Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников№ 55 Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности Подготовила воспитатель группы раннего возраста Гребнева Ирина Вячеславовна

Слайд 2

«Прежде чем давать знания надо научить думать, воспринимать, наблюдать» В. Сухомлинский

Слайд 3

Малыш – природный исследователь окружающего мира Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний . Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, т.к. развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность . Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия,, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Слайд 4

В Федеральном Законе об образовании Российской Федерации указывается, что дошкольное образование должно быть направлено на: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и нравственно-эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности сохранение и укрепление здоровья детей. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно. (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.)

Слайд 5

Содержание образовательной области познавательное развитие по ФГОС предполагает: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале и т.д.), о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, об особенностях ее природы. Многообразии стран и народов мира.

Слайд 6

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности) Виды деятельности в раннем возрасте (1 год – 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами ( песок, вода, тесто и пр.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Слайд 7

Познавательно-исследовательская деятельность: форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Слайд 8

Основная цель познавательного развития: Развитие познавательных интересов и познавательных способностей сенсорных интеллектуально-познавательных творческих

Слайд 9

Стадии познавательного развития Любопытство Любознательность Познавательный интерес Познавательная активность

Слайд 10

Структура познавательной активности Ориентировочно -мотивационный Операционально -технический Регуляционно -оценочный Эмоциональное отношение к принятию задачи. Эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности. Динамика эмоционального состояния Степень эмоциональной насыщенности. Характер стремления к поиску решения задачи. Готовность к умственному напряжению. Стремление к самостоятельности Стремление к выполнению задания. Устремленность на результат. Отношение к полученному результату. Поведение при затруднениях. Степень сосредоточенности.

Слайд 11

Одной из основных целей познавательного развития является сенсорное воспитание. Ему я уделяю особое внимание в своей работе с детьми.

Слайд 12

Значение сенсорного воспитания Служит основой для развития воображения Развивает наблюдательность Готовит к реальной жизни Позитивно влияет на эстетические чувства Влияет на расширение словарного запаса ребенка Развивает внимание Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности Основа для интеллектуального развития

Слайд 13

В своей работе я поставила задачи: Задачи сенсорного развития Формирование у детей сенсорных эталонов: о цвете (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый); о форме : круг (шар), квадрат (кубик), треугольник (крыша), прямоугольник (кирпичик), овал (яичко); о величине : большой, маленький; о размере : длинный, короткий, широкий, узкий; о количестве : много, мало, один; о пространстве и о поверхности. Формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий: обводить пальцем по контуру, по длине; использовать прием наложения; ощупывать предметы. Создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем и пространственном мире.

Слайд 14

Формы работы Игровая форма обучения – ведущая ступень раннего детства. I . Дидактическая игра для маленького ребенка является наиболее подходящей формой обучения. Игра должна быть интересной, в соответствии с возрастом, не переутомлять, создавать хорошее настроение, вызывать радость (ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, что-то сделал, произнес слово, добился результата ).

Слайд 15

II . Наблюдение у ребенка развивает способность замечать необычное в природе, побуждает малыша к самостоятельному поиску элементов объекта, выделению их. У детей развивается сенсорное восприятие цвета, активизируется словарь.

Слайд 16

III . Развивающие образовательные ситуации. «Играем в сказки» – развивать умение раскладывать предметы в определенной заданной последовательности, выражать в речи изменение величин (больше, меньше), цветовые отличия; «Поможем солнышку найти свои лучики, которые потерялись», «Поможем починить кукольную одежду» — развивать умение воссоздавать недостающую часть, используя для этого лоскутки, имеющие сходство с геометрическими фигурами; «Мягкое и твердое, твердое и мягкое» — активизировать действия детей по определению твердости и мягкости предметов, как их свойств;

Слайд 17

IV . Подвижные игры . V . Творческие игры. «Едим на паровозике в весенний лес» (творческая отобразительная игра) «Прогулка по волшебному лесу»

Слайд 18

VI . Индивидуальная работа с детьми Игра «Собери снеговика» Игра «Нарядим елочку» VII . Совместные игры – экспериментирования воспитателя с детьми . Игры на развитие мелкой моторики рук.

