Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка

Ранняя диагностика
нервно-психического развития ребенка
позволяет выявить отклонения от
нормального развития уже на первом году
жизни. Ранняя диагностика нарушений
развития относится к возрасту от
рождения до 3 лет. Данный возраст
характеризуется интенсивным формированием
и созреванием основных морфологических
структур мозга, что обусловливает
сензитивность психики, т. е. ее особую
чувствительность к внешним воздействиям
(позитивным и негативным). Другими
словами, маленький ребенок, с одной
стороны, наиболее восприимчив в плане
обучения и развития психических функций,
с другой стороны, он максимально уязвим
в отношении различных вредностей,
которые могут вызвать серьезные
отклонения в психическом развитии.

В раннем возрасте
необходим особый подход к диагностике
развития, причем наибольшее значение
имеет медицинская диагностика в целях
выявления повреждений сенсорных органов,
опорно-двигательного аппарата, центральной
нервной системы.

У всех детей с
нарушениями развития в раннем возрасте
резко ограничен социальный опыт и
является выраженной недостаточность
двух основных факторов развития: общения
с другими людьми и предметной деятельности.
Замедление созревания ЦНС и формирования
психофизических функций, отставание
становления доминантности одного из
полушарий наблюдаются при всех отклонениях
в развитии.

Проявления
отклонений в развитии, не связанные с
сенсорными дефектами (нарушениями
слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата), нельзя оценивать однозначно:
они малоспецифичны, малодифференцированы
и могут входить в различные симптомокомплексы.
Поэтому в раннем возрасте затруднена
дифференциальная диагностика общего
недоразвития речи, легкой степени
умственной отсталости и задержек
психического развития. Психолого-педагогическая
симптоматика этих отклонений для данного
возраста является сегодня недостаточно
разработанной [19].

При подозрениях
на отклонения в развитии у ребенка
раннего возраста как составляющая
комплексной диагностики выделяется
психопатологическое обследование,
включающее два основных этапа:

  1. Симптоматическая
    диагностика: предполагает выделение
    и описание симптомов нарушений сна,
    влечений, психомоторики, эмоционального
    реагирования, поведенческие отклонения,
    нарушения речи, расстройства общения
    и познавательной деятельности и др.
    (приложение 2).

  2. Синдромологическая
    и нозологическая диагностика: включает
    диагностику синдромов, патологических
    и болезненных процессов.

Психопатологическое
обследование должно квалифицировать
психическое развитие в целом как
своевременное, опережающее, равномерно
задержанное, с изолированными задержками,
выраженное отставание, грубое отставание
и др. [17].

В психологической
диагностике нарушений развития необходимо
учитывать основные положения теории
Л.С.Выготского [6]:

  1. Ребенок, имеющий
    нарушение развития, не «менее развитой»,
    он «иначе развитой». В связи при
    диагностике развития нет смысла
    ориентироваться на средние нормы.
    Отправной точкой для диагноста должны
    становиться индивидуальные нормы, а
    основной задачей – выявление качественного
    своеобразия психического развития
    индивида.

  2. В структуре дефекта
    выделяют «первичный дефект», имеющий
    биологическую природу», и «вторичный
    дефект», связанный с социо-культурным
    развитием. Вторичные дефекты неоднородны,
    разнообразны: одни являются прямым
    следствием первичного дефекта, другие
    же являются следствием искаженной
    социальной ситуации развития. Выяснение
    глубины вторичного дефекта является
    необходимым условием своевременной
    адекватной коррекции развития. Чем
    дальше вторичный дефект отстоит от
    первичного повреждения, тем он более
    пластичен в плане коррекции.

  3. Для прогноза
    психического развития наиболее
    эффективной является диагностика в
    «зоне ближайшего развития».

  4. Каждый дефект
    влечет за собой стремление к компенсации.
    В процессе диагностики необходимо
    выявить те сохранные возможности,
    которые могли бы стать основой для
    компенсации.

  5. Психическое
    развитие осуществляется в деятельности,
    поэтому диагностика должна осуществляться
    в процессе деятельности, ведущей для
    ребенка данного возраста и уровня
    развития.

