Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Конспекты›Консультация для начинающих педагогов «Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Разностороннее развитие ребёнка в игровой деятельности» Выполнила: Кирилюк Н.А. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 74 «Радуга»
2 слайд
Описание слайда:
Актуальность проблем игровой деятельности Исчезновение игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте; Игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребёнка; Руководство играми ребенка несет на себе отпечаток излишнего напора и указки со стороны взрослого.
3 слайд
Описание слайда:
Игровая деятельность способствует умственному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности. Только в игре ребёнок проявляет свою активность, раскрывает свой творческий потенциал
4 слайд
Описание слайда:
Игровая деятельность ( по мнению Д.Б. Эльконина) — ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которого являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях, В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых. Констатирующими моментами игровой деятельности ребенка являются: воображаемая ситуация, игровая роль и игровые правила
5 слайд
Описание слайда:
СУБЪЕКТИВНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА САМОЙ ИГРЫ ЦЕЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 слайд
Описание слайда:
Задачи: Развитие коммуникативных качеств в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации); Развитие у детей образной памяти, внимания, речи; Развитие координации и мелкой моторики; Формирование в процессе игр нестандартного мышления; Развитие воображения как основы творческой деятельности; Организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий
7 слайд
Описание слайда:
Игровая деятельность детей, в соответствии с ФГОС ДО, является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Она способствует развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, представленных ООП ДО образовательными областями: :
8 слайд
Описание слайда:
Целевые ориентиры
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Игровые методы в обучении детей Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры
12 слайд
Описание слайда:
Основные виды игр Сюжетно-ролевые; Дидактические; Подвижные; Игра с предметами; Интеллектуальные.
13 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1680088
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Слайд 1
по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» : Старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 436 Кандидатова Е.А. Город Нижний Новгород 2014 Методическая разработка учебного занятия на тему: «Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности»
Слайд 2
Содержание: Актуализация выбранной темы …………….. 3 слайд Технологическая ситуация по теме………. 3 слайд Система средств к технологической ситуации ………………………………………. 4-20 слайд Список литературы ………………………….. 21 слайд
Слайд 3
Актуальность проблемы Актуальность выбранной темы заключается в том, что: Игра перестала носить творческий характер Создание системы непрерывного образования детей Низкий уровень психологической личностной готовности детей к школе Ухудшение психологического здоровья детей Изучением игры в дошкольном возрасте занимались: Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. Технологическая карта по теме: «Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности»
Слайд 4
Средства для организации целевого пространства 1.1 Тема: «Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности»
Слайд 5
1.2 Значение игры в развитии ребенка В игре происходят изменения психики и личности детей, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.
Слайд 6
1.3 Причины ухода игры из жизни детей Непонимание развивающего значения игры; Неопределенность терминологии, подмена и смешение понятий игры как педагогической формы работы и игры как самостоятельной деятельности детей; Приоритет знаний и обучения детей; Отсутствие четкого времени в режиме дня на самостоятельную игру детей; Неумение воспитателей играть, управлять своей игрой, затруднения в руководстве, планировании игр детей, создание развивающей предметно – пространственной среды.
Слайд 7
2.1 Понятийный словарь Игра Игровое действие Двухпозиционность в игре Сюжетно – ролевая игра Театрализованная игра Подвижная игра Режиссерская игра Настольно — словесная игра Строительная игра
Слайд 8
2.2 Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д.Б.Эльконина
Слайд 9
2.3 Диагностика игры у детей дошкольного возраста . Диагностика игры позволяет: контролировать своевременность формирования игровой деятельности каждого ребенка, определять соответствие игры оптимальному уровню, возможные варианты отклонений от него; своевременно индивидуализировать, корректировать создание условий с учетом уровня развития игры каждого воспитанника, а также зоны его ближайшего развития; определять степень эффективности педагогической деятельности по развитию игры каждого воспитанника и группы в целом.
