Разностороннее развитие ребенка в режимных моментах

Режимные моменты

 время проведения

Программные задачи

Содержание работы с детьми

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

— Самое главное — это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям.

— Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний вид детей.

_ Утренняя гимнастика способствует пробуждению всего детского организма, а также физическому развитию ребенка.

Прием детей воспитателем может осуществляться  в группе, приемной или на участке. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

 Конечно же пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать.

Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для этого систематически меняет интерьер групповой комнаты, вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у детей.

В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.

Подготовка к завтраку, завтрак

-воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

— Закрепить осознанное отношение к личной гигиене.

— Дать представления о необходимости правильного приёма пищи.

— Беседы, решения задач по этикету, вопросы поискового характера.

Организация умывания проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате — дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи. При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает оценку детям-дежурным. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

В процессе еды воспитатель постоянно контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания культурно-гигиенических навыков приёма пищи.

Игры и детские виды деятельности

— Развитие эмоционально-волевой сферы,

— Развитие нравственных качеств личности.

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности создана предметно-развивающая среда — с указанием названия и цели деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и тему, и цель, с уточняющими подробностями.

Непосредственная образовательная деятельность

-Реализуется через организацию различных видов детской деятельности  или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется воспитателями самостоятельно, в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.

Непосредственная образовательная деятельность должна органично вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на предыдущем этапе. Проводится НОД согласно календарному плану, в котором указаны программное содержание и цели.

Подготовка к прогулке, прогулка

— Оказывать закаливающее воздействие на организм ребенка в естественных условиях.

— Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей.

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непосредственной образовательной деятельности.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников.

Организация прогулки.

— Оптимизировать двигательную активность детей.

— Способствовать познавательно-речевому, художемтвенно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

См. пункт «Подготовка к завтраку, завтрак».

Подготовка к сну, дневной сон

— обеспечить спокойный и уравновешенный период подготовки ко сну.

-Формирование бережного отношения к вещам, аккуратность.

ВАЖНО! После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут.

Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная колыбельная песня, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.

Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия.

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой и родителями воспитанников.

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.

Игры, самостоятельная деятельность детей

— развивать психические познавательные процессы детей дошкольного возраста

-Стимулировать умственную активность детей

-обогащать и активизировать словарь детей.

Организуется аналогично пункту «Игры и детские виды деятельности».

Подготовка к полднику, полдник

См.  «Подготовка к завтраку, завтрак».

Организуется аналогично пункту «Подготовка к завтраку, завтрак».

Игры, прогулка, уход детей домой

— Совместная работа и  взаимодействие с родителями.

-см «прогулка, игры, приём детей»

Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей».

На вечерней прогулке а присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом отрицательное. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Источник

Наталья Олейник
Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО

Образовательная деятельность в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО

В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.

Режимные моменты — это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ. В этой деятельности решаются такие образовательные задачи как:

• формирование общей культуры детей

• культуры поведения, общения

• питания, сна, здоровья

• безопасности жизнедеятельности

• развитие личностных и физических качеств

• предпосылок к учебной деятельности

Осуществляя образовательную деятельность в режимных моментах я учитываю не только индивидуальные особенности детей их настроение, их предпочтение к тем или иным видам деятельности, но и стараюсь организовать режимные моменты так, чтобы в них отражались все виды направлений образовательной деятельности: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое, познавательное.

Режимные моменты планируются как в первой, так и во второй половине дня.

Прием детей.

Ласковый, приветливый прием детей является важным условием создания хорошего настроения детей. Во время утреннего приема воспитываем общую культуру поведения детей- привычку здороваться, разговаривать спокойным голосом, не кричать. Обращаем внимание на внешний вид детей, побуждаем к стремлению выглядеть опрятно.

Чтобы дети не ходили без дела, не мешали другим, я стараюсь включить детей в тот вид деятельности, который наиболее интересен им в данный момент: игры с другими детьми, понравившаяся ранее игрушка, настольные игры- пазлы, вкладыши, игры по сенсорике, если ребенок выказывает желание можно поручить ему посильное трудовое поручение.

При приеме провожу индивидуальные беседы. Можно спросить, что интересного видел ребенок по дороге в садик, обсудить погоду, сезонные изменения в природе.

Также проводятся общегрупповые беседы по лексическим темам («Домашние животные. Птицы»; «Красавица зима. Новый год» и др.) Использую примем рассматривания предметных картинок.

Пальчиковая гимнастика, проговаривание потешек, упражнение на звукоподражание проводится с учетом рекомендаций логопедов.

При формировании культурно-гигиенических навыков эффективно использую чтение стихов о воде,её пользе. В кратких беседах знакомлю детей с важностью значения воды в жизни людей, о необходимости бережного использования водных ресурсов. В процессе умывание уточняем название умывальных принадлежностей из какого материала они изготовлены. Называем их цвет, форму, уточняем свойства воды.

Во время приема пищи проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом («Чтобы не было беды, вспомним правила еды., о пользе здоровой пищи, уточняем название блюд, продуктов используемых в из приготовлении. Обращаю внимание детей на то как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении.

Подготовка к прогулке является моментом активного общения с детьми. В процессе одевания с детьми поддерживаю разговор с детьми о назначении предметов одежды, их сезонного назначения, уточняем название материалов из которых они изготовлены, деталей одежды. Все это способствует расширению и активизации словаря детей. Во время одевания повторяем полюбившиеся стихи, детские песенки, потешки. Прочтение такой потешки как «Вот они сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. » делает процесс обувания более непринужденным и успешным.

Во время прогулки я способствую тому чтобы дети провели ее с пользой для своего физического развития. Для этого проводятся подвижные игры развивающие быстроту,ловкость, выносливость. Провожу индивидуальную работу по развитию движений (равновесие, перепрыгивание, метание в цель, даль и др.)

При проведении посильного хозяйственного труда на участке повожу беседы о назначении орудий труда, их безопасном использовании. Способствую воспитанию уважительного отношения к труду, людям выполняющим эту работу.

Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой. Чтение стихов о том за чем наблюдаем, загадывание загадок о природных явлениях, домашних животных, знакомство с приметами, пословицами и поговорками способствует эмоциональной отзывчивости детей. расширяет их кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей.

По возвращении с прогулки, побуждаю детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Слежу за тем чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность.

Дневной сон необходим для полноценного отдыха детей. Перед сном мы проветриваем все помещения. Беседы о пользе для здоровья сна с притоком свежего воздуха, проведенные в непринужденной форме, способствуют формированию желания заботится о своем здоровье. Рассказанная в спальне потешка, спетая спокойным, ласковым голосом колыбельная вызывает у детей положительное отношение ко сну.

Одним из важных моментов своей деятельности считаю ежедневное чтение с детьми. Это могут быть как уже знакомые, полюбившиеся произведения так и знакомство с новыми. Поведение героев сказки, их поступки, личностные качества являются яркими примерами нравственного поведения. Эмоционально прочитанное произведение вызывает живой отклик в детях. Помогает понять и осознать красоту окружающей природы, сложность человеческих взаимоотношений, способствует пониманию добра и зла. Вместе с детьми мы рассматриваем яркие иллюстрации в книгах, обсуждаем увиденное, делимся своими впечатлениями. Художественное слово является одним из средств нравственно-эстетического воспитания.

Организованная таким образам образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач.

Источник