Слайд 19

VIII . Музыкотерапия Цель : развитие слухового восприятия, воображения, создания эмоционального настроения. Использование звукозаписи «Голоса леса», «Звуки природы», «Голоса птиц».

Слайд 20

Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей дидактических игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы.

Слайд 21

Работа с родителями

Слайд 22

Календарный план в группе раннего возраста на один день День недели Число Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая) Индивидуальная работа Образовательная область в режимных моментах Пятница Утро Познавательное развитие Д/игра «Приметы весны» Цель: вызвать желание выкладывать приметы весны из различных геометрических форм (синий ручеек, красное солнце, зеленая травка), называть цвет, форму. Развивать сенсорное познание, моторику рук. Д/игра «Цветные палочки» Цель: способствовать развитию у детей желания и умения выполнять задание, выкладывать различные изображения (дорожку, лесенку) по образцу определенного цвета, обыгрывать результат, развивать мелкую моторику рук. Развивающая образовательная ситуация «Поможем куклам одеться на прогулку» Задачи: освоение умения раскладывать 3-4 шарфика в определенной последовательности (от длинного к короткому и наоборот), Сравнивать шарфики по длине, цвету, выбирать необходимый. Самостоятельно подбирать пару обуви. Пользоваться словами: удобно-неудобно, подходит – не подходит Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Вместе с детьми раскрасить красками форму солнышка. Спросить детей о том, что закрасили, каким цветом? Цель: развивать творчество, познание детей о весеннем солнышке, желание играть с ним, воспроизводить различные движения. Физическое развитие Подвижная игра «Солнышко и дождик» (ОД – бег, ориентировка в пространстве) Цель: упражнять в умении ходить стайкой, хлопать в ладоши, по сигналу убегать под зонтик, создать веселое, радостное настроение.

Слайд 23

День недели Число Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая) Индивидуальная работа Образовательная область в режимных моментах Непосредственно образовательная деятельность Художественно – эстетическое развитие Музыка Музыкально – ритмическая деятельность «Ручейки» Цель: продолжать разучивать движения танца, умение танцевать с атрибутами (ленточками), закреплять знание основных цветов (синий); воспитывать культуру движения. Приемы: показ, указание, упражнение. Воспитатель контролирует правильность выполнения движения. 2. Пение. Песни «Ой, вода», «Воробей» Цель: продолжать совершенствовать у детей умение припевать мелодию песни. Воспитывать бережное отношение к своему голосу. Приемы: показ, обучение. Воспитатель помогает детям, поет вместе с детьми. 3. Слушание «Медведь» Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик, закреплять умение самостоятельно узнавать персонажа в зависимости от характера музыкального произведения, передавать характерные движения персонажа. Воспитатель помогает детям в случае затруднения. 4. Игра на музыкальных инструментах (погремушках). Песня «Вот послушай, зайка». Цель: способствовать умению различать средства музыкальной выразительности, играть на инструментах в соответствии с прослушанной музыкой. Воспитатель помогает детям в случае затруднения. Прогулка Познавательное развитие Наблюдение за ветерком «Ветерок проснулся» Цель: развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (радость, удивление : «дует ветерок теплый, ласковый»); предложить послушать, как ветерок шумит. Предложить детям «поискать» ветерок (деревья качаются, травка шевелится и покачивается). Вызвать у детей интерес к данному явлению природы. (М. В. Коробова «Малыш в мире природы» стр. 84)

Слайд 24

День недели Число Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая) Индивидуальная работа Образовательная область в режимных моментах Прогулка Физическое развитие Подвижная игра «Весенний ветерок» Цель: упражнять детей в выполнении основных движений (бег), упражнять в выполнении движений (поднимать руки через стороны вверх, выполнять наклоны вперед – назад, воспроизведя звукоподражание «дует ветер» — «Ш-Ш-Ш») ОД: Бег. Подвижная игра «Прокати мяч в ворота» Цель: упражнять детей в умении прокатывать мяч, попадать мячом в ворота, совершенствовать у детей знание о круглой форме мяча. «Моем руки тщательно с мылом обязательно» Цель: закреплять культурно – гигиенические навыки у детей. Социально-коммуникативное развитие Игры детей с султанчиками и вертушками Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик. «Поможем весне» Цель: вызвать у детей желание «помогать весне», наводить порядок на своем участке, закреплять умение пользоваться метелочками, граблями. Вечер Непосредственно образовательная деятельность Художественно- эстетическое развитие Рисование Тема «Поможем деревцам принарядиться зеленой листвой» Цель: вызвать желание у детей помогать деревцам наряжаться в зеленые листочки. Продолжать совершенствовать навыки у детей правильно держать кисть, пользоваться краской, рисовать приемом – примакивание; называть цвет листьев – зеленый; вызвать у детей эмоциональный отклик, любование. Материал: бумага белая с нарисованным деревом, кисти, гуашь зеленая, баночки с водой. Методы и приемы: игровой (появляется девочка Машенька), рассматривание, показ, любование своими рисунками. Образовательная ситуация: «разбудим деревья с помощью кисточек». (Г.Г. Григорьева «Малыш в стране Акварели» стр. 94)

Слайд 25

День недели Число Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая) Индивидуальная работа Образовательная область в режимных моментах Прогулка Социально-коммуникативное развитие Творческая отобразительная игра «Весной в лесу» Цель: вызвать желание пойти в весенний лес, встретить лесных зверей (лисичку, зайчика, медведя), поиграть с ними, угостить зверят; развивать игровые действия, доброе отношение к животным. Игра «Можно-нельзя» Цель: закреплять правила поведения в природе весной. Физическое развитие Подвижная игра «Автомобиль» Цель: упражнять в умении действовать в разных условиях, бегать по прямой и извилистой дорожкам, «объезжать» предметы, находить свой гараж в соответствии с цветом своей машины; различать и называть цвета. ОД: бег в разных направлениям Рисование мелками «Разноцветные шарики» Цель: упражнять в умении рисовать округлые формы, закреплять знания основных цветов.

Слайд 26

Литература Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений/Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова , Д.В. Сергеева и др.- М.: Просвещение, 2007. – 80 с. Организация экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста/ под редакцией Л.Н. Прохоровой – М.: АРКТИ, 2004. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.: ил.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник

Виктория Шумарова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы развивать познавательный интерес детей — дошкольников.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, познавательный интерес.

Дошкольный возраст – это то самое время, когда ребенок стремиться познавать окружающий его мир и с интересом включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса.

Современный мир меняется стремительно, и для существования в нем человеку все реже удается опереться на отработанные мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценной жизни в интенсивно меняющейся среде человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.

Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Но без желания, заинтересованности и любопытства этих знаний не достичь.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольногообразования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».

Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи — все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему; зачем, как устроен мир, практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.

Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.

Познавательно-исследовательская деятельность или исследовательское поведение в чистом виде проявляется у детей старшего дошкольного возраста в виде экспериментирования с предметами, вербального исследования, вопросов, задаваемых педагогу.

Исследования Н. Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования у детей навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.

Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В обоих случаях дети используют умения:

• выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагать возможные решения и проверять их;

• делать выводы в соответствии с результатами проверки;

• применять выводы к новым данным и делать обобщения.

При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.

Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И. М. Коротковой):

• опыты (экспериментирование).

Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если., то. ; потому., что.); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.

• Коллекционирование (классификационная работы).

Задача данного типа исследовательской деятельности – освоение родовидовых отношений. Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т. п.) Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).

• Путешествие по карте.

Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути. Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т. п. В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).

• Путешествие по «реке времени».

Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

При отборе содержания познавательно-исследовательской деятельности необходимо тщательно проанализировать организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности, выявив факторы ограничивающие развитие познавательных способностей детей и определив способы их устранения.

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность:

• во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;

• во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

• в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;

• в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно — исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.

Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Использованные источники:

1. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№3. С. 4

2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М.: КноРус, 2011.

3. Щукина Г. И. Проблема познавательных интересов в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Просвещение, 1971.- 234 с.

Источник