Развитие артикуляционной моторики ребенка раннего возраста

Развитие речи и артикуляционной моторики у детей раннего возраста в онтогенезе.

В современной отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития от 0 до 3 лет принято разделять на два основных периода, связанных соответственно с младенчеством (от 0 до 12 месяцев) и преддошкольным детством (от 12 до 36 месяцев). Их принято соотносить с доречевой стадией развития ребенка и начальными этапами речевой стадии развития коммуникации, хотя многие исследователи выделяют большее количество этапов для наиболее точного и глубокого описания такого сложного процесса, как развитие и становление речевой функции в онтогенезе.

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. Большинство исследователей считают, что речедвигательный анализатор начинает активно функционировать примерно к 1 году.

Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова называется артикуляцией. Положение, которое принимают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, называют артикуляционным укладом. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различных артикуляционных и акустических признаков.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И.М. Сеченов отмечал: «…всякое ощущение по природе смешанное… к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь — это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Образование звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений.

По последним данным, ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, перед тем как он оказывается в состоянии произносить членораздельные звуки речи.

В развитии речи большое значение имеет доречевой, или подготовительный, этап, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни.

       Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха (слухо-речевого анализатора), второй – с отработкой речевых артикуляций под контролем речедвигательного анализатора.

      Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. При этом ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

      В первые месяцы жизни ребенка в его крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают согласные г, к, н, но, так как эти звуки имеют рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем. Однако произнесение указанных звуков способствует тренировке моторной координации в работе дыхательной, фонаторной и артикуляторной мускулатуры, а также развитию обратной связи между артикуляторными движениями и их слуховым восприятием.

    Период интенсивного-интонационного обогащения крика совпадает с определенным этапом развития моторики. Ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

     К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания.

       Гуление имеет большое значение, поскольку благодаря ему дети развивают и совершенствуют свою речь. В процессе гуления ребенок как бы сосредоточивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это — важное условие для дифференцировки произносимых звуков по акустическим и кинестетическим признакам, а также для образования первых условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями. Это является важной предпосылкой формирования основных механизмов речи и развития самоподражания.

     Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет.

       Лепет (по В.И. Бельтюкову) является врожденным процессом, то есть результатом известных исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству, и состоит из трех этапов: I этап — переданная по наследству программа артикуляционных движении реализуется независимо от слуха ребенка в виде гуления, лепета; II этап — в лепет включаются механизмы аутоэхолалии; III этап — в лепет включаются механизмы эхолалии. Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению (И.А. Сикорский, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, И.М. Сеченов, Н.И. Касаткина, Ж. Пиаже и др.).

      К шести месяцам ребенок начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу), а к семи месяцам звуками обозначает потребности, действия, явления (С.Д. Мелешко).

      Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н.А. Бернштейн). От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова.

     Первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а — а — а) сменяются к 8-9 месяцам цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя — тя — тя); затем в 9-10 месяцев появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те — тя — те). Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва — ля, ди — ка).

     К концу первого года жизни ребенка появляются первые слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: баба, ляля.

       Лепет имеет важное значение в развитии речи. В этот период происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выдохом, т.е. тренируется координация между дыханием и артикуляцией.

      Характерна определенная закономерная последовательность в появлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к, х; губные и губно-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, н. Среди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков.

      На данном этапе происходит дальнейшее совершенствование  моторики ребенка: формируются функции сидения, ползанья, захвата предметов и манипулирования ими. Обнаружена тесная связь между выраженностью лепета и общими ритмичными повторными двигательными реакциями. Установлено, что общая ритмическая двигательная активность стимулирует развитие лепета. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.

      Таким образом, доречевой период (от рождения до года) является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха.

