Ранние отношения и развитие ребенка торрент скачать
Популярные статьи | ||||||||||||
| ||||||||||||
Книги торрент скачать | |||
Год: 2010 Раннее развитие малыша — Мамаева И. — Я играю и расту. Развитие малыша от 6 до 18 месяцев [2010, PDF, RUS] торрент скачать бесплатно | |||
(голосов: оценка 3/5, ) | |||
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем. Другие новости по теме: |
Источник
1. «Я и другие Психологические эксперименты в СССР». Режиссер: Феликс Соболев.
Научно-популярный фильм, который приглашает взглянуть на себя в других людях и задуматься, что мы, люди, в действительности о самих себе знаем. Психологические эксперименты провела Валерия Мухина – психолог, кандидат психологических наук. Самым известным стал эксперимент на конформность, в котором экспериментаторы изучали поведение детей.
2. «Джон». Режиссеры: Джеймс и Джойс Робертсоны.
Документальный фильм, наглядно показывающий влияние разлуки с мамой на психофизиологическое развитие маленького ребенка. Маленький мальчик Джон на несколько дней оказался в детском доме, в котором за его поведением наблюдали. Фильм стал сенсацией, он помог специалистам и родителям осознать, что происходит с детьми при разлуке.
3. Фильм «Ранние отношения и развитие ребёнка».
Съемки на протяжении нескольких месяцев велись в доме ребенка и позволяют увидеть динамику развития четырех детей — Ромы, Вани, Фаи и Алёши. Двое из них находились в контакте с матерями, которые приходили в детдом навестить детей.
Создан в рамках проекта «Привязанность у детей раннего возраста» Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и британской благотворительной организации HealthProm. Проект финансирован программой сотрудничества ЕС и России (Institution Building Partnership Programme) при поддержке Фонда Карла Мейера и Фонда В.Соутхолла.
4. «Психогенные заболевания у младенцев». Режиссер: Рене А.Шпиц.
Фильм об эмоциональных потребностях детей в детских домах, которые не удовлетворяются персоналом. Фильм создан для специалистов, работающих с детьми раннего возраста, и демонстрирует важность формирования привязанности.
5. «Я сюда больше никогда не вернусь» («Люба»). Режиссер: Ролан Быков.
Фильм длится всего 10 минут, но оставляет сильнейшее впечатление. Игра с игрушками эмоционально травмированной маленькой девочки демонстрирует ее переживания и помогает специалистам лучше понять эмоциональные потребности детей, переживших жестокое обращение в неблагополучных семьях.
6. Эксперимент «Безжизненное (каменное) лицо». Режиссер: Эдвард Троник.
Директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете снял небольшой фильм о лабораторном эксперименте под условным названием «“Безжизненное (каменное) лицо». В первой части эксперимента мама играет с малышом, во второй — она делает безжизненное (каменное) лицо, не реагируя на попытки к контакту.
7. «Эксперимент с зефиром» / «Зефирный тест» (2015). Режиссер: Уолтер Мишел.
Экспериментатор изучал поведение детей в ситуации, когда он остается наедине с лакомством. «Зефирный тест» выявляет важные свойства интеллектуального развития детей.
8. Эксперименты Пиаже «Дооперациональные представления у ребенка».
С т.з. Пиаже дооперациональная стадия развития ребенка — (период от 2 до 7 лет) начинается в то время, когда дети начинают говорить, играть. На этой стадии мышление ребенка имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости, эгоцентризму, им трудно классифицировать объекты. В этом видео можно увидеть примеры поведения детей.
9. «Формирование привязанности». «Детский благотворительный фонд «Солнечный город».
Фильм адресован приемным родителям, на примерах психологи объясняют, что помогает сформировать отношения с ребёнком.
10. «Как наладить отношения с ребенком. Теория привязанности». Лекции Л. Петрановской.
Об особенностях поведения детей с травмированной привязанностью и возможностях налаживания контакта рассказывает Людмила Петрановская — психолог, один из ведущих специалистов РФ в области семейного устройства детей-сирот.
