Рассказы с заданиями для развития речи ребенка

Рассказы с заданиями для развития речи ребенка thumbnail

 Рубрики

  • АПТЕКА (66)
  •    Аптечные зарисовки (58)
  •    Здоровьесберегающие технологии. (6)
  •    Прививки (3)
  • Беременность (1)
  • ВОСПИТАТЕЛЯМ , УЧИТЕЛЯМ , РОДИТЕЛЯМ. (491)
  •    Адаптация ребёнка к… (6)
  •    Воспитателям. (157)
  •    Грамоты,дипломы,портфолио (9)
  •    Помощь психолога (136)
  •    Советы родителям (255)
  •    Сценарии к праздникам (27)
  •    Учителям. (51)
  •    Физминутки (3)
  • ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (25)
  •    Готовим деткам (14)
  •    Диета для детей) (10)
  •    Оформление блюд (1)
  • ДОШКОЛЬНИКИ (1124)
  •    Артикуляционная гимнастика (16)
  •    Время и часы. Календарь. (65)
  •    Графические диктанты (14)
  •    лево-право (3)
  •    Математические раскраски (7)
  •    Обучающие мультфильмы и видео. (26)
  •    Окружающий мир (217)
  •    подготовительная группа (2)
  •    Подготовка к школе. (35)
  •    Подготовка руки к письму. (97)
  •    Развиваем внимание , память. (84)
  •    Развиваем логику,мышление. (97)
  •    Раскраски. Цвет. Учимся рисовать (277)
  •    старшая группа (2)
  •    Тесты. Готов ли ребёнок к школе? (35)
  •    Учимся считать.Цифры и числа. (173)
  •    Учимся читать.Алфавит. (142)
  •    физическое развитие (2)
  •    Форма , величина. (47)
  •    Я воспитанный ребёнок. (24)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (59)
  •    Актёры (14)
  •    Женщины (5)
  •    Изобретатели (4)
  •    Мужчины (4)
  •    Певцы (2)
  •    Персонажи (7)
  •    Поэты,писатели….. (20)
  •    Путешественники (1)
  •    Художники (5)
  • ИГРЫ (289)
  •    Детские игрушки (4)
  •    Дидактические игры (28)
  •    Игры — пазлы (17)
  •    Игры на улице (5)
  •    Игры с карандашом (2)
  •    Игры с прищепками (5)
  •    Игры- лото (59)
  •    Куклы из бумаги (3)
  •    Настольные игры (3)
  •    Пальчиковые игры (27)
  •    Развивающие игры (139)
  •    Экологические игры (1)
  • ИДЕИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ (5)
  •    Декор детской (3)
  •    Мебель (2)
  • ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ (10)
  •    Английский (10)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (350)
  •    Иллюстрации детские (90)
  •    Интересные детские сайты (46)
  •    Интересные дневники (7)
  •    Историческое (12)
  •    История одной песни (1)
  •    Открытия (1)
  •    Памятники. (6)
  •    Старые советские мультфильмы (7)
  •    Фото животные (17)
  •    Это интересно (152)
  •    Юмор (14)
  • ИСТОРИЧЕСКОЕ (6)
  •    Легенды (6)
  • МАТЕМАТИКА.НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. (82)
  •    Математика 1 класс (32)
  •    Математика 2 класс (24)
  •    Математика 3 класс (8)
  •    Математика 4 класс (5)
  •    Развитие матем способностей. (36)
  • МЕТОДИКИ. (8)
  •    Методика Монтессори (8)
  • ОБЖ и ПДД (27)
  •    Обж (18)
  •    Пдд (13)
  • ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ (84)
  •    Изучаем звуки ,буквы. (84)
  • ОПЫТЫ. (10)
  • Первоклашки (19)
  • ПОДЕЛКИНО (509)
  •    Детские ладошки. (6)
  •    Игрушки из бумаги (28)
  •    Из ткани (6)
  •    Книжки- самоделки (4)
  •    Мастерилки для детей и с детьми. (130)
  •    Мастерилки для папы))) (10)
  •    Папье-маше (1)
  •    Поделки из ненужных вещей (32)
  •    Поделки из бумаги (265)
  •    Поделки из крупы и макарон (5)
  •    Поделки из пластилина (32)
  •    Поделки из природного материала (19)
  •    Поделки из солёного теста (5)
  • ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДА (71)
  •    Логопедическое лото (15)
  •    Помощь логопеда (64)
  • ПОЧЕМУЧКА (1)
  •    О животном мире (1)
  • ПРАЗДНИКИ (24)
  •    8 марта (1)
  •    Вербное Воскресенье (1)
  •    День Победы (5)
  •    день рождения (1)
  •    Масленица (2)
  •    Пасха (10)
  •    Троица (4)
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА (599)
  •    Развитие детей от 2 до 3 лет (118)
  •    Развитие детей от 3 до 4 лет (225)
  •    Развитие детей от 4 до 5 лет (260)
  •    Развитие детей от 5 до 6 лет (320)
  •    Развитие детей от 6 до 7 лет (209)
  •    Развитие детей старше 7 лет (42)
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ (248)
  •    Говорим правильно (12)
  •    История выражений и слов. (7)
  •    Откуда пошли слова? (8)
  •    Правила в стихах (25)
  •    Развитие речи (185)
  •    Составляем рассказ (25)
  • Роспись (15)
  • РУССКИЙ ЯЗЫК. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (67)
  •    Профилактика ошибок при письме. (18)
  •    Русский язык 1 класс (27)
  •    Русский язык 2 класс (9)
  •    Русский язык 3 класс. (7)
  •    Русский язык 4 класс (7)
  •    Русский язык. Проверялочки. (9)
  •    Чистописание (4)
  • СЕРИИ КНИГ (270)
  •    Весна — дизайн (15)
  •    Воробышек (26)
  •    Здравствуй,школа! (12)
  •    Земцова. Умные книжки 2 -3 (22)
  •    Земцова. Умные книжки 3 — 4 (10)
  •    Земцова. Умные книжки 4 — 5 (10)
  •    Земцова. Умные книжки 5 — 6 (10)
  •    Карапуз (44)
  •    Классические прописи. (4)
  •    Кораблик (31)
  •    Начальная школа (4)
  •    Программа «Детство» (1)
  •    Смекалочка (12)
  •    Солнечные ступеньки (12)
  •    Стрекоза (3)
  •    Узорова О.В., Нефедова Е.А. (15)
  •    Умники и умницы.Хоодова. (1)
  •    Умный малыш (5)
  •    Учимся вместе (1)
  •    Школа будущих первоклашек (3)
  •    Школа семи гномов (11)
  •    Это может ваш малыш (14)
  •    Я дизайнер (4)
  • СКАЗКИ (8)
  •    О звуках (8)
  • Скрапбукинг (6)
  • Технология. Нач. классы (35)
  • ФАКТЫ (2)
  • ХУД.ЛИТ-РА. (142)
  •    Аудио- сказки (1)
  •    Басни (1)
  •    Загадки (24)
  •    Иллюстрации к худ. лит-ре. (23)
  •    Потешки (2)
  •    Сказки (26)
  •    Скороговорки и чистоговорки (6)
  •    Стихи (66)
  • Энциклопедии (14)

