смеется, отворачивается от брызг.
Подходит Катя.Ваня
быстро смывает пену с рук, обращаясь
к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает
на раковину).Подходит
к полотенцу, рассматривает свою
картинку, вытирает руки, не снимая
полотенца, выбегает из туалетной
комнаты.
У
детей 4-5 лет понимание необходимости
бытовых процедур становится более
обобщенным, приобретая перспективную
направленность: «Спать надо, чтобы
быстрее расти и быть сильным».
Характерно,
что дети среднего дошкольного возраста
могут описать в речи последовательность
действий при выполнении бытового
процесса и назвать необходимые для его
выполнения предметы. Они контролируют
поведение друг друга в бытовой
деятельности, делают сверстникам
замечания, хотя сами нередко правила
не соблюдают.
Приведем
пример наблюдения за Аленой М. (4 года).
Воспитатель:
Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили
рисовую кашу, чай с молоком и булочку
с маслом. Приятного аппетита.Алена
М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет
ложку в правую руку, пододвигает
поближе тарелку, приговаривает
негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается
к соседке по столу Свете Н.) А мне мама
вчера сварила кашку! (Поворачивается
в сторону соседнего стола, к Артему
Г.) За столом не разговаривают. Слышишь
меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет
ложку на тарелку, придвигает чашку,
берет булочку, откусывает, запивает.
Ставит чашку и тарелку на угол стола.)
Спасибо! (Протяжно, громко. Встает,
задвигает за собой стул, уходит.)
В
5-7 лет ребенок начинает понимать
объективность требований взрослых.
Старший дошкольник осознает, что для
установления взаимоотношений с
другими детьми следует подчиняться
правилам. А соблюдая их, он демонстрирует
уважение к окружающим: «Надо причесываться,
чтобы не ходить лохматым. А то все
красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет»,
— утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для
старших дошкольников важное значение
имеет качественное выполнение
действий: не просто вымыть руки, а
вымыть чисто.
Проиллюстрируем
вышесказанное на примере наблюдения
за Машей К. (6 лет 11 мес.).
Воспитатель:
Дети, быстренько моем ручки и садимся
обедать!
Маша
заходит в туалетную комнату, берет
мыло, намыливает руки, рассматривает
их, кладет мыло, смывает пену водой,
смотрит на руки: Вроде чистые.
(Обращается с вопросом к Денису.) Чистые?
(Закрывает кран, вытирает руки, садится
за стол.)
Очень
важно аргументировать любое требование
взрослого по отношению к дошкольнику.
Такая аргументация повышает легкость
и быстроту освоения навыков.
Немотивированные указания, которым
дети успешно следовали в более раннем
возрасте, уже, как правило, недейственны.
В том случае, если взрослый понижает
по отношению к дошкольнику требовательность
при выполнении бытовых процессов, а
объяснение их значимости и необходимости
подменяет формальным контролем, выясняя,
вымыл ли ребенок руки, доел ли суп,
возможна ситуация, когда сформированный
навык может разрушиться.
В
дошкольном возрасте у ребенка расширяется
круг культурно-гигиенических навыков,
совершенствуются способы выполнения
бытовых действий, и изменяется их
структура. Дети, как правило, хорошо
ведут себя за столом, контролируют свой
внешний вид, чистоту тела, умеют
самостоятельно замечать и устранять
неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические
навыки выступают как важная составная
часть культуры поведения (С.В.Петерина).
Действия ребенка все более автоматизируются,
а его сознание освобождается для
анализа условий, в которых они протекают,
и для контроля за качеством их выполнения.
Навыки усложняются и постепенно
превращаются в системы поведения.
Например, на протяжении всего дошкольного
возраста культурно-гигиенические
навыки все больше объединяются с
трудовыми. Теперь ребенок следит за
чистотой одежды и приводит ее в порядок,
самостоятельно подготавливает
условия для бытового процесса.
Ребенок
регулирует свое поведение в соответствии
со сформированным представлением
о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое
качество выполнения одного действия
приносит ребенку удовлетворение и
позволяет перейти к другому. Поэтому
он сначала раздевается после прогулки,
потом идет мыть руки и после этого
садится обедать. И если сначала действие
побуждалось мотивом, лежащим вне его,
например, в требовании взрослого
или в понимании необходимости его
выполнения, то потом мотивом становится
сама потребность выполнить действие.
Приведем
пример из наблюдения за Леной Д. (4 года).
Лена
подходит к шкафчику, открывает его,
развязывает шарф, расстегивает
пуговицы и снимает шубу, варежки отдает
воспитателю, замечает: «Мокрые». Вешает
шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку
и вешает ее на крючок. Снимает сапоги,
ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет
в шкаф, берет расческу и расчесывает
волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф,
снимает рейтузы, носки и колготки,
складывает их и кладет в шкаф. Надевает
гольфы и сандалии, поправляет платье,
подходит к Ане, которая одета и сидит
на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь
раздеться. Давай, я тебе развяжу».
Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф,
помогает снять шубу и валенки, складывает
одежду в шкаф. Открывает шкаф, находящийся
рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как
положил колготки! (Встряхивает
колготки, складывает и кладет на полку,
поднимает шапку и вешает на крючок.)
Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик
и уходит в группу).
Таким
образом, освоенные культурно-гигиенические
навыки превращаются в привычки —
действия, выполнение которых стало
потребностью. Необходимыми условиями
формирования привычек выступает
положительное отношение ребенка к
бытовой деятельности и систематическое
повторение бытовых процессов,
предполагающих его известную
самостоятельность.
Привычки
выполнять требования личной гигиены
и культурного поведения проявляются
в разных жизненных ситуациях. А бытовые
процессы выполняются без напоминания
взрослых. Постепенно возрастает
сознательное отношение к своему
поведению и контроль за ним. То есть
дошкольник переходит от импульсивного
поведения к личностному, произвольно
регулируемому на основе усвоенного
образца. Поэтому дети 6-7 лет могут
самостоятельно выполнять бытовые
процессы. Режим дня в дошкольном
возрасте продолжает играть важнейшую
роль в организации бытовой деятельности
и усвоении правил поведения.
Подчеркнем
особенности развития бытовой деятельности
в дошкольном
возрасте:
формируется
осознание необходимости выполнять
бытовые процессы, исходя из личной и
общественной значимости их;происходит
осознание нравственных норм, определяющих
поведение в бытовой деятельности;изменяются
и усложняются культурно-гигиенические
навыки, образуя системы поведения
в быту;складываются
первые бытовые привычки;
—
ребенок начинает соблюдать
культурно-гигиенические навыки по
собственной инициативе.
41
Соседние файлы в папке ранний возраст
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник