Раскрыть развитие ребенка в трудовой деятельности
Юлия Берданова
Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность дошкольников отличается от деятельности взрослых. Она не приводит к получению значимого результата,но имеет большое значение для ребенка,его эмоционального состояния. Труд у дошкольников тесно связан с игрой. У ребенка появляется потребность принимать ативное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В игре или труде дошкольник осваивает сферу социальных отношений и действия связанные с функциями взрослых (бытовые или профессиональные).Игра ребенка не имеет конкретного результата,т. к. в игре он руководствуется воображением. В труде действия ребенка реальны и приводят к получению какаого либо результата. В трудовой деятельности связь с жизнью взрослых реалестичней чем в игре. Чем младше дети тем больше трудовая деятельность похожа на игру. Чаще всего замена трудовой деятельности на игровую происходит в младшем дошкольном возрасте. Это происходит если ребенок не понимает что от него требуется или не понимает как нужно выполнять задание,а его деятельность не контролируется взрослым.
Связь игры и труда сохраняется на всем протяжении дошкольного возраста. Игра и труд дошкольника это первый эмоциональный этап на пути профессинального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых формирует профессиональные интересы и предпочтения. У детей старшего дошкольного возраста цель труда более сформирована. Они уверенно выполняют более сложные действия на протжении достаточно длительного времени. От умения проконтролировать свою деятельность зависит наиболее успешное достижение цели. Дошкольники 3-4 лет не замечают ошибок в своей работе,они считают ее хорошей,независимо от результата. А вот к труду своих сверстников относятся критически. В 5-7 лет дети замечают не все свои ошибки,а только грубые,но стараются оценивать свою работу правильно. Они обращаются с вопросами к врослому,т. к. их интерисует качество труда.
Усложнение трудовых действий ребенка происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Со временем они становятся более точными и быстрыми. Но если ограничить возможности ребенка,то трудовые задания он будет выполнять долго и не всегда хорошо. Поэтому очень важно давать ребенку задания которые ему по силам,показать как нужно обращаться с орудиями труда. Оценивать труд ребенка нужно не только в зависимости от результата,но и в зависимости от качества работы. Бережное отношение должно быть не только к своему труду,но и к труду других людей. Возрастание физических и психических возможностей происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим. И это конечно же влияет на расширение сферы трудовых действий и появление новых видов труда.
Публикации по теме:
Развитие самосознания в дошкольном возрасте
Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.
Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»
Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: — развивать.
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных.
Развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте
Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.
Методическая разработка «Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте»
«Формирование предпосылок игровой, трудовой деятельности и общения в раннем и дошкольном возрасте» Составила: воспитатель Иванова Светлана.
Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте
Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.
Развитие воли у детей в дошкольном возрасте.
В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.
Творческий отчет. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте
Физическое воспитание предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей. своевременное формирование у них двигательных умений и навыков,.
Выступление на педсовете «Развитие танцевальных навыков в дошкольном возрасте»
Танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот.
Источник
Марина Туголукова
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.
Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи.
Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.
Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.
Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:
— труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей.
— процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.
Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими, и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями, трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность постепенно обособляется от игры.
В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:
1. Самообслуживание — формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности.
2. хозяйственно-бытовой — этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы.
3. в природе — с помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию.
4. ручной — Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.
Организация детского труда
Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.
Дозирование занятий
Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.
Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.
Гигиенические условия
Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.
Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.
Оборудование и материалы
Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:
• фартуки;
• подносы;
• тазики;
• щетки.
Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.
Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.
Источник
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Доклад на педагогическом совете
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Подготовила:
Воспитатель Коньшина М.С.
Подольск, 2019
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В.А. Сухомлинский
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание — это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей, формирование активной целеустремленной личности.
Дошкольный возраст является фундаментом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде малыш впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Вопрос о качестве трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе встает с особой остротой, т.к. трудовому воспитанию в дошкольных учреждениях уделяется слишком мало внимания, трудовая деятельность детей становится все более эпизодичной, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.
Ещё одним немаловажным аспектом в данном направлении является заказ родителей на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее значимых для адаптации ребенка в социуме в будущей жизни, для воспитания стремления самосовершенствоваться.
Значительным фактором не эффективной работы воспитателей по данному вопросу является мизерное число пособий, выпускаемое в настоящее время по данному вопросу, а, следовательно, педагоги не имеют возможности познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.
Я хочу сегодня познакомить Вас с теми материалами по трудовому воспитанию, которые я подобрала и структурировала для удобства в табличный вариант. Итак, рассмотрим модель трудового воспитания.
Модель развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста:
Трудовая деятельность | Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результатов) |
Игра | Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий. |
Простейшие трудовые действия | Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий |
Наблюдение, игра, художественная литература, беседы | Получение простейших представлений, знаний о труде, трудовых процессах, необходимых инструментах в игровой деятельности |
Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач (согласно представленной модели), развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:
- Предусмотреть, как будет организован труд детей.
- Определить эффективные формы трудовой деятельности.
- По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.
- Подготовить необходимое оборудование.
- Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.
- Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.
Низкий уровень самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности обусловлен трудностями, которые встречают воспитатели при организации трудового процесса:
— учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка во время трудовой деятельности;
— воспитатели не в полной мере владеют умением строить трудовую деятельность, развивающую самостоятельность ребенка, творчество и проявление его индивидуальности;
— трудовая деятельность детей носит искусственный характер, т.к. содержание труда не всегда интересно для детей, ребенок не видит его значимости.
— дети не испытывают положительных эмоций от труда.
А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными.
Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, позволяет им осознать свои возможности, испытывать радость от достигнутых результатов.
Для повышения уровня самостоятельности детей и повышения эффективности организации трудового воспитания хочу предоставить в помощь таблицу, которая даст возможность предвидеть некоторые трудности в стадии планирования трудового процесса.
Трудности в организации трудовой деятельности детей дошкольников.
Затруднения | Пути решения затруднений | Приемы решений затруднений |
Мотивация трудовой деятельности | 1. Интерес к процессу действий | — вызвать:
|
2. Осознание смысла, общественной важности труда | — показ важности и необходимости результата труда. | |
3. Интерес к будущему результату | — значимый для ребенка результат. | |
4. Интерес к овладению новыми навыками | — интересно организованный процесс, с помощью привлекательного оборудования или осознания значимости для ребенка данных навыков | |
5. Соучастие в труде совместно со взрослыми | — субъект субъектные отношения (положительные эмоции во время трудовых действий, от делового общения во время труда; | |
6. Осознание своих обязанностей | — совместный труд последовательно распределенный, ведущий к общему результату, а качество результата зависит от каждого этапа (участника). | |
Соблюдение правил техники безопасности |
| — объяснение необходимости выполнения данных правил техники безопасности, возможные неприятные результаты при их невыполнении. |
| — совместная деятельность с детьми, их творчество в данных вопросах. | |
Подготовка оборудования |
| — достаточное количество подготовленного оборудования позволяет избежать конфликтных ситуаций во время трудовой деятельности. |
| — адаптированное к детской руке, травмобезопасное. | |
| — яркое, интересное, вызывающее желание «поиграть» и потрудиться. | |
| — планирование удобного расположения оборудования, свободный доступ к нему. | |
| — обсуждение необходимого оборудования для самостоятельной деятельности ребенка. — использование схем – моделей, которые помогут подготовить рабочее место. — возможные ошибки и их последствия. | |
Продумывание верной последовательности трудовых действий | Разработка и изготовление моделей последовательности трудовых действий | — четкое представление порядка трудовой деятельности, необходимого материала и оборудования для эффективно организованного трудового процесса. — изготовление моделей понятных для детей, которые будут опорой для ребенка в ходе трудовых процессов. |
Организация труда детей | Определение количества детей объединенных одним трудовым процессом. Распределение обязанностей между детьми | — заранее планирование необходимого количества человек на определенный трудовой процесс. — индивидуальная форма (ребенок, действует, самостоятельно получая результат); — общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат). — последовательно распределенный труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от партнеров темпа и качества их деятельности). |
Формы трудовой деятельности |
| — Индивидуальные, подгрупповые, коллективные, общие, кратковременные, долгосрочные, эпизодические, регулярные, простые, сложные. |
| — Индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям), обязательные, систематичные. | |
| — Общий труд, совместный труд. | |
Развитие положительных эмоций у детей в процессе труда и от полученных результатов |
| — планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда, для того чтобы ребенок смог приложить усилие во время трудовой деятельности для получения результата и в то же время не переутомился, а, следовательно, не получил отрицательные эмоции. |
| — трудовая деятельность должна быть:
— обеспечивать успешность ребенка в труде (ребенок должен испытывать радость собственных достижений). — положительная оценка взрослых, своевременная помощь (подсказка). |
Если педагог постоянно поддерживает трудовую активность воспитанников, их уверенность в собственных силах — трудолюбие станет чертой их личности.
Для поддержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия, который позволит ребенку быть субъектом своей деятельности.
Эффективными формами в данной ситуации являются:
— проблемное обучение;
— игровые и образовательные ситуации;
— использование моделей и схем в ходе трудового процесса.
Это положительно сказывается на активизации дошкольников, т.к. в таких ситуациях не может быть единого верного ответа, следовательно, каждый ребенок может высказать свое предложение по решению проблемы или игровой ситуации, и каждый из них будет по-своему прав. Воспитатель же обязан подвести дошкольников к выбору наиболее оптимального варианта решения данной проблемы в данных условиях.
Давайте и мы с Вами в нашем детском саду будем работать над отработкой системы трудового воспитания детей дошкольного возраста, постараемся организовывать трудовую деятельность детей, учитывая те трудности и необходимые условия эффективной организации трудовой деятельности, которые мы уже обговорили ранее.
Литература
- Приобщаем дошкольников к труду: учебно-методическое пособие//Л.И. Сайгушева, Ю.А. Мичурина. — Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 62 с. 4.
- Совместная трудовая деятельность в детском саду //О.В. Литвинович – 2010. — №4. – с. 28-31
- Дошкольник и рукотворный мир//М.В. Крулехт. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. – с.160
- Трудовое воспитание в детском саду//Т. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –с.48
Источник