Раннее сопровождение семей по развитию ребенка
Краткое описание документа:
«Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Сфера использования. Круг пользователей.
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.
Главная школа воспитания детей — взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери» В.А.Сухомлинский
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованными становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью любого детского сада.
Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев. На первый план выходит социально- педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в воспитании и социализации ребенка. Наряду с благополучными семьями существуют семьи находящиеся в социально опасном положении.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении – острая социально – педагогическая проблема современности.
Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние семей «группы риска» на нравственное и психическое развитие детей. Почти 90% детей из семей находящихся в социально опасном положении страдают неврозами. Семьи в зависимости от причин и характера неблагополучия делятся на группы:
— семьи, страдающие алкоголизмом;
— семьи, ведущие аморальный образ жизни;
-семьи, имеющие конфликтность внутрисемейных отношений;
-безответственные семьи;
— семьи педагогически безграмотные.
Для работы с каждой группой определяются конкретные задачи и методы воздействия. Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду (неуравновешенность характера, непослушание, агрессия, сверхподвижность, замкнутость) характер общения с взрослыми и детьми, низкий уровень усвоение программы.
Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и родители требуют особого внимания. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод — это факторы, нарушающие необходимые для ребёнка ощущения защищённости и безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадёжным.
Оказать помощь семье находящейся в социально опасном положении — первостепенная задача, решить которую можно объединёнными усилиями детского сада и общественности. Нужно разобраться в причинах семейного неблагополучия, поднять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребёнка.
3. Цель: Создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми на ранней стадии семейного неблагополучия
Источник
Психологическое сопровождение семьи ребенка инвалида раннего возраста
Ребенка с ограниченными возможностями здоровья часто называют «особым ребенком», «ребенком с особыми нуждами». Это свидетельствует о том, что такого ребенка воспринимают как человека, которому с детства пришлось столкнуться с труднейшими проблемами и который нуждается в особой поддержке и помощи. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего начинается жизнь, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи (преимущественно с мамой), причем круг этот достаточно узкий и замкнутый.
Большинство семей, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать и развивать ребенка с физическими или психическими ограничениями. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, переживают неуверенность, страх, пессимистичные взгляды на будущее ребенка, нередко впадают в отчаяние.
Появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед ребёнком, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития; а также дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития.
Психологическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.
Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Психологическое сопровождение семьи ребенка с особыми потребностями в Службе ранней помощи центра «Фламинго» основано на принципе раннего вмешательства, т.е. на психолого-педагогической помощи детям-инвалидам первых трех лет жизни.
Психологическое сопровождение направлено на решение следующих задач:
— оптимизация детско-родительских взаимоотношений;
— коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
— обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
— формирование у родителей активной жизненной позиции;
— формирование у родителей представлений о технологиях и методах обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
— обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Содержание психологического сопровождения реализуется через основные направления, включающие диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Диагностическая работа является первым необходимым и важным шагом в процессе ранней помощи. Диагностика включает в себя предварительную беседу с родителем. Собирается вся необходимая информация о развитии, социальном статусе, особенностях здоровья ребенка, выясняются особенности пренатального и раннего развития, эмоционального развития, сферы общения со взрослыми и сверстниками, основные проблемы в воспитании, обучении, а также интересы и увлечения ребенка; выявляются основные жалобы со стороны родителя. Беседа позволяет оценить понимание родителями проблем развития ребенка, выявить личные переживания членов семьи, в той или иной мере затрудняющие жизнь семьи в целом. В ходе беседы определяется состояние родителей: растерянность, жалобы и отрицание, планирование дальнейшей жизни, поиск способов решения возникших проблем. Сбор анамнеза помогает учесть высказывания, пожелания родителя при разработке и реализации индивидуальной домашней программы. Специалист также предлагает заполнить анкеты, опросники. Вопросы анкет позволяют определить тип позиции родителей по отношению к ребенку, умение наблюдать за ним, выявить партнеров по общению, предпочитаемых ребенком (среди детей и близких взрослых), уверенность родителей в собственных педагогических способностях.
