Развитие быстроты ребенка в баскетболе

Развитие быстроты ребенка в баскетболе thumbnail

Здравствуйте, уважаемые посетители сайта «Уроки баскетбола». Продолжаем тему тренировки и развития игровых навыков статьей, посвященной такому параметру спортсмена — как быстрота.

Быстрота — это способность игрока выполнять свои действия в кратчайшие промежутки времени. Развитию быстроты следует постоянно уделять внимание на тренировках. Такие тренировки особенно необходимы игрокам высокого и сверхвысокого роста, так как от природы гигантам обычно достается мало быстроты. Известно, что тренировки с отягощением способствуют повышению быстроты движений, развивают мышечную силу, улучшают координацию, что важно в первую очередь для центровых. Целесообразно сочетать специальные упражнения и работу над быстротой и техникой в условиях, близких к игре, поскольку постоянный игровой цейтнот требует усиленной работы, быстроты мышления и быстроты движений.

Развитие быстроты у баскетболистовРазвитие быстроты у баскетболистов

На практике работы с баскетболистами сборной доказано, что упражнения со штангой или гирей весом 15-20% от собственного веса игрока развивают двигательную быстроту. Надо только следить, чтобы во время упражнений с такими весами скорость движения не снижалась. Работа с отягощениями 70-80% от собственного веса игрока способствует развитию взрывной силы и стартовой скорости. Однако необходимо помнить, что применяющиеся в основном для укрепления связок изометрические упражнения противопоказаны для развития быстроты: мышцы теряют эластичность, их сокращения замедляются. Этот метод развития скоростных качеств включает работу в зале с мячами и тренировки на стадионе.

Упражнения для развития быстроты у баскетболистов

  • Приседания, выпрыгивания со штангой на одной или двух ногах с весами, упомянутыми выше.
  • Быстрые шаги вперед, назад, влево, вправо с отягощением 25-30 кг — от 30 с до 1 мин (по 2-3 шага).
  • Быстрые шаги без отягощения вперед, назад, влево, вправо с касанием земли рукой при каждой смене направления — 1 мин (по 2-3 шага).
  • Те же шаги с касанием земли одной рукой и ведением мяча другой.
  • Высокие старты на дистанцию 5-10 м по сигналу на время — в парах, тройках игроков, подобранных по весу, росту, скорости. Выполняются лицом вперед, затем спиной вперед.
  • Низкие старты на дистанцию 5-10 м. Выполняются так же, как в упр. 5, но с ведением мяча.
  • Старты лицом или спиной вперед на дистанцию 5-10 м. Мяч находится на расстоянии 3 м от старта. Игрок должен взять мяч и вести его вперед. Можно выполнять в парах, тройках. Упражнение полезно для развития стартовой скорости.
  • То же, что и предыдущее, на дистанции 50-100 м — для развития двигательной скорости. Выполняется на время.
  • Бег на дистанцию 30-40 м с высоким подниманием бедра, переходящий в ускорение на такую же дистанцию. Это же упражнение можно выполнять с ведением одного или двух мячей.
  • Бег с касанием голенью ягодиц на 30-40 м с переходом в ускорение на ту же дистанцию.
  • Бег с подскоками попеременно на левой и правой ноге на 30-40 м с переходом в ускорение на такую же дистанцию, с ведением и без ведения мяча.
  • Прыжки на двух ногах вперед (ноги вместе) на дистанцию 30-40 м с переходом в ускорение (бег) на ту же дистанцию. Это упражнение можно выполнять с ведением одного или двух мячей.
  • Бег с выбрасыванием прямых ног вперед (не сгибая колен) до 50 м с переходом на ускорение на ту же дистанцию. Можно выполнять с одним или двумя мячами.
  • Рывок на 15-40-60 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.
  • Быстрый бег с высокого старта с передачей мяча с руки на руку. Проводится как соревнование двух-трех игроков на время. Дистанция — до 50 м.
  • То же, что в предыдущем, с имитацией обманных движений.
  • Передача мяча в парах во время скоростного бега. Один игрок бежит лицом вперед, другой — спиной вперед.
  • Скоростной бег лицом вперед двух игроков, удерживающих один мяч вытянутыми навстречу друг другу руками.
  • Скоростной бег приставными шагами двух игроков лицом друг к другу, удерживающих два мяча на вытянутых руках. Дистанция -до 50м.
  • Скоростной бег центрового игрока спиной вперед с передачей ему 3-4 мячей игроками, которые двигаются лицом к нему, находясь на расстоянии 4-5 м. Дистанция -до 100м.
  • Максимально быстрый подъем и спуск по лестнице с учетом частоты движений. Проводится как соревнование двух-трех игроков на время -от 20 до 40 с.
  • Скоростной бег с поворотами (пивотами) с одним или двумя мячами в соревновании двух игроков. Дистанция -от 30 до 50м.
  • То же, что и предыдущее, но с ведением мяча и бросками по кольцу, в парах и командах.
  • Командная эстафета с ведением мяча по легкоатлетическому стадиону на дистанции 100 м. Игроки должны передавать мяч из рук в руки после 100-метрового ускорения. В командах может быть 5-10 человек.
  • Скоростные передачи мяча тремя игроками в три паса с броском мяча в кольцо 5-7 раз подряд.
  • Скоростное ведение мяча от лицевой до штрафной линии, возвращение к щиту с забрасыванием мяча в кольцо. Затем ведение до центра и обратно, до противоположной штрафной и обратно. Проводится как соревнование двух игроков.
  • То же, что и предыдущее, но с ведением двух мячей.

