Развитие аутичного ребенка в раннем возрасте

Развитие аутичного ребенка в раннем возрасте thumbnail

Особенности взаимодействия аутичного малыша с близкими людьми и прежде всего с матерью обнаруживаются уже на инстинктивном уровне. Признаки аффективного неблагополучия видны в ряде наиболее ранних, значимых для адаптации реакций младенца. Остановимся на них подробнее.

а) одной из первых адаптивно необходимых форм реагирования маленького ребенка является привыкание к рукам матери. По воспоминаниям многих матерей аутичных детей, с этим у них бывали проблемы. Трудно было найти какую-то взаимоудобную как для матери, так и для ребенка позицию при кормлении, укачивании, при ласке, поскольку в руках матери малыш не был способен принять естественную, комфортную позу. Он мог быть аморфным, т.е. как бы «растекался» на руках, либо, наоборот, чрезмерно напряженным, негибким, неподатливым — «как столбик». Напряженность могла быть настолько велика, что, по словам одной мамы, после держания малыша на руках у нее «болело все тело»;

б) другая форма наиболее раннего приспособительного поведения младенца — фиксация взгляда на лице матери. В норме у младенца очень рано обнаруживается интерес к человеческому лицу; как известно, это самый сильный раздражитель. Ребенок уже на первом месяце жизни может проводить б?льшую часть времени бодрствования в зрительном контакте с матерью. Общение с помощью взгляда является, как уже было сказано выше, основой для развития последующих форм коммуникативного поведения.

При признаках аутистического развития избегание смотреть в глаза, либо непродолжительность такого контакта отмечаются достаточно рано. По многочисленным воспоминаниям близких, трудно было поймать взгляд аутичного ребенка не потому, что он вообще его не фиксировал, а потому, что смотрел как бы «сквозь», мимо. Однако иногда можно было поймать на себе мимолетный, но острый взгляд ребенка. Как показали экспериментальные исследования аутичных детей старшего возраста, человеческое лицо является самым притягательным объектом и для аутичного ребенка, но он не может надолго фиксировать на нем свое внимание, поэтому, как правило, наблюдается чередование фаз быстрого взгляда и его отвода в лицо;

в) в норме естественной приспособительной реакцией младенца является также принятие так называемой предвосхищающей позы: малыш протягивает ручки к взрослому, когда тот наклоняется к нему. Выяснилось, что у многих аутичных детей эта поза была невыраженной, что свидетельствовало об отсутствии у них стремления оказаться на руках матери, о дискомфорте от пребывания на руках;

г) признаком благополучия аффективного развития ребенка традиционно считается своевременное появление улыбки и ее адресованность близкому. У всех детей с аутизмом она по срокам появляется практически вовремя. Однако качество ее может быть очень своеобразным. По наблюдениям родителей, улыбка могла возникать скорее не от присутствия близкого человека и его обращения к малышу, а от ряда других приятных ребенку сенсорных впечатлений (тормошения, музыки, света лампы, красивого узора на халате матери и т.д.).

У части аутичных детей в раннем возрасте не возникало известного феномена «заражения улыбкой» (когда улыбка другого человека вызывает ответную улыбку ребенка). В норме этот феномен уже явно наблюдается в возрасте 3 месяцев и развивается в «комплекс оживления» — первый вид направленного коммуникативного поведения младенца, когда он не только радуется при виде взрослого (что выражается в улыбке, повышении двигательной активности, гулении, увеличении продолжительности фиксации взгляда на лице взрослого), но и активно требует общения с ним, расстраивается в случае недостаточной реакции взрослого на его обращения. При аутистическом же развитии часто наблюдается «сверхдозирование» ребенком такого непосредственного общения, он быстро пресыщается и отстраняется от взрослого, который пытается продолжить контакт;

д) поскольку близкий человек, ухаживающий за младенцем, и физически, и эмоционально является постоянным посредником его взаимодействия с окружением, ребенок уже с раннего возраста хорошо различает разные выражения его лица. Обычно эта способность возникает в 5 — 6-месячном возрасте, хотя и существуют экспериментальные данные, свидетельствующие о возможности наличия ее и у новорожденного. При неблагополучности аффективного развития у ребенка отмечается затруднение в различении выражения лица близких, а в ряде случаев наблюдается и неадекватная реакция на то или иное эмоциональное выражение лица другого человека. Аутичный ребенок может, например, заплакать при смехе другого человека или засмеяться при плаче. По-видимому, при этом ребенок в большей степени ориентирован не на качественный критерий, не на знак эмоции (отрицательный или положительный), а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормы, но на самых ранних этапах развития. Поэтому аутичный ребенок и после полугода может испугаться, например, громкого смеха, даже если смеется близкий ему человек.

Для адаптации малышу необходимо также умение выражать свое эмоциональное состояние, делиться им с близким. В норме оно обычно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить, снять дискомфорт, развеселить, успокоить. В случае неблагополучия аффективного развития даже опытные мамы, имеющие старших детей, часто вспоминают, как трудно им было понимать оттенки эмоционального состояния аутичного малыша;

е) как известно, одним из наиболее значимых для нормального психического развития ребенка является феномен «привязанности». Это тот основной стержень, вокруг которого налаживается и постепенно усложняется система отношений ребенка с окружением. Основными признаками формирования привязанности, как уже говорилось выше, является происходящее на определенном возрастном этапе выделение младенцем «своих» из группы окружающих его людей, а также очевидное предпочтение одного лица, ухаживающего за ним (чаще всего матери), переживание разлуки с ней.

