Раздаточный материал для развития ребенка

Раздаточный материал для развития ребенка thumbnail

Олеся Шишкина
Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактический материал для детского сада своими руками

«Тактильные мешочки»

Цель: тренировка мелкой моторики пальцев рук, стимулирует своевременное развитие речевых навыков.

Каждый «квадратик» я сшила из плотной ткани. Это подушечка, внутри которой находятся разные фигурки (в них я положила детские маленькие погремушки). Мешочков с одинаковыми предметами должно быть парное количество. «Найди пару». Ребенок ощупывает «квадратик» и находит к нему пару, может назвать, то что нащупал.

.

Дидактический материал для детского сада своими руками

«Волшебные палочки»

Цель: развитие логического мышления, внимания, память, мелкую моторику.

Очень познавательная дидактическая игра для детей.

Уточняем знание геометрических фигур, упражням в количественном и порядковом счете, сравниваем фигуры по величине, выкладываем из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу, схемам, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов; воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Раздаточный материал для развития ребенка

Сказка «Репка»

Задачи:

-закреплять знание содержания сказки «Репка», умение воспроизводить последовательность действий героев;

-развивать память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, я использую это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить. Героев сказки «Репка», я сделала по росту. Определяем кто выше, а кто ниже.

В процессе игры, происходит развитие мелкой моторики пальцев рук. Пособие мы поместили в театрализованный уголок.

Пособие я использую для формирования элементарных математических представлений, окружающего мира. Закрепляем счёт героев, ориентирование в пространстве (определение первого героя, последнего, кто за кем, кто перед кем)

Раздаточный материал для развития ребенка

«Сухой бассейн» в первой младшей группе

Я подумала и вот не плохая идея для «релаксации». Дети могут играть на свое усмотрение, а так же можно поставить перед ними цель. Например разложить крышечки по цветам в разные ведерки, пересыпать с помощью лопатки (и ведра) с одного тазика в другой. Так же можно положить в тазик с крышечками мелкие игрушки от киндера сюрприз и вылавливать их из бассейна (руками, ложкой или лопаткой). Есть и бассейн с крупой и детям ручками достают фигурки животных и другие, можно по темам. Эти занятия не просто интересны детям,но и полезны: развивают координацию движения, аккуратность и внимание.

Раздаточный материал для развития ребенка

Разложи крышечки по схемам

Описание: работа будет интересна всем, кто любит детей и умеет в любой работе открыть в ребенке творческие способности.

Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев.

Задачи:

-создать игровую обстановку, закрепить знания цветов, счёт.

-развивать сенсорные способности;

— развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

— развивать творческое воображение, фантазию.

-формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности;

-воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

Материал: пластиковые крышечки разного цвета, карточки на каждого ребёнка с изображением знакомых предметов, карточки «полянки» ведёрко.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский.

Раздаточный материал для развития ребенка

Дидактическая игра «Собери бусы»

Цель: развивать умение различать фигуры по цвету и форме, умение их сравнивать, развивать внимание и мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с образцами рисунков, бусины разного размера и цвета, леска толстая.

Раздаточный материал для развития ребенка

Дидактическая игра по ознакомлению с природой

«Кто чем питается?»

Цель:

-Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

— Развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук;

-Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.

Необходимый материал: вырезанные из картона изображения животных, приклеенные на внешнюю сторону баночек, изображения еды животных.

Играть можно двумя способами:

1. Подбирать животному угощение, например, «Ребята, щенок хочет есть, давайте найдём для неё угощение, что любит есть щенок?»

2. Искать, кто из животных любит выбранное угощение, например, «Так, это у нас морковь, кто любит кушать морковь, кого накормим морковью?»

Раздаточный материал для развития ребенка

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Описание работы: игра сделана своими руками для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игра может быть полезна в работе с детьми воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям. Можно использовать в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, как часть непосредственно образовательной деятельности, а также при самостоятельной игровой деятельности детей. Отличное развитие мелкой моторики рук. Познание окружающей среды.

Материал: карточки с изображением домиков, картинки с изображением животных, птиц, насекомых.

Раздаточный материал для развития ребенка

Дидактическая игра «Найди липесток, прицепи прищепку»

Назначение: дидактические игры детям от 3 до 6лет,для развития мелкой моторики, сенсорного развития, для закрепления основных цветов.

Оборудование: Цветной картон, цветные прищепки.

Цель:Изготовление дидактических игр своими руками.

Задачи. Развивать творческое мышление и воображение.

Формировать умения и навыки при создании игр с прищепками.

Игры с прищепками.

Игры с прищепками прекрасно подходят для малышей от 2 лет. Они очень полезны для развития мелкой моторики рук,что в свою очередь помогает в развитии речи. Развивает творческие способности и логическое мышление.

Собственно основой всех игр служат цветные липестки из картона, прищепки также соответствуют цветовой политрелипестков и всё игра готова.

Раздаточный материал для развития ребенка

Список используемой литературы.

Н. Ю. Микхиева., И. В. Мартин; Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников

А. Н. Давидчук., Л. Г. Селихова; Дидактическая игра-средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие.

С. Е. Большакова; Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Л. Ю. Павлова; Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 4-7 лет.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Л. А. Венгера.

Г. С. Швайко; Игры и игровые упражнения для развития речи.

Ссылка на эту страницу:https://www.maam.ru/users/720307

Спасибо за внимание. Всегда в поиске чего-то нового и интересного.

Источник

Рубрика: Раздаточный материал

Раздаточный материал, предметные и демонстрационные картинки для детей по разным темам:

транспорт, дикие и домашние животные, насекомые, растительность, одежда и пр.

Раздаточный материал на тему «Бытовая техника»

Раздаточный материал на тему «Бытовая техника»

Лайк     0     489

Раздаточный материал для детского сада и школы по теме «Бытовая техника»: пылесос, холодильник, фен, электробритва, микроволновка, телевизор, миксер, обогреватель, ноутбук, смартфон, стиральная машина,…

— Читать далее —

Демонстрационные картинки для детей по теме «Костюмы народов бывшего СССР»

Демонстрационные картинки для детей по теме «Костюмы народов бывшего СССР»

12     0     2835

Предметные и демонстрационные картинки народных костюмов стран бывшего СССР (все 15 республик) Русская национальная одежда
Белорусская национальная одежда
Казахская национальная одежда
Украинская национальная…

— Читать далее —

Предметные и демонстрационные картинки для детей по теме «Жилище человека»

Предметные и демонстрационные картинки для детей по теме «Жилище человека»

7     0     1845

Предметные и демонстрационные картинки разных видов жилищ человека:
изба, мазанка, иглу, юрта и т.д. …

— Читать далее —

Предметные картинки по теме «Мебель»

Предметные картинки по теме «Мебель»

13     0     2904

Картинки мебели: диван, кровать, стул, кресло, шкаф. …

— Читать далее —

Раздаточный материал по теме «Профессии»

Раздаточный материал по теме «Профессии»

8     0     2767

Демонстрационные карточки с изображением людей разных профессий: милиционер (полицейский), врач, учитель, рабочий, строитель, пожарный, художник, продавец. …

— Читать далее —

Раздаточный материал по теме «Школьные принадлежности»

Раздаточный материал по теме «Школьные принадлежности»

10     0     2545

Демонстрационные карточки школьных принадлежностей: ручки, карандаши, кисточки, линейки, тетради и альбомы для рисования, глобусы. …

— Читать далее —

Скачать картинки-карточки по теме «Цветы»

Скачать картинки-карточки по теме «Цветы»

12     0     4145

Раздаточные и демонстрационные картинки по теме «Цветы»: карточки полевых и садовых цветов. …

— Читать далее —

Предметные и демонстрационные картинки для детей по теме «Ягоды»

Предметные и демонстрационные картинки для детей по теме «Ягоды»

12     0     3814

Предметные и демонстрационные картинки лесных и садовых ягод для детского сада и школы:
черника, земляника, крыжовник, брусника, малина, ежевика и т.д.
 

— Читать далее —

Раздаточный материал по теме «Дикие животные»

Раздаточный материал по теме «Дикие животные»

13     0     8155

Демонстрационные карточки диких животных и их детенышей: лесные животные, животные жарких и холодных стран.

— Читать далее —

Раздаточный материал по теме «Домашние животные»

Раздаточный материал по теме «Домашние животные»

10     1     9234

Картинки домашних животных и их детенышей для раздаточного материала: собаки, кошки, домашние птицы, коровы, лошади и т.д. …

— Читать далее —

Раздаточный материал на тему «Птицы»

Раздаточный материал на тему «Птицы»

13     0     6624

Раздаточный и демонстрационный материал для школы или детского сада по теме «Птицы»: карточки-картинки перелетных и зимующих птиц.

— Читать далее —

Раздаточный материал по теме «Грибы»

Раздаточный материал по теме «Грибы»

15     0     4131

Раздаточный и демонстрационный материал по теме «Грибы»: картинки съедобных и несъедобных грибов для детей. Боровик, опята, сыроежка, подосиновик, подберезовик, мухомор и т.д. …

— Читать далее —

Раздаточный материал по теме «Насекомые»

Раздаточный материал по теме «Насекомые»

15     0     7285

Картинки насекомых для раздаточного материала в ДОУ или школе: бабочки, жуки, паук, кузнечик и т.д. …

— Читать далее —

Раздаточный материал на тему «Одежда»

Раздаточный материал на тему «Одежда»

12     1     6193

Раздаточный материал для детского сада и школы по теме «Одежда»: верхняя одежда, обувь, головные уборы. …

— Читать далее —

Раздаточный материал для детей по теме «Транспорт»

Раздаточный материал для детей по теме «Транспорт»

14     0     7073

Картинки транспортных средств для раздаточного материала детям: автобус, троллейбус, специальный транспорт, самолет, вертолет, лодка, ракета, легковые машины, трактор, трамвай и т.д.

— Читать далее —

Страница 1 из 11

Источник

ЕЛЕНА КОСЕНОК
Дидактические пособия своими руками

Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия, сделанные своими руками.

Дидактическая игра

«ЖАДИНА»

Дидактические пособия своими рукамиРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 4 листа разноцветного картона; вырезать белые квадраты – «окна», наклеить их на картон, распечатать маленькие слова — мой, моё, моя, мои, вырезать и наклеить вверху, получится «многоэтажный дом». Затем сделать из бумаги конверты для карточек с изображением по лексическим темам (картинки можно найти в интернете, распечатать). Всё пособие за ламинировать, игра готова.

Цель: Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.

Что входит в набор: 4 карты — домика, маленькие карточки, инструкция к игре.

Инструкция; Взрослый предлагает детям взять по одной карте — домику. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда дети положит все маленькие карточки на карту — домик.

Варианты игры:

I вариант:

Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т. д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т. д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т. д.).

II вариант

Подберите картинки и предложите ребенку разложить их по домикам: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т. п.

Развивающее лото

«ПРЕДЛОГИ»

Раздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия скачайте в интернете карты, карточки схемы, распечатайте, за ламинируйте и играйте с детьми.

Цели: учить детей понимать пространственное значение предлогов;

сформировать представление о предлоге, как отдельном слове;

учить составлять предложения по картинке.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 6 человек.

Что входит в набор: 6 карт, маленькие карточки со схемой предлога, инструкция к игре.

Инструкция: Игра проводится по типу «лото»: взрослый показывает схему предлога, дети составляют предложения по своим картинкам. Ребенок, правильно составивший предложение и назвавший предлог, закрывает одну ячейку на своей карточке схемой предлога. Выигрывает тот, кто первым закроет все сюжетные картинки.

Дидактическая игра

«ГАРАЖИ И АВТОМОБИЛИ»

Раздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия необходимо 5 листов цветного картона, на картоне нарисовать силуэт «гаража», вырезать их. Из белой бумаги вырезать прямоугольники наклеить их на «гаражи». За тем за ламинировать. На крышу «гаража» приклеить полосками самоклеящейся бумаги кармашек из пластика. Из цветного картона по шаблону вырезать автомобили, распечатать и вырезать цифры, наклеить их на автомобили, за ламинировать. Пособие готово.

Цель игры: закреплять представления детей о составе чисел первого десятка.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет, играть в нее могут не более 5 человек.

Что входит в набор: карты — гаражи с цифрами, машинки с цифрами, инструкция к игре.

Инструкция: Взрослый предлагает детям взять по одной карте — гаражу. Педагог берет карточки машинки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» — «Машинка», «Какая цифра на машинке?», ребёнок должен ответить: «Два, это моя машинка, потому что на моем гараже цифра 2» и т. д.

Варианты игры:

I вариант: Цифра на крыше обозначает количество машин в гараже. Ребёнок должен подобрать и поставить машинки с такой же цифрой.

II вариант: Взрослый предлагает детям составить число из двух меньших чисел. Ребенок находит эти числа и выкладывает машинки с числами в гараж.

Дидактическая игра

«БОЖЬИ КОРОВКИ»

Раздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: для изготовления пособия нужен картон зеленых оттенков, по шаблону вырезать из него листья, распечатать и наклеить цифры, за ламинировать. За тем скачать в интернете картинки с изображением божьих коровок с разным количеством точек на спине, распечатать, вырезать, за ламинировать. Можно играть.

Цели: закрепление навыков счета в пределах 10; развитие умения сравнивать количество предметов.

Что входит в набор: листья с цифрами, божьи коровки с точками, инструкция к игре.

Инструкция: Посадить на каждый листок божью коровку, у которой столько же точек на спине, сколько и на листке.

Варианты игры:

I вариант: Каждая божья коровка должна найти свой листок (и на божьей коровке и на листке должно быть одинаковое число);

II вариант: Разложить божьих коровок и листья в прямом и обратном порядке (от одного до девяти и от девяти до одного).

Игра — головоломка

«ТАНГРАМ»

Раздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенкаРаздаточный материал для развития ребенка

Алгоритм изготовления пособия: изготовить головоломку очень просто. Вам нужен квадрат 10х10 см. Вырезать его из цветного двухстороннего картона. Потом тот же квадрат разрезать на 7 частей. Это должны быть: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. За тем из белой бумаги сделать кармашки по количеству детей, разложить в них квадраты разрезанные на семь частей. Скачать и распечатать схемы – образцы. Игра готова.

Цель игры: развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

Возраст: Игра предназначена для детей с 4 — 7 лет.

Что входит в набор: кармашки с семью частями, схемы.

Инструкция: Взрослый предлагает детям составить изображения по образцам и по собственному замыслу.

Варианты игры:

I вариант: Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

II вариант: Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному образцу. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

Источник

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Разноцветные корзинки и разноцветные грибы

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

Цифру 8 обклеивают по контуру жёлтыми кружочками

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.