Ранняя диагностика и коррекция проблем развития первый год жизни ребенка

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития первый год жизни ребенка thumbnail

Елена Филипповна Архипова

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

Уважаемые коллеги!

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова.

Введение

Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так как в последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии. В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконил новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждает положение об организации деятельности лекотеки как структурного подразделения государственного образовательного учреждения (ГОУ). Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждает положение об организации деятельности Службы ранней помощи как структурного подразделения ГОУ. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности этого структурного подразделения является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующего программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Оно призвано помочь специалистам Служб ранней помощи детям и родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы.

В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни

Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H. М. Сеченова, И. А. Сикорского, В. М. Бехтерева, И. И. Павлова,

Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, М. М. Кольцовой, H. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования.

В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели нервно-психического развития.

Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсорного восприятия.

Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых и тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и основанная на них ориентировочно-исследовательская деятельность играют важную роль в психическом развитии ребенка.

Зрительный анализатор является центральным звеном в познавательной деятельности ребенка.

У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здорового ребенка. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание за объектом, притормаживание общих движений, а также движение головы, которое следует с некоторым опозданием за движением глаз. Эти движения возникают у здорового ребенка в две недели жизни. К концу первого месяца жизни у детей вызывается длительная фиксация лица взрослого и предмета, находящегося сбоку, сверху, снизу от глаз.

В первой половине второго месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование (сближение зрачков при фиксировании глаз на приближающейся точке), прослеживание, бинокулярное зрение (способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами).

Дети первых месяцев жизни различают цвета. У детей второго – третьего месяцев жизни длительность фиксации взгляда значительно увеличивается. К 4–5 месяцам у детей появляются зрительные дифференцировки, которые являются физиологической основой сенсорного развития. Раннее образование зрительных дифференцировок доказывает не только способность детей раннего возраста различать цвета, величину предметов, пространственные соотношения и другие сенсорные качества предметов, но и необходимость их своевременного развития.

Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека. Периферический отдел слухового анализатора подготовлен к восприятию звуков уже к моменту рождения ребенка, но слух в первые дни после рождения ребенка несовершенен. У ребенка нет врожденной ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука. Такая реакция формируется к 3–3,5 месяцам. В четыре месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением. С пяти месяцев он начинает различать тон голоса, адекватно на него реагирует, то есть появляются слуховые дифференцировки. В возрасте 8—12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи. По данным ряда исследователей, с 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а его формирование в норме заканчивается к 1 году 7 месяцам.

Слухоречевой анализатор развивается раньше других отделов, связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребенка. Но для функционирования слухоречевого анализатора необходимо развивать у ребенка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух.

Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребенка является развитие понимания речи – очень сложного и длительного процесса. Для развития импрессивной речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребенком первых дней жизни.

В первые месяцы жизни при общении с взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, который составляют положение тела младенца, окружающая обстановка, внешний вид говорящего, его голос и интонация.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

В пособии представлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей первого года жизни. Рассматриваются особенности поэтапного формирования у них всех линий психомоторного развития. Представлена скрининговая система обследования детей первого года жизни. Для детей, отстающих в психомоторном развитии, разработана система коррекционных мероприятий, включающая логопедический массаж, дыхательную и голосовую гимнастику, стимуляцию эмоционального, голосового и доречевого общения, способствующая развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации и понимания речи.

Пособие адресовано родителям детей раннего возраста, специалистам инклюзивных групп и Службы ранней помощи, психологам, дефектологам, логопедам, студентам педагогических колледжей и вузов.

