Развитие анализа и синтеза у ребенка
Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией
Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно является и важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения.
Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, недописывание слов, ошибки в употреблении мягкого знака и другие свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки — это специфические ошибки письма, не связанные с применением грамматических правил родного языка.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия (от греческого «графо» — письмо). Дисграфия не является самостоятельным речевым нарушением, это составляющая нарушений темпов развития психики и моторики, которые часто связаны с незрелостью и амбидекстрией.
Одним из главных направлений логопедической работы по устранению звуковых ошибок на письме является развитие языкового анализа и синтеза.
Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез. Рассмотрим каждую позицию более подробно.
Анализ структуры предложения предполагает умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения я предлагаю своим ученикам следующие задания:
- определить границы предложения в тексте;
- придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов;
- придумать предложение с определённым количеством слов;
- увеличить количество слов в предложении;
- составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения;
- составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте;
- придумать предложение с определённым словом;
- составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова – маленькими полосками;
- по графической схеме придумать предложение;
- определить место слова в предложении (по счёту);
- поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма. Кроме того, слоговой анализ помогает нашим учащимся более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
Я уже отмечала, что характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при опоре на внутреннее или шёпотное проговаривание, воспринимаются как оттенки согласных звуков, которые кинестетически являются более чёткими.
Деление на слоги способствует выделению гласных. При слоговом анализе делаю акцент на гласные звуки.
В процессе формирования слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Сначала работу веду с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляю в плане громкой речи. На последующих этапах работы переношу это действие во внутренний план, осуществляю его на основе слухо – произносительных представлений.
Практический материал по развитию фонематического анализа и синтеза.
Задание 1
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
улица, щука, работа, рот, сумка.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
совы, брат, лимон.
3. Составление слов из последовательно
предъявляемых звуков:
к, о, с, ы; п, о, ч, к’, и.
Задание 2
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
шары, пух, паста, шалаш, букварь.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
мухи, клубок, шкаф.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
с, у, ш, к’, и; г, р, о, м .
Задание 3
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
ноги, кнут, мох, кусты, козлик.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
домик, книги, жук.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
в, о, л, к; к, р, о, т.
Задание 4
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
слон, карта, булки, ручка, кубик.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
паук, клумба, ноги.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
п, а, р, к: з, о, н, т.
Задание 5
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
шапки, магазин, кит, Гриша, гладкий.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
знак, котик, панама.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
г, р, а, ч; ф, р, у, к, т.
Задание 6
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
дружок, миски, забава, суп, бусы.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
лампы, корни, гном.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
к, а, р, м, а, н; т, р, а, в, а.
Задание 7
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
сурок, каблук, рисунки, стишок, парусник.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
ива, малина, дымок.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
с, о, с, н, ы; б, р, о, ш, к, а.
Задание 8
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
кипарис, сыр, дача, сутки, Наташа.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
бант, кактус, ступа.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
к, р, у, г’, и; т, р, о, п, к, а.
Задание 9
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
Лиза, квас, сырок, палатка, крыша.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
лист, тыква, диван.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
с, т, р, а, н, ы; к, н’, и, г, а.
Задание 10
1. Определение первого и последнего звука в слове, называние гласных, деление слов на слоги:
комната, флажок, стук, лисица, чайки.
2. Звуко-буквенный анализ слов:
бананы, майка, павлин.
3. Составление слов из последовательно предъявляемых звуков:
з’, и, м, а; к, а, р, а, н, д, а, ш.
Источник
Людмила Панченко
Формирование навыков языкового анализа и синтеза у старших дошкольников с нарушениями речи
Формирование навыков языкового анализа и синтеза
у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Панченко Л. А., учитель-логопед
МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровская область
Языковой анализ и синтез предполагает: фонематический анализ и синтез; слоговой анализ и синтез; анализ и синтез структуры предложения.
Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения структуры предложения.
В настоящее время имеются как научные исследования фонематического развития Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.
По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому анализу. При обследовании дошкольников с фонематическими нарушениями (ОНР, ФФН) выявляется неготовность детей данной категории к усвоению звукового анализа.
Основой для развития функции фонематического анализа является достаточно развитый фонематический слух, по Д. Б. Эльконину — естественный звуковой анализ,к которому относятся элементарные операции: распознавание и дифференциация речевых звуков, представленных фонемами родного языка. В свою очередь фонематический анализсовершенствует умение различать звуки: чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи.
Ориентировка в звуковой стороне слова, выполнение операций фонематического анализа также закрепляют навыки правильного звукопроизношения.
Упражнения по звуковому анализу, синтезу, фонематическим представлениям помогают полнее воспринимать и различать окончание слов, суффиксы, приставки, предлоги. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии,» — подчеркивал Д. Б. Эльконин.
