Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка
Тема 1.
Причины речевых нарушений. Основные функции речи.
Речевые расстройства обычно являются следствием резидуально – органического поражения мозга; недостаточная зрелость мозга (то есть задержанное созревание ЦНС); неблагоприятные внешние условия (психическая травма и др.).
Основные функции речи:
1) коммуникативная функция речи
три этапа:
Первый этап- избирательное внимание к речи окружающих (3-4 мес.). ребенок повторяет слоги, формируется эмоциональная форма общения.
Постепенно формируется коммуникативная потребность.
Эмоциональная форма общения: гуление, лепет. | Коммуникативная потребность | Ситуативно- личностная форма общения |
Второй этап-понимание простейших высказываний, пытается произносить первые слова, общение с окружающими (вербальная и невербальная форма общения).
Формирование коммуникативного поведения |
Третий этап-начальный этап формирования связной речи. Развитие мыслительных операций.
2) регулирующая, планирующая функция (созревают к концу дошкольного возраста- имеет большое значение к школьному обучению).
Тема 2.
Проблемы родителей, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.
По Краузе М.П. выделено следующее:
1. Психические симптомы.
Процент стрессов у родителей достаточно высок. Например, 40 % у матерейнедоношенных детей после родов, впадение в депрессивное состояние, и возникает подавленность и страх, которые необходимо лечить.
38% матерей, которые имею ребенка с ДЦП, основная проблема- постоянное ухаживание за ребенком, нехватка физических сил.
22%, имеющих ребенка с задержкой развития. Проблема: неадекватное поведение ребенка.
2. Протекание кризиса у родителей: 2 – ва варианта до начала диагноза и после диагноза ребенка.
Начало диагноза не всегда сразу можно установить.
У детей с синдромом Дауна – при рождении, у детей с физическими недостатками после 10 мес., у детей с речевой патологией – в 2 года.
В этой связи важно в какой форме врач представит родителям диагноз, так чтобы душевное состояние семьи не было нарушено, чтоб никто никакого не винил.
После постановки диагноза многие родители отвергают его- это психологическая защита. Это взаимоотношение складывается на супругах: либо проблема не замечается в семье, или все уходят в работу. Позже возникает конфликт, выплывают проблемы.
После диагноза
Когда родители принимают диагноз- ситуация в семье может развиваться в двух направлениях:
— стараются приспособиться, найти оптимальное решение проблемы. Находят смысл в жизни, пересматривают свои отношения, отношения с ребенком.
— 2-ое направление связано с постоянными семейными нагрузками в семье, возникают частые конфликты, недовольство – все это приводит к распаду семьи.
Тема 3.Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития.
На первом этапе- (1-3 мес.) – стимуляция губ (тактильная), развитие гуления.
На втором этапе- (3-5 мес.)- гимнастика губ: сближают губы, растягивают губы. Стимулируют движения языка ложечкой с вареньем надавливают на кончик (аккуратно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс). Стимулируют слуховое внимание.
На третьем этапе- (9-18мес.) – стимулируют и развивают жевание, пассивно воспроизводят схему жевания (кусочки пищи между зубами).
Развитие слухового внимания и элементарной дифференцировки. Закрепляют связь между словом и предметом.
На четвертом этапе- (от 1, 5 лет до 2 – х лет) – стимулировать у ребенка повторение слов, понимать интонационную сторону речи, стимулировать развитие речи.
Развитие у ребенка с ЗРР начальных навыков общения в условиях семьи.
1) медикаментозное лечение. (пантаган).
2) Практические занятия дома по развитию речи: а) научить концентрации внимания; б) выработка мотивации к общению – на начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения; в) учить ребенка слушать ритм. г) стараться чтобы ребенок заражался обстановкой- би-би,но-но и др.
3) Научить ребенка отвечать на простые вопросы: да или нет по картинкам.
4) Познавательные игры: с разным материалом.
Методика коррекционной работы с детьми с ЗРР (по Тамары Александровны Датешидзе).
Основные принципы построения работы:
1) Использование и интеграция разных видов деятельности в проведении коррекционной работы
2) Расположение речевого материала от простого к сложному, от конкретного предмета к абстрактным.
3) Учет индивидуальных особенностей: специфика речевого развития.
1-ый этап работы.
Занятия начинаются с практических игр:
игры поручения: Принеси то-то. Похвалить ребенка.