Содержание:

  • Елена Филипповна Архипова — Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка 1

  • Уважаемые коллеги! 1

  • Введение 1

  • Особенности психомоторного развития детей первого года жизни 1

  • Содержание работы с детьми первого года жизни 3

  • Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) [1] 3

  • Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев) 5

  • Третий этап работы (от 4 до 6 месяцев) 7

  • Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) 8

  • Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев) 10

  • Обследование детей первого года жизни 12

  • Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы 13

  • Уровни доречевого развития детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы 15

  • Коррекционно-логопедическая работа с детьми первого года жизни 17

  • Принципы и направления коррекционной работы 17

  • Содержание коррекционной работы 18

  • Приложения 26

  • Приложение 1 Комплексы упражнений по развитию общей моторики 26

  • Приложение 2 Комплексы упражнений по коррекции общей моторики 27

  • Приложение 3 Контроль за психомоторным развитием ребенка от рождения до года [2] 31

  • Приложение 4 Контроль за своевременным развитием ребенка 31

  • Приложение 5 Особенности общения взрослого с ребенком 32

  • Рекомендуемая литература 32

  • Первые шаги 32

  • Программа воспитания и развития детей раннего возраста 32

  • Рекомендуемая литература к «Программе воспитания и обучения в детском саду» 33

Елена Филипповна Архипова
Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка

Уважаемые коллеги!

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Поэтому все пособия, выпущенные ранее к «Программе воспитания и обучения в детском саду», рекомендуются авторами к использованию при работе по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» при условии, что педагоги будут использовать выпущенные ранее методические пособия и конспекты занятий, учитывая основные требования ФГТ. А именно: педагогам следует полностью исключить из своей работы занятия урочного типа и использовать формы организованной образовательной деятельности, соответствующие дошкольному возрасту, указанные в программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Архипова Елена Филипповна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М. А. Шолохова.

Введение

Проблема ранней помощи сегодня является очень актуальной, так как в последнее время большое количество новорожденных имеют перинатальное поражение центральной нервной системы и нуждаются в стимулирующем и коррекционном психолого-педагогическом воздействии. В связи с этим Правительство Москвы и Департамент образования города Москвы своими приказами узаконил новые структурные подразделения государственных образовательных учреждений Службы ранней помощи.

Так Приказ № 497 от 10.08.2006 г. утверждает положение об организации деятельности лекотеки как структурного подразделения государственного образовательного учреждения (ГОУ). Целью создания лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.

Приказ № 817 от 15.12.2006 г. утверждает положение об организации деятельности Службы ранней помощи как структурного подразделения ГОУ. Служба ранней помощи создается для детей в возрасте от 2 месяцев до 4 лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих ГОУ. Целью деятельности этого структурного подразделения является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития или с риском нарушения, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии.

Приказ № 202 от 12.04.2006 г. утверждает положение о консультативном пункте для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи. Консультативный пункт является самостоятельным структурным подразделением ГОУ, реализующего программу дошкольного образования. Консультативный пункт создается для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих образовательное учреждение. Целью деятельности консультативного пункта при ГОУ является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Оно призвано помочь специалистам Служб ранней помощи детям и родителям в работе с детьми первого года жизни, имеющими перинатальные поражения центральной нервной системы.

В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.

Особенности психомоторного развития детей первого года жизни

Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях H. М. Сеченова, И. А. Сикорского, В. М. Бехтерева, И. И. Павлова,

Н. И. Красногорского, Н. И. Касаткина, М. М. Кольцовой, H. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др. В своих работах авторы подчеркивают большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. Во многих работах отражены особенности развития детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций, для каждой из которых определяются свои оптимальные сроки формирования.

В результате длительного изучения детей первого года жизни были разработаны показатели нервно-психического развития.

Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития сенсорного восприятия.

Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых и тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и основанная на них ориентировочно-исследовательская деятельность играют важную роль в психическом развитии ребенка.

Зрительный анализатор является центральным звеном в познавательной деятельности ребенка.

