Развитие активного и пассивного словаря ребенка раннего возраста

Развитие активного и пассивного словаря ребенка раннего возраста thumbnail

Юлия Русяева
«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»

Особый интерес в работе с детьми раннего возраста у меня вызывает овладение словарным запасом, который составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Анализируя исследования учёных Н. М. Аксариной, Е. К. Кавериной, Г. Л. Розенгарт-Пупко, В. А. Петровой мной был сделан вывод о том, что одним из наиболее ответственных периодов в развитии речи ребёнка является 3-ой год жизни, когда наряду с пассивной речью, начинает интенсивно развиваться и активная речь, формируется потребность в речевом общении с окружающими, развиваются отдельные функции речи. Мной были проанализированы особенности формирования словаря детей раннего возраста, а так же задачи словарной работы в группе раннего возраста.

На основе анализа психолого – педагогической литературы и формировался мой педагогический опыт – «Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений». Изучив публикации в периодической печати, материалы Интернета и педагогический опыт коллег я выяснила, что одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры, т. к. использование их повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Проанализировав ситуацию, мы поставили перед собой цель и задачи.

Цель: Формирование активного и пассивного словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений.

Задачи представлены на слайде, их читать не надо.

1. Развивать потребности в речевом общении.

2. Формировать умения понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

3. Расширять ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запаса понимаемых слов и активный словарь,

4. Формировать умение выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

5. Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

А мне хотелось бы остановиться на планируемых результатах.

Я считаю, что при целенаправленном введении в образовательный процесс дидактических игр и упражнений концу раннего возраста, будут сформированы целевые ориентиры ФГОС в формировании словаря:

[/u][/b]

1. Овладеет активной и пассивной речью, включенной в общение. На основе расширения ориентировок детей в ближайшем окружении разовьется понимание речи и активизируется словарь.

2. По словесному указанию дети смогут находить предметы по названию, цвету, размеру, называть их местоположение, имитировать действия людей и животных. 2. Словарь детей обогатится всеми частями речи, смогут употреблять усвоенные слова в самостоятельной речи.

4. Дети будут стремиться к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях, действиях.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс дидактических игр и упражнений для обогащения активного и пассивного словаря детей раннего возраста.

Свою работу по решению задач я разделила на 3 этапа.

Почему? В виду того, что в начале года мы принимаем детей в группу, у них происходит процесс адаптации к условиям детского сада, поэтому задачи дидактических игр и упражнений направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи.

I этап.

Первоначально формировали пассивный словарь детей, где основная задача направлена на развитие внимания к обращенной речи взрослых и ее понимание. В этот период с помощью игр знакомили с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными. Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Мы провели серию игр таких, как «Найдем игрушки», «Выбери игрушку», «Узнай и назови овощи», «Слушай и выполняй», «Кто там?», Послушаем, что слышно», «Скажи, что звучит» «Узнай, кто говорит», «Кто как кричит» позволяют развивать слух детей. Мы просили ребенка принести, например, машинку. Если он ошибался, мы сами показывали на нужный предмет. Затем спрашивали, что это, а если ребенок затруднялся сказать, мы давали речевой образец и просили повторить. Чтобы закрепить название слов в пассивном словаре детей использовали тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и т. д., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляли название слова в пассивном словаре. Очень нравятся детям игры — поручения. Впоследствии, когда дети легко находят и показывают предметы, картинки, переходим ко второму этапу.

II этап

«Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений»

Основная работа данного этапа заключается в формировании обобщающих слов, связанных с предметами и действиями. Мы организовывали игры «Глажение белья», «Приготовление обеда» и др. При этом давали речевые упражнения, включая в них задания: «Что можно гладить? Что мы стирали? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно завязать, открыть?» Уточняя и активизируя глаголы, детям предлагают различать и называть действия, противоположные по значению. На хорошо знакомых предметах детям легче различать, сравнивать и называть цвет, размер, характер поверхности и другие качества, осваивать пространственные отношения.

Дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла обедает», «Магазин», «Чьи детки?» помогли закрепить знания детей о названии одежды, посуды, мебели, игрушек, овощей, фруктов, растений, животных и их детёнышей, активизировали речь. С накоплением существительных в словаре детей начали появляться обобщающие понятия. Манипулируя игрушками в процессе игры дети обозначали действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы. В играх: «Больше — меньше», «Чудесный мешочек» дети учились видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

III этап.

На данном этапе мы учили детей замечать, понимать и выражать словесно состояние, настроение окружающих, особенности их поведения и взаимоотношений (веселый, грустный, сердитый, помогает, не обижает детей, добрый). Побуждали к использованию в речи данных слов, следили за правильностью их употребления.