Ранняя диагностика
нарушений развития предполагает
проведение комплексной многоаспектной
квалификации состояния ребенка. Такую
диагностику определяют как интегративную.
Основные принципы интегративной
диагностики отклоняющегося развития
[19]:

— построение
гипотезы психологического обследования
на основе целостного представления о
ребенке с привлечением знаний из
разнообразных отраслей знания (медицины,
педагогики, психологии);

— построение
процедуры обследования в соответствии
с актуальным возрастом, особенностями
поведения ребенка, с учетом взаимодействия
между взрослыми и ребенком;

— использование
методического аппарата, адекватного
целям и гипотезе обследования;

— анализ получаемых
данных с применением технологий
интегративной оценки результатов,
дающий не только максимальную информацию
о специфике развития и формирования
психических функций, но и позволяющий
выявить комплекс причин, вызвавших
проблемы в развитии;

— психолого-педагогическая
квалификация уровня актуального развития
ребенка с выходом на постановку
психологического диагноза.

Следование данным
положениям дает возможность оценить
не только актуальный уровень развития,
но и прогнозировать дальнейшее развитие.

Основные проблемы
ранней психологической диагностики, в
том числе нарушений развития, соотносятся
с общими проблемами диагностики:

1. Недостаточное
количество диагностических методик
для детей младенческого и раннего
возрастов.

2. Трудность
дифференциальной диагностики нарушений
развития в младенчестве и раннем возрасте
по следующим причинам:

— оценка когнитивного
развития в данные периоды является
менее надежной, чем в более поздние
периоды;

— проблемы в
психической деятельности ребенка могут
быть обусловлены целым спектром причин.

3. Направленность
подавляющего большинства имеющихся
диагностических методик на диагностику
актуального состояния, а не на оценку
прогноза развития.

4. Отсутствие в
тестах отдельных норм для детей с
нарушениями развития (установление
таких норм чаще в принципе невозможно,
поскольку разнообразие нарушений по
их характеру и глубине не поддается
учету). В качестве важной части тестирования
выступают нормы. Важной задачей является
определение возрастных норм развития,
которые используются помимо всего
прочего в клинике при выявлении различных
отклонений в развитии ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Возникающие
на ранних возрастных ступенях
психологические новообразования имеют
непреходящее, абсолютное значение для
всестороннего развития индивида.

А.
В. Запорожец

Основные
понятия

§ 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.

§
2. Показатели
нервно-психического развития. Уровни
развития на каждом возрастном этапе.
Метод контроля поведения ребенка.
Психодиагностика умственного развития.
Этапы психопатологического обследования.
Наблюдение за эмоционально-волевыми
проявлениями. Общие принципы построения
комплексной ранней диагностики развития.

§ 1. Значение ранней диагностики нарушений развития

Ранняя
диагностика отклонений в развитии
относится к периодам новорожденности,
младенчества и раннего детства, то есть
к возрасту от рождения до 3 лет. В этом
возрасте происходит наиболее интенсивное
формирование и созревание основных
морфологических структур мозга, что
обусловливает сензитивность психики
в плане развития ряда важнейших
психических функций и особенную ее
чувствительность к внешнему воздействию.
В то же время иммунные и адаптационные
механизмы организма ребенка еще слабы
и неустойчивы, поэтому многие биологические
вредные воздействия, например детские
инфекции или черепно-мозговые травмы,
могут вызывать серьезные отклонения в
общем и психическом развитии.

Значение
и актуальность проблемы ранней диагностики
обусловливаются и рядом социально-педагогических
факторов:

·
педагогической
неграмотностью родителей и отсутствием
координированной системы
психолого-медико-педагогического
сопровождения детей до трех лет с
отклонениями в развитии;

·
недостаточной
разработанностью психолого-педагогических
вопросов аномального развития и коррекции
в раннем возрасте;

·
крайне
недостаточным числом специалистов для
работы с детьми этого возраста.

Тенденции
постоянного увеличения числа новорожденных
детей с недостатками развития (США —
около 40%, Россия — 85—95%) выдвигают
проблему раннего выявления и ранней
коррекции нарушений в развитии на
передний план и в теории, и в практике
психодиагностики.

Начало
проявления и длительность сензитивных
периодов в психическом развитии
определяются не возрастом, а степенью
физиологической зрелости нервных
структур соответствующих функций.
Неравномерность их созревания при
патологии выражена гораздо сильнее,
чем в норме, и в зависимости от дефекта
это созревание задерживается в различной
степени.

