Различные взгляды на роль воспитания в развитии личности ребенка

Воспитание
предполагает целенаправленную
деятельность общества по управлению
процессом развития человека через
включение его в различные виды социальных
отношений в учебе, общении, игре,
практической деятельности.

Для
осуществления такой деятельности
общество использует все имеющиеся в
его распоряжении средства – искусство,
литературу, массовые средства
распространения информации, учреждения
культуры, учебные заведения, общественные
организации. [5, с. 520]

Воспитание
рассматривает свой объект одновременно
в качестве своего субъекта. Это означает,
что целенаправленное влияние на детей
предполагает их активную позицию.

Воспитание
выступает как этическое регулирование
основных отношений в обществе; оно
должно способствовать реализации
человеком себя, достижению идеала,
который культивируется обществом.
Воспитание исходит из качеств общественной
морали, и эти качества получает индивид
в процессе воспитания. В своем единстве
развитие и воспитание составляют
сущность формирования человека. [2, с.
100]

Воспитание
предполагает вооружение человека
определенной суммой общественно-необходимых
знаний, умений и навыков, подготовку
его к жизни и труду в обществе, к соблюдению
норм и правил поведения в этом обществе,
общению с людьми, взаимодействию с его
социальными институтами. Иными словами,
воспитание должно обеспечивать такое
поведение человека, которое будет
соответствовать нормам и правилам
поведения, принятым в данном обществе.
Это не исключает формирования
индивидуальных черт и качеств личности,
развитие которых обусловлено как
индивидуальными задатками человека,
так и теми условиями, которые может
предоставить ему общество для развития
этих задатков. [5, с. 520]

Воспитание
— это очень важный фактор, оказывающий
большое влияние на развитие и формирование
личности человека.

Важнейшие
закономерности и факторы развития и
формирования личности можно рассматривать
как внешние и внутренние.

К
внешним относятся совокупное влияние
вышеназванных сред и воспитания. [1, с.
78]

К
внутренним факторам – природные
потребности и влечения, потребности в
общении, альтруизме, доминировании,
агрессивности и специфические социальные
потребности – духовные, творческие
потребности, нравственно–ценностные,
потребности в самосовершенствовании,
интересы, убеждения, чувства и переживания
и так далее, возникающие под воздействием
среды и воспитания. В результате
комплексного взаимодействия этих
факторов происходит развитие и
формирование личности. [2, с. 101]

В
процессе развития сложно найти период
равномерного влияния всех факторов.
Как правило, наблюдается поочередное
или групповое их преобладание

Внешние
факторы формирования личности, проявляясь
через сильное биологическое начало
(имеем в виду и изначальную духовную
субстанцию), обеспечивают развитие,
совершенствование. Не всегда в достаточной
степени биологическое в человеке
подчиняется внешним факторам развития.
Видимо, некоторый генетический атавизм
имеет место в биологическом развитии.
[5, с. 521]

Педагогическая
практика знает немало примеров, когда
великолепные условия жизни и воспитания
не давали положительных результатов,
или, с другой стороны, в тяжелейших
семейных, социальных, бытовых условиях,
в условиях голода и лишений (годы войн),
но при правильной организации
воспитательной работы, создании
воспитательной среды достигались
высокие позитивные результаты развития
и формирования личности. [6, с. 215]

Педагогический
опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает,
что в первую очередь формирует личность
система отношений, складывающаяся у
личности со средой и окружающими ее
людьми, создаваемая родителями и
педагогами, взрослыми. [6, с. 215]

Воспитание
может рассматриваться и как составная
часть влияния социальной среды на
человека, но оно является вместе с тем
одним из факторов внешнего воздействия
на развитие человека и формирование
его личности. Отличительной особенностью
воспитания является, кроме его
целенаправленности, и то, что оно
осуществляется лицами, специально
уполномоченными обществом для выполнения
этой его социальной функции. [2, с. 102]

Развитие
ребенка происходит в условиях многообразных
отношений положительного и отрицательного
характера. Система педагогически
обоснованных воспитательных отношений
формирует характер личности, ценностные
ориентации, идеалы, представления,
мировоззрение, чувственно-эмоциональную
сферу. Однако не всегда ребенок
удовлетворен правильно организованной
системой отношений.

Системой
отношений для него не актуализируется
в жизненно необходимую. Формируя
многообразие отношений к реальности,
она иногда не учитывает внутреннее “Я”
индивидуальности, психическое развитие
и условия физического развития, скрытую
внутреннюю позицию воспитуемого. [5, с.
523]

Высокий
результат развития и формирования
достигается, если воспитательная система
в лице педагога обеспечивает тонкое
психолого-педагогическое влияние в
контексте единомыслия с ребенком,
обеспечивает гармонию складывающихся
многообразных отношений, уводит его в
мир духовной деятельности и ценностей,
инициирует его духовную энергию,
обеспечивает развитие мотивов и
потребностей. [5, с. 524]

Но,
в то же время, анализируя закономерности
воспитания как общепланетарного явления,
хотелось бы отметить и то, что осознанное
отношение к своему совершенствованию
и предназначению на Земле — это, пожалуй,
основное объективное условие продолжения
и сохранения жизни. И в этом смысле
воспитание — явление, взращенное и
сохраненное в генетическом коде
человечества.

Важным
фактором в развитии выступает личность
самого ученика (или человека вообще)
как саморегулирующей, самодвижущей,
саморазвивающейся, самовоспитывающейся
персоны. [3, с. 273]

Активность
личности человека видится в двух
аспектах: чисто физическая и психическая.
[1, с. 76]

Эти
два вида активности могут в отдельном
человеке проявляться во множестве
комбинаций: высокая физическая активность
и низкая психическая; высокая психическая
и низкая физическая; средняя активность
и физическая и психологическая; низкая
активность и физическая и психологическая
и ому подобное.

Функция
воспитания в данном случае будет
сводиться к развитию («запуску») в
ребенке механизмов саморегуляции,
самодвижения, саморазвития.

Во
многом – человек творец самого себя.
При том, что определенная программа
индивидуального развития заложена уже
на генетическом уровне (в том числе
физическая и психическая предрасположенность),
за человеком остается право развивать
себя.

Однако
сила его воздействия зависит от целого
ряда обстоятельств, и значение его по
отношению к влиянию среды и наследственности
бывает неодинаковым. [2, с. 104]

Результатом
процесса воспитания должно стать
эффективная социальная адаптации
человека, а также его способность в
определенной мере противостоять
обществу, жизненным ситуациям, которые
мешают его саморазвитию, самореализации,
самоутверждению.

Иными
словами, в ходе воспитания необходимо
помочь человеку определить равновесие
между идентификацией с обществом и
обособлением в нем.

Адаптированный
в обществе человек, не способный
противостоять ему (конформист), является
жертвой социализации. [5, с. 525]

Человек,
не адаптированный в обществе, также
является ее жертвой (правонарушитель,
девиант).

Гармонизация
отношений человека и его окружения,
смягчение неизбежных противоречий
между ними является одной из важных
задач процесса воспитания.

Поэтому
воспитание начинает принимать иной
смысл: не навязывание, не передача
социального опыта, а управление
социализацией, гармонизация отношений,
организация свободного времени. [1, с.
78]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #

    16.05.20157.71 Mб114Конструкционные стали. Учебное пособие.doc

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
— диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
— организация учебно-воспитательной деятельности детей;
— использование положительных факторов в развитии качеств личности;
— содержания воспитания, средств и условий социальной среды;
— воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
— формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
”Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического”. Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.
Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
При организации воспитания педагогам следует помнить, что разные виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.
Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.
Подлинные достижения человека накапливаются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-нибудь значительное, человек и сам растет; в творческих, добродетельных делах важнейший источник его роста. “Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия”. Воспитание и деятельность создают основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов, практика нейролингвистического программирования (НЛП). Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий— вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя читателя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей, как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % — своим способностям и склонностям.
Организуя воспитание, видимо, следует исходить из идей Л.C. Выготского о двух взаимосвязанных зонах развития: актуального и ближайшего, учитывать их индивидуальные возможности и адекватность требований, развитость мотивационной сферы воспитуемых.
Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания. К внутренним факторам — природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности — духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д., возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.
До сих пор в педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности (двигательной, познавательной активности общения) и активности своего совершенствования, саморазвития. Иными словами, это формирование мотивации.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что все в развитии личности в определенной степени внешне обусловлено, но не вытекает прямо из внешних условий. В этом плане созвучна и позиция Р.С. Немова: “Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется со-циальноприродным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение”.
Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Наверно, не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии. Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности. Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашви-ли показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.
Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений. Она для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.
Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле — это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание — явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.
Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.
Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.
На человека оказывает влияние ряд факторов, обусловливающих его активность. Первым из них выступает его наследственность, определяющая его атомно-физиологическую и психическую организацию. Вторым фактором выступают средовые условия. И третий фактор — это воспитание в широком смысле слова. Оно может оказать влияние на развитие физической и психической активности через систему специально организованного обучения и собственно воспитания. Для школьников — это воспитание, развитие познавательного интереса к учению, формирование мотивации учения, развитие мыслительной активности, развитие системы ценностных ориентации, духовных идеалов, духовных и материальных потребностей.
Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом — человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, хочется заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных (прежде всего социального происхождения) факторов расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты. Происходит замена духовных ценностей чувственными и материальными, растет число наркоманов, садистов и маньяков разной направленности, представителей сект, готовых к уничтожению чуть ли не всего человечества ради своей идеи, людей с суицидальным поведением, психопатов (людей, не способных идти ни на какие компромиссы), “когда созданный людьми мир вещей начинает превалировать над миром человеческих ценностей”. Видимо, обществу нужны новые теории и концепции, диалектическая переоценка уже имеющихся социальных и социально-психологических ресурсов, обеспечивающих в современных условиях развитие и формирование личности, способной к саморазвитию и самосохранению, как особого биологического вида на Земле.

Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. [источник не указан 475 дней][уточнить]

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Несколько иное значение в русском языке имело понятие КРЕАТУРА (жен., лат.) — творенье, тварь, особ. укорно, чья; низшего разряда временщик, случайный человек, любимец, [1] (книжн., пренебр.) — Ставленник чей-нибудь, тот, кто занимает заметное положение благодаря протекции какого-нибудь влиятельного лица, влиятельных общественных кругов

Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей». По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Синоним: самореализация

Самореализация — в иерархии потребностей А. Х. Маслоу — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

В дзэн-буддизме самореализация — это высшая точка существования, которая является вторым названием просветления — состояния, когда существу нечего познавать

2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Чтобы себя можно было начать изменять, нужно понять, как человек формируется как личность, по этапам. Надеюсь, всем будет интересно оценить, на каком этапе находитесь вы.

Этап 1. Неосознанное формирование

В начале пути — у человека в сознании почти ничего нет: ни убеждений, ни целей, ни критичного мышления; что исходит от родителей — тои перенимает, как губка, впитывая и копируя все, что исходит.

Именно здесь, в самом глубоком детстве и происходит основная закладка фундамента. Все прекрасно знают, что ребенок, родившись, ни читать, ни писать, ни ложку держать — не умеет. Для него родители — большие боги. Он автоматически, так как нет других источников информации, копирует интонации, мимику, манеры, т.д. Все, что ему разрешили, сказали: «Это правильно», — именно эти стремления и программы он и способен развить. Все, что запретили, сказали: «Любви нет, людям верить нельзя, дружба невозможна», — эти темы становятся для человека запретными.

Формируется кособокая личность. Затем эту работу продолжают школа, вуз, преподаватели, улица — все это внешнее программирование.

Во многом человек — это матрица той среды, в которой он провел начало своей жизни. Надеюсь, Вы не обидитесь, но если поставить цель найти уникальную мысль, которую вы не слышали, не прочитали, а создали именно сами — это будет сделать очень тяжело. Но, с другой стороны, если вы во что-то поверили, дали этой мысли право на существование — значит, в ваших силах это и изменить.

Этап 2. Самопознание

Если общая картина мира сложилась благополучно, то есть человек для себя ответил: «Как устроен мир?», «Чем люди друг от друга отличаются и ради чего живут?», то он переходит к следующему этапу. Он начинает задавать себе вопросы: «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?», «Ради чего живу?». У многих людей, в силу несформированности необходимых убеждений на первом этапе, этот вопрос даже не возникает. Они плывут по течению: «Как все». А те, кто ставят перед собой эти вопросы, —могут дать на них ответ: либо достойный, либо печальный. «Как стать достойным человеком и достичь успеха?» — думает достойный, а недостойный: «Из меня ничего не получится, как бы выжить, продержаться, прокормить детей, т.д.».

Вы можете для себя ответить, какой ответ в свое время давали Вы. Кто дал достойный ответ — тот начинает себя целенаправленно формировать: учеба, спорт, множество всевозможных интересов, насыщенная жизнь — это начало третьего этапа.

Этап 3.Осознанное развитие

По статистике, четкий ответ на вопрос: «Зачем человек живет, к чему стремится?» — дают не более 3% людей и дают его письменно. Их успех в десятки раз выше, чем у остальных людей. Кто дал ответ на этот вопрос, тот нацелен на формирование себя как личности, у него есть основания для развития и роста. Далее следует путь: человек формирует необходимые убеждения, качества, способности, свое состояние, все необходимое для достижения его целей, в идеале —самых достойных.

Этап 4. Самореализация

В идеале — это когда человек уверенно идет от вершины к вершине, достигает своих целей, полностью реализует свой потенциал как Личность и покоряет все необходимые ему высоты

Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 5508; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11027 — | 7453 — или читать все…

Читайте также:

Источник