Кстати, эти методы тренировки быстроты и скорости взяты из книги А. Гомельского о развитии и тренировке баскетболистов. Но, продолжим.

Развитию скорости движения рук в нашем баскетболе уделяется очень мало внимания, хотя от правильной, быстрой работы рук в игре зависит очень многое. Сильные, цепкие руки часто помогают выигрывать борьбу за отскок мяча от щита, борьбу на полу. Тренировать силу и цепкость кистей, пальцев рук необходимо постоянно. Для этой цели лучше всего подходят упражнения с теннисными мячами, эспандером, отжимания от пола на пальцах, висы и подтягивания на канате.

Читайте также:  Развитие ребенка 4 месяца жизни упражнения

Упражнения для развития быстроты (скорости) рук

  • Ведение одного-двух мячей.
  • Передачи двух-трех мячей у стены на время — 30-40 с.
  • Отбивание или ловля двух-трех теннисных мячей, стоя спиной к стене на расстоянии 2-3 м.
  • Передачи у стены правой руки с одновременным ведением левой рукой.
  • Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами одной и двумя руками.
  • Два игрока, лежа на животе на расстоянии 2-3 м друг от друга, передают один-два-три мяча на время — 30-40 с. Проводится как соревнование между парами на количество передач.
  • То же, что и предыдущее, но в положении сидя.
  • Ведение трех. мячей на время — 30 с.
  • Дриблинг у стены на вытянутых руках двумя мячами на время — 30-40 с. Проводится как соревнование на количество ударов мяча.
  • Отбивание, ловля и передача пяти-шести-семи мячей в высоком темпе на время -до 30 с.

Ну вот и подошла к концу статья о методиках и упражнениях, целью которых стоит развития быстроты как ног, так и рук баскетболиста. Мы ведь все понимаем, как важна быстрота в современном баскетболе — так что, статью берем на заметку. Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник

Развитие быстроты

В сегодняшней статье мы поговорим про такой важный аспект баскетбольных тренировок, как развитие быстроты. Баскетбол – очень динамичная игра, и баскетболистам (особенно играющим на позициях 1-3 номеров) приходится очень много двигаться, причем зачастую в рваном темпе. Рывки, остановки, резкие и внезапные смены направления – все это требует хорошей физической подготовки и взрывной скорости.