Изменяются
и сроки, и порядок соотношения созревания
отдельных функций и входящих в них
функциональных систем. В случае полного
выпадения одного из простых звеньев
сложной системы, например речи, ее
формирование возможно только с
использованием обходных путей, при
частичном дефекте возможна опора на
вспомогательные пути, но в любом случае
нельзя рассчитывать на спонтанное
развитие ВПФ при нарушении их простых
составляющих.

Наиболее
важным фактором развития при разных
его нарушениях в раннем возрасте, по
мнению В. И. Лубовского, является,
возможно, более частая, сильная (в
пределах оптимума) и длительная, но
неистощающая стимуляция функций, а
также, возможно, более постоянное и
полное подкрепление реакций детей на
внешнюю стимуляцию. Это означает, что
помощь детям в возрасте 1—2 лет должна
оказываться преимущественно в условиях
семьи, так как именно постоянное
взаимодействие близкого взрослого
(особенно матери) является основным
условием стимуляции развития ребенка.
Однако около 1 % новорожденных сегодня
становится сиротами уже в первые дни
жизни вследствие отказа от них матерей
в роддомах, а в целом по стране в Домах
ребенка воспитывается более 20 тыс.
детей, две трети которых имеют отклонения
в развитии. Около 60% из них — дети с
тяжелой хронической патологией,
преимущественно ЦНС, почти 55% отстают
в физическом развитии, и лишь 4,7%
квалифицируются как практически
здоровые.

Известно,
что у всех аномальных детей в раннем
возрасте резко ограничен социальный
опыт и имеется недостаточность двух
ключевых факторов развития: общения с
другими людьми (взрослыми и детьми) и
предметной деятельности. Замедление
созревания ЦНС и формирования
психофизических функций, отставание
становления доминантности одного из
полушарий наблюдаются при всех отклонениях
в развитии.

Если
те или иные интеллектуальные или
эмоциональные качества не получили
должного развития в раннем возрасте,
то позже наверстать упущенное трудно,
а подчас и невозможно, констатирует А.
В. Запорожец. Отсутствие или несвоевременность
специальной психолого-педагогической
поддержки и коррекции усугубляет и
расширяет состояние аномальности.

В
раннем возрасте необходим особый подход
к диагностике развития, и наибольшее
значение имеет медицинская диагностика
в целях выявления повреждений сенсорных
органов, опорно-двигательного аппарата,
ЦНС.

Важно,
что проявления отклонений в развитии,
не связанные с сенсорными дефектами,
нельзя оценивать однозначно: как и
неврологические симптомы, они
малоспецифичны, малодифференцированны
и могут входить в различные симптомокомплексы.
Именно поэтому в раннем возрасте
значительно затруднена дифференциальная
диагностика общего недоразвития речи,
легкой степени умственной отсталости
и задержек психического развития.
Психолого-педагогическая симптоматика
этих отклонений для данного возрастного
периода пока разработана недостаточно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Основные закономерности развития нормального и ано­мального ребенка одинаковы. Диагностика отклонений в развитии всегда должна носить комплексный, многоплано­вый, системный характер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного прояв­ления (показателя, симптома) было бы ошибочным. Структу­ра имеющегося у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследова­нии ребенка специалистов разного профиля: врача, психоло­га, дефектолога, логопеда. Такой подход к изучению ребенка позволяет правильно ценить весь симптомокомплекс имею­щихся у него отклонений в развитии, дать адекватную оценку клинических, психологических, педагогических и других осо­бенностей его развития. Важное значение в диагностике ано-

мального развития придается системному ашь. ч

иысших психических процессов и функций ребенк^ разумевает комплексный системный учет данных нейре». логического, неврологического и психолого-педагогическо. обследования ребенка.

Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании де­тей с отклонениями в развитии оказывают психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), созданные вместо меди­ко-педагогических комиссий (МПК). В составе ПМПК работа­ют: заведующий, социальный работник образования, психолог, врач-невропатолог, врач-психиатр; дефектологи: олигофрено-педагог, сурдопедагог, логопед, тифлопедагог; медицинская сестра. Эти учреждения призваны решать многоплановые зада­чи: разрабатывать и осуществлять медико-психолого-педагоги­ческую помощь населению с целью предупреждения отклоне­ний в физическом и психическом развитии детей, своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольно­го и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказа­ния им лечебно-педагогической коррекционной помощи; помо­гать населению в предупреждении возможных отклонений в психическом и физическом развитии детей; обследовать детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их готов­ности к школьному обучению и определять формы их обучения, разрабатывать индивидуальные рекомендации по лечению, обучению и воспитанию детей; оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При необходимости ПМПК пересматривают ранее установ­ленные детям диагнозы (заключения), для чего ребенок на­правляется на дополнительное обследование в медицинское (лечебное) или научно-исследовательское учреждение.