В работе психологами используются авторские методики:
— Экспресс-диагностика семейного состояния Р.В.Овчаровой;
— Диагностика родительской тревожности Прихожан А.М.;
— Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) –авторы В. Юстицкий и Э.Г. Эйдемиллер:
— Опросник «Сенсорные предпочтения» Н.Л. Васильевой.
Для определения актуального уровня развития ребенка и его способности к дальнейшему продвижению используются развивающий тест В.Штрасмайера и программа Каролина для детей раннего возраста с особыми потребностями. С помощью данных методик можно узнать, каковы в настоящее время навыки ребенка в разных областях развития и каким может быть высший уровень его достижений. Навыки развивающего характера разделены на важнейшие функциональные составляющие: социальное развитие; мелкая (тонкая) моторика; общая моторика; язык (речь); мышление (познание) и восприятие. Результаты методик наглядно регистрируются на бланках, которые показывают профиль развития ребенка. По ним можно увидеть насколько отстает ребенок в разных областях развития. Исходя из нашего опыта, дети чаще всего отстают в сферах общей и мелкой моторики, речи. Данные методики имеют диагностическую и развивающую направленность, показывает зону ближайшего развития, помогают уточнить цели и дают информацию о том, каким образом можно развивать ребенка; помогают специалистам ориентироваться в системе развивающих упражнений при овладении определенными навыками. На основе данных методик строится целенаправленная коррекционная работа, составляются практические рекомендации родителям по развитию ребенка, по выполнению домашних заданий.
Психокоррекционная работа с семьёй направлена на формирование у неё позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка. Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов. При коррекционной и психотерапевтической работе психологи используют сенсорную комнату для проведения сеансов релаксации. Обстановка сенсорной комнаты способствует нормализации психического состояния у родителей. На занятиях у родителей создается ощущение погружения в иной мир, где по иному течет время, все объекты видятся иначе, меняется угол зрения в видении собственных проблем, отношений с близкими, со своим ребенком. Меняется также настроение, возникает чувство покоя и релаксации, радости и удовлетворения, меняется отношение к себе.
Индивидуальные консультации проводятся после каждого обследования ребенка, а также по запросу родителей. На основе результатов психодиагностики родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки уровня психического развития детей, возможности их обучения; даются рекомендации по построению благоприятных отношений в семье, организации дальнейших условий воспитания ребенка. В ходе первичной консультации мы обращаем свое внимание на позицию мамы по отношению к своему ребенку и его особенностям, учитываем состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей решения проблем).
У родителей детей с нарушениями имеется больше эмоциональных проблем, чем у родителей нормально развивающихся детей. Эмоциональные реакции родителей на наличие нарушения у ребенка включают такие эмоции как отрицание, тревогу, гнев, депрессию и фрустрацию. Если эти эмоции очень сильны, родители не могут слышать новую информацию о ребенке, не могут принимать рекомендации специалистов и действовать на ее основе. Поэтому на консультациях родители чаще всего нуждаются в эмоциональной поддержке.
Первым шагом психологами нашего центра в предоставлении эмоциональной поддержки семье является установление позитивных отношений, проявление эмпатии к родителям, умение слушать и говорить на «понятном» языке, обращаясь к родителям.
Вторым шагом в предоставлении эмоциональной поддержки является развитие доверия. Доверие помогает родителям принимать информацию от специалистов и действовать на основе этой информации, которая будет способствовать развитию ребенка.
Многие родители с детьми с нарушениями бывают сильно озабочены тем, что их ребенок отличается от других, и перестают воспринимать его как ребенка, а воспринимают только как инвалида. Они концентрируются на решении проблем ребенка и забывают обычные способы заботы и общения с ребенком.
Важно показать родителям, что любовь, забота и общение с ребенком формируют основу для его дальнейшего развития, являются фундаментом его развития. Важно, чтобы родители, общаясь с ребенком, смотрели на него, устанавливали контакт глаза в глаза, брали на руки, держали его, разговаривали, улыбались. Улыбка формирует основу последующего социального поведения.
Общение с другими людьми, их внимание и чувство безопасности позволяет ребенку исследовать окружающее его пространство, изучать его и приобретать опыт.
