Ранняя помощь детям с особенностями в развитии на базе домов ребенка

Жизнь города
- Вы здесь:
- Газета
- Новости
- Жизнь города
- Ранняя помощь детям и их семьям. Как это работает на примере одного детского сада
Елена Николаевна показала нам детскую комнату, в которой может заниматься ребенок в рамках работы службы ранней помощи
Фото: ©
Екатерина Холкина
Шесть детских садов в нашем городе предлагают родителям малышей в возрасте от рождения до трех лет при необходимости обратиться в службу ранней помощи.
Это структурное подразделение дошкольного учреждения, предлагающее консультационные услуги специалистов, в особенных случаях – углубленную диагностику и занятия по индивидуальной программе.
– В 2018 году «Институт развития образования» при Министерстве образования объявил конкурс среди детских садов, тогда отобрали 16 учреждений по области. В этот список попал детский сад № 19, первый в Берёзовском. В 2019 отбор (я предоставляла целый пакет документов) прошли еще пять берёзовских садиков: №№ 5, 41, 35, 39 и наш, – рассказывает руководитель структурного подразделения «Служба ранней помощи» в детском саду № 17 Елена Гребенщикова, которая проходила специальное обучение в Санкт-Петербурге. – У нас и раньше были консультации для родителей неорганизованных малышей, но благодаря проекту мы в конце 2019 года получили оборудование стоимостью 500 000 рублей, что существенно повлияет на качество услуг.
Игрушки для детей с рождения до трех лет, игры, бизиборды – это для маленьких. Компьютерная техника, видеокамера, принтер, ламинатор – это для педагогов и родителей.
База для создания службы ранней помощи в садике была и раньше. Здесь получилось отдать проекту целую небольшую комнату, в которой раньше находились дети из группы кратковременного пребывания. Также консультации родителей проходят в кабинете логопеда, в медицинском кабинете или даже в физкультурном зале: многое зависит от того, чем взволнована мама.
Елена Гребенщикова старший воспитатель и куратор проекта в детском саду № 17
Оценить состояние ребенка помогут обученные педагоги: логопед, педагог-психолог и дефектолог. На первичном приеме специалисты определяют «проблемные зоны» и либо успокаивают маму, либо находят путь решения проблемы. Она может быть любой: от нежелания ребенка сесть на горшок до серьезных проблем с речью. Елена Николаевна признает: большинство малышей, чьи мамы обращаются к ним за помощью, как раз речевики. На сегодня (с начала учебного года) служба ранней помощи в детском саду № 17 комбинированного вида помогла шести малышам. Это немного, потребуется время, чтобы о службе узнало как можно больше родителей, считает Елена Николаевна.
По ее словам, в детском саду № 19, который по проекту получил оборудование (стоимостью миллион рублей) годом раньше, в 2019-м провели 100 консультационных приемов.
Сколько потребуется встреч ребенка со специалистами, решается индивидуально. Каждый – со своими особенностями развития. Кому-то понадобится одна консультация, кому-то придется заниматься до полугода. В среднем назначается две встречи в неделю.
Что может служить поводом для обращения родителей в службу ранней помощи?
Это может быть беспокойство родителей, связанное с самыми разными вопросами развития и воспитания младенца. Если малыш медленнее сверстников осваивает моторные навыки, отстает в речевом развитии, отказывается от общения с другими детьми, проявляет агрессию или пассивен и молчалив, постоянно плачет, у него нарушен сон и аппетит, если родителей что-то тревожит и они хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, необходимо обратиться к специалистам. Причиной обращения в Центр могут быть и более серьезные нарушения у детей. Проблемы в психофизическом здоровье у ребенка возникают по самым разным причинам – от врожденных и биологических медицинских факторов до проживания в трудных социальных условиях или вне семьи.
Служба раннего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям в возрасте от рождения до трёх лет и их семьям.
Специалисты службы раннего развития могут помочь:
- Оценить развитие ребенка.
- Вместе с родителями разработать и реализовывать программу развития (двигательного, речевого, когнитивного, самообслуживания, умения общаться с детьми и взрослыми и т.д.).
- Помочь родителям лучше понимать потребности ребенка и справляться с его трудным поведением (капризы, истерики, негативизм).
- Помочь подобрать необходимое ребенку специальное оборудование и технику (специальные стулья, коляски, приспособления для стояния и еды и т.д.).
- Найти способы лучше справляться с малышом в обычных бытовых ситуациях (кормление, одевание, игра и т.д.).