На ПМПК возложена ответственность за выявление и учет всех детей с отклонениями в развитии. От ПМПК могут поступать предложения по дальнейшему развитию (или ре­организации) системы специализированной помощи в ре­гионе. Такие широкие полномочия ПМПК дают основание полагать, что коррекционная педагогика и специальная пси­хология выходят на качественно новый уровень развития теории и практики.

Отбор детей в специальное учреждение и комплектование групп (классов) также проводятся специалистами ПМПК рай­онного уровня и в самом учреждении. При этом специалисты руководствуются следующими принципами: отграничение детей с определенным видом патологии от других групп детей.

Для каждого типа специального учреждения предусмотрены свои особые правила приема. Например, в детский сад для детей с речевыми нарушениями принимаются дети с первично сохранным интеллектом и с нормальным слухом, имеющие только нарушение речи в виде фонетико-фонематического или общего недоразвития речи и в виде заикания.

Следующий принцип отбора — дифференцированное обу­чение по степени тяжести имеющегося отклонения в разви­тии (например, глухие и слабослышащие, слепые и слабови­дящие).

Третий принцип — возрастной, например, в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети в возрасте от 2 до 7 лет. В каждую группу зачисляются дети определенного возраста. В старшую группу — от 5 до 6 лет, в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет.

В каждом специальном образовательном учреждении ра­ботает врач, который помогает точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит соответствующее лечение, обеспечивает реализацию специального режима детского уч­реждения. Ребенок получает необходимую медицинскую те­рапию в течение всего срока его обучения в специальном об­разовательном учреждении.

Обследование — важный этап системы специальной помо­щи ребенку с отклонениями в развитии. Проводиться оно должно комплексно, различными специалистами. К сожале­нию, существующая практика обследования и консультиро­вания свидетельствует иногда об автономности в диагности­ческой деятельности специалистов. О комплексной диагностике говорится во всех нормативных и методических материалах, но на практике это требование не всегда в полной мере реали­зуется, а отсутствие комплексного структурного анализа со­стояния ребенка не может не сказываться негативно на эффек­тивности дальнейшего коррекционного воздействия.

Медицинская диагностика отклонений в развитии у детей включает осмотр ребенка, сбор и анализ анамнестических све­дений (желательно, чтобы их давала мать ребенка), оценку со­матического, неврологического и психического состояния ре­бенка. Основное внимание обращается на состояние эмоцио­нального, интеллектуального, психического и речевого разви­тия ребенка. В ряде случаев данные врача дополняются лабора­торными исследованиями (рентгенография черепа, энцефало­грамма, компьютерная томография и другие исследования).

Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о ‘строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и

особенностях лица, конечностей, тела и др. Уточняется со­стояние сенсорного развития — слуха, зрения.

Различают субъективные и объективные данные о ребенке. Последними считаются сведения, полученные при обследова­нии ребенка соответствующим специалистом: оториноларин­гологом и офтальмологом с использованием аппаратуры. Иногда врач по определенным симптомам устанавливает на­личие у ребенка врожденной наследственной неполноценно­сти: узкий сдавленный с боков лоб, микро- или макроцефалия (гидроцефалия), типичная внешность ребенка с синдромом Дауна, отставание в росте в сочетании с аномальным строе­нием лица и др. Среди дефектов зрительной системы наиболее показательными являются нистагм (толчкообразные движе­ния глазных яблок при боковых (крайних) отведениях глаз, при слежении за движущимся предметом), косоглазие, амблио-пия, нарушение-рефракции глаза и др.

Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи), судорожные симптомы (гиперкинез, тремор, тик и т.д.). Выявляется также наличие пороков в строении артикуляционного аппарата: укороченная подъя­зычная связка, узкое готическое нёбо, расщелины губы, твер­дого и мягкого нёба, субмукозная щель (подслизистая расще­лина в твердом нёбе), выявляется при пальпации, при произ­несении резкого громкого (на твердой атаке) звука А — это субъективная оценка, объективная картина может быть полу­чена только на рентгеновском снимке. Описывается состояние зубного ряда и прикуса.