Упражнения, с которыми Вы познакомитесь в этом материале, позволят улучшить скорость перемещения по площадке, быстроту и координацию движений, а самое главное – позволят менять направление движения с минимальными задержками. Давайте начнем рассказ о средствах и методах развития быстроты у баскетболистов.

Упражнения для тренировки и развития быстроты

Начнем с того, что во время игры в баскетбол, игроку приходится выполнять рывки и ускорения на небольшие расстояния (5,10,20 метров), ведь больше не позволит сама площадка. Так что отличные результаты в забеге на 100 метров не всегда способствуют таким же успехам при попытке убежать в быстрый отрыв. Гораздо важнее будет способность быстро «переключаться» между бегом вперед и назад, влево и вправо.
Совмещение тренировок для развития ловкости в комплексе с классической скоростной тренировкой окажет огромное влияние на Ваши игровые возможности. В результате Вы не только сможете значительно быстрее преодолеть расстояние от одного кольца к другому, а и сможете направить остатки энергии для выполнения других специфических баскетбольных элементов, таких как прыжок, финты или бросок. Но давайте уже перейдем непосредственно к упражнениям.

Упражнение для развития быстроты №1: супер челнок

-Исходная позиция – на лицевой линии под кольцом
-Начните перемещение до точки «А» в защитной стойке
-Разворот и быстрый рывок от «А» к «В», внимание уделяем минимизации времени на разворот
-От точки «В» приставным шагом в защитной стойке перемещаемся на стартовую позицию
-Подпрыгиваем и дотрагиваемся до щита (ну или до кольца).
-Снова в защитной стойке перемещаемся к «С»
-Разворот и рывок от «С» до «D»
-Приставным шагом в защитной стойке возвращаемся на исходную позицию
-Выпрыгиваем и дотрагиваемся до щита или кольца

Упражнение выполняется 6-8 раз с 60-90 секундным перерывом между ними. Если Вы тренер, или просто выполняете это упражнение с друзьями – то предлагаю немного повысить мотивацию к выполнению. Как только первый игрок достигнет точки «А» – второй начинает движение. Большое количество игроков можно разделить на 2 группы, разместить на 2 кольцах и устроить небольшое соревнование.

Упражнение для развития быстроты №2: зигзаг

-Расположите 4 маркера (это могут быть абсолютно любые вещи: фишки, мячи, камни и т.п.) на одной лини на расстоянии около 3 метров друг от друга
-Теперь станьте посредине между первым и вторым конусом, отмерьте 3 метра в сторону и поставьте еще один маркер (всего нужно будет поставить еще 3 маркера).
-Выполните рывок до первого маркера – затем в защитной стойке двигаемся влево – как доберетесь до маркера – приставным шагом в защитной стойке вправо
-После последнего маркера выполняем короткий рывок (3-5 метров)

Упражнение выполняется 6-8 раз, перерыв – это то время пока Вы дойдете до старта.

Упражнение для развития быстроты №3: челнок с передачей мяча

-Итак, движение начинаем с лицевой линии (START). Кольцо находится слева от Вас.
-Выполняем рывок к точке «А» и получаем пас от тренера (партнера)
-Сразу же отдаем передачу обратно, разворачиваемся и выполняем рывок к лицевой линии «В»
-В точке «В» выпрыгиваем и дотрагиваемся до щита, сетки или кольца
-Приземлившись – снова выбегаем на периметр получаем пасс и возвращаем его обратно
-Снова рывок к кольцу, прыжок, возвращаемся к тренеру, получаем пас и но теперь не отдаем его обратно
-Разворачиваемся и выполняем быстрый дриблинг к кольцу и завершаем лей-апом или данком.

Упражнение повторяется 4-6 раз, с небольшим перерывом (60-90 секунд), или практически без перерыва – если Вы уж очень крутой игрок! Передачу лучше отдавать с трех-очковой линии, а получать её, как видно из рисунка, нужно в районе линии для штрафного (свободного) броска.