Грубые нарушения формирования привязанности наблюдаются при отсутствии на ранних этапах развития младенца одного постоянного близкого, прежде всего — при разлуке с матерью в первые три месяца после рождения ребенка. Это — так называемое явление госпитализма, которое наблюдалось Р. Спитцем (1945) у детей, воспитывавшихся в доме ребенка. У этих малышей отмечались выраженные нарушения психического развития: тревога, перерастающая постепенно в апатию, снижение активности, поглощенность примитивными стереотипными формами самораздражения (раскачивание, мотание головой, сосание пальца и др.), безразличие к взрослому человеку, пытающемуся установить с ним эмоциональный контакт. При затяжных формах госпитализма наблюдалось возникновение и развитие различных соматических (телесных) расстройств.

Однако если в случае госпитализма существует как бы «внешняя» причина, вызывающая нарушение формирования привязанности (реальное отсутствие матери), то в случае раннего детского аутизма это нарушение порождается закономерностями особого типа психического и прежде всего аффективного развития аутичного ребенка, который не подкрепляет естественную установку матери на формирование привязанности. Последнее иногда проявляется так слабо, что родители могут даже не замечать какого-то неблагополучия в складывающихся с малышом отношениях. Например, он может по формальным срокам вовремя начать выделять близких; узнавать мать; предпочитать именно ее руки, требовать ее присутствия. Однако качество такой привязанности и, соответственно, динамика ее развития в более сложные и развернутые формы эмоционального контакта с матерью могут быть совершенно особыми и существенно отличными от нормы.

Читайте также:  Отставание в развитии ребенка трех

Рассмотрим наиболее характерные варианты особенностей формирования привязанности при аутистическом типе развития.

Сверхсильная привязанность к одному лицу на уровне примитивной симбиотической связи (совместного неразделимого существования). Складывается впечатление, что ребенок физически неотделим от матери. Такая привязанность проявляется прежде всего только как негативное переживание отделения от матери. Малейшая угроза разрушения этой связи может спровоцировать у ребенка катастрофическую реакцию на соматическом уровне. Например, у семимесячного ребенка при уходе матери на полдня (при том, что он оставался с постоянно живущей с ними бабушкой) поднималась температура, возникала рвота и отказ от еды. Известно, что в норме в этом возрасте малыш тоже тревожится, беспокоится, расстраивается при уходе матери, но его реакции не столь витальны (то есть связанны с тем, что жизненно важно), его можно отвлечь, заговорить, переключить на общение с другим близким человеком, на какое-то любимое занятие. Аутичный же малыш, которому свойственна такая тяжелая реакция даже на непродолжительную разлуку с матерью, может вообще не демонстрировать своей привязанности к ней, когда мама рядом. Он не призывает мать к общению, к совместной игре, не пытается поделиться с ней своими положительными переживаниями и может не откликаться на ее обращения. Часто такая связь выражается в том, что ребенок просто не может выпустить маму из своего поля зрения (она не может отойти в другую комнату или закрыть за собой дверь в туалете), а иногда — в выделении на какой-то период одного предпочитаемого лица и неприятии остальных членов семьи. Однако в дальнейшем единственным человеком, которого ребенок будет допускать до себя, может стать кто-то другой (например, бабушка вместо мамы, и в этот период малыш уже будет полностью отказываться от какого-либо взаимодействия с матерью, «не замечать» ее).

Дозированность проявления признаков привязанности. При такой форме складывающейся эмоциональной связи с матерью ребенок может рано начать выделять маму и иногда проявлять по отношению к ней исключительно по собственному побуждению сверхсильную, но очень ограниченную по времени положительную эмоциональную реакцию. Малыш может проявить восторг, подарить матери «обожающий взгляд». Однако такие кратковременные моменты страстности, яркого выражения любви сменяются периодами индифферентности, когда ребенок вообще не откликается на попытки матери поддержать с ним общение, эмоционально «заразить» его.

Может также наблюдаться длительная задержка в выделении какого-то одного лица в качестве объекта привязанности, иногда ее признаки появляются значительно позже — после года и даже после полутора лет. При этом малыш демонстрирует равную расположенность ко всем окружающим. Такого ребенка родители описывают как «лучезарного», «сияющего», ко всем «идущего на ручки». Однако это происходит не только в первые месяцы жизни (когда в норме формируется и достигает своего расцвета «комплекс оживления» и такую реакцию ребенка, естественно, может вызвать любой общающийся с ним взрослый), но и значительно позже, когда в норме незнакомый человек воспринимается ребенком с осторожностью либо со смущением и стремлением быть поближе к маме. Часто у таких детей вообще не возникает характерного для возраста 7 — 8 месяцев «страха чужого»; кажется, что они даже предпочитают чужих, охотно кокетничают с ними, становятся более активными, чем при общении с близкими.

Елена Баенская, кандидат психологических наук,
специалист Института коррекционной педагогики РАО,
Отрывок из книги «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)»

Источник

Ñèíäðîì ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà ôîðìèðóåòñÿ â ðåçóëüòàòå îñîáîãî íàðóøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è ïðîÿâëÿåòñÿ â ðàçëè÷íûõ âàðèàíòàõ, îòðàæàþùèõ ãëóáèíó ýòîãî íàðóøåíèÿ è ñîîòâåòñòâóþùèå åé ñòåïåíè ïðèñïîñîáëåíèÿ ðåáåíêà ê îêðóæàþùåìó ìèðó.

Ïðîàíàëèçèðîâàâ ìíîãî÷èñëåííûå ñâåäåíèÿ î ïåðâûõ ìåñÿöàõ æèçíè àóòè÷íûõ äåòåé ðàçëè÷íûõ ãðóïï, ìû óâèäåëè íàëè÷èå ñïåöèôè÷åñêèõ ÷åðò, îòëè÷àþùèõ àóòèñòè÷åñêîå ðàçâèòèå îò íîðìàëüíîãî. Áîëåå òîãî, óæå íà ðàííèõ ýòàïàõ æèçíè àóòè÷íîãî ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ òåíäåíöèè, õàðàêòåðíûå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ òîé èëè èíîé ãðóïïû ðàííåãî äåòñêîãî àóòèçìà.