У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здорового ребенка. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем. Затем развивается устойчивое прослеживание за объектом, притормаживание общих движений, а также движение головы, которое следует с некоторым опозданием за движением глаз. Эти движения возникают у здорового ребенка в две недели жизни. К концу первого месяца жизни у детей вызывается длительная фиксация лица взрослого и предмета, находящегося сбоку, сверху, снизу от глаз.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ЕЛЕНА АРХИПОВА - РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД

Описание слайда:

ЕЛЕНА АРХИПОВА — РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ. ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

2 слайд

Содержание работы с детьми первого года жизни При составлении программы работ

Описание слайда:

Содержание работы с детьми первого года жизни При составлении программы работы с детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного развития.

3 слайд

Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) 	Цель: Стимуляция голосовой реа

Описание слайда:

Первый этап работы (от рождения до 3 месяцев) Цель: Стимуляция голосовой реакции, гуканья и гуления. Задачи : Формирование потребности в эмоциональной коммуникации, эмоциональном познании окружающего мира. Основные направления развития ребенка от рождения до трех месяцев: развитие общей и мелкой моторики рук; формирование зрительного и звукового сосредоточения; стимуляция голосовых вокализаций; формирование предпосылок понимания речи; вызывание эмоциональных реакций в ответ на общение с матерью.

4 слайд

Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев) 	Цель: Закрепление умения держать голо

Описание слайда:

Второй этап работы (от 3 до 4 месяцев) Цель: Закрепление умения держать голову, тянуться и захватывать игрушки, вступать в эмоциональный контакт с взрослым, активно и протяжно гулить. Задачи : стимуляция инициативы общения с взрослыми; развитие положительных эмоций, интереса к окружающему; формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности в виде певучего гуления; развитие зрительно-моторной координации, реакции равновесия, обучение двигательным навыкам, соответствующим данному возрастному периоду.

5 слайд

Основные направления развития ребенка в возрасте 3–4 месяцев: организация эмо

Описание слайда:

Основные направления развития ребенка в возрасте 3–4 месяцев: организация эмоционального общения с ребенком; последовательная стимуляция и формирование голосовых реакций гуканья (единичные звуки) и гуления (длительное звучание с повторами); развитие общей и мелкой моторики рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительных дифференцировок; формирование предпосылки понимания речи; расширение эмоционально-коммуникативного опыта; формирование умения локализовать звуки в пространстве, воспринимать и дифференцировать различно интонируемый голос взрослого; развитие устойчивости фиксации взгляда, плавности прослеживания взглядом за объектом; развитие «комплекса оживления

6 слайд

Третий этап работы (от 4 до 6 месяцев) Цель: Стимуляция интонационного голосо

Описание слайда:

Третий этап работы (от 4 до 6 месяцев) Цель: Стимуляция интонационного голосового общения и начальных стадий лепета. Задачи: стимуляция ориентировочно-исследовательского поведения, интенсивных эмоциональных мотиваций к лепету; формирование подражания звукам, предшествующим лепету; совершенствование приобретенных в результате предыдущей работы навыков; обучение положению стоя на четвереньках, ползанию и формирование навыков сидения.

7 слайд

Основные направления развития ребенка 4–6 месяцев: эмоционально-выразительное

Описание слайда:

Основные направления развития ребенка 4–6 месяцев: эмоционально-выразительное, вокализованное общение между взрослым и ребенком; формирование подражания переходным к лепету звукосочетаниям; развитие восприятия слогоритмических цепочек; обучение ребенка есть из ложки и пить из чашки; стимуляция и развитие пальцевого осязания; выработка слуховых и зрительных дифференцировок.

8 слайд

Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) 	Цель: Активизация лепета, расширен

Описание слайда:

Четвертый этап работы (от 6 до 9 месяцев) Цель: Активизация лепета, расширение лепетного репертуара, вызывание физиологических лепетных эхолалий (повторений вслед за взрослым). Задачи: развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование аутоэхолалического лепета, предпосылок понимания речи; обучение жеванию, самостоятельной еде (из собственных рук) твердой пищи; формирование устойчивого сидения, совершенствование движений, развитие чувства равновесия и координации, подготовка к самостоятельному вставанию.