Упражнение для развития быстроты №4: квадрат

-Для начала тренировки обозначьте квадрат размерами 6х6 метров (в оригинале предлагается 6х6 ярдов, что примерно составляет 5,5 метров). -Поставьте какой-то маркер посредине квадрата – это и будет стартовой позицией
-Каждому из вершин квадрата нужно придумать название (1,2,3,4 или А,Б,В,Г). Тренер или Ваш партнер называет вершину квадрата в случайном порядке
-Как только названа вершина – игрок совершает рывок к ней, и такой же рывок на стартовую позицию, т.е. в центр квадрата
-Как только игрок достигает центра – тренер (партнер) называет следующую вершину

Читайте также:  Как влияет на развитие ребенка кесарево

Упражнение выполняется на протяжении 60-90 секунд. Потом можно поменяться ролями. Для начал будет достаточно 2-3 подходов, а потом переходите к 4-6 подходам с 1-2 минутным перерывом. Если Вы тренируете группу игроков – то меняйте их каждые 60 секунд. Это упражнение классно объединяет тренировку как физического, так и психологического состояния. Интересно смотреть на то, как часто уставший игрок не в состояние вспомнить номер вершины, к которой он должен бежать.

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник

Развитие специальной ловкости и быстроты у баскетболистов.

Современный уровень развития баскетбола предъявляет максимально высокие требования к индивидуальным качествам каждого игрока, особенно к таким, как ловкость и быстрота, что увеличивает объем задач и необходимость большей разнообразности средств, применяемых в процессе обучения.

«Скорость и еще раз скорость» — такова тенденция развития современного баскетбола. Интенсификация игровой деятельности обусловлена многими факторами: возрастанием скорости и количества атак, применением быстрого прорыва и прессинга, улучшением технической оснащенности игроков при максимальной быстроте действий, быстрым, агрессивным перемещением в защите, взаимной подстраховкой.

Все это базируется на фундаменте общей и физической подготовки игроков. Эта база должна быть настолько высока, чтобы могла обеспечить максимальное проявление всех физических качеств занимающегося баскетболом на протяжении длительного времени.

На данном этапе развития скорость передвижения в игре, скоростная выносливость, выполнение технических и тактических приемов на скорости, действия игроков в защите пока не отвечают требуемому уровню.

Это связано с некоторыми причинами. Во-первых, учебно-тренировочный процесс в учреждениях, работающих с детьми (спортивные клубы, центры дополнительного образования, детские спортивные школы), в недостаточной степени насыщен скоростными средствами, отличается невысокой интенсивностью и определенной узостью диапазонов применяемых упражнений. Во-вторых, несколько утилизировано понимание

быстроты в баскетболе, в основном, как скорости, простой реакции, скорости передвижения и скорости выполнения приемов.

Существует много видов спорта, действия в которых все время меняются. Например, в волейболе, боксе, борьбе, а особенно в баскетболе отдельные действия выполняются по-разному, в зависимости от складывающихся в данный момент ситуаций и поэтому не могут быть заранее определены ни по форме, ни по характеру исполнения. Во всех случаях, когда двигательные действия должны быть созданы внезапно, проявляется ловкость.

«Ловкие движения – это движения очень тонкие по своей пространственной точности, по своей координации и наряду с этим точно укладываются в определенные, подчас очень сжатые сроки. При этом пространственная и временная точность движений проявляется не только в строго стандартных, но и в переменчивых условиях».

Основными измерениями ловкости считается координационная сложность действий, точность и время выполнения.

Различают три степени ловкости. Первая степень характеризуется пространственной точностью и координацией движений. Вторая – пространственной точностью и координацией в короткие временные интервалы. Третья – степень ловкости проявляется в точности координации движений, осуществляемых в короткие временные интервалы в переменных условиях. Без этих перечисленных степеней ловкости достичь спортивного совершенства в баскетболе невозможно.

