Ранняя диагностика задержки психического развития ребенка

Ранняя диагностика задержки психического развития ребенка thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник

Биргер Юлия Александровна

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 54»

email: Yuli.72@mail.ru

Проблемы ранней диагностики задержки психического развития дошкольников

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС). У детей с ЗПР могут отсутствовать выраженные отклонения в развитии слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата. В то же время, такие дети могут проявлять незрелость эмоционально-волевой сферы, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушения работоспособности и энцефалопатические расстройства резидуально-огранического генеза.

Причинами ЗПР могут быть легкое внутриутробное поражение ЦНС, родовые травмы, недоношенность, инфекции и интоксикации на ранних стадиях постнатального развития, близнецовость, а также хронические соматические заболевания. Этиология ЗПР обусловлена не только биологическими, но и неблагоприятными социальными факторами. Исследования Г.Е. Сухарева, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера, К.С. Лебединской, В.И. Лубовский и др. свидетельствуют о том, что замедление темпов нервно-психического развития чаще всего обнаруживаются только при поступлении ребенка в школу или, в лучшем случае, в старшем дошкольном возрасте.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить два основных механизма формирования ЗПР:

– задержка развития, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложнённым и осложнённым недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы);

– задержка развития (возникающая на ранних этапах жизни ребёнка), обусловленная длительным астеническим церебрастеническим состоянием.

Задержка психического развития в виде неосложнённого психического инфантилизма считается менее тяжелой по сравнению с церебранистическими расстройствами, поскольку в последнем случае необходимы не только длительная психокоррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

сходя из этиологического принципа, К.С. Лебединская, различает четыре основных разновидности ЗПР: 1) конституционального происхождения;

2) соматогенного происхождения; 3) психогенного происхождения; 4) церебрально-органического генеза.

При ЗПР конституционального происхождения дети характеризуются гармоническим и психофизиологическим инфантилизмом. Они отстают в своем психофизиологическом развитии от нормально развивающихся сверстников на 1,5-2 года. Инфантильность психики, сочетается с инфантильным типом телосложения. В поведении преобладают эмоциональные реакции, дети внушаемы и недостаточно самостоятельны, неутомимы в игре, проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро устают от интеллектуальной деятельности. Гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов. Этот вид ЗПР характеризуется запаздыванием темпа физического и психического развития личности, выражающемся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребёнка и его социальную адаптацию.

При соматогенной форме ЗПР эмоциональная незрелость ребенка обусловлена длительными или хроническими заболеваниями. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует развитию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Кроме этого, часто на больного или физически ослабленного ребенка накладываются дополнительные ограничения и запреты. В результате, к ограничениям, связанным с болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. При сохранном интеллекте у таких детей отмечается незрелость и тугоподвижность познавательных процессов и возникают трудности в их адаптации к новой среде. Таким образом, эти дети нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный фактор развития имеет большое значение в формировании личности ребенка. При ранней социальной депривации или длительном воздействии психотравмирующей ситуации могут сформироваться стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что способствует патологическому развитию личности. В условиях безнадзорности и попустительства со стороны родителей развитие личности идет по типу психической неустойчивости: возникает поведенческая импульсивность, отсутствуют чувства долга и ответственности, способность контролировать свои эмоции и желания. В условиях гиперопеки ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических свойств личности. При авторитарной или жестокой форме воспитания личность формируется по невротическому типу: у одних детей это негативизм, агрессия и истерические проявления, у других – робость, боязливость, страхи, мутизм. Необходимо отметить, что перечисленные формы ЗПР нечасто встречаются на практике. Задержка психического развития конституционного, соматогенного и психогенного генеза может быть компенсирована при индивидуальном психолого-педагогическом подходе к ребенку.

Самый распространенный вид ЗПР детей возникает в результате церебрально-органического генеза. В зарубежной литературе применительно к ЗПР данного вида широко применяется термин «минимальная мозговая дисфункция». Изучение анамнеза детей с ЗПР данного вида, в большинстве случаев, показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального происхождения, а также симптомы недоразвития эмоционально-волевой сферы характерные для гармонического инфантилизма. Отмечается замедленное становление статических и локомоторных функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. Для детей с ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, которые обусловлены недостаточностью памяти и внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также нарушениями эмоционально-волевой сферы. Дети с органической и функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов.