      В конце первого года жизни у здорового ребенка видоизменяется форма ведущей деятельности. Если в первом полугодии это было непосредственно эмоциональное общение, то во втором полугодии ею становится предметно-действенное общение со взрослым. Это является мощным стимулом для развития речи. Начинается этап первичного усвоения родного языка. Этот этап характеризуется появлением первых элементарно понимаемых, вначале непроизносимых, а затем и произносимых слов. Наряду с интенсивным развитием словаря происходит дальнейшее формирование артикуляторных навыков и фонетической структуры слова. Этап первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. К 18 месяцам начинает развиваться общение с окружающими при помощи так называемых «слов-корней», которые для ребенка выполняют функцию целых предложений. Эти «слова» употребляются ребенком в значении целой чувственно вычленяемой ситуации. Большую роль в целях коммуникации на этом этапе играют мимика, жест и особенно интонация; начинает развиваться интонация просьбы.

      В последние месяцы 2-го года жизни ребенка особенно быстро пополняется словарь и формируется элементарная фразовая речь. Существуют большие индивидуальные различия  в сроках ее появления, а также в количестве слов, употребляемых ребенком в этот период. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.

      Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования (“мама, дай”, “папа, иди”, “Лиле пить дать”). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

      Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором “главное” слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения со взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

      Установлено, что, начиная с третьего года жизни, у здорового ребенка отмечается тесная связь между развитием речи и его самостоятельной игрой. В дошкольном возрасте игра становится ведущей формой деятельности, стимулирующей развитие речи ребенка.

      В этом возрасте у ребенка резко усиливается потребность в общении, а также не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.

      В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

      К концу периода раннего возраста интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.

      Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий “р”. Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

      Характерной чертой развития речевой моторики является постепенность овладения артикуляцией звуков, где предыдущий этап определяет последующие, составляя для них основу поступательного движения вперед. Поэтому приостановка развития речевой моторики на первых этапах должна неизбежно повлечь за собой нарушение всего последующего хода овладения произношением.

      Процесс произношения звуков речи является сложной системой координированных артикуляторных движений, сформированных в прежнем индивидуальном опыте и имеющих в своей основе работу кинестетического и слухового анализаторов.

      Кинестетические импульсы, идущие от речевой мускулатуры в кору головного мозга, усиливаются действиями ретикулярной формации ствола мозга и зрительного бугра и вызывают как общую (неспецифическую), так и избирательную (специфическую) активацию речевых зон коры, что имеет ведущее значение в механизмах речевой деятельности, особенно в период становления детской речи.

      Как показали исследования физиологов, в основе образования речедвигательных навыков и, в частности, артикуляции лежит выработка динамического стереотипа в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов.

      При произнесении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в сенсорных и двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Это возбуждение совпадает по времени с раздражением от звучания произносимых слову вызывающих возбуждение в слухоречевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений, обозначаемых воспринятыми словами.

      Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

• к первому году — появляются смычки органов артикуляции;

• к полутора годам — появляется возможность чередовать позиции (смычка — щель);

• после трех лет — появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

• к пяти годам — появляется возможность вибрации кончика языка.

      Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. — 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.

Источник

Елена Давыдова
Экспериментальное изучение уровня развития артикуляционной моторики и влияние на звукопроизношение у детей раннего возраста

В настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальны вопросы ранней диагностики и реабилитации детей с проблемами в развитии. В последние годы среди воспитанников общеобразовательных дошкольных учреждений значительно увеличивается число детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии. Это обусловлено перинатальным поражением центральной нервной системы, которое наблюдается у 83,3% детей. Раннее выявление проблем в развитии детей и проведение коррекционной работы в первые годы жизни ребенка, когда мозг формируется наиболее интенсивно, приносит наибольшую эффективность. Кроме того, именно на ранних этапах развития дети усваивают двигательные и поведенческие стереотипы. И если у ребенка они сформированы и закреплены изначально неправильно, то скорригировать их в старшем возрасте будет крайне сложно. В связи со сказанным, ранняя профилактика, диагностика и коррекция отклонений речевого развития детей с различными проблемами в состоянии здоровья, представляют актуальную проблему в логопедии.