В ходе медико-психолого-педагогического обследования определяются и основные аспекты коррекционного воздейст­вия на ребенка.

Для анализа и интерпретации характера деятельности ре­бенка большое значение имеет каждый этап: как ребенок ставит цель, программирует (планирует) предстоящую деятельность, как принимает и осмысливает стоящую перед ним задачу, как ориентируется в задании, как организует операционный уро­вень деятельности (выбор путей, исполнительский поиск опе­раций по выполнению задания, решение мыслительной задачи, нахождение результата и его сличение, сопоставление с наме­ченной целью, разные виды контроля: текущий, завершаю­щий — по следам выполненной работы, планирующий).

Обследование начинается с изучения неречевых функций, с психологической базы. Именно состояние психических процес­сов и функций в первую очередь важно для квалификации имеющегося отклонения в развитии ребенка, равно как и при

коррекционной работе обеспечивается упреждающее их раз­витие до коррекции языковых и речевых систем. При обследо­вании важно определить, какое звено или какие звенья в струк­туре деятельности ребенка не сформированы или нарушены, затруднены, чтобы далее строить изучение ребенка и коррекци-онное воздействие на него на выявленном актуальном уровне развития и в зоне ближайшего развития. Учитывается не толь­ко то, что ребенок знает и умеет, но и чему его можно научить, чем он может овладеть, что в состоянии узнать и сделать.

При обследовании психических функций ребенка обраща­ется внимание на условия его жизни и воспитания, на характер общения. Исследование психических функций всегда преду­сматривает возрастные особенности развития психики ребен­ка, ибо каждый возрастной этап развития характеризуется своими особенностями. Оценивается состояние внимания, вос­приятия, памяти, интеллекта, эмоциональных реакций, регу­ляции произвольной деятельности ребенка.

Проводится диагностическое наблюдение за игрой ребенка, за его поведением в различных ситуациях. Используется бесе­да с ребенком и со взрослым о ребенке, проводится обучаю­щий эксперимент.

Обращается внимание на то, как ребенок понимает обра­щенную к нему речь, как общается сам (речью или с использо­ванием паралингвистических средств общения — мимики, жестов, интонации). В соответствии с возрастными показате­лями учитывается, как ребенок произносит простые и много­сложные слова, правильно ли строит простую и усложненную фразу, понимает ли усложненный текст (текст со скрытым смыслом), может ли сам дать развернутое сообщение, соблю­дает ли в речи грамматические связи.

Оценивая общение ребенка, обращается внимание на его активность: может ли ребенок поддерживать речевой кон­такт, является ли инициатором общения, как отвечает на во­просы, задает ли их сам, знает ли стихи, песни и т.д. Оценива­ется конструктивная деятельность ребенка: может ли сложить узор или сделать постройку из элементов, действует сам или по подражанию, использует ли помощь в работе, справляется ли с разрезными картинками, проявляет ли ребенок познава­тельный интерес, может ли удерживать внимание, концентри­ровать его, распределять, переключать, продуктивна ли дея­тельность ребенка. Эти и ряд других показателей являются информативными для оценки психического и речевого разви— тия ребенка. По каждому разделу обследования в специаль­ной психолого-педагогической литературе приведено боль-

шое количество экспериментальных заданий с возрастными эталонами их выполнения и с оценочным анализом возни­кающих у ребенка затруднений.

При обследовании ребенка используется наглядность раз­ного вида: предметные, фразовые, сюжетные, серийные, пар­ные и другие картинки, материал окружающей обстановки. Используются разные виды игр, так как игра и картинки (наглядность) обеспечивают положительный эмоциональный фон, а значит, и результативность обследования, делая более показательными все реакции ребенка. Методы и приемы вы­явления отклонения в развитии ребенка подбираются в соот­ветствии с возрастом и с учетом предполагаемого у ребенка дефекта. Например, ребенку с нарушением речи разрешают давать жестовый ответ на вопрос, слабослышащему ребенку вопросы задают более громким голосом, ребенку с предпола­гаемым нарушением восприятия, понимания предлагаются задания не в словесной (вербальной), а в иной (например, жестово-мимической) форме. Характер ответных реакций ре­бенка на предлагаемые ему ситуации и задания не должен влиять на общую оценку умственного развития ребенка.

