Ранние отношения и развитие ребенка

Ранние отношения и развитие ребенка thumbnail

Наш автор проходит все занятия Школы приемных родителей. Это тяжело, но очень полезно для любых родителей — нынешних и потенциальных. Встреча четвертая.

6 февраля, суббота

Занятие началось, как обычно, с обратной связи. В начале — мощный эмоциональный выплеск: повторяются слова «эйфория», «розовая дымка», «летаю», «в раю». В сотый раз имеющие родительский опыт чуть ли не хором говорили, что на тренинге у них раскрываются глаза и на прошлое, и на себя, и на то, что было неправильно в общении с детьми. Да и я, с конца 70-х читавшая журнал «Семья и школа», чтобы отслеживать, правильно ли меня воспитывают родители, вдруг думаю, что мне повезло. Как всё-таки интересно вновь раскрывать живой, хрупкий и такой непохожий на взрослый мир детей! Неужели есть шанс, что теория перейдёт в практику и такой мир начнёт цвести рядом со мной?

Вторая проблема, волнующая всех кандидатов в приёмные родители: правильно ли они сделали, что пришли сюда. Пока никто из группы не отсеялся. Все уверены, что они пришли на курсы не зря. Даже я. В любом случае, это полезный опыт межчеловеческого общения. И, в общем-то, тренинг приёмных родителей ни к чему не обязывает. Хотя он проводится один раз на всю оставшуюся жизнь, те, кто по каким-то причинам не сможет принять в семью ребёнка в этом году, смогут это сделать через пять или через десять лет, когда почувствуют себя готовыми. А могут не брать ребёнка вообще.

Когда мы, наконец, переходим к теме занятия, эйфория спадает. Ведь жестокое обращение с детьми включает в себя не только пренебрежение нуждами детей и эмоционально-психологическое насилие над ними (к этому в нашей стране все привыкли), но и прямое физическое и сексуальное насилие, которому подвергаются дети из социально неблагополучных семей. Здесь, сейчас, на одной с нами планете и даже в одном с нами городе. Каково же должно быть мироощущение такого ребёнка, какую степень предательства от самых близких людей он должен пережить, какую травму привязанности перенести!

Безвинные жертвы, слабые дети в жестоком мире взрослых! Когда мы заполняли анкеты, там был вопрос: «Могли бы Вы принять в семью ребёнка, пережившего сексуальное насилие?» Я подчеркнула: «нет». И, наверное, все подчеркнули «нет». Только сейчас я понимаю, что думала только о себе, хотела оградить себя от «испорченного» ребёнка. Ребёнка, который не виноват в том, что с ним случилось.

Вместе смотрим фильм «Ранние отношения и развитие ребёнка». Четверо малышей: Ваня, Алёша, Рома и Фая. У всех разные травмы привязанности. Наибольшее впечатление производит сравнение томограммы головы малыша в семье — с активированными зонами мозга и томограммы малыша из дома ребёнка с зонами потухшими… Фильм заканчивается, у всех женщин глаза на мокром месте. Мужчины крепятся, но видно, что фильм задел и их. Хочется схватить малыша прямо с экрана, увести его, согреть, стать для него тем взрослым, которого ему не хватает.

Если у ребёнка нет своего собственного взрослого, полноценно развиваться он не сможет до тех пор, пока такой взрослый не появится. Полгода, год, два года, пять… Малыш будет ждать столько, сколько сможет. Если хватит сил, то он будет кое-как жить, как-то расти, чуть-чуть развиваться. И чем позже встреча со своим взрослым произойдёт, тем дольше он будет восстанавливать всё то, что было пропущено, ведь каждый этап его детской жизни должен быть прожит. А может быть, свой взрослый есть, но он не готов быть взрослым по отношению к ребёнку, выполнять свои обязанности и нести ответственность за воспитание ребёнка.