Ïåðâàÿ ãðóïïà.

Âîñïîìèíàíèÿ ðîäèòåëåé î ïåðâîì ãîäå æèçíè òàêèõ äåòåé îáû÷íî íàèáîëåå ñâåòëûå. C ðàííåãî âîçðàñòà îíè ïîðàæàëè îêðóæàþùèõ ñâîèì âíèìàòåëüíûì, «óìíûì» âçãëÿäîì, âçðîñëûì, î÷åíü îñìûñëåííûì âûðàæåíèåì ëèöà. Òàêîé ðåáåíîê áûë ñïîêîåí, «óäîáåí», äîñòàòî÷íî ïàññèâíî ïîä÷èíÿëñÿ âñåì ðåæèìíûì òðåáîâàíèÿì, áûë ïëàñòè÷åí è ïîäàòëèâ ìàíèïóëÿöèÿì ìàìû, ïîêîðíî ïðèíèìàë íóæíóþ ïîçó ó íåå íà ðóêàõ. Îí ðàíî íà÷àë ðåàãèðîâàòü íà ëèöî âçðîñëîãî, îòâå÷àòü óëûáêîé íà åãî óëûáêó, íî àêòèâíî êîíòàêòà íå òðåáîâàë, íà ðóêè ñàì íå ïðîñèëñÿ.

Âîò íåñêîëüêî õàðàêòåðíûõ îïèñàíèé áëèçêèìè òàêèõ äåòåé íà ðàííèõ ýòàïàõ èõ ðàçâèòèÿ: «ëó÷åçàðíûé ìàëü÷èê», «ñèÿþùèé ðåáåíîê», «î÷åíü îáùèòåëüíûé», «íàñòîÿùàÿ êèíîçâåçäà». Äàííûå îïèñàíèÿ ãîâîðÿò î òîì, ÷òî ðåáåíîê ëåãêî çàðàæàëñÿ îò ëþáîãî óëûáàþùåãîñÿ âçðîñëîãî, îò îáùåíèÿ âçðîñëûõ ìåæäó ñîáîé, îò îæèâëåííîé áåñåäû âîêðóã. Ýòî – îáÿçàòåëüíûé íà÷àëüíûé ýòàï íîðìàëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðàçâèòèÿ (ïðîäîëæàþùèéñÿ îáû÷íî äî òðåõ ìåñÿöåâ), ïîñëå êîòîðîãî äîëæíû ïîÿâèòüñÿ èçáèðàòåëüíîñòü â îáùåíèè, îæèäàíèå ïîääåðæêè, ïîîùðåíèÿ ñî ñòîðîíû âçðîñëîãî, ÷åòêîå ðàçëè÷åíèå ñâîèõ è ÷óæèõ. Çäåñü æå íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðâîãî ãîäà æèçíè íå ïðîèñõîäèëî äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ èñõîäíîé ñòàäèè çàðàæåíèÿ: ðåáåíîê ìîã ñïîêîéíî ïîéòè íà ðóêè ê íåçíàêîìîìó ÷åëîâåêó, ó íåãî íå ïîÿâëÿëñÿ «ñòðàõ ÷óæîãî», è ïîçäíåå òàêîé ìàëûø ìîã ëåãêî óéòè çà ðóêó ñ ïîñòîðîííèì ÷åëîâåêîì.

Òàêîé ðåáåíîê äî ãîäà íèêîãäà íè÷åãî íå òàùèë â ðîò, åãî ìîæíî áûëî îñòàâèòü îäíîãî â êðîâàòêå èëè â ìàíåæå íà äîâîëüíî áîëüøîé ñðîê, çíàÿ, ÷òî îí íå áóäåò ïðîòåñòîâàòü. Îí íè÷åãî àêòèâíî íå òðåáîâàë, áûë «î÷åíü òàêòè÷åí».

Âìåñòå ñ òåì, ïî âîñïîìèíàíèÿì ìíîãèõ ðîäèòåëåé, èìåííî ó ýòèõ äåòåé â ñàìîì ðàííåì âîçðàñòå îòìå÷àëàñü îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ñåíçèòèâíîñòü) ê ñåíñîðíûì ñòèìóëàì ïîâûøåííîé èíòåíñèâíîñòè, îñîáåííî ê çâóêàì. Ìëàäåíåö ìîã èñïóãàòüñÿ ãóäåíèÿ êîôåìîëêè, ýëåêòðîáðèòâû, øóìà ïûëåñîñà, òðåñêà ïîãðåìóøêè. Îäíàêî ýòè âïå÷àòëåíèÿ íå ôèêñèðîâàëèñü íàäîëãî. È óæå íà âòîðîì-òðåòüåì ãîäó æèçíè ó íåãî æå íàáëþäàëèñü ïàðàäîêñàëüíûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, íàïðèìåð îòñóòñòâèå îòêëèêà íà õîëîä èëè áîëü. Èçâåñòåí ñëó÷àé, êîãäà äåâî÷êà î÷åíü ñèëüíî ïðèùåìèëà ïàëåö è íèêàê íå äàëà îá ýòîì çíàòü, – îòåö ïîíÿë, ÷òî ïðîèçîøëî, ëèøü êîãäà çàìåòèë, ÷òî ïàëåö ïîñèíåë è ðàñïóõ. Äðóãîé ðåáåíîê âûñêàêèâàë çèìîé íà äà÷å ðàçäåòûì íà óëèöó, ìîã çàëåçòü â ëåäÿíóþ âîäó, è ó ðîäèòåëåé íå áûëî îùóùåíèÿ, ÷òîáû åìó êîãäà-ëèáî áûëî õîëîäíî. Ìîæåò ïðîïàäàòü âûðàæåííàÿ ðåàêöèÿ è íà ãðîìêèé çâóê (÷òî îñîáåííî õàðàêòåðíî äëÿ ïåðâûõ ìåñÿöåâ æèçíè), ïðè÷åì íàñòîëüêî, ÷òî ó áëèçêèõ ìàëûøà èíîãäà âîçíèêàþò ïîäîçðåíèÿ î ñíèæåíèè åãî ñëóõà.