Особо затруднено обследование непонимающих и негово­рящих детей, детей с нарушенным поведением, со сниженным уровнем мотивации, с повышенной психической истощаемо-стью (утомляемостью). Наиболее трудны для диагностики близкие по внешнему проявлению состояния, которые явля­ются принципиально различными нарушениями. При внешне сходных проявлениях нарушения могут оказаться разными по структуре, механизмам, по причинам, их вызвавшим, и по прогнозу лечебно-оздоровительного и психолого-педагоги­ческого воздействия. На основе комплексной диагностики удается отграничить разные формы отклонений в развитии ребенка и определить характер необходимого воздействия.

Важно учитывать, что диагноз — не ярлык, который при­клеивается ребенку с момента обследования на всю даль­нейшую жизнь: ребенок растет, развивается, его нарушение сглаживается, а иногда усиливается, вызывая вторичные проявления. При комбинированной (комплексной) неполно­ценности в разные возрастные периоды на первый план вы­ходят то одни, то другие показатели. В ряде случаев диагноз ставится предположительно, а окончательное заключение делается только в ходе динамического наблюдения при ди­агностическом обучении.

Изучение ребенка в процессе его обучения и воспитания существенно отличается от обследования в условиях психо-

лого-медико-педагогических комиссий, консультаций, одна­ко вне зависимости от условий обследования должна быть обеспечена согласованность, совместность действий разных специалистов. Педагог в ходе динамического наблюдения прослеживает поступательный ход развития ребенка, фор­мирования его познавательной деятельности и психических процессов в целом, он может сравнить динамику личностно­го развития ребенка с возрастной нормой, соотнести с мето­дами обучения и с требованиями программы коррекционной работы.

Учет возрастных и личностных особенностей ребенка со­вместными усилиями педагогов и психологов позволяет не только выявить имеющиеся у ребенка проблемы, затруднения, дефекты, но и оценить сохранные стороны личности, потен­циальные возможности ребенка и опираться именно на них при отборе содержания и форм воспитания и обучения. Под­ходить к каждому ребенку с оптимистической гипотезой -важное условие сотрудничества специалистов при изучении, обучении и воспитании ребенка. Психолого-педагогическая поддержка, психотерапевтический подход дают ребенку воз­можность реализовать себя и активизироваться для решения поставленных перед ним задач.

Обследование ребенка не может и не должно быть стан­дартизировано. Его индивидуальная направленность прояв­ляется в отборе заданий, упражнений, видов предлагаемой ребенку работы, языкового и дидактического материала. Ин­дивидуальная направленность проявляется в виде и степени оказываемой ребенку помощи при организации его деятель­ности и контроле за ней.

Усиление гуманистической направленности при изучении, обучении и воспитании детей, переориентация педагогическо­го процесса на максимальный учет индивидуально-твор­ческих способностей, на создание каждому ребенку условий для его самореализации и развития делают необходимым и дальнейшее совершенствование обследования, в первую оче­редь — это развитие экспресс-диагностики и усиление роли технических средств при обследовании ребенка с отклонения­ми в развитии (разработка и внедрение ТСО).

Вторичные нарушения затрагивают в первую очередь те психические функции, которые наиболее интенсивно разви­ваются в раннем и дошкольном возрасте: речь, тонкая диффе­ренцированная моторика (артикуляционная и пальцев рук), пространственные и временные представления, произвольная регуляция деятельности и др.

Контрольные вопросы

1. Какие причины вызывают возрастание числа детей с отклоне­
ниями в развитии?

2. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных на­
слоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

3. Какие виды нарушений развития встречаются у детей?

4. Назовите основные причины нарушений развития ребенка.

5. Раскройте социальное значение дефектологии (коррекционной
педагогики).

6. Охарактеризуйте связь специальной психологии и коррекцион­
ной педагогики.

7. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению,
обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

8. Объясните, почему педагоги дошкольных и школьных учреж­
дений должны знать основы коррекционной педагогики.

9. Охарактеризуйте принципы и приемы изучения (обследования)
ребенка.

10. Раскройте задачи и содержание работы психолого-медико-
педагогических консультаций.

11. Какие концепции (положения) Л.С.Выготского особо значи­
мы для коррекционной педагогики?

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 5883; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9099 — | 7709 — или читать все…

Читайте также:

Источник