Главным направлением в развитии ловкости будет и считается овладение новыми приемами, навыками и умениями. При этом требование к выполнению упражнения должно быть повышенное в отношении координационной трудности, взаимной согласованности и внезапности изменения игровой ситуации. Для развития ловкости, как умения овладеть новыми движениями, применяются упражнения включающие элементы новизны, усложнения. Для развития ловкости, как умения рационально перестраивать двигательную деятельность в короткие временные интервалы, используют упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.

В различных упражнениях ловкость проявляется и развивается по-разному. Условно это качество можно классифицировать следующим образом:

  1. Ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы – ловкость тела.

  2. Ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением в условиях усложненной и меняющейся обстановки.

  3. Ловкость, проявляемая в упражнениях с меняющимся сопротивлением.

  4. Ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами (передачи мяча, броски, ловля).

  5. Ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников.

  6. Ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий в играх с тактически противодействием и взаимодействием участников.

С этой точки зрения сама игра в баскетбол является достаточно эффективным средством развития ловкости. Казалось бы, если все так благополучно обстоит с развитием ловкости в баскетболе, то не будет ли излишним применение каких-либо дополнительных упражнений. Конечно, нет. Здесь прямая зависимость: чем больше у спортсмена развита ловкость, тем выше его спортивное мастерство. Но ловкость в разных видах спорта имеет свою специфику и поэтому очень важно, чтобы упражнения по своему характеру и содержанию как можно больше приближались к двигательной деятельности в конкретном виде спорта.

Для развития ловкости баскетболиста используются как однонаправленные специализированные упражнения для совершенствования быстроты передвижений, так и упражнения и игры комплексного воздействия с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрота реакции, стартовое ускорение, дистанционная скорость, завершающаяся выполнением приемов с мячом, а также быстрота реакции, дистанционная скорость с одновременным выполнением приемов и решением возникающих тактических задач.

Стремление добиться надежности действий игроков на высоких скоростях, своевременности и правильности их реакции на возникшую ситуацию, быстрого выбора места и точной реализации принятого решения заставляют тренера уделять достаточно много времени развитию таких качеств, как быстрота и ловкость.

Читайте также:  Диагностика физического и психического развития ребенка

Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Способность быстро выполнять движения зависит от многих факторов:

  1. От подвижности нервных процессов.

  2. От волевых усилий.

  3. От скорости химических процессов в мышцах.

  4. От силы и эластичности мышц.

  1. От совершенства спортивной техники.

Практически, быстрота проявляется в трех основных формах:

  1. Быстрота ответного движения на какой-либо внешний раздражитель.

  2. Скорость одиночных движений.

  3. Частота движений.

При этом все случаи проявления быстроты определяются сочетанием данных трех форм (комплексное проявление быстроты).

В игровой деятельности баскетболиста элементарные формы проявления быстроты находят свое выражение в быстроте восприятия, анализа и оценки ситуаций, в быстроте принятия решений и выполнения отдельных приемов, в смене одних приемов другими. Уровень быстроты баскетболиста зависит от всех этих сторон, т.к. они являются составными частями целостных двигательных действий. Между отдельными проявлениями быстроты нет прямой зависимости. Это значит, что можно обладать очень быстрой реакцией и быть сравнительно медленным в выполнении упражнений или высокой стартовой скоростью и относительно низкой дистанционной скоростью.

Поэтому педагогу очень важно знать уровень состояния элементарных форм быстроты у спортсмена для подбора наиболее рациональных средств.

В быстроте различают простые и сложные реакции. Под простыми реакциями понимают заранее известный раздражитель. Например: определенный тип защиты в действиях команды. Сложная реакция – это реакция с выбором раздражителей. Например: если из ряда возможных вариантов защиты надо выбрать наиболее продуктивный, то реакция усложняется.

Существуют два метода воспитания быстроты: аналитический и целостный. Аналитический метод заключается в раздельной работе над составляющими, целостный – в комплексном воздействии с помощью упражнений.

