Развитие абсолютного слуха у ребенка

Развитие музыкального слуха является непременной составляющей полноценного воспитания ребенка. Является ли абсолютный слух приобретенной способностью или это — дар, свойство, которого нельзя достичь путем упорных тренировок?
Дети. Понятие абсолютного слуха
О природе возникновения абсолютного слуха существует несколько разных мнений, о них поговорим позже. Начнем с определения понятия абсолютного слуха. Итак, абсолютный слух — это способность угадывать высоту звука без соотнесения его с остальными. Конечно же, способность эта основана на практике, которую ребенок получает от сыгранной на инструменте мелодии, либо от звучания голоса, оркестра. Он невольно знакомится с понятием музыкального ряда, и благодаря своим способностям, начинает ориентироваться в высоте услышанных звуков.
Дальнейшее музыкальное развитие ребенка, обладающего абсолютным слухом, вроде бы предопределено. Но не все так однозначно. Оказывается, дети с абсолютным слухом бывают разными по своим задаткам. Одни способны точно определять высоту звука и называть ее, но не могут этот звук воспроизвести. Такой вид абсолютного слуха получил название пассивного. Те же дети, которые могут и определить, и воспроизвести звук, обладают активным абсолютным слухом.
Существует мнение, что все дети обладают музыкальным слухом, важно его развить, и для этого самый подходящий возраст — дошкольный. Иные утверждают, что слух либо есть, либо его нет. Есть сторонники и такой версии, что абсолютный слух тоже можно приобрести путем развития ребенка. Вот только с цифрами здесь получается неувязка — процент так называемых «абсолютников» от общего числа детей с музыкальным слухом составляет всего 6-7%. Значит, не все поддаются развитию.
Развитие ребенка. Особенности абсолютного слуха
Мы выяснили, что феномен абсолютного слуха явление редкое. Дети с такой способностью могут определять звуки, чисто петь, подбирать мелодию по слуху, воспроизводить аккорды и настраивать инструменты. Загвоздка в другом — откуда все-таки берется абсолютный слух. Мы привыкли все необъяснимое приписывать божьему промыслу. Простой, но малоубедительный ответ.
Лучше пойти от обратного. Откуда взялись звукоряд, лады, гамма, на основе которых и строится музыка? Самым реальным объяснением является то, что музыка в целом и те законы, по которым она строится (разбивка на гаммы, музыкальные строи, лады) — продукт эволюции культуры человечества. В этой связи абсолютный слух — это ни что иное как способность интерпретировать эту часть музыкальной культуры. Получается, что в какой-то мере абсолютный слух можно уподобить врожденной грамотности.
Возможно, это явление наследственное, возможно — природное, не исключено и эволюционное развитие ребенка в музыкальном направлении. Опять же однозначного ответа нет. Получается, что музыка, как и письменность — это часть культуры, которую надо осваивать и которой надо обучаться. Поэтому, без этой составляющей творческое развитие детей будет неполным.
Музыка уже сама по себе предполагает акт творчества, либо умелого наставничества, ну а абсолютный слух — прекрасный вспомогательный фактор, который при этом не исключает обучение и развитие ребенка. Уже с 4-х лет можно объяснить ребенку строение гаммы, которая состоит из тонов и полутонов, показать «точку отсчета» — ноту «ля» первой октавы, показать самый низкий и самый высокий звук. Весь этот процесс можно превратить в увлекательную игру, а развитие творческих музыкальных способностей детей в этом направлении вообще не имеет границ, несмотря на всю условность и «призрачность» музыкального искусства.
Творческое развитие детей. Становление абсолютного слуха
Для того, чтобы развить абсолютный слух, достаточно той же музыкальной грамоты, которую проходят в обычной музыкальной школе, будь то дошкольное или школьное заведение. Годами наработана программа музыкального развития ребенка, которая «работает» на вполне конкретные результаты и способствует творческому развитию детей. В какой-то мере «абсолютникам» учиться легче, но имеются у них и свои трудности. Распознавая полутона, а иногда и четверть тона, они довольно болезненно реагируют на любую фальшь, она просто сбивает их с толку. Они слышат как «натурально» звучит мелодия.
Опытные педагоги обычно вырабатывают свою тактику для детей с абсолютным слухом. Один из способов — развитие внимания и логики. Не менее важно развитие внутреннего слуха, благодаря которому можно воспроизводить музыку, не используя инструмент. При этом наличие инструмента с фиксированной высотой для творческого развития детей с абсолютным слухом — условие обязательное. Это и средство тренировки слуха, и средство развития ребенка. Накоплен богатый статистический материал. Оказывается, абсолютный слух формируется исключительно в дошкольный период развития ребенка, когда доминируют непроизвольные навыки.