 Статистика

Создан: 12.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 5423

Вторник, 08 Января 2013 г. 10:24

+ в цитатник

Понравилось: 2 пользователям

‘);
}


Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку

Источник

Юлия Савенкова
Игры и творческие задания для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Игры и творческие задания направленные на развитие умственных способностей детей, развивающие речь.

1. Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.

В первом и втором ряду по 5 картинок:

удочка цветок ключ топор отвертка

ваза дрова замок рыба

2. К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо — ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

колесо – круг, ковер — ?

белка – дупло, медведь — ?

магазин – продавец, больница — ?

день – обед, вечер — ?

охотник – ружье, рыбак — ?

слово – буква, дом — ?

лес – деревья, поле — ?

палец – кольцо, ухо — ?

море – капля, толпа — ?

цветок – бутон, листок — ?

3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

корова, лошадь. Лев;

елка, береза, сосна;

картофель, морковь, огурец;

петух, гусь, воробей;

коза, свинья, корова.

4. К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз —

5.“Отвечай быстро”.

Цель -упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные:

в первом ряду – воробей, голубь, дятел;

во втором – оса, лиса, стрекоза;

в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? Сколько всего птиц в таблице? Назови их. Кого больше зверей или насекомых? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

6. Игра «Зайка»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным

словам.

-Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково?

(Зайчонок, зайчик, заинька.)

Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?

(Потерялся, заблудился, лапку уколол.)

Скажите, какой сейчас зайчик?

(Грустный, печальный, огорченный.)

Закончите предложения. Если зайчик потерялся.

(мы поможем ему найти свой дом).

Если зайчик уколол лапку, мы.

(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

7. Игра «Слова с начинкой» На столе раскладываются картинки: роза, рак, рот, ручка, рожки, сыр, трон, тройка, кран, град, пар, вор.

Воспитатель называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова, проиллюстрированные картинки. Самый сообразительный ребенок получает призовую фишку. Побеждает обладатель наибольшего количества призовых фишек. Воспитатель может предложить детям следующие слова:

эКРАН, паТРОН, дРАКа, кРОТ, белоРУЧКА, дВОРник, ШАРфик, РАКовина, доРОЖКИ, СЫРой и т. д.