Читайте также:  Дидье анзье назвал первичную фазу развития ребенка

C ðàííåãî âîçðàñòà òàêèå äåòè âûãëÿäåëè êàê ñîçåðöàòåëè. Îíè íå ïîëüçîâàëèñü àêòèâíî èãðóøêàìè, óæå äî ãîäà ïðîÿâëÿëè îñîáûé èíòåðåñ ê êíèãàì, ëþáèëè ñëóøàòü ÷òåíèå õîðîøèõ ñòèõîâ, êëàññè÷åñêóþ ìóçûêó. ×àñòî ðîäèòåëè ðàññêàçûâàþò î «õîðîøåì âêóñå» ñâîåãî ðåáåíêà, ïðåäïî÷òåíèè èì òàëàíòëèâûõ ñòèõîòâîðíûõ èëè ìóçûêàëüíûõ òâîðåíèé, èçûñêàííûõ èëëþñòðàöèé. Ðàíî ïðîÿâëÿëàñü îñîáàÿ î÷àðîâàííîñòü ñâåòîì, äâèæåíèåì: ðåáåíîê èçó÷àë áëèêè, èãðàë ñî ñâîåé òåíüþ.

Ðàííèå òðåâîãè ðîäèòåëåé âîçíèêàëè áëèæå ê äâóì ãîäàì. Ïåðâûå ñåðüåçíûå ïðîáëåìû îáíàðóæèâàëèñü, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàë ñàìîñòîÿòåëüíî ïåðåäâèãàòüñÿ. ×àñòî áëèçêèå âñïîìèíàþò, ÷òî, âñòàâ êðåïêî íà íîãè, îí ñðàçó ïîáåæàë. Ðàíåå ïàññèâíûé, ñïîêîéíûé, óìèðîòâîðåííûé ìàëûø ñòàíîâèëñÿ ïðàêòè÷åñêè íåóïðàâëÿåìûì. Îí îò÷àÿííî êàðàáêàëñÿ ïî ìåáåëè, çàëåçàë íà ïîäîêîííèêè, íà óëèöå óáåãàë, íå îãëÿäûâàÿñü è ñîâåðøåííî òåðÿÿ ïðè ýòîì ÷óâñòâî ðåàëüíîé îïàñíîñòè.

Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ðåáåíêà äàííûé âîçðàñòíîé ïåðèîä òàêæå ÿâëÿåòñÿ êðèòè÷åñêèì: ïîñëå ïåðâîãî ãîäà æèçíè ëþáîé ìàëûø ñèëüíî ïîäâåðæåí âëèÿíèþ îêðóæàþùåãî ñåíñîðíîãî ïîëÿ (âñåé öåëîñòíîé ñîâîêóïíîñòè ñåíñîðíûõ âïå÷àòëåíèé). Èìåííî â ýòîì âîçðàñòå îí íåïðåðûâíî âûäâèãàåò è âäâèãàåò ÿùèêè ñòîëà èëè øêàôà, íå ìîæåò íå âëåçòü â ëóæó, ðàçìàçûâàåò åäó ïî ñòîëó, áåæèò ïî äîðîæêå è ò. ä. Âçðîñëîìó äîñòàòî÷íî òðóäíî êîíòðîëèðîâàòü åãî ïîâåäåíèå â ïîäîáíûõ ñèòóàöèÿõ. Îäíàêî ïîìîãàåò ïðåäûäóùèé îïûò ñîâìåñòíîãî ïåðåæèâàíèÿ îáùèõ âïå÷àòëåíèé. Èñïîëüçóÿ ýòîò îïûò, áëèçêèì óäàåòñÿ ïåðåêëþ÷àòü âíèìàíèå ðåáåíêà íà êàêîå-òî äðóãîå çíà÷èìîå äëÿ íåãî ÿâëåíèå: «Ïîñìîòðè íà … », «Âîí ïòè÷êà ïîëåòåëà», «Ñìîòðè, êàêàÿ ìàøèíà» è ò. ï. Ó àóòè÷íîãî æå ðåáåíêà ïîäîáíûé îïûò íå íàêàïëèâàåòñÿ. Îí íå ðåàãèðóåò íà îáðàùåíèå âçðîñëûõ, íå îòêëèêàåòñÿ íà èìÿ, íå ñëåäèò çà óêàçàòåëüíûì æåñòîì, íå çàãëÿäûâàåò â ëèöî ìàìå, è ñàì âñå áîëüøå îòâîäèò âçãëÿä. Ïîñòåïåííî åãî ïîâåäåíèå ñòàíîâèòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïîëåâûì.

Âòîðàÿ ãðóïïà.

Åùå â ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå ñ äåòüìè ýòîé ãðóïïû íàìíîãî áîëüøå ïðîáëåì, ñâÿçàííûõ ñ óõîäîì çà íèìè. Îíè àêòèâíåå, òðåáîâàòåëüíåå â âûðàæåíèè ñâîèõ æåëàíèé, èçáèðàòåëüíåå â ïåðâûõ êîíòàêòàõ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì, â òîì ÷èñëå è ñ áëèçêèìè. Åñëè ðåáåíîê ïåðâîé ãðóïïû ïàññèâíî ïîä÷èíÿåòñÿ â îáû÷íûõ åæåäíåâíûõ ïðîöåäóðàõ êîðìëåíèÿ, îäåâàíèÿ, óêëàäûâàíèÿ ñïàòü è ò. ä., òî äàííûé ðåáåíîê ÷àùå ñàì äèêòóåò ìàòåðè, êàê ñ íèì ñëåäóåò îáðàùàòüñÿ, äàæå ñòàíîâèòñÿ äåñïîòîì â ñâîèõ òðåáîâàíèÿõ îïðåäåëåííîãî ðåæèìà óõîäà çà ñîáîé. Ïîýòîìó î÷åíü ðàíî è î÷åíü æåñòêî ñêëàäûâàþòñÿ ïåðâûå ñòåðåîòèïû âçàèìîäåéñòâèÿ ìàëûøà ñ åãî áëèæàéøèì îêðóæåíèåì.