Показания для обращения:
- Дети с выявленными отклонениями в развитии – нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими нарушениями.
- Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес и др.), у которых матери страдали токсикозом беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
- Дети социальной группы риска – из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
Как попасть в службу ранней помощи на первичный прием?
- Детский сад № 17. Берёзовский,
- ул. Октябрьская, 3. Тел. (34369) 4-92-89.
- Запись с 9:00 до 12:30, с 13:30 до 16:00.
- Первичный прием: пн, чт с 11:00 до 12:00.
- bgo_dou17@mail.ru
При использовании материалов сайта гиперссылка на zg66.ru обязательна. Ресурс может содержать материалы 18+
ИД «Городская пресса» — Берёзовский
Россия, 623700, Свердловская область, г. Берёзовский ул. Восточная, д. 3а, оф. 603.
8 (343) 247-83-34, +7 950 635-15-55, +7 904 98-00-250, rek@zg66.ru
ИД «Городская пресса» — Арамиль
Россия, 624000, Свердловская область, г. Арамиль, ул. 1 Мая, д. 8.
+7 904 980-66-22, +7 904 982-33-61, karman@zg66.ru
Источник
Статус проекта: Проекты, не получившие поддержку
Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития
- Конкурс
Второй конкурс 2019
- Грантовое направление
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
- Номер заявки
19-2-007619
- Дата подачи
21.07.2019
- Запрашиваемая сумма
2 206 519,00 ₽ - Cофинансирование
576 700,00 ₽ - Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 783 219,00₽
- Сроки реализации
01.11.2019 — 31.12.2020
- Организация
КОМИ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ «ИНТЕГРАТИВНЫЙ МИР»
- ИНН
1101156140
- ОГРН
1171101001037
- Краткое описание
- Цели
- Задачи
- Обоснование социальной значимости
- Целевые группы
- География проекта
Краткое описание
Проект «Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития» направлен на поддержку семей, воспитывающих детей с особенностями развития возрасте от 0 до 3 лет.
Ранняя помощь детям и их семьям: комплекс мероприятий, оказываемых на междисциплинарной основе детям возрасте от 0 до 3 лет, имеющих ограничение жизнедеятельности или из группы риска, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. В Республике Коми на сегодняшний день не развита ранняя помощь семьям, поэтому реализация проекта поможет решить эту важную социальную задачу в республике.
В рамках проекта будет сформирована междисциплинарная команда из 25 специалистов по ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития, которые пройдут обучение по программе образовательного курса «Организационные основы деятельности Службы ранней помощи».
400 детей возрасте от 0 до 3 лет, посещающие дошкольные образовательные организации республики, пройдут точную оценку уровня развития с использованием специально разработанной и модернизированной специалистами АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» методике «Оценка уровня развития ребенка по шкале KID и RCDI-2000». Каждая семья получит рекомендации специалистов.
40 семей, воспитывающих детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3 лет, пройдут бесплатный курс занятий по ранней помощи на базе Интегративного детского центра «Лекотека».
60 родителей, воспитывающих детей с особенностями развития возрасте от 0 до 3 лет, примут участие в просветительских родительских встречах, которые направлены на повышение компетентности родителей в вопросах физического и психического развития детей.
Опыт ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития возрасте от 0 до 3 лет, полученный в ходе реализации проекта, будет распространен на территории республики. 100 человек (специалисты, родители, преподаватели) примут участие в конференции «Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с особенностями развития».
Итогом реализации проекта станет дальнейшее функционирование службы ранней помощи на базе Интегративного детского центра «Лекотека».
Цели
- Внедрение ранней помощи в работу с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития возрасте от 0 до 3 лет, способствующей физическому и психическому развитию детей, их включению в среду сверстников, а также интеграцию в общество.
Задачи
- Выявление участников – семей, воспитывающих детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3 лет, проживающих в городах и районах Республики Коми.
- Создание предпосылок и условий для внедрения ранней помощи в работу с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3 лет.
- Внедрение ранней помощи в работу с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития возрасти от 0 до 3 лет.
- Распространение опыта ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития возрасте от 0 до 3 лет, на территории Республики Коми.
География проекта
г. Сыктывкар, Эжвинский район г. Сыктывкара, г. Печора, г. Ухта, Сыктывдинский, Сысольский, Прилузский, Усть-Вымский, Корткеросский районы Республики Коми.
Целевые группы
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
- Дети и подростки
- Многодетные семьи
- Женщины
Источник
С начала этого года дети с нарушениями развития могут получить помощь в специализированных отделениях ранней помощи, открывшихся на базе домов ребёнка. В Доме ребёнка №1 курс реабилитации проходят уже 8 малышей.
