Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка

Разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка thumbnail

Составитель: Воробьева Г.В.

                                                   г. Саратов

Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

школьный психолог  Краснова С.В.

2

Опросник  Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

классный руководитель Воробьева Г.В.

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

школьный психолог  Краснова С.В.

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

школьный психолог

Краснова С.В.

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор — Филлипс.

3-4 неделя

ноября

школьный психолог  Краснова С.В.

6

Социометрия. Автор —  Дж. Морено.

3-4 неделя

декабря

школьный психолог

Краснова С.В.

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

учитель-предметник Воробьева Г.В.

2

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, математике

1 неделя октября

учитель – предметник Воробьева Г.В.

3

Выбор темы исследовательской работы по русскому языку

2 неделя октября

руководитель  

Воробьева Г.В.

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

Психолог  Краснова С.В.

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

классный руководитель

Воробьева Г.В.

Прогнозирование — индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Русский язык

1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах

2.Выраженный интерес к предмету

Индивидуальные и дистанционные консультации.

1.Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады

2.Участие в интеллектуальном марафоне «Любопытный бобрёнок»

Математика

1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах

2.Выраженный интерес к предмету

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем МОУ и учителями — предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом Воробьева Г.В.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные)

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом

, Краснова С.В.

руководителем МОУ,

педагогом Воробьева Г.В.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.

Классный руководитель Воробьева Г.В.

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка,

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и математике

1. Работа с учителем.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»

4. Посещение занятий кружка «Риторика»

1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.

2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике

1. Индивидуальные консультации.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»

4. Посещение занятий кружка «Риторика»

1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место

2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место

3.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» — 1 место

«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

1.Стать отличником по всем предметам

2.Заявить о себе на различных уровнях

3.Опробовать новый для меня вид обучения

1.Я внимательно слушал педагогов на индивидуальных консультациях.

2.Я усиленно занимался самостоятельно.

3.Я строил свой день в соответствии с режимом и спланированным графиком

4.Я не останавливался на достигнутом

5.Я корректировал свою работу в соответствии с обстоятельствами

6.Я занимался спортом, укрепляя здоровье и готовя организм к большим нагрузкам

Я научился:

1.не отступать от составленного плана

2.преодолевать трудности

3.добросовестно работать над собой

4.общаться с разными людьми в процессе обучения

5.адекватно оценивать свои достижения и корректировать деятельность в изменяющихся обстоятельствах

6.адекватно воспринимать как поражения, так и победы

6.прислушиваться к своему организму и реагировать на его запросы

Мне необходимо:

1.бороться с ленью

2.стать более собранным

3.активнее участвовать в жизни класса

4.повышать уровень своих знаний

5.активнее участвовать в новых для меня конкурсах, олимпиадах

6.расширить поле деятельности, добавить к углублённому изучению предмет «окружающий мир»

7.продолжить укреплять здоровье

Портфолио за 2016-2018 учебный год

Олимпиады:

1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.

2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -лауреат

3.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место

4.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место

Городские конкурсы, форумы:

1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место

2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место

3.Международный математический конкурс «Ребус» — диплом 2 степени

4.Школьный тур интеллектуального марафона «Любопытный бобрёнок» — 3 место

4.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» — 1 место

5. Школьный конкурс чтецов  «Литературная беседка» — 1 место

Подпись           Воробьева Г.В.

Источник

16

Индивидуальная программа развития

одарённого ребёнка

Составила педагог-психолог: Асташова О.В.

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут — это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.

Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка. Реализация программы невозможна без помощи психолога и учителя, которые, работая в тесном контакте с семьей, могут помочь ребёнку.

1.     Цель программы:создать необходимые условия для развития детской одарённости.

Задачи:

Развитие быстроты реакции.

Развитие коммуникативных навыков.

Привитие навыков этикета.

Развитие творческих способностей.

Воспитание трудолюбия.

Содействие формированию уверенности в себе.

Развитие способностей к учебным предметам.

Привитие навыков к физическим упражнениям.

2.     Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2017 – 2019 учебные годы, чтобы подготовить подростка к переходу в 10 класс и профориентации.

