Развитие артикуляционной моторики у ребенка с дцп

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует органами ребенка.
Упражнения для губ:
· открывание и закрывание рта;
· округление губ в положении широкой воронки;
· вибрация губ;
· укладывание губ в трубочку и растягивание в улыбку;
· сдвигание уголков губ по горизонтали
· поднимание верхней губы с обнажением десны;
· собирание верхней губы в «хоботок»;
· собирание нижней губы.
Упражнения для подвижности языка:
· высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении;
· укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и нижнюю губу;
· прижимание кончика языка ко дну рта;
· сдвигание кончика языка в глубь рта;
· поднимание кончика языка;
· сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания его боковых краев.
Активные движения языка вызываются с помощью подкрепления пищей. Например, к губам ребенка подносят карамель «чупа-чупс» и предлагают лизнуть. Перемещая карамель, можно достичь высовывания языка и воспроизведения им боковых движений.
По подражанию ребенку предлагают выполнить движения поцелуя, дутья, сплевывания, кашля, улыбки, облизывания губ.
Развитие и коррекция оральной моторики в раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания.
Начиная с рождения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы привести процесс приема пищи к физиологической норме.
Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу для кормления. Перед кормлением следует осуществлять стимуляцию безусловных рефлексов:
· прикасаться соском матери или теплой соской к губам ребенка;
· медленно проводить соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции. Если реакция отсутствует, воспроизвести ее пассивно;
· несколько раз в течение дня легко постукивать по щекам ребенка;
· стимулировать открывание рта при помощи тактильного раздражения губ.
Эти приемы осуществляются не более 2-3 раз за один подход, так как при большем количестве повторений рефлекс может тормозиться.
В процессе сосания мать находит такое положение, чтобы ее руки были свободными. Одной рукой она помогает ребенку обхватить губами сосок, а другой рукой в такт легкому сжиманию губ слегка выдавливает молоко. Если у ребенка есть сосательные движения, но молоко выливается из-за их слабости, мать прижимает губы ребенка к соску или поддерживает только нижнюю губу. При этом следует постепенно снижать объем помощи при кормлении ребенка, чтобы стимулировать его активность.
Детям, которые не берут грудь, нужно давать жидкую пищу и учить их сосать в позиции полулежа. Необходимо правильно подобрать размер отверстия в соске, чтобы из нее выливалось около 20 капель молока в минуту.
При отсутствии сосательного рефлекса его нужно попытаться вызвать. Для этого перед каждым кормлением нужно сначала провести легкое раздражение губ и кончика языка концом соски, одновременно рукой выдвигая и удерживая губы ребенка так, чтобы они охватывали соску. При этом можно ввести несколько капель молока в рот ребенка. В качестве дополнительной стимуляции сосательного рефлекса рекомендуется гладить большим пальцем дно ротовой полости. Можно попробовать выполнить легкое сжимание крыльев носа ребенка после вдоха.
При кормлении необходимо удерживать бутылку в таком положении, чтобы жидкость не выливалась из нее, а активно вытягивалась ребенком. Постепенно угол наклона бутылки и размер отверстия в соске изменяются, чтобы ребенок увеличивал активность сосания.
Для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой 5х30, вставленной в резиновую пробку. Постепенно необходим переход от сосания в позиции полулежа к сосанию сидя. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сосание осуществлялось с ровно удерживаемой головой. Для этого лицу, кормящему ребенка, рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного – над верхней губой и остальных пальцев – под подбородком. Одновременно большим пальцем этой руки удерживается голова в районе лобно-височной области.
Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. Для этого проводится раздражение губ и кончика языка ребенка при блокировке их движений. Параллельно следует отрабатывать торможение кусательного рефлекса, вызывая его путем раздражения десен при сомкнутых челюстях. Одновременно нужно переходить к кормлению ребенка более густой пищей. При этом полезно давать булку, размоченную в молоке, сначала мягкую, а потом постепенно более жесткую.
С 4-5 месяцев необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. При этом голова ребенка слегка наклонена вперед, так как наклон головы назад ведет к повышению тонуса мышц оральной области. Ложку нужно располагать на уровне губ ребенка и легким прикосновением к губам побуждать его к активному приему пищи. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок сам тянул губы к ложке, а не вкладывать ложкой еду в рот. Далее ложку с едой следует положить на переднюю часть языка, слегка нажимая книзу и назад, и ждать, когда ребенок снимет верхней губой пищу. Если ребенок не делает никаких движений, то рекомендуется помочь ему, придерживая верхнюю губу. После того, как ложка вынута изо рта, следует поднять и придержать нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт до момента глотания. Стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости по направлению к глотке.