Слайд 10
Диагностика игры по Н.Ф.Комаровой Методика диагностирования игры детей Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получать, можно использовать следующие методы. 1. Наблюдение за играми детей в группе, на участке, их протоколирование. С этой целью можно использовать технические средства — фотосъемку, магнитофонную запись высказываний детей в игре. 2. Беседы с воспитателями о содержании игр, о способах решения детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности. 3. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он обязан тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры . Диагностический лист для воспитателей, с основными показателями развития игры.
Слайд 11
Планирование игровой деятельности Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры: Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды. В плане планируется деятельность воспитателя, а не деятельность детей. Планируются задачи руководства игрой и методические приемы, направленные на реализацию этих задач.
Слайд 12
Преимущества перспективного планирования: Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра». Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы. Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода): — ознакомление с окружающим; — обогащение игрового опыта; — изменение игровой среды; — активизация общения взрослого с ребенком. Рекомендации педагогам по планированию игровой деятельности прилагаются
Слайд 13
Построение предметно – пространственной среды по игровой деятельности « Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И.Тихеева
Слайд 14
При отборе оборудования, учебно-методического и игрового материала для детского сада необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой . 1.Концепция дошкольного воспитания (1989 г.); 2.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.); 3. Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 4.Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10. 2010 г.; 5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» пункт 3.3 6 .Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.; 7 .Письмо Министерства образования РФ от 15.05.2004 № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»; 8 .Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000 г.)
Слайд 15
Принципы построения предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы; Трансформируемость пространства. Полифункциональность материалов Вариативность среды Доступность среды Безопасность среды
Слайд 16
2.4 Практическое задание Уважаемые педагоги! Прошу Вас разработать фрагмент перспективного плана игровой деятельности( тема и группа на ваш выбор) по схеме: Тема: Ознакомление с окружающим Обогащение игрового опыта Изменение предметно – игровой среды Активизировать общение педагога с детьми
Слайд 17
2.5 Интеграция образовательных областей.
Слайд 18
2.6 Социально – коммуникативное развитие Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Слайд 19
Целевые ориентиры дошкольного образования (ФГОС ДО) проявляет инициативность и самостоятельность; уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; обладает развитым воображением; достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности; проявляет творческие способности; развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности; проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
Слайд 20
Подведем итоги: Б ыло трудно что….. Я научилась …. Я поняла, что …. Мы изучили ……
Слайд 21
Список используемой литературы Бабунова , Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова . — М.: ТЦ Сфера. 2007 Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Academia , 2010. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова , А.В.Запорожца , Б.Ф.Ломова . — М.: Педагогика, 2003. С. 112 . Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
Источник
1
Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности Гуровой О.В. кан.психол.н., доцента кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО) (презентация составлена на основе презентации Гуровой О.В. кан.психол.н., доцента кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО НИРО) Степанская Светлана Александровна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 130» г. Дзержинск 2014
2
Актуальность проблемы Низкий уровень развития предметной, продуктивной деятельности детей Ухудшение психологического здоровья детей Создание системы непрерывного образования детей Низкий уровень психологической личностной готовности детей к школе Игра перестала носить творческий характер
3
Причины ухода игры из жизни детей Непонимание развивающего значения игры Неопределенность терминологии, подмена и смешение понятий игры как педагогической формы работы и игры как самостоятельной деятельности детей Приоритет знаний и обучения детей Отсутствие времени в режиме дня на самостоятельную игру детей Неумение воспитателей играть, управлять своей игрой, затруднения в руководстве, планировании игр детей, создании развивающей предметно- игровой среды.