3. Участники программы:

Учащиеся 8 класса

Школьный психолог;

Учителя — педагоги школы;

Родительский комитет.

4. Ресурсы.

материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;

кадровые: психолог, учителя — предметники, школьный библиотекарь;

методические: книги, журналы, газеты, интернет — ресурсы.

5.Основные этапы реализации программы:

I этап: Информационно – аналитический.

II этап: Диагностический.

III этап: Коррекционно-развивающий.

IV этап: Саморазвитие.

I этап: Информационно – аналитический.

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

наблюдение

анкетирование (самого подростка, его родителей)

собеседование

изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)

Результаты наблюдения и анкетирования.

Захар очень спокойный человек. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе его ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения, за готовность прийти на помощь одноклассникам.

По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. Уроки физкультуры посещает.

Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенном доме. 

«Характеристика учащегося»

Дата рождения: 5 апреля 2003 г

Место жительства: Белгородская область, Грайворонский район, село Гора-Подол, улица Братьев Краснокутских, дом 3.

Родители: Александр Николаевич (отец), Инна Михайловн (мать)

Другие члены семьи: Максим (Старший брат)

Состояние здоровья: основная группа

Дополнительное образование: второй год обучается в художественной школе.

Итоги прошлого учебного года: был отличником.

Особенности личности: жизнерадостный, трудолюбивый, оптимист, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к учению хорошая, самооценка адекватная.

II этап: Диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение подростка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Провести диагностирование индивидуально – психологических способностей личности ученика (по В.Г.Максимову).

Приоритетные направления:

уровень логического и пространственного мышления;

уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;

уровень зрительной и слухоречевой памяти;

уровень словарного запаса;

уровень профессиональной склонности.

2. Провести диагностирование социального развития школьника.

Приоритетные направления:

уровень развития социальных качеств школьника;

ценностные ориентации.

По результатам работы составляется карта психологического развития ребенка.

Карта индивидуального психологического развития ребенка

Здоровье: хорошее-5 баллов

Учеба: отличная-5 баллов

Поведение: примерное-5 баллов

Общественная активность: активный участник классного коллектива -5 балла

Отношение к учебе: хорошее-5 баллов

Логическое и пространственное мышление: -5 баллов

Зрительная и слухоречевая память: -4 балла

Словарный запас: богатый-5 баллов

Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: планы неопределенные -2 балла

Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов

Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни

Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости -4 балла

Сравнительный анализ результатов диагностики

Уровень сформированности

в 7 классе

Уровень сформированности в I полугодии 8класса

Забота о своей школе

В делах класса участвует

Участвует в делах класса, привлекает к этому других

Любознательность

Сформирована

Хорошо сформирована

Реализация своих интеллектуальных способностей

Хорошо учится, при поддержке и внимании родителей

Стремится к знаниям

Организованность в учении

На уроках очень внимателен и активен

Работу на уроке и домашнее задание выполняет систематически

Саморазвитие

Во внеурочной деятельности участвует

Участвует в конкурсах различного уровня

Трудолюбие

Старается

Старается, является примером для одноклассников

Самостоятельность

в труде

Трудится без наличия контроля

Трудится без контроля со стороны взрослых в школе, но родительская опека присутствует

Уважительное отношение к старшим

Уважает старших, не допускает грубость

Уважает старших

Дружелюбное отношение к сверстникам

Доброжелателен

Отзывчив к друзьям, является примером в учёбе

Самоподготовка

Средний уровень

Полностью сформирована

Самодисциплина

Сформирована не полностью, очень зависим от опеки мамы

Сформирована полностью

Соблюдение правил культуры

Нормы и правила поведения соблюдает в полной мере

Правила поведения соблюдает

Требовательность

к себе

Проявляет себя в хороших поступках

Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся

Выводы: Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Захар стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.

Имеет отличные способности по всем предметам. Учится только на «5». Может самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Недостаточно хорошо осуществляет самоконтроль из-за постоянной опеки матери, но проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Имеет отличные результаты в учебе. На уроках активен, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную и развивающую литературу.

Захар с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий.

Любое дело доводит до конца. Предпочитает мыслительную деятельность увеселительным мероприятиям.

Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, практически не допускает ошибок.

Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.