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок брал пищу с ложки именно губами, а не зубами и удерживал губы сомкнутыми при перемещении пищи во рту, жевании и глотании. Ложку нужно подставлять к середине рта передней частью, но пищу укладывать в боковые отделы рта, чтобы стимулировать чувствительность разных сфер жевания. В процессе еды рекомендуется контролировать раствор рта.
Кормление тес проще, чем меньше пищи в ложке. Наполнять ложку рекомендуется на 1/3 и располагать еду на краю ложки. При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки.
По мере развития манипулятивных способностей ребенка обучают самостоятельно пользоваться ложкой. Сначала он удерживает ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой – остальными. Если у ребенка не формируется захват черенка ложки, можно попробовать увеличить толщину черенка с помощью насадок или обертывания. Толщину подбирают индивидуально и постепенно уменьшают.
Если ребенок не удерживает голову, то подбирается оптимальная поза для кормления его с помощью ложки:
1. Взрослый сидит на стуле за высоким столом. Ребенок сидит на его коленях. Предплечья ребенка лежат на столе. Взрослый одной рукой придерживает голову ребенка в области рта, а другой – его кормит.
2. Ребенка сажают в специальное креслице. Это кресло может лежать на коленях взрослого или на другой опоре.
3. Ребенка, который не может самостоятельно сидеть, взрослый усаживает на свои колени боком или лицом к себе с широко расставленными ногами. При этом одной рукой взрослый поддерживает ребенка в области спины и шеи.
Для обучения жеванию используется мягкая густая пища – вареное яйцо, вареный картофель, банан и т. д. Сначала взрослый показывает ребенку, как нужно кусать и жевать. Потом небольшое количество пищи вкладывает в рот ребенка и формирует движение жевания. Это нужно делать осторожно, чтобы ребенок не прикусил язык.
В перерывах между кормлениями ребенку дают печенье, очищенное яблоко, т. е. такую пищу, которую он не откусывает, а скоблит зубами. При этом ребенок учится захватывать твердую пищу, воспроизводить жевательные движения и перемещать пищу языком спереди назад.
Для развития латеральных движений языка рекомендуется класть ребенку в рот кусочки вкусной еды поочередно за щеки и контролировать, как он ищет эту еду, жует и проглатывает. Это можно превратить в игру. Нужно помнить, что ребенку с расстройствами координации в оральной области нельзя класть в рот большие куски твердой пищи, а также карамель, орехи, витамины в драже. Это может привести к попаданию твердых частиц в дыхательные пути.
Необходимо контролировать объем пищи, находящейся во рту, и своевременное ее проглатывание. Превышение объема пищи может привести к рвотной реакции и появлению негативного отношения к твердой еде.
Навык питья из чашки начинает формироваться у детей в возрасте 6-9 месяцев. Освоение питья для детей с ДЦП связано с определенными трудностями. Они заключаются в необходимости удерживать чашку и подносить ее ко рту, в изменении движений губ и языка при переходе от сосания к питью из чашки. В связи с этим рекомендуется сначала обучать ребенка питью через короткую соломинку с небольшим отверстием. Вначале следует наливать в чашку жидкость небольшими порциями (1/4 объема). Для поощрения можно давать ребенку его любимые напитки. Важно научить ребенка координировать питье и дыхание. Например: 2 глотка – остановка для дыхания. Постепенно количество глотательных движений увеличивается.
В том случае, если ребенок может пить из чашки, но не удерживает ее, взрослый, стоя за спиной ребенка, вкладывает чашку в его руку и помогает осуществить нужное действие. Может использоваться чашка с двумя ручками. Возможен вариант, когда взрослый одной рукой держит чашку, а другой поддерживает нижнюю челюсть ребенка, помогая и направляя ее движение.
Для того чтобы при кормлении из ложки или чашки у ребенка не проявлялся нередуцированный кусательный рефлекс, нужно подносить ложку и чашку к губам, а не к зубам. В том случае, если рефлекс проявился и ребенок стиснул зубами предмет, нужно спокойно помочь ему расслабить челюсти легкими поглаживаниями и похлопываниями по нижней челюсти, а также небольшими покачиваниями головы.
Для снижения сензитивности и гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов. Для этого можно сначала водить своим пальцем и пальцем ребенка по челюстям, имитируя чистку зубов, использовать для этого мягкую губку, а затем – зубную щетку. Для положительной стимуляции процесса можно капнуть на губку немного сладкого сиропа, постепенно приучая ребенка к зубной пасте. Для полоскания рта можно использовать специальный шприц, наклоняя голову ребенка над емкостью.