Как было отмечено выше, при ЗПРцеребрально-органического генеза у детей отсутствуют грубые поражения головного мозга и на первый план выступают симптомы недоразвития, которые замедляют темпы психического развития. Известно, что психические процессы имеют сложную организацию. Развивающийся ребенок находится в постоянном процессе не только количественных, но и качественных изменений. При этом в самом развитии имеются периоды убыстрения и периоды замедления, а в отдельных случаях даже откат к ранней форме активности. Система развития психических механизмов в раннем возрасте характеризуется как гетерохрания развития. Внешне психическое развитие происходит как плавный переход от простого к сложному, а при рассмотрении внутренних закономерностей оказывается, что каждый новый этап является результатом межфункциональных перестроек, так как формирование отдельных психофизиологических функций происходит с разной скоростью. Поэтому диагностировать ЗПР у детей младше 5 лет специалисты не решаются, а существующие методы исследования позволяют сделать только сравнительный анализ развития ребенка в соответствии с установленными возрастными нормами. Результаты диагностического обследования дают лишь самую общую предварительную картину умственного развития ребенка. В то же время, ранняя диагностика позволяет выявить «группы риска» детей в отношении ЗПР. К группам риска обычно относят детей, которые чуть позже начали самостоятельно ходить и действовать с предметами, а также детей с задержкой речевого развития. Большое значение в ранней диагностике ЗПР, когда диагноз еще не установлен, но очевидно отставание в развитии ребенка, имеет длительное наблюдение за ребенком в привычной для него обстановке и дополнительные исследования. При неблагополучном течении развития ребенок проявляет повышенную возбудимость, неустойчивость внимания, быструю утомляемость, которые сначала проявляются на поведенческом уровне. Поведенческими симптомами угрозы ЗПР могут быть следующие наблюдения:

– ребенок плохо привыкает к детскому саду, часто болеет;

– у ребенка плохо развиты навыки самообслуживания;

– ребенок для своего возраста плохо говорит, избегает речевого развития;

– ребенок часто капризничает, иногда жалуется на головную боль;

– ребенок может долго играть, но быстро утомляется при интеллектуальной нагрузке;

– ребенок не внимателен, легко отвлекается, не любит учить стихи, плохо их запоминает;

– игровая деятельность ребенка однообразна и редко сопровождается речью;

– ребенок не любит рисовать или плохо рисует, не умеет правильно держать карандаш;

– в старшем дошкольном возрасте ребенок с трудом осваивает счет, начертания букв и цифр, не может выделить звуки в слове.

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности, возникающие при выполнении заданий учебного типа, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка.

Таким образом, можно заключить, что профилактика ЗПР является задачей первостепенной важности. Общие рекомендации по профилактике ЗПР ребенка сводятся к созданию максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, устранению факторов риска и пристальному вниманию к развитию малыша с первых дней его жизни. Последнее особенно важно, так как дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии ребенка. Ведь, если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно будет влиять на его последующее развитие. Любой ребенок нуждается в заботе, любви и доброте, а ребенок с нарушениями в развитии во много раз больше нуждается в ласковом мамином голосе, теплоте её рук, внимании и понимании со стороны взрослых.

Укрепление физического и психического здоровья детей с раннего возраста, создание благоприятных условий для их развития и воспитания, а также ранняя психологическая диагностика и своевременная помощь, направленные на своевременное выявление, предупреждение и профилактику вторичных психических отклонений, являются залогом нормального развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста помогает решать возможные проблемы задержки их психического развития, что определяет успешность их дальнейшего обучения в школе и социализацию в обществе.

Список литературы

Л. И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» издательство Москва издательство «Просвещение» 1968 г.

3. Борякова Н. Ю.Ранняя «Ступеньки развития» Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у г.детей. Учебно-методическое пособие Москва, издательство «Гном-Пресс», 2002

4. Глен Доман «Что делать если у Вашего ребенка поврежден мозг» книга скачена в электронной библиотеке «Куб».

В. В. Лебединский «Нарушения психического развития в дошкольном возрасте» Москва издательский центр Академия

Источник