Планировали упражнения, игры, в которых ребенок ставится перед необходимостью назвать качества предметов, их отношения. Например, в вечерний отрезок времени в группе (зимой, на прогулке (летом) дети играют в игру «Поймай рыбку»: «Какой тебе дать сачок, чтобы ты поймал большую (маленькую, красную) рыбку? — Большой, маленький, красный».

В играх с куклами, машинами, животными, кубиками побуждали использовать слова: горячий, вкусный картофельный суп; высокий и красивый дом, сверху — крыша; грузовая и легковая машина, надо сделать билетики, так как поедем на автобусе; самолет летит высоко; сварили компот из яблок; из капусты варят щи; видишь, как далеко откатился мяч. Использовали такие игры, как «Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»).

В работе по развитию фразовой речи эффективно использовали игры-забавы, в частности, показ заводных игрушек, Например, показ заводного мишки создает ситуацию для применения таких глаголов, как «ходит, шагает, рычит, кивает головой машет лапами, останавливается, стоит» (в ответ на вопрос «Что делает Мишка?»)

Очень эффективно использовали игру «У меня зазвонил телефон». Она способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, разговаривая с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы стимулировали его речевую активность, умение строить фразы. Мы так же вели разговор и от имени животных, игрушек.

По итогам работы нами была проведена сравнительная диагностика. В основу положены критерии карты нервно- психического развития детей диагностика развития общения и речи, разработанная коллективом лаборатории психологического развития дошкольников Психологического института РАО (Смирнова Е. О, Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю.).

При диагностике развития речи были выделены три главных параметра:

степень развития активной речи — любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребенка;

степень развития пассивной речи — понимание значения слов, предложений, различных частей речи;

способность выполнять речевые инструкции взрослого, которая свидетельствует о том, что речь становится средством не только общения, но и регуляции поведения, что является первым шагом к становлению саморегуляции.

По данным сравнительной диагностики, мы можем судить о том, что у детей развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, название животных, договаривать новые слова, фразы.

Количество понимаемых слов значительно возросло, продолжает интенсивно развиваться активная речь детей, дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наметилась положительная динамика в развитии активной речи детей 3-го года жизни.

После сравнения результатов входящей и итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря детей раннего возраста.

Источник

Чиликова Марина Павловна
Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста

«Какая это машина?»

2-3 года

Цель: Продолжать закреплять в активной речи названия видов транспорта (грузовая машина, легковая машина, автобус, самолет, вертолет, поезд); формирует понятие о способах передвижения разных видов транспорта; употреблять в активной речи глаголы, обозначающие способ передвижения (летает, едет).

Оборудование: Лото «Транспорт», состоящее из двух карт, на каждой из которых изображено по четыре вида транспорта (два летающих, два едущих по дороге или рельсам, и восемь предметных карточек-картинок с изображением этих же видов транспорта.

Ход игры: Положите перед собой большую карту. Вторую большую карту положите перед ребенком. Предложите ребенку рассмотреть карту, попросите назвать изображенные на ней виды транспорта. Расскажите ребенку, какие виды транспорта изображены на вашей большой карте. Маленькие карточки-картинки положите на стол (или на пол) вниз изображением. Возьмите маленькую карточку, переверните ее вверх изображением, спросите ребенка: «Что это?», «Есть ли у тебя автобус?» Предложите ребенку попросить у вас картинку: «Дай мне автобус». Обыграйте все картинки.

Усложнение: Измените правила игры. Собирать виды транспорта по способу их передвижения – летает, едет, плывет; собирать определенные виды транспорта по наличию определенных деталей (с колесами, с крыльями).

Кукла Маша-растеряша»

2-3 года

Цель: Понимать и употреблять в речи слова, обозначающие предметы одежды: «трусики», «майка», «кофта», «юбка»; понимать значение обобщающего слова «одежда»; понимать значение предложных конструкций с предлогами «на», «под», правильно употреблять данные предлоги в активной речи.

Оборудование: Кукла Маша, кукольная мебель (кроватка с постельными принадлежностями, кукольная одежда.

Ход игры: Скажите ребенку, что наступило утро, надо посмотреть, проснулась ли его любимая кукла Маша. Прочтите рифмовку:

Ночь темна, все спят в кроватках.

Спит и Маша сладко-сладко!

Но вот солнышко проснулось,

Щечки лучиком коснулось.

Наша Маша потянулась,

Потянулась и проснулась.

Надо бы одеться ей

Да позавтракать скорей.