В основе методики развития быстроты перемещений лежит комплекс специальных спринтерских упражнений. Опыт показывает, что занятия только спринтерскими упражнениями практически не дают, а зачастую приводят к ухудшению результата и падению интереса к занятиям у спортсменов. Появляется необходимость в дополнительных раздражителях проявления быстроты у баскетболистов. Естественно, что раздражитель у баскетболистов были и есть – мяч и противник.

Кроме всех прочих факторов быстрота зависит от степени технического мастерства, поэтому очень важно, чтобы упражнения, выполняемые баскетболистами, были не новыми. Соединение высокой скорости и не в совершенстве усвоенные приемы могут привести к ухудшению техники. Поэтому применение на ранних этапах спортивной тренировки комбинированных упражнений с целью развития скорости у баскетболистов нецелесообразно.

Большое значение в развитии быстроты играют подвижные игры. Эти игры характерны тем, что в них наблюдается высокая скорость передвижения и быстрая смена одних движений другими. Усложняется все это тем, что характер и структуру движений заранее предусмотреть нельзя.

Важной особенностью игр является то, что смена действий и приемов в них происходит в зависимости от изменения ситуаций, с одновременной, возможно более быстрой, ориентировкой и решением тактических задач.

Упражнения для развития ловкости и улучшения координации движения

— «Присядь и перепрыгни». Упражнение выполняется в тройках. Два игрока, располагаясь на расстоянии 4-4,5метров друг от друга, выполняют передачи мяча двумя руками от груди, и двумя руками от груди с отскоком от пола. Третий игрок, находясь между партнерами на «линии» передач, должен присесть под передачей по воздуху, выполнить поворот и перепрыгнуть когда выполняется передача с отскоком от пола.

«Догони свой мяч». Игрок выполняет в прыжке добивание в щит. После 2-3 ударов средней силы он делает резкий удар мячом в щит, приземляется и выполняет рывок за своим мячом не допуская его падения на пол или выполняя его ловлю после первого отскока ( в зависимости от подготовленности).

«Останови атаку». Игроки разбиты на пары. Игрок выполняющий роль защитника находиться за лицевой линией. Игрок выполняющий роль нападающего, с мячом в 3-4 шагах впереди. Сигнал (хлопок в ладоши) подает защитник. Задача нападающего на скорости атаковать противоположное кольцо, задача защитника выполнить рывок, восстановить защитную позицию. Усложнить упражнение можно добавляя «фишки» для обыгрыша на пути нападающего, разрешая защитнику не оббегать их.

«Пятнашки» с мячом. Занимающиеся разбиты на пары. У каждого мяч. Один из пары является «пятнашкой». Его задача с ведением догнать партнера и коснуться его. Задача убегающего, применяя уходы, финты, переводы, изменения темпа движения убежать с ведением от «пятнашки».

«Пятнашки вокруг центрального круга». Игроки разбиты на пары. Один из пары является «пятнашкой». Его задача, двигаясь приставными шагами, не заступая вовнутрь круга коснуться партнера. Можно произвольно менять направление движения, применять обманные движения. Через 1,5 – 2 минуты игроки меняются ролями.

«Верни мне мяч». Упражнение выполняется в парах. Игроки находятся за лицевой линией. В руках одного мяч для большого тенниса. Игрок выкатывает мяч по полу вперед. Задача второго игрока выполнить рывок, обогнать мяч и вернуть его партнеру. Упражнение продолжается на всю площадку. В обратную сторону, партнеры меняются ролями.

«Две игры». Игроки разбиты на две команды. У каждого обучающегося баскетбольный мяч. Команды играют в мини — футбол (мяч для футзала, № 4) не прекращая ведения. Как вариант можно одновременно играть в мини-футбол и баскетбол.

Упражнения, которые внешне выглядят эффектно, но приносят малую пользу для развития двигательных навыков, должны быть исключены из занятий. Каждое упражнение должно преследовать определенную цель. Успех упражнения зависит от его правильного начала, медленного развития и постепенного повышения скорости, до тех пор, пока отрабатываемые навыки не будут прочно закреплены игроками. Основой успеха работы тренера является сознательное выполнение игроками заданных упражнений.

Источник