Игра- делай, что я сказала: Мы идем- топ-топ, мы стоим- стоп, стоп.
Игры- по классификации предметов: выбери все машинки, все кружочки.
Игры с рисованием: рисуем длинную дорожку, большую лужу.
2-ой этап работы:
Цель: создание потребности подражать, создать ситуации, в которых произносятся одни и те же звукосочетания.
Вызывание речевого подражания, начинать с развития подражания игр- по развитию мелкой моторики. Весьма эффективна – фонетическая ритмика.
Использование договаривание слов.
Лекции.
Источник
Карпова Ольга
Ранняя стимуляция речевого развития у детей с тяжелым недоразвитием речи
Ранняя стимуляция речевого развития у детей с тяжелым недоразвитием речи.
Воспитатели:
Карпова Ольга Леонидовна
Архипова Росита Саулявна
г. Москва
ГКУ ЦССВ «Доверие»
Речь – как средство общения служит важнейшим инструментом коммуникации детей с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей является одной из актуальных проблем.
Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушение речевой деятельности, ограниченном представление об окружающем мире, слабой потребности в общении. Темп развития у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за примитивности, «бедности», ограниченности словаря.
Повседневная связь в работе учителя, дефектолога, воспитателя-залог эффективности коррекционной работы. Для улучшения результатов обучения по развитию речи, эффективности речевого развития, качеству овладения знаниями – важно использовать не только методы и полезные советы, предлагаемые в методических пособиях, а также новые методы обучения.
Правильно организовав жизнь ребенка с ограниченными возможностями, при специальном обучении и воспитании, многие дефекты развития могут быть скорректированы и предупреждены.
Необходимо совершенствование традиционных, а также поиска новых, более эффективных научно – обоснованных приемов и методов, для развития речи у детей с ограниченными возможностями и недоразвитием речи. Практикуя, а также анализируя литературные данные можно предположить, что при общем для всех детей «с проблемами в развитие» дефекте — нарушение интеллектуальной деятельности – речевые расстройства характеризуются стойкостью и требует длительного коррекционного воздействия.
Ребенок с ограниченными возможностями или ребенок с нервно – психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом. Для всех окружающих должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду на каждом этапе возрастного развития.
При совместной интегрированной работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, музыкального работника – достигаются видимые результаты.
Так как речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Отставание в развитие речи у ребенка ведет за собой дополнительные проблемы, связанные с общением.
Уделяя достаточно внимания речевому общению ребенка, стимулируя его к использованию слов и предложений, тем самым формируя потребность в общении. Для этого ребенку необходимо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающим. Возникают ситуации при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение звуков или слов со значимыми для него действиями или предметами. Следует иметь в виду, что многие словесные инструкции могут быть не понятны ребенку с отклонениями в развитии. Важно правильно давать инструкции ребенку: говорить в меру громко, четко и твердо, сопровождая в начале свою речь жестом. Все инструкции, должны быть максимально конкретны и основываться на имеющихся у ребенка знаниях и представлениях.
Выполнение инструкций нужно всегда поощрять.
Многие дети с отклонениями в развитие восприимчивы к ритму, музыке, пантомиме. Поэтому для развития речи очень полезны специальные игры по звукоподражанию.
Однако такие занятия представляют собой лишь подготовительный этап к обучению ребенка речи. При обучении ребенка речи важно, чтобы ребенок
усвоил значение слов. Для детей с тяжелым отставанием в умственном развитие, это обучение должно быть максимально конкретным и наглядным.
Значение слов, такой ребенок может усвоить в том случае, если в процессе называния предмета он видит и трогает его, производит с ним какие – либо действия. Постепенно ребенок должен научиться понимать значение предмета, обозначаемого определенным словом.
Только после конкретно – наглядного этапа обучения, у ребенка развиваются простые обобщения. Например, ребенок учится понимать, что слово «чашка» обозначает не только конкретный предмет – его чашку, но и любую другую чашку. Он знает, что этот предмет может быть маленьким, большим, легким, тяжелым, синим, красным, но это тоже чашка, и предназначена она для того, чтобы пить. Затем формируются обобщающие понятия: «посуда», «игрушки», «одежда» и т. п. Для стимуляции речевого развития используется звукоподражание. Полезно использовать «лепетные» звуки и так называемую «вокальную» игру, которые целесообразно сопровождать музыкальным ритмом. Для стимуляции речевого развития необходимы занятия по формированию речевого слуха, звуковысотного и фонематического внимания, восприятия темпа и ритма речи. Развивая звуковысотный слух, ребенка учат дифференцировать вариации голоса взрослого по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи. Это достигается выразительным чтением сказок по ролям.