Попросите ребенка найти кукольную одежду (одежда валяется на полу, под стулом, на кровати). Предложите ребенку ее собрать и рассказать, где лежал каждый предмет одежды. (На полу, на стуле, на кровати.)

Ребенок должен предложить кукле одеться, назвать каждый предмет одежды и сказать кукле, на какую часть тела она должна его надеть. (Например, «надень кофточку на туловище, колготки — на ножки».)

Когда кукла будет одета, скажите ей, погрозив пальцем: «Не разбрасывай одежду, Маша-растеряша!

«Посмотри и угадай»

2-3 года

Цель: Активизировать глагольный словарь; подбирать глаголы к действиям (по их демонстрации) — кукла идет, сидит, бежит, топает, танцует, хлопает в ладоши; совершенствует фразовую речь, употребляя распространенные предложения с однородными членами.

Оборудование: Кукла.

Ход игры: Появляется кукла и предлагает ребенку поиграть с ней в игру «Угадалки». Она просит ребенка внимательно следить за тем, что она будет делать, и называть это действие. Кукла предупреждает ребенка, что если он сделает ошибку, то они поменяются ролями — действия будет показывать ребенок, а она — их называть. Можно перед началом каждого действия читать короткую рифмовку:

Мы играем,

Ай, ай, ай!

Что я делаю — угадай!

Усложнение: Покажите цепочку действий (от двух до пяти, ребенок называет выполненную серию действий.

«Куколка-красавица»

2-3 года

Цель: Выделять главные свойства игрушки (куклы). Пересказывать текст, опираясь на детали, изображенные на мнемокарте, в определенной последовательности и составляя при пересказе целостный образ куклы. Активизировать словарь: кукла, глаза, брови, ресницы, губы, руки, ноги, красивая, платье.

Оборудование: Кукла, Мишка, мнемокарта

Ход игры: Покажите ребенку куклу. Прочтите рифмовку:

Куколка-красавица

Всем ребятам нравится.

Кукла синеглазая,

С длинными ресницами,

Алыми губами

Полюбуйтесь сами.

Попросите ребенка рассказать о том, какая кукла приходила в нему в гости. Положите перед ребенком мнемокарту и попросите его рассказать мишке о кукле. Если ребенок затрудняется составить рассказ о кукле, сделайте это сами. Положите перед собой мнемокарту и, указывая на ней на ту часть тела куклы, о которой в данный момент рассказываете, составьте описательный рассказ.

Рассказ о кукле: Это кукла Маня. У куклы большие синие глаза, черные брови, длинные ресницы. У куклы Мани черные волосы. Ручки у куклы маленькие. Ножки тоже маленькие. На ножках — красивые туфельки. Кукла Маня очень красивая. Я ее люблю.

«Мишка спрятался в берлоге»

2-3 года

Цель: Совершенствовать навыки слухового восприятия; выполнять движения в соответствии с содержанием рифмовки; понимать значение предлогов «в», «из».

Оборудование: Берлога, выполненная из стула, накрытого старой простыней, или из стола, накрытого одеялом; маска медведя; бочонок с медом.

Ход игры: До того, как вы начнете проводить игру, необходимо рассказать ребенку о том, что такое берлога, из чего она сделана, кто живет в берлоге (медведь или медведица с медвежатами). Хорошо если вы покажете ребенку иллюстрации, на которых изображена берлога с ее обитателями. Предложите ребенку «стать медведем». Если ребенку сложно войти в образ, можно надеть маску медведя. Предложите ребенку-медведю поселиться в берлоге (ребенок может в ней лежать или сидеть на корточках). Прочтите рифмовку:

Мишка спрятался в берлоге.

Он в берлоге лежит,

Очень громко рычит: — Ы-Ы-Ы!

Не хочу лежать,

Лучше я пойду гулять.

Пойду, мир посмотрю,

Деткам мед подарю!

Предложите ребенку выполнять действия в соответствии с содержанием рифмовки. (Медведь лежит в берлоге, вылезает из берлоги, идет к детям.) Когда взрослый произносит: «Охотник!», ребенок должен быстро подбежать к берлоге и влезть в нее.

Усложнение: Смените место нахождения берлоги.

«Поваренок»

Цель: Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: Картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход игры: Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение

(щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Что в корзинке?»

Цель: Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: Корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход игры: Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

«Загадки Зайца»

Цель: Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: Игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать за-гадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

Источник

Чиликова Марина Павловна
Картотека игр на развитие пассивного словаря для раннего возраста

Картотека игр на развитие пассивного словаря

Ранний возраст

Румяные щёчки

Цель: Уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

— Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя, ноги? И т. д.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.

—Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Зеркало

Цель: Уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.

Оборудование: Большое зеркало.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело, одежду.

—Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платочек лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штанишки? А маечка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки. И т. д.

Усложнение: Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом раз-личные движения и действия.

—Покажи, как ты посылаешь поцелуй. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т. д.

Посидим, полежим!

Цель: Уточнение и расширение пассивного словаря — названия предметов мебели и их назначение.

Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

—Где стол? Где стул? Покажи! Где кроватка? А где диван? И т. д. Далее можно, не называя предметы мебели, указывать их назначение.

—Покажи, на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? А где одежда лежит? И т. д.

Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет этот предмет мебели.

—Правильно, это стол. За столом будем кушать. А это шкаф, там лежит одежда. И т. д.

Прятки

Цель: Уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по теме «Игрушки».

Оборудование: Игрушки — мишка, зайчик, машинка, мячик, кукла, ведёрко и др.

Ход игры: Игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры разложите игрушки в разных местах комнаты — на стуле, под столом, на полке, на полу и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны. Предложите детям игру.

—Вот к нам пришла кукла Маша. Она плачет. Знаете, почему кукла Маша плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможем Маше найти игрушки. Ваня, ты найди мишку. Молодец, Ванечка, нашел мишку! Смотри, как Маша радуется. А ты, Оля, найди, пожалуйста, мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т. д.

В этой игре можно использовать не только различные игрушки, но и картинки с изображением игрушек. Количество игрушек и картинок постепенно увеличивайте. Можно одному ребенку давать задание найти и принести две игрушки (картинки) и более.

В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

Великаны и лилипуты

Цель: Развитие понимания речи, расширение пассивного словаря детей.

Ход игры: Предложите детям поиграть в великанов и лилипутов.

— Давайте поиграем в великанов и лилипутов. Великаны – большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост. А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов – присаживаемся на корточки. Слушайте внимательно, что я буду говорить: говорю «великаны» — стоим, говорю «лилипуты» — присаживаемся!

Параллельно с объяснением правил игры педагог показывает нужные движения – стоит или присаживается, побуждает детей повторить движения за ним. Затем начинается игра: педагог поочередно произносит слова: «лилипуты» или «великаны», одновременно выполняя соответствующие движения; дети повторяют движения. Сначала игра выполняется медленно, постепенно темп произнесения слов и смены движений убыстряется.

Усложнение: Можно произносить одинаковые команды два-три раза подряд;

можно предложить игру без показа, только по словесной инструкции;

а можно поиграть в путаницу: педагог дает команду, одновременно выполняя противоположное движение.

Выбирать подходящий вариант игры следует в зависимости от возраста и возможностей детей.

Где что лежит?

Цель: Научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».

Оборудование: Коробка, несколько мелких игрушек.

Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку, четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.

— Вот карандаш. Я кладу карандаш коробку. Где теперь карандаш? В коробке. А вот картинка. Я кладу картинку под коробку. Где теперь картинка? Под коробкой. И т. д.

После объяснения и демонстрации действий с предметами предложите детям действовать по инструкции.

—Лена, положи карандаш под коробку. Саша, положи кубик на коробку. И т. д.

Эту игру можно проводить и по-другому. Перед началом игры детям раздают игрушки. Затем дают задания.

— Ваня, вот тебе мишка. Посади мишку на стул. Лена, вот тебе мячик, спрячь мячик под стол. Катя, положи книжку в шкаф. И т. д.

Такие игры полезно повторять, используя разный предметный материал, что позволяет закрепить у детей понимание пространственных отношений.

Где много, а где мало?

Цель: Научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных.

Оборудование: Предметные картинки, на которых изображены различные предметы в количестве один и много (такие изображения можно подобрать из наглядного материала по развитию математических представлений).

Ход игры: Разложите перед детьми картинки. Затем дайте задание.

— Покажите, где бабочка. А где бабочки? Где мяч? А где мячи? Где цветок? А где цветы?

Отгадай загадку — покажи отгадку!

Цель: Уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.

Оборудование: Предметные картинки по разным темам.

Ход игры: Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.

— А сейчас мы будем отгадывать загадки. Посмотрим, кто из вас самый внимательный. Покажите, чем едят суп (картинка — «ложка»). Покажите, что катится (картинка — «мячик»). Покажите, чем можно рисовать (картинка — «карандаш»). Покажите, что надевают на голову (картинка — «шапка»). Найдите и покажите то, что можно есть: картинки — «яблоко», «конфетка», «сыр» и т. д.

Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли найти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

Источник