Òàêîé ìëàäåíåö ðàíî íà÷èíàåò âûäåëÿòü ìàìó, íî ïðèâÿçàííîñòü, êîòîðàÿ ôîðìèðóåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê íåé, íîñèò õàðàêòåð ïðèìèòèâíîé ñèìáèîòè÷åñêîé ñâÿçè. Ïîñòîÿííîå ïðèñóòñòâèå ìàòåðè íåîáõîäèìî äëÿ íåãî êàê îñíîâíîå óñëîâèå ñóùåñòâîâàíèÿ. Òàê, ó ñåìèìåñÿ÷íîé äåâî÷êè ïðè óõîäå ìàìû íà íåñêîëüêî ÷àñîâ âîçíèêàëà ðâîòà, ïîäíèìàëàñü òåìïåðàòóðà, õîòÿ îíà îñòàâàëàñü ñ áàáóøêîé, ïîñòîÿííî ñ íèìè æèâøåé. Êîíå÷íî, â òàêîì âîçðàñòå è îáû÷íûé ðåáåíîê îñòðî ïåðåæèâàåò äàæå íåïðîäîëæèòåëüíóþ ðàçëóêó ñ áëèçêèì ÷åëîâåêîì, îäíàêî îí íå ðåàãèðóåò ñòîëü êàòàñòðîôè÷åñêè – íà ñîìàòè÷åñêîì óðîâíå. C âîçðàñòîì ýòà òåíäåíöèÿ íå ñãëàæèâàåòñÿ, à, íàîáîðîò, ïîðîé óñèëèâàåòñÿ. ×àñòî ìàìà íå ìîæåò âîîáùå âûéòè èç ïîëÿ çðåíèÿ ìàëûøà – âïëîòü äî òîãî, ÷òî îêàçûâàåòñÿ íåâîçìîæíûì äàæå çàêðûòü äâåðü â òóàëåò.

Ïðèâåðæåííîñòü ê ïîñòîÿíñòâó, ñòàáèëüíîñòè â îòíîøåíèÿõ ñ îêðóæåíèåì õàðàêòåðíà è äëÿ ïåðâûõ ìåñÿöåâ ðàçâèòèÿ íîðìàëüíîãî ðåáåíêà (èçâåñòíî, ÷òî â âîçðàñòå äâóõ ìåñÿöåâ ìàëûø î÷åíü ÷óòîê ê ñîáëþäåíèþ ðåæèìà, îñîáåííî ïðèâÿçûâàåòñÿ ê ðóêàì óõàæèâàþùåãî çà íèì, òÿæåëî ðåàãèðóåò íà ïåðåìåíû), îäíàêî ïîñòåïåííî îòëàæèâàåòñÿ âñå áîëüøàÿ ãèáêîñòü â åãî âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ ìàìîé, à ÷åðåç íåå – ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Ó àóòè÷íîãî æå ðåáåíêà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò.

Ðàííÿÿ èçáèðàòåëüíàÿ ôèêñàöèÿ íå òîëüêî íåîáõîäèìîãî ñåíñîðíîãî âïå÷àòëåíèÿ, íî è ñïîñîáà åãî ïîëó÷åíèÿ îñîáåííî õàðàêòåðíà äëÿ ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû. Òàê ñîçäàåòñÿ è ñîõðàíÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè äîëãîãî âðåìåíè ýêñòðåìàëüíàÿ ñòàáèëüíîñòü îãðàíè÷åííîãî íàáîðà åãî âîçìîæíûõ êîíòàêòîâ ñî ñðåäîé. Âûðàæåííàÿ òåíäåíöèÿ ê ïîääåðæàíèþ ïîñòîÿíñòâà ó òàêîãî ðåáåíêà îáíàðóæèâàåòñÿ ïðàêòè÷åñêè âî âñåõ ïðîÿâëåíèÿõ åãî àêòèâíîñòè åùå äî ãîäà, à â âîçðàñòå 2–3 ëåò âûãëÿäèò óæå êàê ïàòîëîãè÷åñêèé ñèìïòîì. Ê ýòîìó âðåìåíè íàêàïëèâàåòñÿ îïðåäåëåííûé íàáîð ïðèâû÷íûõ äåéñòâèé, èç êîòîðûõ ñêëàäûâàåòñÿ êàæäûé äåíü ðåáåíêà, è ìåíÿòü êîòîðûå îí íå ïîçâîëÿåò: îäèí è òîò æå ìàðøðóò ïðîãóëêè, ñëóøàíèå îäíîé è òîé æå ïëàñòèíêè èëè êíèæêè, îäíà è òà æå åäà, èñïîëüçîâàíèå îäíèõ è òåõ æå ñëîâ è ò. ä. Èíîãäà ôîðìèðóþòñÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûå ðèòóàëû, êîòîðûå ðåáåíîê îáÿçàòåëüíî âîñïðîèçâîäèò â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ, è îíè ìîãóò âûãëÿäåòü äîñòàòî÷íî íåëåïî, íåàäåêâàòíî. Íàïðèìåð äâóõëåòíÿÿ äåâî÷êà îáÿçàòåëüíî äîëæíà áûëà êðóæèòüñÿ â îïðåäåëåííîì ìåñòå êíèæíîãî ìàãàçèíà, äåðæà â ðóêàõ äëèííûé îãóðåö èëè áàòîí.