Источник
Îñîáåííîñòè àðòèêóëÿöèîííîé, ïàëü÷èêîâîé è îáùåé ìîòîðèêè ó äåòåé ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì è íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Èãðîâûå ìåòîäû è ïðè¸ìû ôîðìèðîâàíèÿ ïðîèçâîëüíîñòè ìîòîðíûõ íàâûêîâ ïðè îáó÷åíèè ïèñüìó áîëüíûõ äåòåé.
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Âèäû è õàðàêòåðèñòèêà íàðóøåíèé ôóíêöèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Ïñèõîìîòîðíûå îñîáåííîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ñòðàäàþùèõ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Êóðñ çàíÿòèé äëÿ äîøêîëüíèêîâ ïîñðåäñòâîì òåëåñíî-îðèåíòèðîâàííîé ïñèõîòåõíèêè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [333,3 K], äîáàâëåí 24.12.2012
Äåòñêèé öåðåáðàëüíûé ïàðàëè÷: õàðàêòåðèñòèêà äåôåêòà, åãî ïðè÷èíû è ôîðìû. Èçó÷åíèå ìåòîäèêè êîððåêöèè ðå÷åâîãî è ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Òåõíîëîãèè îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.
ðåôåðàò [26,3 K], äîáàâëåí 10.12.2012
Îñíîâíûå âèäû ïàòîëîãèè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îñîáåííîñòè è îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Çàäà÷à òðóäîâîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.
ðåôåðàò [15,4 K], äîáàâëåí 11.05.2010
Îðãàíèçàöèÿ ýêñïåðèìåíòàëüíîãî èçó÷åíèÿ âëèÿíèÿ çàíÿòèé èçîáðàçèòåëüíûì èñêóññòâîì íà ðàçâèòèå ìåëêîé ìîòîðèêè ðóê ó÷àùèõñÿ ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Çàäàíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðàçâèòèå ìåëêîé ìîòîðèêè ðóê ó äåòåé ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [201,8 K], äîáàâëåí 05.07.2010
Îñîáåííîñòè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Ðå÷åâûå íàðóøåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Ëîãîïåäè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì: ôîðìèðîâàíèå ôîíåòèêî-ôîíåìàòè÷åñêîé ñòîðîíû ðå÷è.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [94,9 K], äîáàâëåí 26.07.2008
Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèé ïîäõîä ê èçó÷åíèþ äâèãàòåëüíîé ïàìÿòè ÷åëîâåêà. Îñîáåííîñòè äâèãàòåëüíîé ñôåðû ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Ñîäåðæàíèå è îñíîâíûå ìåòîäèêè êîððåêöèîííîé ðàáîòû ïî ðàçâèòèþ äâèãàòåëüíîé ïàìÿòè ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [108,7 K], äîáàâëåí 31.10.2014
Ïîíÿòèå ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Èçó÷åíèå çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îñíîâíûå ñðåäñòâà ôèçè÷åñêîé ðåàáèëèòàöèè. Êîððåêöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè. Ïðèâëå÷åíèå ðîäèòåëåé ê âçàèìîäåéñòâèþ ñ ó÷ðåæäåíèåì.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [58,4 K], äîáàâëåí 23.11.2014
Îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè îïîðíîäâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà — äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì (ÄÖÏ). Îñîáåííîñòè âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ íàðóøåííûì ïîâåäåíèåì. Êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà ñ äåòüìè ñî ñëîæíûì äåôåêòàìè — ñëàáîâèäùèìè, ñëàáîñëûøàùèìè.
ðåôåðàò [61,7 K], äîáàâëåí 06.10.2008
Îñîáåííîñòè ïðîñîäè÷åñêîé ñòîðîíû ðå÷è ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ïàòîëîãèåé îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà è ðå÷åâûìè íàðóøåíèÿìè, ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî ôîðìèðîâàíèþ ïðàâèëüíîé ðå÷è. Îâëàäåíèå ïðîñîäè÷åñêîé ñòîðîíîé ðå÷è â îíòîãåíåçå.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [246,8 K], äîáàâëåí 24.06.2011
Ñîâðåìåííîå ïîíèìàíèå ñóùíîñòè ñëîæíîãî íàðóøåíèÿ ðàçâèòèÿ ó äåòåé ñ äåòñêèì öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì, îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåôåêòà, åãî ôîðìû è ïðè÷èíû. Ïåäàãîãèêî-ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå çàíÿòèé ïî àäàïòèâíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðå äëÿ äîøêîëüíèêîâ ñ ÄÖÏ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [87,3 K], äîáàâëåí 31.05.2012
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Источник