Профессор Р. Е. Левина назвала звуковой анализ «узловым образованием, ключевым моментом» в коррекции речевого недоразвития. Таким образом, работа по развитию функции фонематического анализа имеет важное значение для преодоления речевых нарушений (ОНР и ФФН).
Исходя из актуальности проблемы, учитывая особую необходимость подготовки дошкольников с нарушением речи к обучению в школе, мы создали систему работы по формированию навыков языкового анализа, синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН). Предлагаемая система работы создана на основе обобщения и систематизации имеющихся научных исследований и практического опыта работы.
Цель коррекционной работы:
формирование навыков языкового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями – ОНР, ФФН, как базы для овладения грамотой и предупреждение дислексии, дисграфии.
Задачи коррекционной работы:
1) формирование четких и устойчивых представлений о фонематических признаках звуков речи: гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих;
2) формирование навыков звукового анализа, синтеза, фонематических представлений;
3) формирование навыков слогового анализа и синтеза;
4) формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.
Для поэтапного обучения дошкольников фонематическому анализу в качестве методологической основы взята методика Д. Б. Эльконина.
Iэтап: знакомство с фонетической системой языка.
IIэтап: знакомство с гласными фонемами.
IIIэтап: знакомство с согласными фонемами, с их противопоставлениями по твердости — мягкости, звонкости – глухости.
IVэтап: трансформация звуковой оболочки слова путём добавления или изменения гласного или согласного звука.
В процессе обучения операциям звукового анализа учитывается различная сложность форм фонематического анализа и последовательность овладения ими в онтогенезе. Используется последовательность форм звукового анализа, предложенная Р. И. Лалаевой.
1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова.
2.Вычленение первого и последнего звука в слове:
а) первого ударного гласного; б) первого согласного;
в) последнего согласного; г) последнего гласного.
3.Определение позиции звука в слове: начало, середина, конец слова.
4. Определение количества и линейной последовательности звука в слове.
5. Определение места звука по отношении к другим звукам слова.
В процессе формирования навыков фонематического анализа учитывается усложнение не только форм анализа, но и речевого материала.
Для знакомства старших дошкольников со звуками, с целью формирования четких и устойчивых представлений об их фонетических и фонематических признаках, используется последовательность, основанная на формировании звукопроизношения в онтогенезе. Последовательность предъявления речевого материала для формирования операций фонематического анализа соответствует методическим рекомендациям Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
1. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого): ус, на, дом.
2. Двусложные слова,состоящие из двух открытых слогов: мама, лапа.
3.Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол.
4. Односложные слова со стечением согласных в конце слова; волк.
5.Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: кошка.
6.Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: стакан.
7.Трехсложные слова: панама, капуста.
Опережающий навык звукового анализа по отношению к овладению элементами грамоты сохраняется на протяжении всего период коррекционного обучения.
Отдельный этап — работа по формированию навыков слогового анализа и синтеза. Значимость слогового анализа обусловлена, прежде всего, тем, что он способствует овладению звуковым анализом и усвоению чтения по слогам. В основу определения последовательности звукослогового материала для формирования навыков слогового анализа и синтеза положена классификация А. К. Марковой, которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
1. Двусложные слова из открытых слогов (ива, мама).
2. Трехсложные слова из открытых слогов (малина).
3. Односложные слова (мак).
4. Двусложные слова с закрытым слогом (диван).
5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка).
6. Двусложные слова из закрытых слогов (зонтик).
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (телефон).
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).
Завершает систему работы по формированию навыков языкового анализа этап формирования анализа и синтеза структуры предложения. При работе в данном направлении формируются следующие умения:
1. Определять границы предложения.
2. Определять количество, последовательность и место слов в предложении.
3. Строить схему предложения.
4. Синтезировать предложения по предложенной схеме.
Данная система работы апробирована и используется нами в течение семи лет. Анализ результатов мониторинга фонематического развития дошкольников доказывает эффективность нашей работы в данном направлении. Предложенная система работы по формированию навыков языкового анализа и синтеза является специальной подготовкой к обучению грамоте детей с нарушениями речи и имеет исключительное значение для предупреждения возникновения дисграфии и дислексии.
Список литературы
1. Винарская, Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. Язык и человек. — М.: Изд-во МГУ. 1970. – С. 55-62.
2. Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — СПб.: Акцидент. 1995. – С. 60 — 64.
3. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи.Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» — Самара, СГПУ. 2003 – С. 70-83.
4. Журова, Л. Е., Эльконин, Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1963. — С. 213-227.
5. Филичёва, Т. Б., Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М. 1999.
Источник