Ðåáåíîê äàííîé ãðóïïû îñîáåííî ÷óòîê ê ñîáëþäåíèþ ðåæèìà ñî âñåìè åãî ìåëü÷àéøèìè ïîäðîáíîñòÿìè. Òàê, ïðè îäíîêðàòíîé ïîïûòêå çàìåíû êîðìëåíèÿ ãðóäüþ íà êîðìëåíèå ñöåæåííûì ìîëîêîì ìàëûø íå òîëüêî îòêàçàëñÿ îò åäû, íî êðè÷àë â ÷àñû, ñîâïàäàþùèå ñî âðåìåíåì ýòîé íåóäà÷íîé ïîäìåíû, åæåäíåâíî â òå÷åíèå äâóõ ìåñÿöåâ.  ìëàäåí÷åñêîì âîçðàñòå äëÿ âñÿêîãî ðåáåíêà ïðåäïî÷òèòåëüíû è êàêàÿ-òî îïðåäåëåííàÿ ôîðìà ñîñêè, è îäíà, íàèáîëåå óäîáíàÿ è ïðèâû÷íàÿ, ïîçà óêëàäûâàíèÿ ñïàòü, è ëþáèìàÿ ïîãðåìóøêà, è ò. ä. Îäíàêî äëÿ àóòè÷íîãî ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû ñîáëþäåíèå ïðèâû÷åê ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííî ïðèåìëåìûì ñïîñîáîì ñóùåñòâîâàíèÿ, èõ íàðóøåíèå ñîïîñòàâèìî ñ óãðîçîé äëÿ æèçíè. Íàïðèìåð ïîòåðÿ ëþáèìîé ïóñòûøêè (èëè òîò ôàêò, ÷òî îíà îêàçàëàñü ïðîãðûçåííîé) ïðåâðàùàåòñÿ â òÿæåëóþ òðàãåäèþ èç-çà òîãî, ÷òî àíàëîãè÷íóþ äîñòàòü íå óäàëîñü; íåâîçìîæíîñòü ïîìåñòèòüñÿ â êîëÿñêó – åäèíñòâåííîå ìåñòî, â êîòîðîì ðåáåíîê ñïàë ñ ðîæäåíèÿ äî òðåõ ëåò, – ïðèâîäèò ê ñåðüåçíîìó ðàçëàæèâàíèþ ñíà ìàëûøà.  äàëüíåéøåì ÷àñòî îêàçûâàåòñÿ ñóùåñòâåííîé ïðîáëåìîé ââåäåíèå ïðèêîðìà: ýòî äåòè ñ íàèáîëüøåé èçáèðàòåëüíîñòüþ â åäå.

Читайте также:  Развитие ребенка с года до двух игры

Ñ ðàííåãî âîçðàñòà ðåáåíîê ýòîé ãðóïïû ïðîÿâëÿåò îñîáóþ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñåíñîðíûì ïàðàìåòðàì îêðóæàþùåãî ìèðà. Î÷åíü ÷àñòî óæå äî ãîäà íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê öâåòó, ôîðìå, ôàêòóðå îêðóæàþùèõ ïðåäìåòîâ. Ïîäîáíàÿ òîíêîñòü âîñïðèÿòèÿ ïîíà÷àëó ìîæåò ïîðîæäàòü ó áëèçêèõ ðåáåíêà îùóùåíèå åãî õîðîøåãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, ðîäèòåëè ÷àñòî ðàññêàçûâàþò íàì, êàê ðåáåíîê ñàì çàìå÷àòåëüíî ðàñêëàäûâàåò ïî öâåòó êóáèêè, êîëå÷êè îò ïèðàìèäîê, êàðàíäàøè, õîòÿ åãî âðîäå áû è íå ó÷èëè ýòîìó ñïåöèàëüíî; õîðîøî çàïîìèíàåò è ïîêàçûâàåò áóêâû, öèôðû, ñòðàíû íà êàðòå ìèðà; äåìîíñòðèðóåò ïðåêðàñíóþ ìóçûêàëüíóþ ïàìÿòü, âîñïðîèçâîäÿ äîñòàòî÷íî ñëîæíûå ðèòìû è ìåëîäèè (òàêîå ïåíèå, òî÷íåå èíòîíèðîâàíèå, âîçìîæíî ó ðåáåíêà åùå äî ãîäà); ïðåêðàñíî çàïîìèíàåò ñòèõè è ïðîòåñòóåò ïðè çàìåíå â íèõ êàêîãî-ëèáî ñëîâà. Íå äîñòèãíóâ äâóõ ëåò, òàêèå äåòè ïî êàêèì-òî ïðèçíàêàì ìîãóò áåçîøèáî÷íî äîñòàòü ñ ïîëêè ëþáèìóþ êíèæêó, ïðåêðàñíî îðèåíòèðóþòñÿ â êíîïêàõ òåëåâèçîðà è ò. ä. ×óâñòâî ôîðìû ïîðîé âûðàæåíî ó íèõ äî òàêîé ñòåïåíè, ÷òî äâóõëåòíèé ðåáåíîê ìîæåò, íàïðèìåð, âûäåëÿòü â îáû÷íûõ îêðóæàþùèõ åãî ïðåäìåòàõ ñêðûòóþ â íèõ ôîðìó øàðà; âåçäå, äàæå íà òêàíè ìàìèíîãî ïëàòüÿ, âèäåòü ãåîìåòðè÷åñêèå ôèãóðû; ïîâñþäó, âïëîòü äî ñòåáëÿ îäóâàí÷èêà, îòûñêèâàòü èíòåðåñóþùèå åãî «òðóáî÷êè».

