Развитие ассоциативных связей у ребенка

Развитие ассоциативных связей у ребенка thumbnail

ассоциативное мышление

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

тест на ассоциативное мышление

Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.

Возникает логичный вопрос: «Что же такое ассоциации?» Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово «зима» вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Откуда берет начало теория об ассоциациях?

ассоциативная теория мышления

В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин «ассоциация» в науке.

Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание — различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.

Классы, виды ассоциаций

Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:

  • причинно-следственным связям: холод — болезнь, туча — дождь;
  • подобию понятий: грязь — пыль, свадьба — праздник;
  • близости в пространстве и времени: телевизор — пульт, кастрюля — суп;
  • контрасту качеств предмета: тепло — холод, свет — темнота;
  • обобщению: Ваня — ребенок, роза — цветок;
  • дополнению: каша — масло;
  • подчинению понятий: фрукт — слива, бобовые — фасоль;
  • целому и части: организм — сердце, комната — потолок;
  • соподчинению конкретному объекту: йогуртница — соковыжималка, кресло — диван.

Польза от развития ассоциативного мышления

ассоциативная психология мышление

Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.

Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:

  1. У ребенка развивается воображение.
  2. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
  3. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.

Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.

Что такое образное мышление у ребенка?

мышление ассоциативно образное

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка — это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк — это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

ассоциативное мышление у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное «сотрудничество» между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше — действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово «прививка», у него возникают ассоциации «боль» — «терпение» — «ограничения» — «тревога» — «боль», а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

как развить ассоциативное мышление

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие «цветы»), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Источник

Общаясь с детьми на занятиях, любой преподаватель в какой-то мере наблюдает результаты двойственного влияния современного ритма жизни на развитие творческих способностей у детей.

Жизнь, насыщенная многообразием гаджетов, большим объёмом различной информации, определённым образом формирует личность ребенка. С одной стороны, с ранних лет ребёнок становится уверенным пользователем технических устройств, чем очень часто вызывает радость и умиление со стороны взрослых. С другой стороны, уменьшение «живого» общения, захватывающие впечатления, вынесенные из виртуальной реальности – всё это губит в нём творческое начало, о наличии которого в каждом человеке мы очень часто забываем.

Конечно, это не обозначает, что родителям нужно отказаться от достижений современной жизни, немедленно собрать вещи и переехать с ребёнком на необитаемый остров, чтобы воспитывать его среди дикой природы. Но учитывать сугубую потребность ребёнка в дополнительном творческом развитии, формирующем полноценную личность, необходимо. Одним из факторов, помогающих в этом, является развитие ассоциативного мышления.

Сам принцип ассоциативности содержит в своей основе известную мысль: «всё познаётся в сравнении». Сравнивая предметы и явления между собой, составляя их описания, юный человек обретает бесценный опыт формирования личных понятий.

Согласно исследованиям, ассоциации имеют свою научную классификацию. Рассмотрим примеры её основных категорий:

  1. контраст качеств – добро/зло, радость/горе
  2. обобщение – малина/ягода, берёза/дерево
  3. причинно-следственные связи – туча/дождь, солнце/жара
  4. близость в пространстве и времени – школьный звонок/начало урока
  5. дополнение – каша/масло, сахар/чай
  6. по подобию понятий – день рождения/праздник

Первые две категории должны применяться в воспитании, когда ребёнку 1,5-2 года. Показывая ему яркие картинки в книжках, обращая внимание на окружающую природу во время прогулок, взрослые знакомят малыша с основными житейскими и нравственными понятиями. При этом не следует смущаться тем, что у него ещё достаточно маленький словарный запас. Пусть ребёнок пока не может всё выразить в словесной форме, но он воспринимает информацию на подсознательном уровне через слух и зрение.

Понятия причинно-следственных связей и близости в пространстве и времени являются более сложными. Поэтому сначала родителям следует самим объяснять своему трёхлетнему малышу: «Видишь на небе тёмные тучки? Значит, скоро начнётся дождик. Видишь, опустился шлагбаум? Значит, скоро поедет поезд». Затем, когда ребёнок уже научится отвечать на вопросы, можно играть с ним, спрашивая: «Что будет, если на небе появились тёмные тучки?»

Категория под названием «дополнение» применяется в нашей жизни не очень часто. Поэтому можно кратко познакомить с ней ребёнка и переходить к самой последней, но самой интересной и сложной категории.

Осознать «подобие понятий» ребёнок может приблизительно с пятилетнего возраста. Ассоциации, построенные по данному принципу, могут усложняться и варьироваться. Следует отметить, что именно в этих ассоциациях заложено творческое начало, раскрываемое в полной мере в поэзии и музыке. Родители, воспитатели и учителя должны способствовать развитию ребёнка в данном направлении и обязательно поощрять детскую фантазию, на основе которой и будет базироваться ассоциативное мышление. При этом взрослым нужно учитывать, что ребёнок имеет право на своё личное мнение, его видение самостоятельно, ни в коем случае нельзя его ломать, можно лишь корректировать в случае вопиющих отклонений (например, мальчики могут чрезмерно увлекаться темой войны, но не в ключе защиты страны, а в ключе убийства).

В заключение предлагаем Вашему вниманию несколько упражнений:

  1. Предложите ребёнку раскрасить раскраску, на которой изображены Ваши ассоциации. Достаточно взять три пары противоположных понятий, и объяснить ребёнку, почему у Вас возникли именно эти образы. Например:

доброе слово похоже на колосья пшеницы, из которых выпекут хлеб, чтобы накормить людей  // злое слово подобно мечу, которым можно поранить или убить человека;

мудрое слово очень ценно, наставляет людей, способствует их духовному возрастанию, поэтому оно похоже сокровище // пустое (праздное) слово ничего не значит, как мыльный пузырь, который в любую минуту лопнет в воздухе или будет унесён ветром;

правдивое слово помогает людям правильно жить, поэтому схоже с указателем пути // лукавое слово извивается, скрывая правду, подобно змее, которая может ужалить.

  1. Предложите ребёнку самостоятельно придумать 3-4 пары противоположных понятий и нарисовать к ним образы.
  2. После проведения урока или после беседы на какую-то тему придумайте вместе с ребёнком (вплоть до подросткового возраста включительно) «образ беседы». Здесь необходимо опираться на основную мысль, которая запомнится после беседы. Например, беседуя о заповедях Божьих, можно представить образ высокой горы, покрытой снегом (исполняя заповеди, мы поднимаемся на гору, становимся ближе к Богу; гора белоснежная, потому что жизнь по заповедям делает душу чистой).

Источник

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

—     Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

—     Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

—     Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

—     Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

—     Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

—     Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

—     Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

—     Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

—      Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

—     Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

—     Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

—     Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты.  И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

•   способствует развитию воображения;

•   помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

•   облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

•   улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

•   стимулирует работу мозга;

•   улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать здесь:

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело,  интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву — первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

•     По изменению темпа мышления:

—     Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

—     Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

—     Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

—     Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

•    По подвижности, живости процесса мышления:

—     Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

—     Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

—     Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

•    По грамматическому построению речи:

—     Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

—     Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

—     Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

•    По целенаправленности:

—     Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

—     Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

—     Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

—     Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

—     Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения,  з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

—     Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

—     Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

—     Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

—     Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

—     Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

—     Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

—     Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

—     Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на тренажёрах для мозга онлайн .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Фото: sophie

Источник