Положительно реагирует на похвалу и порицание.

У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.

III этап: Коррекционно-развивающий. 

Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.

Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I и II этапов наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.

На основе диагностических данных (с помощью классного руководителя и родителей) ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, классный руководитель составляет индивидуальную программу развития ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка.

1. Проводить дополнительные занятия по таким предметам, как алгебра, русский язык, английский язык, история. Брать дополнительную литературу для углубленного изучения предметов.

2. Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем. Заняться исследовательской работой, для участия в будущем в конкурсах .

Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать на олимпиадах, конкурсах, спартакиадах различного уровня.

Выявлять общественную значимость своей деятельности. Определиться в выборе профессии. Участвовать во внеклассных мероприятиях по профориентации. Посещать различные организации.

Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!

Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.

Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личном «Портфолио.

IV этап: Саморазвитие.

Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.

Задачи:

•         развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•         формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

•         развивать рефлексивную и оценочную деятельность;

•         воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;

•         формировать культуру межличностных отношений. 

Для составления конкретного плана Захару предложен вспомогательный материал:

Индивидуальный план развития

ученика 8 класса

Новосёлова Захара

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

А. Направленные на здоровый образ жизни: ежедневно делать зарядку; в течение года — участие в акциях против наркотиков, курения, принимать участие в школьных спортивных мероприятиях.

Б. Учебные: закончить 7-й класс без четверок, активнее принимать участие в предметных неделях

В. Дополнительное образование: кружок вязания, художественная школа

Г. Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Бульдог», «Кенгуру».

Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута? Чья помощь необходима?

Надо быть упорной, терпеливой. Нужна поддержка родителей, учителей, одноклассников

3.Проанализируй результаты полугодия. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

Учиться было легко. Мало свободного времени, хотелось бы активнее участвовать в классных мероприятиях. Надо составить новый график распорядка дня, чтобы больше времени было на самообразование, на чтение художественных и развивающих книг. Буду больше посещать библиотеку.

Программа индивидуального развития на 2017-2018 учебный год

Общественная работа

+

План работы актива класса на год

сентябрь

+

Хочу быть лидером

День милосердия. Поздравление ветеранов войны, учителей ветеранов

1 октября

+

Конкурс «Бульдог»

+

Празднование дня учителя. День самоуправления. Проводить уроки в 3 классе

3 октября

+

Участие в предметных неделях:

Математика

Русский язык

Литература

Английский язык

Физика

История

География

Биология

По плану школы

+ (2 место)

+ (1 место)

+ (1 место)

+(1место)

Конкурс «Русский медвежонок»

+

Праздник новогодней елки

28 декабря

+

Классный час: «Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

январь

+

Участие в месячнике спортивно-оборонного движения:

январь-февраль

+

Игра – конкурс «Путешествие по стране Сообразим-Вообразим»

март

+

Конкурс «А ну-ка, парни!»

февраль

+

Конкурс «Кенгуру»

апрель

Познавательная викторина «Великая Отечественная война»

май

Игра «В стране Вежливых наук»

май

Здоровье

Профориентация

Механизм реализации программы.

Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности Захара.

Согласовать с учителями-предметниками сроки дополнительных занятий, подобрать дополнительную развивающую литературу.

Согласовать с учителями-информатиками время и день работы за компьютером, обеспечить помощь в сборе и обработке информации.

Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.

На основе диагностики создать развивающую программу.

Проводить текущий анализ реализации программы.

Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее учебную и внеклассную деятельность по этой специфике.

Проводить занятия по профессиональной ориентации. Готовить учащихся к выбору направления профильного обучения.

9. Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности Захара.

7. Планируемый результат.

Повышение результативности образовательного процесса;

повышение самооценки;

активное, результативное участие на предметных неделях;

активное, результативное участие на олимпиадах;

активное участие в конкурсах;

осознанный выбор направления профильного обучения

8.Риски реализации программы.

Ухудшение состояния здоровья

Недостаточная самореализация

Понижение активности

Переход в другую школу

Список использованной литературы

Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб.,

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.

Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./

Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации

6.С.Н.Костромина «Справочник школьного психолога».

7.Юркевич В.С. «Одарённый ребёнок».

8.Хуторской А.В. «Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения».

Источник