Âìåñòå ñ òåì, òàêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê ñåíñîðíûì îùóùåíèÿì óæå â ðàííåì âîçðàñòå ïîðîæäàåò ó äåòåé âòîðîé ãðóïïû äîñòàòî÷íî ñëîæíûå è ðàçíîîáðàçíûå ôîðìû àóòîñòèìóëÿöèè. Íàèáîëåå ðàííèå èç íèõ, êîòîðûå ðîäèòåëè çàìå÷àþò åùå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, – ðàñêà÷èâàíèÿ, ïðûæêè è ïîòðÿõèâàíèå ðó÷êàìè ïåðåä ãëàçàìè. Çàòåì ïîñòåïåííî íàðàñòàåò îñîáîå ñîñðåäîòî÷åíèå íà îùóùåíèÿõ îò íàïðÿæåíèÿ îòäåëüíûõ ìûøö, ñóñòàâîâ, çàñòûâàíèå â õàðàêòåðíîé ïîçå âíèç ãîëîâîé. Îäíîâðåìåííî íà÷èíàåò ïðèâëåêàòü ñêðèïåíèå çóáàìè, îíàíèðîâàíèå, èãðà ñ ÿçûêîì, cî ñëþíîé, îáëèçûâàíèå, îáíþõèâàíèå ïðåäìåòîâ; ðåáåíîê çàíèìàåòñÿ ïîèñêîì îïðåäåëåííûõ òàêòèëüíûõ îùóùåíèé, âîçíèêàþùèõ îò ïîâåðõíîñòè ëàäîíè, îò ôàêòóðû áóìàãè, òêàíè, îò ïåðåáèðàíèÿ èëè ðàññëàèâàíèÿ âîëîêîí, ñæèìàíèÿ öåëëîôàíîâûõ ïàêåòîâ, âåð÷åíèÿ êîëåñèêîâ, êðûøåê, áëþäåö.

Äëÿ îïðåäåëåííîãî ïåðèîäà íîðìàëüíîãî ðàçâèòèÿ ìëàäåíöà (äî 8–9 ìåñÿöåâ) õàðàêòåðíû ìíîãîêðàòíûå îäíîîáðàçíûå ìàíèïóëÿöèè ñ ïðåäìåòàìè, êàê áû ïðîâîöèðóåìûå èõ ñåíñîðíûìè ñâîéñòâàìè, – ïðåæäå âñåãî òðÿñåíèå è ñòó÷àíèå. Ýòî òàê íàçûâàåìûå öèðêóëÿðíûå ðåàêöèè, íàïðàâëåííûå íà ïîâòîðåíèå íåêîãäà ïîëó÷åííîãî ñåíñîðíîãî ýôôåêòà, ñ èõ ïîìîùüþ ìëàäåíåö íà÷èíàåò àêòèâíîå èññëåäîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. Åùå äî ãîäà îíè çàêîíîìåðíî íà÷èíàþò ñìåíÿòüñÿ áîëåå ñëîæíûìè ôîðìàìè îáñëåäîâàíèÿ, â êîòîðûõ óæå ó÷èòûâàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå ñâîéñòâà èãðóøåê, äðóãèõ ïðåäìåòîâ. Àóòè÷íûé ðåáåíîê âòîðîé ãðóïïû íàñòîëüêî çàõâà÷åí îïðåäåëåííûìè ñåíñîðíûìè îùóùåíèÿìè, ÷òî åãî öèðêóëÿðíûå ðåàêöèè ôèêñèðóþòñÿ: îí, íàïðèìåð, íå ïûòàåòñÿ âîçèòü, íàãðóæàòü ìàøèíêó, à ïðîäîëæàåò íà ïðîòÿæåíèè ðÿäà ëåò âðàùàòü êîëåñà èëè äåðæàòü çàâåäåííóþ èãðóøêó â ðóêàõ; íå ñòðîèò áàøåíêó èç êóáèêîâ, à ñòåðåîòèïíî ðàñêëàäûâàåò èõ â îäíîîáðàçíûé ãîðèçîíòàëüíûé ðÿä.

C òàêîé æå ñèëîé, êàê ïîëîæèòåëüíîå, ôèêñèðóåòñÿ òàêèì ðåáåíêîì è ïîëó÷åííîå îäíàæäû îòðèöàòåëüíîå âïå÷àòëåíèå. Ïîýòîìó îêðóæàþùèé åãî ìèð îêðàøåí â î÷åíü êîíòðàñòíûå òîíà. Êðàéíå ëåãêî âîçíèêàþò óæå â ðàííåì âîçðàñòå è îñòàþòñÿ àêòóàëüíûìè íà ïðîòÿæåíèè ðÿäà ëåò ìíîãî÷èñëåííûå ñòðàõè. Îíè ïîðîæäàþòñÿ ïðåæäå âñåãî ðàçäðàæèòåëÿìè, ñâÿçàííûìè ñ èíñòèíêòèâíûì îùóùåíèåì óãðîçû (âûçâàííûì, íàïðèìåð, êàêèì-òî ðåçêèì äâèæåíèåì â íàïðàâëåíèè ðåáåíêà, çàñòðåâàíèåì åãî ãîëîâû èëè ôèêñàöèåé òóëîâèùà ïðè îäåâàíèè, ÷óâñòâîì áîëè, íåîæèäàííûì «îáðûâîì» â ïðîñòðàíñòâå: ñòóïåíüêîé ëåñòíèöû, îòâåðñòèåì ëþêà è ò. ï.), òàê ÷òî ñàìà ðåàêöèÿ èñïóãà âïîëíå åñòåñòâåííà. Íåîáû÷íîé çäåñü ÿâëÿåòñÿ îñòðîòà ýòîé ðåàêöèè è åå íåïðåîäîëèìîñòü. Òàê, îäèí ìàëü÷èê åùå â ìëàäåí÷åñòâå èñïóãàëñÿ íåîæèäàííî âçëåòåâøèõ èç-ïîä êîëÿñêè ïòèö, è ýòîò ñòðàõ çàôèêñèðîâàëñÿ íà äîëãèå ãîäû.

Îñîáàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü òàêèõ äåòåé ê ñåíñîðíîé ñòèìóëÿöèè ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé òîãî, ÷òî ñòðàõè ìîãóò âûçûâàòüñÿ êàê ðàçäðàæèòåëÿìè ïîâûøåííîé èíòåíñèâíîñòè – ãðîìêèì çâóêîì (óð÷àíèåì òðóá, ñòóêîì îòáîéíîãî ìîëîòêà), ÿðêèì öâåòîì, òàê è íåïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè õîòÿ è íåáîëüøîé èíòåíñèâíîñòè, íî òîé ðàçíîâèäíîñòè (íàïðèìåð, òàêòèëüíûìè), ê êîòîðîé ÷óâñòâèòåëüíîñòü îñîáåííî âûñîêà. Ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå, íàñêîëüêî â òàêèõ óñëîâèÿõ äèñêîìôîðòíû îáû÷íûå ïðîöåäóðû óõîäà çà ìàëåíüêèì ðåáåíêîì. Íåðåäêî ðàíî âîçíèêàþò è ïðî÷íî ôèêñèðóþòñÿ ñòðàõè ãîðøêà, ìûòüÿ ãîëîâû, ñòðèæêè íîãòåé, âîëîñ è ò. ï.

Íî âñåãî äëÿ íåãî ñòðàøíåå – íàðóøèòü ñòåðåîòèï åæåäíåâíîãî ïîâåäåíèÿ è âîñïðèÿòèÿ. Òàêàÿ îïàñíîñòü îñîçíàåòñÿ èì êàê âèòàëüíàÿ (óãðîæàþùàÿ ñàìîé åãî æèçíè). Ýòî ìîæåò áûòü ïåðååçä íà äà÷ó, ïåðåñòàíîâêà ìåáåëè â êâàðòèðå, âûõîä ìàìû íà ðàáîòó, ãîñïèòàëèçàöèÿ ïî êàêèì-ëèáî ñîìàòè÷åñêèì ïîêàçàòåëÿì, ïîìåùåíèå â ÿñëè.  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ îáû÷íà î÷åíü òÿæåëàÿ ðåàêöèÿ: ðàññòðîéñòâî ñíà, ïîòåðÿ íàâûêîâ, ðåãðåññ ðå÷è, óñèëåíèå çàãëóøàþùåé ïåðåæèâàíèÿ àóòîñòèìóëÿöèè, ïîÿâëåíèå ñàìîàãðåññèè (áèòüå ñåáÿ ïî ãîëîâå, ñòó÷àíèå ãîëîâîé î ñòåíó è ò. ï.).

Ïîêà ðåáåíîê íàõîäèòñÿ ïîä ïîñòîÿííîé îïåêîé ìàìû, ïîääåðæèâàþùåé ñëîæèâøèéñÿ íàáîð âîçìîæíûõ äëÿ íåãî ñïîñîáîâ âçàèìîäåéñòâèÿ, çíàþùåé åãî ïðèâÿçàííîñòè è ñòðàõè, ïîíèìàþùåé åãî æåëàíèÿ, îí â äîñòàòî÷íîé ñòåïåíè îãðàæäåí îò óãðîæàþùèõ ìîìåíòîâ. Ïîâåäåíèå åãî â îñíîâíîì ïðåäñêàçóåìî – è ïîäîáíî òîìó, êàê âñÿêàÿ ìàòü ïîíèìàåò, êîãäà íàäî ïîäñòàâèòü ãîðøîê íå ïðîñÿùåìóñÿ íà íåãî ìàëûøó, òàê è ìàòü ðåáåíêà ýòîé ãðóïïû çíàåò, êîãäà è êàê ïðåäîòâðàòèòü åãî âîçìîæíûé àôôåêòèâíûé ñðûâ. Ïîýòîìó íå ñëó÷àéíî ðîäíûå îáû÷íî íå æàëóþòñÿ íà ïðîáëåìû äîìàøíåãî ïîâåäåíèÿ: îñíîâíûå ñëîæíîñòè íà÷èíàþòñÿ, êîãäà ðåáåíîê ïîïàäàåò â ìåíåå ñòàáèëüíûå è áîëåå ñëîæíûå ñèòóàöèè. ×àñòîòà ïîñëåäíèõ íà âòîðîì ãîäó æèçíè ìàëûøà íåèçáåæíî âîçðàñòàåò: âûõîä â ãîñòè, ïîåçäêà íà òðàíñïîðòå, ñòîëêíîâåíèå ñ äðóãèìè äåòüìè íà äåòñêîé ïëîùàäêå è ò. ä. Ïðî÷íî ôèêñèðóåòñÿ â ïàìÿòè ðåáåíêà âåñü åãî îòðèöàòåëüíûé îïûò, ïðè ýòîì íàðàñòàþò, c îäíîé ñòîðîíû, òîðìîçèìîñòü è òðåâîæíîñòü, ñ äðóãîé – íåãàòèâèçì. Òàêèì îáðàçîì, ê 2–3 ãîäàì îí âñå áîëüøå êàïñóëèðóåòñÿ âíóòðè ñâîåãî îãðàíè÷åííîãî íàáîðà ñòåðåîòèïîâ âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæåíèåì è îòãîðàæèâàåòñÿ îò ïîñëåäíåãî îáèëèåì àóòîñòèìóëÿöèîííûõ äåéñòâèé.

Íèêîëüñêàÿ Î. Ñ., Áàåíñêàÿ Å. Ð., Ëèáëèíã Ì. Ì.

Ïðîäîëæåíèå â ñëåäóþùåì ïîñòå: 3, 4 ãðóïïà

Источник