Вот и получаются негармонично развитые дети со значительной разницей между физическим, социальным, интеллектуальным, эмоциональным и сексуальным развитием — дети, знающие о жизни больше, чем иной взрослый человек. У таких ребят в возрасте 8 лет социальные и сексуальные навыки могут быть на уровне 13 лет, гигиенические — на уровне 3 лет, а эмоциональное и интеллектуальное развитие соответствовать 5 годам. Что же касается физического развития, то, если была трагедия в жизни ребёнка, ребёнок может физически застрять в том возрасте, когда она произошла.

Когда ребёнок попадает в семью, у него появляется мотивация к жизни и происходит резкий скачок в развитии. Обычно через 2-3 года дети в семье выравниваются и начинают примерно соответствовать своему возрасту. Конечно, к таким детям нужно особо относиться и особо с ними заниматься. И тут главное — правильно оценивать силы и ресурсы приёмной семьи. Каждый год Школа приёмных родителей выпускает более 100 человек. Из них половина берут детей. И, если к ним вовремя обратиться, специалисты школы готовы всем помочь. Надо только обратиться до того, как ситуация зашла в тупик, не доводить до крайности. А дальше пошла тема отказов от приёмных детей, то есть двойного и тройного предательства со стороны мира взрослых…

Это было занятие с самой размашистой эмоциональной амплитудой: всего за четыре часа от гипертимии до почти депрессии. Если не у всех, то у многих. В повседневной жизни настолько эмоционально лабильны бывают, пожалуй, только страдающие биполярным аффективным расстройством. Состояние усталости после занятия — будто в одиночку разгрузил товарный поезд.

Это воспитание чувств приводит к такой эмоциональной выжженности, что не всегда удаётся восстановиться после субботних занятий даже к понедельнику. Но нужно пройти через небольшую боль — отражённую, ничтожно малую, чем та, через которую прошёл отверженный ребёнок, чтобы суметь разделить с ним его огромную боль.

«Ранние отношения и развитие ребёнка»

Напомним, на предыдущем занятии в ШПР речь шла о кризисе трёх лет и о том, как взрослеют тинейджеры.

Источник

1. «Я и другие Психологические эксперименты в СССР». Режиссер: Феликс Соболев.

Научно-популярный фильм, который приглашает взглянуть на себя в других людях и задуматься, что мы, люди, в действительности о самих себе знаем. Психологические эксперименты провела Валерия Мухина – психолог, кандидат психологических наук. Самым известным стал эксперимент на конформность, в котором экспериментаторы изучали поведение детей.

2. «Джон». Режиссеры: Джеймс и Джойс Робертсоны.

Документальный фильм, наглядно показывающий влияние разлуки с мамой на психофизиологическое развитие маленького ребенка. Маленький мальчик Джон на несколько дней оказался в детском доме, в котором за его поведением наблюдали. Фильм стал сенсацией, он помог специалистам и родителям осознать, что происходит с детьми при разлуке.

3. Фильм «Ранние отношения и развитие ребёнка».

Съемки на протяжении нескольких месяцев велись в доме ребенка и позволяют увидеть динамику развития четырех детей — Ромы, Вани, Фаи и Алёши. Двое из них находились в контакте с матерями, которые приходили в детдом навестить детей.

Создан в рамках проекта «Привязанность у детей раннего возраста» Санкт-Петербургского института раннего вмешательства и британской благотворительной организации HealthProm. Проект финансирован программой сотрудничества ЕС и России (Institution Building Partnership Programme) при поддержке Фонда Карла Мейера и Фонда В.Соутхолла.

4. «Психогенные заболевания у младенцев». Режиссер: Рене А.Шпиц.

Фильм об эмоциональных потребностях детей в детских домах, которые не удовлетворяются персоналом. Фильм создан для специалистов, работающих с детьми раннего возраста, и демонстрирует важность формирования привязанности.

5. «Я сюда больше никогда не вернусь» («Люба»). Режиссер: Ролан Быков.

Фильм длится всего 10 минут, но оставляет сильнейшее впечатление. Игра с игрушками эмоционально травмированной маленькой девочки демонстрирует ее переживания и помогает специалистам лучше понять эмоциональные потребности детей, переживших жестокое обращение в неблагополучных семьях.