9 слайд

Основные направления развития ребенка 6–9 месяцев: вызывание в процессе совме

Описание слайда:

Основные направления развития ребенка 6–9 месяцев: вызывание в процессе совместной с взрослым деятельности эмоционально-выразительных реакций (смех, улыбка, сосредоточение); стимуляция аутоэхолаличного лепета (цепочки различных слогов с изменением звуков в них и интонационных характеристик (длительности, напряженности, громкости)); слуховое восприятие лепетных псевдослов (слов, понятных при соотнесении с ситуацией); формирование предпосылок понимания речи; выработка новых движений; обучение навыку жевания; формирование положительного отношения к занятиям, вовлечение в общение через голосовые реакции и игру, выработка акустической установки на звуки и голоса (то есть развитие внимания к речи), развитие манипулятивной функции рук. Особенностями комплексных занятий на этом этапе является освоение способов вертикализации, активизация самостоятельных движений и действий.

10 слайд

Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев) 	Цель: Активизация лепетных и осмыслен

Описание слайда:

Пятый этап работы (от 9 до 12 месяцев) Цель: Активизация лепетных и осмысленных слов (к году в словаре ребенка насчитывается приблизительно 5-10 слов и до 30 звукоподражаний). Задачи : создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных ситуаций; побуждение к произношению псевдослов и их цепочек; активизация осознанно произносимых лепетных слов; расширение объема понимаемых слов и фраз; обучение еде при помощи ложки; развитие умения сохранять равновесие в положении сидя; освоение новых способов ползания (переползание, подползание) и посадки (с опорой на вытянутые руки, с разведенными в стороны коленями); обучение навыкам самостоятельного вставания и ходьбы.

11 слайд

Основные направления развития ребенка 9-12 месяцев: создание эмоционально окр

Описание слайда:

Основные направления развития ребенка 9-12 месяцев: создание эмоционально окрашенных коммуникативных ситуаций в процессе ситуативно-делового общения; стимуляция общения с использованием лепетных псевдослов и их цепочек; обучение восприятию и подражательному воспроизведению мелодических особенностей речи взрослого; обучение использованию в процессе еды ложки; развитие дифференцированных движений пальцев рук.

12 слайд

Обследование детей первого года жизни В процессе обследования детей первого г

Описание слайда:

Обследование детей первого года жизни В процессе обследования детей первого года жизни особое внимание уделяется следующим направлениям работы: Изучение анамнестических данных: При анализе анамнестических данных учитывается: течение беременности, состояние ребенка при рождении, особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар). на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания. время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.

13 слайд

2.Изучение двигательного развития ребенка: наличие патологических тонических

Описание слайда:

2.Изучение двигательного развития ребенка: наличие патологических тонических рефлексов и распространение их на мышцы языка и глаз; умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности; умение поворачиваться, сидеть; развитие мускулатуры кисти, положению первого пальца; возможности зрительно-моторной координации; манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи); определяется общий мышечный тонус ребенка; характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог; способность ребенка опираться на ноги и ходить.

14 слайд

3.Изучение состояния речевого аппарата: наличие патологии в строении артикуля

Описание слайда:

3.Изучение состояния речевого аппарата: наличие патологии в строении артикуляционного аппарата; обследуется состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка; определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов. особенности приема пищи: сосания и глотания; учитываются характер голоса, крика и дыхания.

15 слайд

4.Исследование голосовой и доречевой активности ребенка: отмечается характер

Описание слайда:

4.Исследование голосовой и доречевой активности ребенка: отмечается характер крика ребенка, его интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию; логопед устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения; наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.

Выберите книгу со скидкой:

Ранняя диагностика и коррекция проблем развития первый год жизни ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная информация по книне-ЕЛЕНЫ АРХИПОВОЙ — РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА

И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ.ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА, будет полезна студентам, получающим специальное (дефектологическое) образование, дефектологам, учителям-логопедам. В презентации описаны основные направления, этапы обследование детей первого года жизни.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-204111

Вам будут интересны эти курсы:

Источник