Источник
Наш автор проходит все занятия Школы приемных родителей. Это тяжело, но очень полезно для любых родителей — нынешних и потенциальных. Встреча четвертая.
6 февраля, суббота
Занятие началось, как обычно, с обратной связи. В начале — мощный эмоциональный выплеск: повторяются слова «эйфория», «розовая дымка», «летаю», «в раю». В сотый раз имеющие родительский опыт чуть ли не хором говорили, что на тренинге у них раскрываются глаза и на прошлое, и на себя, и на то, что было неправильно в общении с детьми. Да и я, с конца 70-х читавшая журнал «Семья и школа», чтобы отслеживать, правильно ли меня воспитывают родители, вдруг думаю, что мне повезло. Как всё-таки интересно вновь раскрывать живой, хрупкий и такой непохожий на взрослый мир детей! Неужели есть шанс, что теория перейдёт в практику и такой мир начнёт цвести рядом со мной?
Вторая проблема, волнующая всех кандидатов в приёмные родители: правильно ли они сделали, что пришли сюда. Пока никто из группы не отсеялся. Все уверены, что они пришли на курсы не зря. Даже я. В любом случае, это полезный опыт межчеловеческого общения. И, в общем-то, тренинг приёмных родителей ни к чему не обязывает. Хотя он проводится один раз на всю оставшуюся жизнь, те, кто по каким-то причинам не сможет принять в семью ребёнка в этом году, смогут это сделать через пять или через десять лет, когда почувствуют себя готовыми. А могут не брать ребёнка вообще.
Когда мы, наконец, переходим к теме занятия, эйфория спадает. Ведь жестокое обращение с детьми включает в себя не только пренебрежение нуждами детей и эмоционально-психологическое насилие над ними (к этому в нашей стране все привыкли), но и прямое физическое и сексуальное насилие, которому подвергаются дети из социально неблагополучных семей. Здесь, сейчас, на одной с нами планете и даже в одном с нами городе. Каково же должно быть мироощущение такого ребёнка, какую степень предательства от самых близких людей он должен пережить, какую травму привязанности перенести!
Безвинные жертвы, слабые дети в жестоком мире взрослых! Когда мы заполняли анкеты, там был вопрос: «Могли бы Вы принять в семью ребёнка, пережившего сексуальное насилие?» Я подчеркнула: «нет». И, наверное, все подчеркнули «нет». Только сейчас я понимаю, что думала только о себе, хотела оградить себя от «испорченного» ребёнка. Ребёнка, который не виноват в том, что с ним случилось.
Вместе смотрим фильм «Ранние отношения и развитие ребёнка». Четверо малышей: Ваня, Алёша, Рома и Фая. У всех разные травмы привязанности. Наибольшее впечатление производит сравнение томограммы головы малыша в семье — с активированными зонами мозга и томограммы малыша из дома ребёнка с зонами потухшими… Фильм заканчивается, у всех женщин глаза на мокром месте. Мужчины крепятся, но видно, что фильм задел и их. Хочется схватить малыша прямо с экрана, увести его, согреть, стать для него тем взрослым, которого ему не хватает.
Если у ребёнка нет своего собственного взрослого, полноценно развиваться он не сможет до тех пор, пока такой взрослый не появится. Полгода, год, два года, пять… Малыш будет ждать столько, сколько сможет. Если хватит сил, то он будет кое-как жить, как-то расти, чуть-чуть развиваться. И чем позже встреча со своим взрослым произойдёт, тем дольше он будет восстанавливать всё то, что было пропущено, ведь каждый этап его детской жизни должен быть прожит. А может быть, свой взрослый есть, но он не готов быть взрослым по отношению к ребёнку, выполнять свои обязанности и нести ответственность за воспитание ребёнка.