6. Эксперимент «Безжизненное (каменное) лицо». Режиссер: Эдвард Троник.

Директор Отделения развития ребёнка при Гарвардском университете снял небольшой фильм о лабораторном эксперименте под условным названием «“Безжизненное (каменное) лицо». В первой части эксперимента мама играет с малышом, во второй — она делает безжизненное (каменное) лицо, не реагируя на попытки к контакту.

7.  «Эксперимент с зефиром» / «Зефирный тест» (2015). Режиссер: Уолтер Мишел.

Экспериментатор изучал поведение детей в ситуации, когда он остается наедине с лакомством. «Зефирный тест» выявляет важные свойства интеллектуального развития детей.

8. Эксперименты Пиаже «Дооперациональные представления у ребенка».

С т.з. Пиаже дооперациональная стадия развития ребенка — (период от 2 до 7 лет) начинается в то время, когда дети начинают говорить, играть.  На этой стадии мышление ребенка имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости, эгоцентризму, им трудно классифицировать объекты. В этом видео можно увидеть примеры поведения детей.

9. «Формирование привязанности». «Детский благотворительный фонд «Солнечный город».

Фильм адресован приемным родителям, на примерах психологи объясняют, что помогает сформировать отношения с ребёнком.

10. «Как наладить отношения с ребенком. Теория привязанности». Лекции Л. Петрановской.

Об особенностях поведения детей с травмированной привязанностью и возможностях налаживания контакта рассказывает Людмила Петрановская — психолог, один из ведущих специалистов РФ в области семейного устройства детей-сирот.

Источник

22:23Фильм

Фильм «Ранние отношения и развитие ребенка»

finderX

Переглядів 144 тис.7 років тому

Фильм создан в рамках проекта «Привязанность у Детей Раннего Возраста» (Young Child Attachment Project) …

1:10:41Раннее развитие ребенка: за и против | Юлия Старостина | Praxis | Лекториум

Раннее развитие ребенка: за и против | Юлия Старостина | Praxis | Лекториум

Лекториум

Переглядів 17 тис.4 роки тому

Раннее развитие ребенка: за и против | Лектор: Юлия Старостина | Организатор: Проект психологического просве…

8:19Раннее развитие ребенка? Что действительно важно вашему малышу

Раннее развитие ребенка? Что действительно важно вашему малышу

Школа Семейных Отношений Яны Катаевой

Переглядів 12 тис.5 років тому

Получите в ПОДАРОК чек-лист «10 простых и действенных способа укрепить семью на каждый день». goo.gl/24eDRP.

36:07Половое воспитание - Школа доктора Комаровского - Интер

Половое воспитание — Школа доктора Комаровского — Интер

Телеканал Интер (Inter TV channel)

Переглядів 120 тис.6 років тому

Половое воспитание — тема для большинства родителей очень щекотливая. Однако избегать ее ни в коем случае…

23:01Раннее развитие - вред!

Раннее развитие — вред!

Teledetki

Переглядів 28 тис.7 років тому

Авторский блок Виолетты Кулишовой. Принято считать, что раннее развитие это то, что необходимо ребенку…

5:15Влияние развития в ранние годы на будущее ребёнка

Влияние развития в ранние годы на будущее ребёнка

Монтессори.Дети

Переглядів 5862 роки тому

Отдать своего ребёнка в Международный Монтессори-центр: goo.gl/PRPeK8 Узнай всё о воспитании счастливого…

13:07Нужно ли ребенку раннее развитие? Как это влияет на детей?

Нужно ли ребенку раннее развитие? Как это влияет на детей?

Международная Академия Расстановок

Переглядів 1,3 тис.7 місяців тому

Многие родители стремятся к тому, чтобы как можно раньше начать развивать ребёнка. Уже с годика-двух малыше…

24:27Нервно-психическое и физическое развитие ребенка первого года жизни

Нервно-психическое и физическое развитие ребенка первого года жизни

Школа мам и пап

Переглядів 6 тис.5 років тому

www.shkolamamipap.ru Анна Сергеевна Федяева, врач неонатолог, сотрудник отделения патологии новорожденных и …

44:06Кому выгодно

Кому выгодно «раннее развитие ребёнка»?