8. Игра «Скажи точнее» Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище.

Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.)

Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.)

Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.)

Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.)

И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

9. Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

10. «Заколдованные животные» В этом задании ребенку нужно изменив одну букву, превратив слово в название животного. Картинки вокруг являются подсказками. «злой волшебник заколдовал названия животных, превратив их в обычные слова. Постарайтесь их расколдовать. Для этого вам нужно изменить только одну букву в каждом слове.

Игры и игровые упражнения дают педагогу возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Источник

Наталия Заикина
Логические игры и упражнения для развития речи дошкольников (практический материал)

РАЗВИВАЕМ СЛОВЕСНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22. Если с высоты бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23. Для чего зимой надевают шубы?

24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

Игра «Что на что похоже и почему?»

Задавайте вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!

Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».

Вид упражнений — скороговорки.

Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Ткач ткет ткани на платок Тане.

Около кола — колокола.

Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.

Орел на горе, перо на орле.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями: (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо?

Милая моя, ты не спишь!

Вы ели на завтрак мороженое?

Мама купила (купи) виноград.

Скорее домой!

У нас кончился хлеб.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.

Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. «

Сравнение двух или более предметов.

• Чем похожи эти слова:

o кошка, книга, крыша;

o число, весло, кресло;

• Назовите общие признаки:

o яблока и арбуза;

o кошки и собаки;

o стола и стула;

o ели и сосны;

o голубя и дятла;

o ромашки и гвоздики.

• Чем отличается:

o ручка от карандаша;

o рассказ от стихотворения;

o сани от телеги;

o осень от весны;

o дерево от кустарника;

o лиственное дерево от хвойного дерева.

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. (Объяснить ход рассуждений.)

ночник, торшер, свеча;

слива, яблоко, персик;

брюки, шорты, юбка;

корова, лошадь. Лев;

елка, береза, сосна;

картофель, морковь, огурец;

петух, гусь, воробей;

коза, свинья, корова.

Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.

o покупать –

o открывать –

o помнить –

o встречать –

o толстый –

o мелкий –

o полный –

o знаменитый –

o голодный –

o брать —

К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним.

С каждой парой слов составить предложение.

Пример: умный друг – глупый враг.

тихий плач –

радостная встреча –

вспомнить радость –

светлый верх –

темное прошлое –

слабый мороз —

сахар сладкий, а перец. ,

дорога широкая, а тропинка. ,

пластилин мягкий, а камень. ,

чай горячий, а мороженое. ,

кисель густой, а морс. ,

лист наждака шершавый, а лист бумаги.

Заяц бежит быстро, а черепаха ползет.

Днем светло, а ночью.

Другой вариант:

Кашу варят густую и. (жидкую). Звери бывают смелые и. (трусливые). Морковь можно есть сырой и. (вареной). Яблоки могут быть мелкими и. (крупными).

Логические задачи:

• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?

• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?

• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?

• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?

Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.

• ваза хрустальная, а стакан легкий;

• зебра полосатая, а леопард злой;

• холодильник белый, а ковер мягкий;

• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.

“Отвечай быстро”

Цель — упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

Таблица, разделенная на 9 клеток.

В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел; во втором – оса, лиса, стрекоза; в третьем – волк, бабочка, снегирь.

Вопросы по таблице:

• Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

• Сколько всего птиц в таблице? Назови их.

• Кого больше зверей или насекомых?

• На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице?

• Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован?

• Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до.)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т. д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

«На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).

Продолжи ряд.

Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.

Есть быстрое слово — ракета.

Есть кислое слово — лимон.

Есть слово с окошком — вагон.

Есть слово колючее — ежик.

Есть слово промокшее — дождик.

Есть слово упрямое — цель.

Есть слово зеленое — ель.

Есть книжное слово — страница.

Есть слово лесное — синица.

Есть слово пушистое — снег.

Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).

Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Носы. (А. Усачев)

Есть носы у журавлей,

Есть носы у кораблей,

Носик есть у чайника,

Только очень маленький.

Необычный зверь — Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный Носорог

Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки — пятачком.

Но и свинка и матрос

Вытирать должны свой нос!

Часы. (В. Орлов)

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

«Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)

«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий

Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Задание №4. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол -. «.

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Задание №5. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. » (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.

Задание № 6. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо;

зонтик, подушка, гвоздь, осел;

мех, алмаз, соединить, лопата;

меч, неприятность, храбрый, герой;

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Задание № 7. «Кто? Что?»

(составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Задание №8. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».

«Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?

— Кто главный герой?

— Что происходит?

— Какие герои нарисованы на картинке?

— Какой у них характер?

— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное.

Источник