Вот и получаются негармонично развитые дети со значительной разницей между физическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и сексуальным развитием — дети, знающие о жизни больше, чем иной взрослый человек. У таких ребят в возрасте 8 лет социальные и сексуальные навыки могут быть на уровне 13 лет, гигиенические — на уровне 3 лет, а эмоциональное и интеллектуальное развитие соответствовать 5 годам. Что же касается физического развития, то, если была трагедия в жизни ребёнка, ребёнок может физически застрять в том возрасте, когда она произошла.
Когда ребёнок попадает в семью, у него появляется мотивация к жизни и происходит резкий скачок в развитии. Обычно через 2-3 года дети в семье выравниваются и начинают примерно соответствовать своему возрасту. Конечно, к таким детям нужно особо относиться и особо с ними заниматься. И тут главное — правильно оценивать силы и ресурсы приёмной семьи. Каждый год Школа приёмных родителей выпускает более 100 человек. Из них половина берут детей. И, если к ним вовремя обратиться, специалисты школы готовы всем помочь. Надо только обратиться до того, как ситуация зашла в тупик, не доводить до крайности. А дальше пошла тема отказов от приёмных детей, то есть двойного и тройного предательства со стороны мира взрослых…
Это было занятие с самой размашистой эмоциональной амплитудой: всего за четыре часа от гипертимии до почти депрессии. Если не у всех, то у многих. В повседневной жизни настолько эмоционально лабильны бывают, пожалуй, только страдающие биполярным аффективным расстройством. Состояние усталости после занятия — будто в одиночку разгрузил товарный поезд.
Это воспитание чувств приводит к такой эмоциональной выжженности, что не всегда удаётся восстановиться после субботних занятий даже к понедельнику. Но нужно пройти через небольшую боль — отражённую, ничтожно малую, чем та, через которую прошёл отверженный ребёнок, чтобы суметь разделить с ним его огромную боль.
«Ранние отношения и развитие ребёнка»
Напомним, на предыдущем занятии в ШПР речь шла о кризисе трёх лет и о том, как взрослеют тинейджеры.
Источник
Авторы:
Б. Борьесон, С. Бриттен, С. Довбня, Т. Морозова, К. Пакеринг
Издательство:
Питер
ISBN: 9785388007452
Год: 2009
Книга «Ранние отношения и развитие ребенка» — коллективная монография российских и британских авторов. В данной публикации рассматриваются вопросы социально-эмоционального развития детей раннего возраста, факторы, влияющие на развитие ребенка. Приводятся современные данные о влиянии окружения на развитие мозга ребенка. Подчеркивается важнейшее значение стабильных отношений с близким человеком для успешного развития ребенка. Авторы анализируют историю развития служб помощи семьям с детьми раннего возраста — от содержания в сиротских учреждениях — к поддержке семьи. Рассматриваются современные подходы и требования к построению служб помощи семьям, приводятся результаты оценки эффективности программы «Зрелое Родительство», направленной на улучшение и развитие отношений в паре мать-ребенок. Авторы публикации отдельно останавливаются на вопросах подготовки специалистов для работы в службах поддержки семьей.
Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей, социальных работников и других специалистов, работающих в службах поддержки семей, а также руководителей системы социальной защиты и образования и здравоохранения, ответственных за формирование политики и принятие решений в области семейной поддержки. Обо всём этом и не только в книге Ранние отношения и развитие ребенка (Б. Борьесон, С. Бриттен, С. Довбня, Т. Морозова, К. Пакеринг)
- Эти книги могут быть Вам интересны
- Рецензии (0)
- Написать рецензию
Рецензий на «Ранние отношения и развитие ребенка» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым
- Отзывы (0)
- Оставить свой отзыв
Отзывов о «Ранние отношения и развитие ребенка» пока нет. Оставьте отзыв первым
- Цитаты (0)
- Добавить цитату
Цитат из «Ранние отношения и развитие ребенка» пока нет. Добавьте цитату первым
- Где купить?
Книгу «Ранние отношения и развитие ребенка» Б. Борьесон, С. Бриттен, С. Довбня, Т. Морозова, К. Пакеринг можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 96
до 343 руб.
- Объявления
- Разместить объявление
Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!
- Читали (0)
- Хотят прочесть (1)
Интересные посты
Интересная рецензия
Имя Розы ультра-лайт
Да простят меня поклонники Умберто Эко, что я сравнила его роман с «Монашьим капюшоном». Сравнивать…
Новости книжного мира
Сегодня, 28 марта, в истории
В этот день родились: 1778 — Алексей Мерзляков (ум. 1830), поэт, автор песен («Среди долины…
Заметка в блоге
Keep calm
В «Коммерсанте» интересная подборка историй о случаях паники. Выбрала те, что связаны с…
Источник
УДК 159.9
ББК88.8
М80
М80 Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., ПакерингК.
Воспитание малыша, или Чего хотят дети. — СПб.: Речь, 2010. — 192 с.
ISBN 978-5-9268-1081-0
В книге приводятся современные данные о развитии детей раннего возраста и их потребностях. Отдельные главы книги посвящены возрастным особенностям детей и тем трудностям, с которыми могут столкнуться взрослые: трудности со сном и едой, приучение к горшку, отлучение от груди, подготовка и адаптация к детскому саду и др. Также из книги вы узнаете, как подготовиться к рождению малыша и какие трудности могут возникнуть у молодой мамы; как развивать любопытство и самостоятельность ребенка: как справляться с истериками и плохим поведением; что делать с проявлениями ревности и т.д.
Книга предназначена для специалистов, работающих с детьми раннего возраста, и для всех неравнодушных взрослых, увлеченных воспитанием детей.
Книгаподготовленакпубликацииа рамкахпроема «Детямнужноразвиваться» («Youngchildren‘sneedsfordevelopment»} британскойблаготворительнойорганизации«HealthProm».
АвторыблагодарятзапомощьвподготовкепубликацииФондКарлаМейе—ра, Лихтенштейн (KarlMayerFoundation), ФондБродволл, Великобритания (theBroadwallFoundation) иБарклайзКапитал, Великобритания (BarclaysCapital)
Охраняетсязакономобавторскомправе. Всеправазащищены Полнаяиличастичнаяперепечаткаиздания, включаяразмещениевсети Интернет, возможнатолькосразрешенияиздательства.
Подписано в печать 15.12.2010 г. Формат 60×90/16. Печ. л. 12. Тираж 2000 экз. Заказ № 2030.
УДК 159.9 ББК88.8
000 Издательство «Речь»
199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство „Речь»»
Тел.: (812) 329-08-80, 323-76-70, info@rech.spb.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов
в ООО «Типография Правда 1906»
195299, Санкт-Петербург, ул. Киришская, 2; тел. (812) 531-20-00
© Т. Ю. Морозова, С. В. Довбня, С. Бриттен,
К. Пакеринг, 2011
© Е. Плаксина, иллюстрации, рисунок для
обложки, 2011
© Издательство ‘Речь», 2011
ISBN 978-5-9268-1081-О
ведение
О чем и для кого эта книга?
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры! Эта книга для вас!
Мы, авторы книги, родились в разное время и в разных странах — кто-то в СССР, а кто-то в Великобритании. Но нас объединяет многолетняя работа с семьями, в которых есть маленькие дети, кроме того, мы давно знаем друг друга, и нам очень нравится работать вместе.
Нас также объединяет вера в то, что ранние годы жизни ребенка — это самое удивительное и интересное время. И от того, как сложатся эти ранние годы, во многом зависит, каким станет человек. Мы знаем, что самое необходимое для малыша — это теплые и доверительные отношения с его близкими.
Представления о том, что действительно нужно маленьким детям, со временем значительно менялись. Раньше считалось, что самое главное для малыша — это сон и еда. Считалось также, что основная задача отца — просто приносить деньги в семью, а заниматься младенцами должны только женщины. Физические наказания признавались самым простым и верным способом дать понять ребенку, что хорошо, а что плохо. Известный французский философ, энциклопедист и просветитель, автор трактата «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо отправил своих пятерых детей в приют, так как полагал, что общественное воспитание очень хорошо для детей.
В своей работе мы стараемся использовать подходы и идеи, которые были проверены в серьезных исследованиях и нашли свое применение на практике. Некоторые из этих идей были сформулированы уже довольно давно, некоторые появились только в последние годы.
В этой книге мы постарались поделиться тем, что знаем о маленьких детях и их родителях. Некоторые главы содержат результаты современных исследований, посвященных младенцам и детям раннего возраста. Некоторые главы отвечают на вопросы, которые часто волнуют родителей (как справляться с поведением ребенка, как помочь малышу преодолеть страхи, как приучать ребенка к горшку, как подготовить к детскому саду, что делать с ревностью и т. д.) и содержат простые советы и рекомендации. В ряде глав рассказываются истории родителей и детей, которые в свое время обращались за нашей помощью. Их имена и некоторые персональные детали были изменены из соображений конфиденциальности.
Введение
Глава 1.
Призраки в детской, или как наш собственный детский опыт влияет на то, что мы делаем для наших детей
Все мы родом из детства. Это означает, что наши детские воспоминания остаются с нами в течение всей нашей жизни.
Наш собственный детский опыт часто влияет на то, как мы обращаемся со своими детьми. В данной книге мы стараемся чаще обращаться к этому опыту, чтобы помочь родителям разобраться со своими чувствами.
Мы очень надеемся, что наша книга поможет родителям лучше понять потребности своих маленьких детей.
По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по адресам:
Татьяна Морозова — taniusham@mail.ru;
Кристин Пакеринг — christine@mellowparenting.demon.co.uk;
Святослав Довбня — s_dovbnya@mail.ru;
Стюарт Бриттен — stewart.britten@zen.co.uk.
Суважением,
ТатьянаМорозова, клиническийпсихолог (Санкт—Петербург, Россия);
КристинПакеринг, клиническийпсихолог (Глазго, Великобритания);
СвятославДовбня, детскийневролог (Санкт—Петербург, Россия);
СтюартБриттен, детскийпсихиатр (Лондон, Великобритания)
Все имена детей и родителей, упоминаемые в данной книге,
изменены из соображений конфиденциальности, любые совпадения имен и событий являются случайными.
Вспомним наш первый день в детском саду. Если нас окружали заботливые взрослые и наши отношения с детьми строились успешно, то наши воспоминания об этом и последующих днях, проведенных там, хорошие. Если нам было очень страшно, взрослые казались чужими и не могли нас защитить, а с детьми все не ладилось с первой встречи, то вряд ли мы вспоминаем об этом с удовольствием.
Наш малыш собирается в детский сад. Мы рассказываем ему, как там будет интересно, какие там хорошие воспитатели, как здорово будет играть с новыми друзьями. Но если где-то внутри нас спрятался маленький испуганный ребенок, который в ужасе ждал, когда же все это закончится и его заберут домой, то наши слова могут звучать не очень убедительно. Маленькие дети прекрасно чувствуют, насколько мы уверены и спокойны.
В 1975 году Сельма Фрайберг (Selma Fraiberg), американский психолог и психоаналитик, опубликовала свою статью «Призраки в детской». В этой статье рассказывалось о том, как детский опыт матери
6 Глава1. Призраки в детской
может влиять на ее способность заботиться о собственном ребенке, и о том, насколько важно помочь маме понять свои детские чувства, чтобы справиться с теми сложностями, которые мешают ей быть любящей, заботливой матерью. Детский опыт женщин, о которых писала Фрайберг, был настолько трудным, что они испытывали огромные сложности даже тогда, когда нужно было просто находиться со своими детьми, отвечать на их плач и брать их на руки. Маме, в чьей жизни было слишком мало безопасности и поддержки, трудно быть спокойной и ласковой со своим малышом. Мы, взрослые, часто не осознаем своих детских воспоминаний, но они продолжают жить внутри нас.