4
Специфические особенности игры как деятельности Дискуссионным в науке является вопрос о критериях игры 1) «Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком» (Д.Б.Эльконин) 2) «Основа игры- создание мнимых ситуаций» (Л.С.Выготский) Непродуктивный вид деятельности Мотив игры заключен не в результатах деятельности, а в самом процессе игры «Игра- это отражение социальных отношений между людьми» (Д.Б.Эльконин) Насыщенность игры естественными яркими, положительными эмоциями Связь игры с развитием воображения Двухпозиционность игровой деятельности. Это означает, что играющий может одновременно находиться как в игре (внутри нее), так и вне игры. (Е.Е.Кравцова )
5
Ответьте на вопрос «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «игра»? Выберите одно из представленных ниже определений: действия ребенка с игрушкой; принятие ребенком на себя роли, отражение трудовых действий взрослых; отражение ребенком общественных отношений между людьми; спонтанно возникающая деятельность, доставляющая ребенку удовольствие.
6
Отличие игры от игровых форм организации жизнедеятельности Игра как деятельность Игра как форма организации жизнедеятельности самостоятельность инициативность ребенка Опосредованное внесение взрослым содержания в соответствии с задачами формирования игры как деятельности самостоятельность инициативность ребенка направляющая роль взрослого, контроль, оценка, коррекция принадлежат и педагогу и ребенку позитивные эмоции, мотивация от процесса, не имеет четко обозначенного результата, Позитивные эмоции мотивация достижения, результат- развитие познавательных способностей личностных достижений детей; Спонтанность, креативность, непредсказуемость Креативность, открытие ребенком неоднозначных способов решения проблем
7
Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д.Б.Эльконина 1 этап От рождения до трех лет Предметная игра 2 этап От трех до шести лет Сюжетно-ролевая игра 3 этап От шести до семи лет Игра с правилами
8
Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Л.С.Выготского – Е.Е.Кравцовой Вид игры Способы задания воображаемой ситуации Режиссерская Соединение предметов по смыслу Образная Образ Сюжетно-ролевая Две взаимно дополнительные роли Игра с правилами Правило Режиссерская Соединение предметов по смыслу
9
Общение Воображение Эмоции ИГРА Значение игры для развития ребенка В игре происходят важнейшие изменения психики и личности детей, осуществляется подготовка к новой более сложной деятельности- учению, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.
10
Условия формирования игры Проблемы руководства играми детей навязывание детям сюжетов игр по чужим сценариям; воспитатели ДОО не желают, не умеют играть, управлять своей игрой; при выборе методов, приемов руководства игрой не учитывают закономерности ее развития у детей. Игровая компетентность педагога: создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды; деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя субъектами игры; создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали; способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней.
11
Условия формирования игры Основные подходы к обучению детей игровой деятельности 1. Методика комплексного руководства играми детей (С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина, Н.Ф.Комарова). Обучение детей игре строится на основе на основе логики развития игры, поэтапного формирования ее как деятельности 2. Методика обучения детей игре (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова). Формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способа отображения окружающего мира. 3. Развитие воображения детей в игровой деятельности (Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Е.Л.Бережковская). Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.
12
Условия формирования игры В модели образовательного процесса должно быть: наличие специального времени для игры; возможность свободного и содержательного общения детей со взрослыми и сверстниками. Адекватная предметно-пространственная среда (в соответствии с требованиями ФГОС ДО): насыщенность среды; трансформируемость игрового пространства; полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм); доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства; вариативность среды (наличие микро пространств для разных видов игр); безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья).
13
Проблемы диагностики игры детей эпизодическое проведение диагностики педагогами на уровне описания игр непонимание назначения, показателей, процедуры проведения диагностики игр; отсутствие глубокого анализа диагностических материалов и интерпретации полученных материалов для последующего планирования и коррекции воспитателем педагогической деятельности. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ИГРЫ ПОЗВОЛЯЕТ: на научно обоснованном уровне контролировать своевременность формирования игровой деятельности каждого ребенка, определять соответствие игры оптимальному уровню, возможные варианты отклонений от него; своевременно индивидуализировать, корректировать создание условий с учетом уровня развития игры каждого воспитанника, а также зоны его ближайшего развития; определять степень эффективности педагогической деятельности по развитию игры каждого воспитанника и группы в целом.