По словам Ларисы Паутовой, главного врача дома ребёнка №, инициатива открыть такое отделение изначально принадлежала администрации дома ребёнка, а затем была активно поддержана региональным Министерством здравоохранения.
«Задумка открыть это отделение была очень давно, поскольку востребованность в оказании помощи детям с различными патологиями, которых мы планируем госпитализировать и лечить в нашем отделении, очень высокая», – пояснила Лариса Паутова.
Отделение было зарегистрировано в сентябре 2016 г., следующие 3 месяца занял подготовительный этап. Приём пациентов начался с 9 января 2017 г.
В отделении размещено 10 госпитальных коек, где детей размещают вместе с матерями, и 14 коек дневного стационара.
Аналогичные отделения открыты на базе Дома ребёнка №2 и Куйбышевского дома ребёнка.
«Основные патологии, с которыми мы берём на медицинскую реабилитацию, – это патологии центральной и периферической нервной системы. Это детский церебральный паралич, различные двигательные нарушения в виде парезов и параличей, последствия перенесённых черепно-мозговых травм и нейроинфекций, поражений периферической нервной системы», – рассказала главный врач Дома ребёнка №1.
Также здесь могут пройти реабилитацию дети с генетическими нарушениями, в частности, с синдромом Дауна.
Пройти реабилитацию могут дети в возрасте до 6 лет.
«До 6, потому что это такой возраст, когда необходимо очень активно проводить восстановительную терапию, чтобы в дальнейшем ребёнок смог избежать инвалидности», – уточнила Лариса Паутова.
Комплекс терапии проходит под наблюдением специалистов: врача-невролога, врача-реабилитолога, врача-физиотерапевта, врача лечебной физкультуры и врача-педиатра.
Отделение уникально тем, что здесь можно получить разнообразные виды реабилитации в рамках одного учреждения. В отделении ранней помощи проводятся занятия в зале ЛФК, массаж, физио- и теплотерапия, а также занятия в сенсорной комнате.
«И очень большой объём работы – это учителя-дефектологи, коррекционные педагоги и логопеды. Потому что, как правило, у 90% детей с поражениями центральной нервной системы имеются те или иные речевые отклонения», – добавила Лариса Паутова.
Также здесь проводятся занятия с учителем-дефектологом в лекотеке, а мелкую моторику детей развивают по системе Монтессори.
Полный курс реабилитации продолжается в среднем 21 день. Все виды помощи совершенно бесплатны для родителей и оплачиваются по системе ОМС.
На данный момент помощь получили 8 пациентов, в том числе двое – в госпитальном отделении.
По словам Ларисы Паутовой, на данный момент отделение столкнулось с двумя проблемами. Во-первых, многие родители детей, нуждающихся в реабилитации, не знают о возможности получения помощи. Во-вторых, не все участковые педиатры в поликлиниках осведомлены о работе отделения ранней помощи, и поэтому не выписывают направления.
Чтобы пройти курс реабилитации в госпитальном отделении, нужно получить направление в муниципальной поликлинике. Но для того, чтобы получить помощь в дневном стационаре, достаточно самостоятельно записаться по телефону 304-18-54.
Напомним, ранее журналисты портала Sibmeda побывали на пресс-туре в отделении ранней помощи детям в Доме ребёнка №2.
Источник
Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России
Семья с ребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом. Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.
Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
Ранняя комплексная помощь — это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.
Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.
Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения,образования и социальной защиты населения:
1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.
2. Определение уровня развития ребенка’ и проектирование индивидуальных программ раннего образования.
3. Обучение и консультирование семьи.
4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития).
5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.
6. Психологическая и правовая поддержка семьи.
7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.
8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития.
Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.
Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт,а именно:
— переход от медицинской к социальной модели инвалидности;
— создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;
— налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства;
— создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства, а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);
— обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства, как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;
— широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства;
— внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;
— создание сети служб Раннего вмешательства, отвечающих принципам доступности (финансовой и географической, междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;
— создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства;
— развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.
Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.
Литература
1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). —Уфа: Лето, 2012.
2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.
4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.
5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 — 57.
6. Назарова Н. М. — Том 3. Педагогические системы специального образования — файл n1.doc
7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.
8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.
Интернет ресурсы:
1.https://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp:
2. https://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства
3. https://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html
4. https://www.studfiles.ru/preview/1722967/
5. https://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html
6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf
Источник