Светланасдетстваоченьпривязанаксвоеймаме. Онасгордостьюрассказываетомаминойкарьере (мамаСветланы— известныйврач—педиатр, онаспасламногодетскихжизней). Светланатожеокончиламедицинскийуниверситет, нопослерождения дочериникакнеможетрешитьсявыйтинаработу. Онавсесвое времяпосвящаетребенку, отчегоиногдаоченьустает. Всемье нетособыхматериальныхпроблем, мужСветланы, ееродители иподругисчитают, чтотауже«засиделась»дома.
Насте, дочериСветланы, трисполовинойгода. Настяактивная, успешноразвивающаясядевочка, онаоченьхорошоговорит, знаетмассустиховиисторий, судовольствиемиграетсдетьминадетскойплощадке. НоСветланедажеподуматьстрашно, чтоонаможетоставитьребенкаскем—тоеще. Онанаходитвсевозможныеаргументыдлятого, чтобыэтогонеделать. Дополуторалеттакимаргументомбылокормлениегрудью, позже— уверенностьвтом, чтодети, посещающиедетскийсад, слишком частоболеют, анайтиняню, которойможнодоверитьребенка, оченьнелегко.
Всякийраз, когдаСветланенужновыйтииздома (вмагазин, в парикмахерскую, вгостикдрузьямит. д.), онаужаснопереживает. Ейкажется, чтоонаделаетчто—топредосудительное, что ребенокбезнеестрадает.
Возможно, источникпереживанийистраховСветланыкроетсявеедетстве. РодителиСветланыоченьмногоработали, ее мамадежурилапоночамвбольнице, частозадерживаласьпосле работы. Ейиногдаприходилосьпроситьсоседей, чтобытеприсмотрелизаребенком, таккакбабушкиидедушкижиливдругом городе. Светланураноотдаливдетскийсад. Онавспоминает, что
Глава1. Призраки в детской 7
ейвсегдаоченьнехваталомамы. Иногдаонапросыпаласьночьюи плакала, думая, чтомаманикогданевернется. Светаненавиделадетскийсад, еераздражалидети, онапобаиваласьвоспитателей, которыеказалисьейслишкомстрогими. Самыеприятные детскиевоспоминания—редкиевыходные, которыедевочкапро- водиласмамойипапой. Приэтомонавсегданастороженнореагироваланателефонныезвонки, опасаясь, чтомамуопятьвызовут наработу.
Светланеоченьважноосознать, чтозаставляетеепостояннонаходитьсярядомсдочерью, ипочувствовать, чторебенокмо— жетнакакое—товремявполнеуспешнооставатьсябезмамы. Это довальносложно. Недостаточнопростосказатьсебе: «Ядолж- наизмениться». Нужно, чтобыпоявилсяновыйбезопасныйопыт, а дляэтогонеобходимывремяипомощьсостороныблизких. Светлананачалапосещатьразвивающиезанятиявместесдочкой. Постепенноонасталавыходитьизкомнаты, гдепроводилисьзанятия, оставляяНастюсдетьмииспециалистами. Настеочень нравитсяходитьназанятия. Онасгордостьюговорит, чтоходит «вшколу». Светланапонимает, чторебенкухорошоиспокойно, и онаначалазадумыватьсяотом, чтососениНастяначнетходить вдетскийсад.
Наш собственный опыт влияет на то, как мы кормим наших детей, как приучаем их к порядку, как справляемся с ревностью между нашими детьми. И здесь важно не обвинять своих родителей, которые, возможно, когда-то поступали с нами не так, как нам хотелось бы, а понять, что именно в нас самих мешает или помогает воспитывать наших собственных детей и как можно делать это лучше.