Остается добавить, что методик развития абсолютного слуха создавалось за все время множество, но реального распространения в среде профессионалов они не получили. Опять же заметим, что не все великие музыканты обладали абсолютным слухом. Получается, что абсолютный слух не влияет на творческое развитие детей, скорее он является вспомогательным фактором. К тому же помимо абсолютного слуха существует масса других его разновидностей, у каждой из которых свои приоритеты. Но это тема отдельного разговора. Можно пока лишь констатировать, что абсолютный слух — продукт многих природных явлений, основанных на генетике человека. Важно вовремя выявить у ребенка эту редкую способность и сделать ее средством развития ребенка.
Источник
https://www.aptiv.info/catalog-23.html
Феномен абсолютного слуха
Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту. Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.
Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный.
Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще. Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.
На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением. Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух. Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить.
Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.
Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.
В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой.
Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. —Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет».
Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников». Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки, при котором ученики определяют ноты и играют только на слух. Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте. В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.
Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти. Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.
Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано. Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.
Е. Рудерман
Дата публикации: 11.12.2008
Источник
Аудиокурс «Развитие абсолютного слуха»
Единственная причина, по которой вы не сможете развить абсолютный слух — это лень!
Здравствуйте.
Я Ирина Гулынина, автор всех методик студии «Развитие слуха».
И у меня есть абсолютный слух. В этом нет ничего таинственного.
Просто когда я слышу звук — мне сразу понятно, какой именно этот звук и как он называется.
А вот у вас абсолютного слуха скорее всего нет, если вы здесь.
Вы можете слышать тот же самый звук. И даже понимать, что он отличается от других звуков. Просто вы пока не можете его назвать. Звуки отдельно, названия нот отдельно.
К счастью, это поправимо 🙂
Есть популярное заблуждение, что абсолютный слух развить нельзя.
Если вдуматься — это просто абсурд. Как будто это так сложно — запомнить звучание 12 основных нот.
Вы ведь можете отличить запах яблока от запаха апельсина? А от запаха ещё десятка других фруктов? Так почему звуки должно быть различать сложнее, чем запахи?
Суть моей методики довольно проста:
Вы просто концентрируетесь на образах и ощущениях, которые вызывает у вас конкретная нота. Детально, до мелочей их описываете и уточняете.
И закрепляете связь между звуком и соответствующим ему образом.
В результате вы слышите звук — и тут же вспоминается соответствующий образ и набор ощущений. Остаётся только назвать его.
На следующих этапах вы нарабатываете скорость вспоминания образов, при этом происходит их дальнейшее закрепление.
Скорость нужна, чтобы надёжно узнавать и называть не только отдельные звуки, но и звуки в составе мелодий.
И, наконец, работа с тембрами разных инструментов. Нота соль на фортепиано и гитаре — это одна и та же нота соль. Различие между ними — это как различие в запахе яблок разных сортов. Вы можете отличать сорт Джонатан от Антоновки, но всё равно яблоки будут пахнуть яблоками и с апельсинами их не спутать. На этом этапе как раз и закрепляется понимание сходства и различия одинаковых нот в разных тембрах.
(Тарас Гусаров, художественный руководитель Камерного оркестра Imperialis, основатель Всероссийской Ассоциации Саксофонистов, рассказывает об открытом уроке по развитию абсолютного слуха).
Как видите, никакой мистики. Всё довольно просто и логично.
Если не лениться, чётко следовать инструкциям и выполнять все упражнения — вы ГАРАНТИРОВАННО сможете развить абсолютный слух.
Наш курс — это не просто информация. Как показывает практика, люди не занимаются сами по себе. Их надо регулярно пинать, контролировать и давать обратную связь. Всё это, и даже больше, делает знаменитая программа Ухогрыз.
Из отчёта Ухогрыза:
Я узнаю каждую ноту, это действительно прогресс! Только для идентификации нот мне нужно время, поэтому чтобы определить из каких нот состоит мелодия мне необходимо прослушать ее раз пять очень внимательно, не отвлекаясь ни на что больше.
Жанна Гатиятуллина, Тюмень.
Вы можете прямо сейчас скачать демо-версию и опробовать Ухогрыза на практике.
С абсолютным слухом вам будет легко:
- Подбирать по слуху. Вы слышите мелодию, и думаете нотами про себя: «ми-фа-соль». По сути, подбор сводится к быстрой-быстрой записи или запоминанию тех нот, которые вы услышали и назвали.
- Записывать музыку нотами. Идеально писать диктанты. Поступать в училище/консерваторию.
- Запоминать произведения. Каждая пьеса превратится в последовательность из нот.
- Настраивать инструменты. В частности, гитару.
- Записывать и запоминать музыку, которая придумалась в голове.
- Импровизировать вместе с кем-то без подготовки. В группе, в компании у костра, да и просто с любым встреченным музыкантом. Он что-то вам играет. Вы слышите и понимаете, что вам играют. Додумываете подходящую партию (нужно немножко музтеории, чтобы знать, что подойдет, а что нет) и играете. А все смотрят на вас как на кудесника 🙂
Выгоды нашего курса
- Отработанная годами методика.