Цель исследования – посредством использования комплекса упражнений по артикуляционной гимнастики, дети самостоятельно научатся произносить звуки и слова, без привлечения к этому специалиста.

Объект исследования – особенности развития артикуляционной моторики у детей раннего возраста.

Предмет исследования – содержание логопедической работы по формированию речи у детей с помощью артикуляционных упражнений

Гипотеза исследования – если проводить ежедневные занятия с использованием артикуляционных упражнений, то речь ребенка к 4-5 годам может достигнуть нормы.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей и охарактеризовать основные речевые дефекты детей дошкольного возраста.

2. Дать характеристику анатомо-физиологических механизмов речи.

3. Изучить особенности артикуляционной моторики и восприятия речи у детей раннего возраста — участников эксперимента.

4. Разработать и апробировать систему работы по развитию речи у детей с использованием артикуляционных упражнений.

5. Проанализировать динамику эффективности системы работы по развитию речи у детей с использованием артикуляционных упражнений.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. При дислалии нарушения только в периферическом отделе и только в артикуляционном аппарате.

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии присутствуют нарушения и в центральном и в периферическом отделах, артикуляционном аппарате.

Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. При ринолалии нарушений в центральном отделе нет. Нарушения присутствуют только в периферическом отделе и только органического характера (твердого неба, мягкого неба и верхней губы).

При всех этих нарушениях (дислалия, дизартирия, ринолалия) нарушения присутствуют в артикуляционном аппарате, поэтому нужно выполнять артикуляционные упражнения, чтобы привести речь ребенка в норму.

Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста проводилось в январе 2016 г. в МБДОУ «Синьяльский д/с «Пепке» Чебоксарского района. В нём приняло участие 6 детей раннего возраста (3 мальчика и 3 девочки) в возрасте двух — трех лет. С тремя мальчиками ежедневно проводились занятия с использованием артикуляционных упражнений. С тремя не проводилось с целью сравнения двух групп.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

При проведении констатирующего эксперимента с детьми раннего возраста, имеющих речевую патологию были выявлены серьезные двигательные отклонения от нормы в развитии моторных артикуляционной моторики. Дети долго не могли сосредоточиться на задании, часто переключали свое внимание с одного объекта на другой. На них действовали даже самые незначительные отвлекающие факторы, хотя пробы проводились в игровой обстановке, с использованием сюрпризных моментов. Невнимание проявлялось в блуждающем взгляде на окружающие игрушки. Дети спонтанно начинали играть со случайно попавшимися в поле зрение предметами, они концентрировали свой взгляд на взрослом при объяснении заданий лишь на непродолжительное время. Добиться от большинства детей выполнения движений можно было лишь после многократного объяснения задания и оказания им непосредственной помощи.

Через 4 месяца был проведен контрольный эксперимент. Из чего были сделаны выводы о том, что ежедневное использование артикуляционных упражнений приводит звукопроизношение детей в норму.

Эффективность коррекционных мероприятий по развитию артикуляционного аппарата в экспериментальной группе возросла на 30 %, а в контрольной – на 15 %. У детей экспериментальной группы можно наблюдать значительные улучшения в выполнении артикуляционных движений. Движения стали выполняться более точно, в полном объеме, без помощи взрослого. Дети не испытывали общего мышечного напряжения, улучшилась статическая и динамическая координация, одновременность движений. Стали более уверенными, активными и совершенными. Мимические движения более адекватными, выразительными, живыми. Артикуляционная моторика более точной, плавной, соразмерной. Почти всем детям удавалось удерживать заданную позу при выполнении артикуляционных упражнений, переключатся с одного движения на другое.

Результаты итогового обследования детей контрольной группы также показали улучшение уровня успешности по всем обследованным параметрам, хотя и не столь значительное, чем в экспериментальной группе.

Таким образом, в ходе контрольного эксперимента было получено подтверждение выдвинутой в данной работе гипотезы что, специально отобранные артикуляционные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, т. е. ежедневное использование артикуляционных упражнений повышают эффективность коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционной моторики у детей раннего возраста.

Источник