УОльгидвасына, которыепостоянноконфликтуютмеждусобой. Ольгаоченьпереживает. Ееотношениясмладшимбратом досихпоростаютсянапряженными, ихотяониужевзрослые люди, оничастоссорятсяпопустякам. Ольгевсегдаоченьхотелось, чтобыеедетибылидружнымеждусобой. Когдамальчишкиначинаютвыяснятьотношенияидерутся, Ольгапростовыходитизсебя. Ейтруднобытьспокойной ирассудительнойвтакие моменты. Мальчики, несмотряначастыестычки, оченьпривязаны другкдругу, скучают, когдаодногоизнихнетдома. Ноимсложно строитьровныеиспокойныеотношения, дляэтогоимнужнапо—
Глава 1. Призраки в детской…
мощьвзрослых. Ольгепокатрудно регулироватьотношениямеждудетьми. Иногдаонидерутся, чтобыпростопривлечьеевнимание. Когдаониначинаютпотасовку, Ольгабросаетвсесвоиделаи начинаетразниматьих.
Быть родителями маленького ребенка часто означает еще раз вспомнить и переосмыслить свое детство, осознать, что нам нравилось, что нас пугало и расстраивало. Это поможет понять, в чем нуждается наш ребенок и что мы можем для него сделать.
Иногда наши дети совершенно на нас не похожи. У тихих и спокойных родителей может появиться очень активный и бойкий малыш, а у активных — тихий и задумчивый, которого книги привлекают гораздо больше, чем походы в горы. Родителям и детям могут нравиться совсем разная еда и разные занятия. Но дети растут. Их вкусы, предпочтения, поведение со временем меняются. То, что не нравилось ребенку в возрасте двух лет, может стать любимым через год или два. Всему свое время!
Глава 2. Ждем появления малыша
Что чувствует женщина во время беременности
Для многих женщин беременность — удивительное время. Это время ожидания (какой появится малыш?). Время, когда женщина чувствует себя особенной, ведь она несет в себе будущее своей семьи, страны и всего мира. Время, когда можно ожидать к себе чуть больше внимания со стороны окружающих. Хорошо бы это принять и самой более внимательно относиться к себе. Итак, беременность — это приятное время ожидания и подготовки к рождению малыша.
В глянцевых журналах и рекламных роликах часто изображается сияющая от счастья женщина. В реальности во время беременности женщины чувствуют себя по-разному — иногда лучше, иногда хуже. Если появление малыша планировалось его мамой и папой и находит поддержку у расширенной семьи, то с трудностями справиться легче. Если же появление ребенка не было запланированным и малыш не очень желанен, то женщина может испытывать очень смешанные чувства.
Часто первые недели беременности сопровождаются чувством усталости и тошнотой. И даже если это желанный ребенок, будущей маме может быть очень нелегко.
Мало кто из будущих родителей не обсуждает вопрос о том, как появление малыша повлияет на их жизнь и как это отразится на их работе. Подобные размышления и опасения являются обычными, но они могут быть и преувеличены, особенно в том случае, если детство будущей мамы было трудным или если она не получает достаточной поддержки от отца ребенка, находится с ним в конфликтных отношениях.
Волнения, связанные с мыслями о деньгах, о том, как справляться с малышом после его рождения, накладываются друг на друга. Даже для самой здоровой и счастливой будущей матери эти тревоги нормальны. Ожидание ребенка часто бывает связано с беспокойством.
Сельма Фрайберг, как мы уже упоминали, писала о «призраках в детской». Эти призраки — опыт матери, связанный с ее детством или
предыдущими беременностями, рождением детей. И этот предыдущий опыт, который, возможно, был нелегким для нее, может влиять на то, что чувствует женщина во время беременности, и на то, как она реагирует на сигналы, которые подает ее малыш в первые минуты своей жизни. У всех мам есть волнения и опасения по поводу их детей, но если у женщины до этого были выкидыши, замершая беременность или преждевременные роды, она может очень сильно беспокоиться о том, сможет ли она сохранить ребенка, или достаточн?