- Ухогрыз, который ЗАСТАВИТ вас заниматься.
- Всего полчаса в день. Но КАЖДЫЙ день.
- Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы развить слух.
- Разные тембры и темпы звучания мелодий — полноценная тренировка.
- Улучшается музыкальный слух вообще.
Мы не продаём кота в мешке
Вот один из уроков курса — это 18 урок (всего их 27), посвящённый ноте ля-диез первой октавы:
А вот результаты занятий по этой методике, человек называет ноты:
И, разумеется, обязательно скачайте демо-версию Ухогрыза и всласть потыкайтесь 🙂
Вот отзыв одного из наших клиентов:
Я развил абсолютный слух!
«Могу с уверенностью сказать, что на тот момент когда Вы отправили мне сообщение, я уверенно и безошибочно определял все ноты (правда, только на белых клавишах) первой октавы.
На сегодняшний день я почти мгновенно узнаю и называю все ноты белых и трёх чёрных (до-диез, соль-диез и ля-диез) клавиш большой, малой, первой, второй и третьей октав, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, скрипке, трубе, аккордеоне и других инструментах.
Узнавание звуков практически не зависит от их тембров. Я также могу определить высоту человеческого голоса и сам чисто спеть перечисленные ранее ноты.
Сам не знаю, как мне это удалось. После того, как я хорошо освоил первую октаву фортепиано, я перешел к узнаванию звуков других инструментов — гитары и скрипки. Гитара давалась сперва с большим трудом, я даже хотел бросить заниматься, но переборол себя и продолжил. И, как видно, не зря. Со скрипкой проблем было ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше (я говорю сейчас только о нотах первой октавы), а потом произошло чудо. Во-первых, незнакомый тембр почти перестал быть препятствием в определении звуков, во-вторых, существенно возросла скорость определения звука. А самое главное, что начиная с этого момента я стал узнавать ноты других октав даже без специальной подготовки, без концентрации внимания на звучании ноты и на её образе, словом, „на автомате“. Звучала какая-то нота, скажем, соль третьей октавы, и у меня сразу появлялась уверенность, что это именно соль. Каждая нота приобрела свою индивидуальную окраску, и просто невозможно было спутать её с другой, как невозможно не отличить желтый цвет от синего. Кстати, одна интересная особенность: мне легче назвать саму ноту, чем октаву, к которой она принадлежит.
Теперь я планирую добить две оставшиеся ноты, которые я ещё не совсем уверенно распознаю, (ми-бемоль и фа-диез) а также ещё увеличить быстроту определения нот, что тоже представляется мне очень важным.»
Максим Даминов, участник тренинга «Развитие абсолютного слуха», г. Москва
Если вам интересны и другие отзывы — они есть здесь.
В состав курса входят:
- Книга «Развитие абсолютного слуха».
- 27 аудиоуроков с объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
- Программа Ухогрыз, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Программа рассчитана на 3 октавы звуков (малая, первая, вторая), 3 тембра инструментов (фортепиано, гитара, флейта), 5 темпов воспроизведения мелодий.
- 13 мелодий — отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним — подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
- Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.
Общая длительность аудио — 16 часов 57 мин.
Полное освоение всего курса, включая подбор мелодий и прохождение Ухогрыза во всех темпах и тембрах инструментов, занимает около полугода неспешной работы.
Разумеется, если вы будете уделять Ухогрызу больше времени — сможете пройти и быстрее.
Бонус
Многие люди хотят развить слух для того, чтобы научиться петь.
Но в работе с голосом есть свои специальные приёмы. Например, как научиться петь и попадать в ноты (хотя бы в одну!), если вы совсем начинающий, или медведь хорошо погулял по ушам.
Поэтому на 16-м диске курса, помимо программы, для вас записана бонусная тема — «Как научиться чисто петь».
Вы дочитали до этого места и всё ещё не определились, нужен вам абсолютный слух или нет? Странно 😉
Так нужен или нет?
Если нужен — берите и заказывайте, две недели тягостных раздумий развитию слуха не способствуют.
Если же всё равно остались вопросы — просто наберите номер
+7 (499) 390-39-45 и задайте их!
Как получить курс
В связи с карантином курс можно получить только в электронном виде (скачать сразу после оплаты). Письмо со ссылкой для скачивания придёт автоматически.
Скачайте курс сразу после оплаты
Стоимость курса — книги, DVD со всеми материалами, включая бонус по пению и программу «Ухогрыз» — 3900 2700 р.
- Не обязательно находиться в России, можно получить курс откуда угодно.
- Вы начнёте заниматься в этот же день!
- Не нужно ждать посылку на почте.
- Нет шансов, что диски испортятся, побьются, поцарапаются и т.п.
- Посылку не «завернут» на таможне — а в связи с санкциями были случаи.
Источник