Для развития слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?». Побуждая сосредоточить свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно с взрослыми он произносит или пытается произносить звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.
Ребенка ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями, и полученные представления закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятие по развитию речи проводится поэтапно. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данные момент. Если он говорит неправильно, его не перебивают и не поправляют. Педагог лишь поправляет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает ребенка к подражанию. Полезны также специальные игры – занятия, во время которых взрослый просит ребенка называть предметы, действия и изображения на картинках. Ребенка следует научить специальным приемам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением движений, т. е. ребенок должен ощупывать предмет и узнавать его на ощупь. Постепенно вводятся слова, обозначающие качества предмета. Для их освоения ребенка учат сравнивать предметы, противоположенные по свойству, например, твердый с мягким, тяжелый с легким, и т. п. Следует помнить, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в непосредственную практическую деятельность и игру.
Для закрепления и активизации словаря важное значение имеют игры – упражнения по описанию предметов, различные дидактические игры, разгадывание загадок, а также повседневное общение с ребенком.
Дети с особенностями развития и нарушением интеллекта нуждаются в целенаправленном обучении. У этих детей отмечаются патологическая инертность, неполные или искаженные представления об окружающей действительности, отсутствие интереса к окружающем, нарушение целостности, сниженная активность и слабое мышление, некритичность, нелогичность, замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, малая устойчивость, недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.
В работе по развитию речи следует учитывать это своеобразие, которое проявляется в ограниченности представлений об окружающем мире, примитивности интересов, элементарности потребностей и мотивов, снижении в целом активности всей деятельности.
Работу по развитию речи следует начинать как можно раньше. Коррекционное воздействие необходимо вести в двух направлениях: 1) создание предпосылок речевого развития, 2) развитие основных функций речи (функции общения, познавательной функции и функции регуляции деятельности).
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, эмоционально-интеллектуальной, волевой сферах. Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии. Поэтому в ходе исправления речевых нарушений, устранения речевого недоразвития возможно корригировать и психические процессы. А воздействие на психические процессы и их развитие оказывает стимулирующее влияние на речь. Это обусловливает комплексный подход в коррекционном обучении с использованием разнообразных средств, различных видов деятельности.
Список литературы:
1. Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям». Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
2. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОПР.
3. Белякова Л. И. «Недоразвитие и утрата речи». М. 2016 г.
4. Богусловская В. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры» 2012 г.
5. Носкова Л. П. «Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя». М., 2010г.
Источник
Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития
Важное значение в программах имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно.
На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до 3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.
На втором (4—8 месяцев) — гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание.
На третьем этапе (9—18 месяцев) — стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.
Развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают
ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы.
На четвертом этапе (18—36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.
Подготовка ребенка к общению.
Специалист должен объяснить родителям, что у ребенка задерживается речевое, а в некоторых случаях задерживается и общее психомоторное развитие, если ему не оказывают достаточного внимания родители.
Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальном режиме и особенностях ухода. Педагогами было показано, что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок.
Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым разговором. Мать может, обращаясь к ребенку, вести с ним «диалог», говоря и за себя, и за него. Матери следует объяснить, что своим поведением и отношением к младенцу она подготавливает его к общению, способствует формированию мотивации общения.
Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом. Матери необходимо чаще привлекать к себе внимание ребенка, стараться поймать его взгляд и, глядя в ту же сторону, куда скользит его взгляд, попробовать удержать его на себе. Встретись с ребенком взглядом, нужно улыбнуться ему и произнести ласковые слова. Это поможет продлить контакт.
Лучше всего ребенок выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда мать держит его на руках.
Важно, чтобы взрослые, особенно мать, проявляли большую чуткость к малышу, наблюдая какие-либо проявления комплекса оживления (улыбку, двигательное оживление или вокализацию). Родители должны знать, что они адресованы именно им, что ребенок всеми доступными ему средствами показывает желание общаться. Нужно обязательно ответить на его инициативу и максимально полно удовлетворить его потребность в общении. Вступая в эмоциональный контакт, можно использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются. Это могут быть физические прикосновения. Ребенку доставляют удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками, ласково разговаривают с ним.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, — это самое важное для него: желанный он или нежеланный; любят его или нет. На основе положительного первичного опыта общения у малыша формируется доверие и интерес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
Любовное, бережное отношение к малышу формирует положительную самооценку, которая имеет большое значение для психического, в том числе речевого развития ребенка и является благоприятной почвой для формирования, начиная с первых месяцев жизни, основы образа самого себя: образа «я».
Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития
Следует иметь в виду, что общение помимо разговорной речи, восприятия и понимания включает умение соблюдать очередность в общении. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
1) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;
2) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;
3) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.
Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребенка занятием. Если ребенок еще не говорит, то первой основной задачей является научить его концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очередность, так как коммуникация — двусторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают и ждут. Ранний возраст — наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность. Учиться можно, предлагая ребенку игру, в которой по очереди надо выполнять какие-то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова.
Таким образом, основными задачами родителей является: развитие подражания и воспитание у ребенка соблюдения очередности.
С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и другие. В процессе игры с ребенком говорите за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносимые ими: «гав—гав», «мяу—мяу», «ква—ква» и т. п. надо стараться, чтобы ребенок заражался обстановкой взаимодействия и повтором за вами. Создавать игровые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосочетания. Играть в прятки: ку-ку; с водой: кап-кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учить ребенка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Надо помнить, что речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребенка включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам-действиям.
Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Важно, чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым партнером ребенка в диалоге должен быть взрослый. В любом случае при любой возможности поощряйте речевую реакцию ребенка. Если первыми ответами у ребенка являются только отдельные разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребенок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребенка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения, это может привести к речевому негативизму. Для развития ребенка полезно использовать различные инсценировки, превращать занятия в маленький спектакль.
Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов— «да» или «нет». Вторая серия вопросов предлагается в виде усложненного варианта игры «да — нет». Затем вопросы еще усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто
там пришел?» и т. п. Полезно использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото. Постепенно ребенка учат использовать в своей речи и при ответе на вопросы глаголы.
Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию начальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине, цвете, форме, формируется ручная умелость и пространственная ориентировка. Для развития пространственных представлений широко используются разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Стереогноз имеет важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы и мелкие игрушки, и ребенок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.
Начиная с трех лет малыша учат конструировать из кубиков по подражанию. Все представленные и другие игры — занятия сопровождаются речью, ребенок проговаривает свои действия, отвечает на вопросы взрослого.
Развитие доречевых голосовых реакций и речи ребенка тесно связано с развитием произвольной общей моторики. Так, до 2 месяцев характер крика ребенка существенно не меняется, что, по мнению некоторых авторов, связано с вынужденным положением ребенка на спине. Качественные видоизменения крика ребенка и дальнейшие этапы его доречевого развития связаны с развитием общей моторики. Развитие общей моторики меняет положение ребенка, способствует развитию его положения на животе, на коленях, сидя и стоя. Переход головы из положения затылком вниз, теменем вперед, лицом вверх в положение теменем вверх лицом вперед способствует расширению поля обзора, а также меняет и положение фонационно-артикуляционного и двигательного аппарата, создавая максимально оптимальные условия для их функционирования.
Произвольные активные движения ребенка становятся возможными по мере дальнейшего развития его центральной нервной системы и под влиянием адекватных условий окружения.
При развитии активных движений отдельные части тела вовлекаются сначала в некоординированные, а затем все более координированные, согласованные действия.
Считается, что речевая деятельность — это прежде всего нервно-мышечная синергия, вовлекающая все тело. Следовательно, при обучении речи ребенок должен прежде всего освоить комплексную синергию движения. Родителям необходимо стимулировать физическое развитие ребенка, заботиться о его здоровье. Это будет способствовать нормальному речевому развитию ребенка. При общении с ребенком важно вызвать у него стремление к подражанию.
Стимуляция речевого подражания на первом году жизни направлена на развитие коммуникативных навыков, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительно эмоционального общения со взрослыми. На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, у ребенка стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста проводится в процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процессе совместной с ним игры. Отмечается особенность импрессивной речи, т. е. устанавливается уровень понимания обращенной речи. Для ребенка раннего возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной деятельности с ребенком большое внимание уделяется подражанию. Кроме того, при обследовании безречевого ребенка или ребенка со значительным отставанием в речи необходимо обследование слуха.
Источник