UKRLIFE.TV

Переглядів 1,6 тис.3 роки тому

В гостях UKRLIFE.TV побывали социальный педагог Татьяна Мацеха и психолог Виктория Шумакова. Они рассказали…

1:57Фрагмент фильма

Фрагмент фильма «Ранние отношения и развитие ребенка»

Виктория У

Переглядів 19Рік тому

Как общение со взрослыми влияет на развитие ребенка.

24:13Разбираем методики раннего развития. Метод № 1 - Все буде добре. Выпуск 972 от 23.02.17

Разбираем методики раннего развития. Метод № 1 — Все буде добре. Выпуск 972 от 23.02.17

Все буде добре

Переглядів 16 тис.3 роки тому

В погоне за ранним развитием ребёнка вы можете искалечить ему жизнь! Какие ошибки чаще всего допускают…

2:10:20Физическое развитие детей от рождения до трёх лет

Физическое развитие детей от рождения до трёх лет

DanilovaVideo

Переглядів 70 тис.7 років тому

Учёными доказано, что развитие мозга в первые годы жизни напрямую связано с физическим развитием. Как именн…

5:55Раннее развитие: за и против. Правда ли, что после трех уже поздно?

Раннее развитие: за и против. Правда ли, что после трех уже поздно?

Мамы рулят

Переглядів 11 тис.Рік тому

Раннее развитие: за и против. Правда ли, что после трех уже поздно? Подписывайтесь на канал и давайте рулить…

42:09Документальный фильм

Документальный фильм «Джон». Теория привязанности

Профессиональная психологическая площадка МиРРода

Переглядів 49 тис.2 роки тому

Фильм рассказывает о значении привязанности, влиянии разлуки на психофизиологическое развитие ребенка….

51:14Раннее развитие ребенка. Как не навредить малышу? Вебинар.

Раннее развитие ребенка. Как не навредить малышу? Вебинар.

mamalara

Переглядів 46 тис.6 років тому

Воспитание ребенка до года: mamalara.ru/vospitanie-rebenka-do-goda-videokurs/ В этом видео педиатр, клиническкий …

17:27Раннее развитие ребенка. Отношения мужчины и женщины.

Раннее развитие ребенка. Отношения мужчины и женщины.

Психология отношений. Квантовый психолог.

Переглядів 1363 роки тому

Фрагмент телепередачи «Счастливый час» на телеканале БСТ, в котором специалист по детской психологии Людми…

30:06Психологическое развитие ребенка младенческого возраста.

Психологическое развитие ребенка младенческого возраста.

Елена Науменко

Переглядів 1,5 тис.4 роки тому

1. Особенности младенческого возраста; 2. Развитие познавательной сферы; 3. Полезные действие родителей;…

2:42Раннее развитие ребёнка и его зрение. За или против?

Раннее развитие ребёнка и его зрение. За или против?

Зірочка Офтальмология

Переглядів 1,3 тис.5 років тому

zirochka.ua zirochka_dp oftalmologiya.zirochka www.odnoklassniki.ru/group/56934019170350 …

18:53Жизнь пары после рождения детей || Любящие отношения в паре || Интервью с Екатериной Бурмистровой

Жизнь пары после рождения детей || Любящие отношения в паре || Интервью с Екатериной Бурмистровой

Школа Семейных Отношений Яны Катаевой

Переглядів 3,2 тис.2 роки тому

Получите в ПОДАРОК чек-лист «10 простых и действенных способа укрепить семью на каждый день». goo.gl/24eDRP.

11:45Особенности развития детей раннего возраста. ИСППП и Дмитрий Сандаков

Особенности развития детей раннего возраста. ИСППП и Дмитрий Сандаков

Канал ИСППП

Переглядів 1 тис.2 роки тому

Врач педиатр-невролог Д.В.Сандаков. Вопросы детской неврологии. Видео подготовлено Институтом семейных…

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник