Раскраски для развития мелкой моторики рук ребенка

Раскраски для развития мелкой моторики рук ребенка thumbnail

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 1

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 2

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 3

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 4

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 5

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 6

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 7

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 8

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 9

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 10

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 11

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 12

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 13

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 14

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 15

Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 16

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики» .

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 17

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 18

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 19

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 20

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 21

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 22

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 23

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 24

Источник

Тренировка и развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет — одно из важнейших направлений педагогической работы, которую необходимо планомерно проводить взрослым. Период подготовки к школе предъявляет к будущим ученикам особые требования, одно из которых — точность, ловкость микро-движений пальцев. Этот навык необходим для успешного освоения письма, а также он способствует общему развитию познавательных процессов ребенка.

Как проводить занятия

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать для развития мелкой моторики детям в 2-3 года, но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Занятие с педагогом

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только мотрику, но и глазомер.

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают урпажнения более привлекательными для малышей.

Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Шнуровка

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики»).

Слон из пуговиц

Пинцет и бусины

Возьмите несколько маленьких пластиковых пинцетов, много мелких бусинок, посуду с узким горлышком (небольшие баночки или бутылочки, по числу играющих). Один игрок или несколько получают задание собрать определенное количество бусин пинцетом в сосуд. Побеждает тот, кто быстрее справится с задачей. Если участник один, то он может фиксировать свои результаты по времени, а потом стараться побить собственный предыдущий рекорд.

Бусины с пинцетом

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Разрезанные картинки

Используйте разнообразные игры на развитие внимание и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Автор статьи

логопед-дефектолог

Источник

08 июля 2016

Аверьянова Света

Многие малыши любят рисовать, и практически каждой мамочке хочется, чтоб ребенок не просто получал удовольствие, но и проводил время с пользой.

В этом лично мне и моему сыну помогают развивающие раскраски — рекомендую всем, это хороший способ занять ребенка, и одновременной позаниматься его мелкой моторикой рук. Роль мелкой моторики очень важна для развития нервной системы и речевых навыков.

Что такое обучающие раскраски

Каждый взрослый человек помнит из своего детства, как приятно и увлекательно было раскрашивать интересные картинки, напечатанные в раскрасках.

С одной стороны, это несомненно творчество — малыш учится работать с художественными материалами, изучает свойства и сочетания цветов, а также повторяет различные сведения о мире, которые связаны с тем или иным изображением. Природные явления, погода, животные, автомобили, профессии — сейчас развивающие раскраски выпускают самые разные.

учить цифры

Какие бывают развивающие раскраски

Существует множество разных видов обучающих раскрасок, среди них можно выделить следующие группы:

  • Символические — ребенок знакомится с теми символами, которые сейчас соответствуют его возрасту (детям 3 лет подойдут буквы, малыши 4-7 лет справятся с дорожными знаками и простыми пиктограммами).
  • Буквенные — раскрашивая буквы, придумывая про них истории ребенок не только учит алфавит, но и привыкает взаимодействовать с условным текстом, запоминает начертание и внешний вид букв. Раскраски такого типа подойдут всем детям начиная с 4 лет.
  • Флора — в таких раскрасках вы найдете довольно натуралистично изображенные растения, цветы и деревья. С помощью таких раскрасок можно постепенно готовить малыша к школе — начиная с 5 лет лучше время от времени разбавлять мультяшные веселые раскраски на серьезные и обучающие.
  • Элементы городской среды — в возрасте 3-4 лет малыши часто начинают интересоваться городской средой, им нравятся различные дома, транспорт, профессии и определенные архитектурные композиции. Например, мой сын был без ума от строительной техники и фонтанов, поэтому мы очень обрадовались, когда нашли раскраску, которая на его любимой строительной технике объясняет простой счет и цвета.

цвета под номерами

Существуют также и другие книги и страницы для раскрашивания. Отдельно я бы хотела упомянуть обучающие раскраски. По большому счету, развитие детей происходит на протяжении многих лет, и этому процессу порой нужно не мешать, только и всего. Но в определенном возрасте — около 3-4,5 лет детей нужно направлять в определенное русло для того, чтоб им было интересно учиться.

Обязательно попробуйте увлечь детей раскраской по точкам или по номерам. Кстати, если раскрашивание по номерам станет любимой забавой ваших детей, то со временем в магазинах для творчества можно приобрести набор для создания картины — в такой набор входит холст, на который нанесена та самая раскраска, и проставлены номера в соответствии с приложенными красками. Это позволит ребенку почувствовать себя взрослым художником.

учить буквы

Польза для ребенка

Раскраски, обучающие детей чему-то новому, очевидно приносят пользу, но далеко не все мамы понимают, какую именно.

Поделюсь своими соображениями на этот счет. Наверняка вы знаете о том, что от мелкой моторики зависит развитие нервной системы, а затем и речи, мышления.

Мы можем сколько угодно делать со своими детьми упражнения для мелкой моторики, но нет ничего лучше, чем какие-то реальные занятия, которые интересны ребенку — это может быть игра с мелкими предметами, попытки рисовать или раскрашивать, а также многое другое.

Одной из любимых забав моего младшего сына было нанизывание бус — мне жутко нравилось собирать огромные нитки бус, и использовать их в качестве декоративных жгутов, а мой маленький помощник делал это с каким-то радостным воодушевлением.

Конечно, нужно посматривать, чтоб бусинки не попали в нос или в рот, тем более что многие из них похожи на леденцы. А в ситуации с рисованием и раскрашиванием таких неприятностей можно не ждать — дети очень быстро увлекаются возможностями фломастеров и карандашей, и не пытаются навредить себе с их помощью.

Также я хотела бы сказать и о роли цвета в жизни ребенка. Как показывают исследования, чем раньше ребенок учится работе с цветом, тем выше его уровень интеллекта и эмоционального интеллекта.

А это значит, что когда малыш учится смешивать цвета, он не только прокачивает свои навыки мелкой моторики, но и потихоньку становится умнее и сострадательнее.

Источник