14
Диагностика игры (Н.Ф.Комарова) Показатели развития игры Содержание игры имена Оля Ян 1. Замысел игры появляется а) с помощью взрослого; б) самостоятельно 2. Разнообразие замыслов 3. Самостоятельность при постановке игровых задач а) ставит взрослый б)самостоятельно — Способы решения игровых задач 4. Разнообразие игровых действий с игрушками Наличие игровых действий с предметами-заместителями а) с помощью взрослого; б) самостоятельно 6. Наличие игровых действий с воображаемыми предметами а) с помощью взрослого; б) самостоятельно Принимает роль, разнообразие, выразительность ролевых действий, наличие ролевых высказываний (беседы) +- Взаимодействие детей в игре. 12. Вступает во взаимодействие а) со взрослыми; б) со сверстниками -+
15
Проблемы планирования игровой деятельности детей планируется тематика игр детей (игровая деятельность), которая не связана с работой воспитателя по ознакомлению воспитанников с окружающим; отсутствует система в календарном планировании: не планируются задачи на обогащение содержательной стороны игры, обогащения игрового опыта, формирование положительных взаимоотношений между детьми, на развитие личностных качеств детей; не реализуется в календарном планировании принцип индивидуального подхода; не вносятся коррективы в планирование воспитателем педагогической деятельности, исходя из результатов диагностики игр детей; не прослеживается динамика в календарных планах в части усложнения задач по обогащению игрового опыта как отдельных детей и группы детей в целом.
16
Основные требования к календарному планированию воспитателем педагогической деятельности по развитию игры и ребенка в ней В календарном плане планируется деятельность воспитателя, а не деятельность детей. Планируются задачи руководства игрой и методические приемы, направленные на реализацию этих задач. Планируемые задачи направлены на обогащение содержательной стороны игр детей, формирование у них предметных и ролевых способов решения игровых задач, развития положительных взаимоотношений между детьми, самостоятельности творчества. Примерные варианты планируемых задач Обогащение игрового опыта Побуждать Колю, Ваню, Таню использовать обобщенные действия с игрушками в играх. Побуждать … самостоятельно использовать предметы- заместители для игр, изображенные на плоскости ( на столе) Побуждать … вариативно использовать в играх знакомые предметы в качестве заместителей.
17
Проблемы использования педагогами игры в обучении детей Ошибочное решение педагогами вопроса о взаимосвязи игры и обучения жесткое разделение педагогами игры и обучения. Использование педагогами игрушек, различных предметов для привлечения внимания детей к усвоению того или иного предметного содержания. В результате обучение не носит развивающего характера, воспитатели не знают какую игру подобрать, как ее организовать, включить в нее то или иное учебное содержание. Для решения вопроса о том, как использовать игру в обучении надо по- новому подойти к пониманию игры как ведущей деятельности и к понятию целенаправленного обучения: (субъектами в образовательном процессе должны быть и педагог и ребенок, реактивное обучение должно быть трансформировано в спонтанное, в обучении, воспитании главными моментами являются не усвоение знаний, а создание условий для оптимального развития ребенка. В содержание понятия целенаправленного обучения включается не только НОД, но и вся жизнь ребенка. Дидактическую функцию могут выполнять только те виды детской игры, которые перестали быть ведущей деятельностью, а превратились в форму организации жизнедеятельности ребенка
18
Характеристики возможных достижений ребенка: проявляет инициативность и самостоятельность; уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; обладает развитым воображением; достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности; проявляет творческие способности; развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности; проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментироват ь. Целевые ориентиры дошкольного образования (ФГОС ДО)
19
Социально-коммуникативное развитие Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
20
Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Подвижные игры Физическое развитие Подвижные игры Познавательное развитие Игры с правилами Познавательное развитие Игры с правилами Речевое развитие Театрализованные игры Речевое развитие Театрализованные игры Социально-коммуникативное развитие Сюжетные игры Социально-коммуникативное развитие Сюжетные игры Художественно-эстетическое развитие Музыкальные игры Художественно-эстетическое развитие Музыкальные игры Интеграция образовательных областей
Источник