Положительным результатом считаются те ситуации, когда родители, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность получения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию, где прослеживается динамика психофизического развития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций.
В ходе консультации и после проведённой диагностики вырабатывается индивидуальная программа развития ребёнка дома, которая включает в себя упражнения, игры, приёмы, способствующие развитию ребёнка с учетом ближайшей зоны развития; закреплению имеющихся умений и навыков.
Домашняя развивающая программа направлена на:
— развитие зрительных ориентировочных реакций;
— слуховых ориентировочных реакций;
— эмоционально-положительных реакций;
— развитие предпосылок к эмоциональному общению;
— развитие движений руки и действий с предметами, общих движений;
— нормализацию дыхания, состояния и функционирования органов артикуляции;
— развитие предпосылок активной речи и понимания речи.
Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
– демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;
– конспектирование родителями упражнений, игр, занятий;
– выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
– самостоятельное чтение родителями литературы, специально подобранной и рекомендованной специалистами для решения конкретного вопроса.
Информационно-просветительская работа ведётся в родительском клубе. Основной целью клуба выступает психологическое просвещение родителей, создание психологического комфорта, актуализация проблемных тем в развитии детей с различными нарушениями и мотивирование родителей на решение возникающих вопросов. Тематика встреч и структура проведения может также зависеть от запросов родителей. Наиболее актуальные темы касаются особенностей заболевания, здоровья, трудностей обучения, развития и воспитания ребенка инвалида. Семьи с особыми детьми приобретают не только знания от специалистов, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, это придает родителям спокойствие, снимает напряжение, даёт возможность поделиться личным опытом и обсудить различные вопросы воспитания и обучения детей.
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть особое значение психологического сопровождения семьи ребенка с особыми нуждами. Начинать работу с семьей необходимо с самого начала — с рождения ребенка, когда негативные изменения еще не стали стойкими и поддаются коррекции. Специалисты должны помогать родителям правильно понимать и оценивать возможности своего ребенка; их надо специально обучать заниматься с собственным ребенком. Родители должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.
Благодаря психологическому сопровождению родители смогут
· наладить контакт со своим ребенком;
· проявляются заинтересованность и самостоятельность в его воспитании;
· сумеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений;
· умеют создать ситуацию делового сотрудничества;
· подобрать ему игрушку, обыграть ее, вовлечь ребенка в игру в соответствии с его возможностями.
Своевременное оказание необходимой психологической помощи семье в ранний период позволяет позитивно оценивать ребенка, улучшить его развитие, и находить способы адекватной компенсации имеющихся нарушений психического развития.
Источник
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье…………………………………………………………………4
Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ…………………………………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………10
Введение
Детские годы играют важнейшую роль в интеллектуальном и личностном развитии и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. Именно в первые годы жизни ребенок учиться тому, что будет использовать в течение всей своей дальнейшей жизни.
Роль родителей в психическом развитии ребенка первых лет жизни уникальна. Ребенок не может хорошо развиваться сам по себе, без активного и грамотного вмешательства взрослого. Даже относительно здоровый ребенок будет со временем или отставать в развитии, или оно будет негармоничным, если уход и общение с ним будет неправильным. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного позитивного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Поэтому необходимо уделять особое внимание повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями, формированию у родителей навыков позитивного общения с ребенком раннего возраста.
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье
Под психологическим сопровождением семьи подразумевается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка раннего возраста в семье.
Формы и методы оказания психологической помощи и поддержке семье:
1. Психологическое консультирование (психологическая помощь родителям в понимании особенностей поведения ребенка (непослушание, капризы, агрессивность, сложности в контакте с детьми или взрослыми, страхи, нарушение сна и аппетита и т.д.; обучение родителей созданию наиболее благоприятных условий для развития ребенка, навыкам и приемам правильного позитивного взаимодействия с малышом).
2. Активное социальное обучение: тренинг, психологические игры, анализ ситуаций и т.д. (формирование знаний, социальных установок, умений и навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия).
3. Обучающие занятия (обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми).
Модели работы психолога с семьей
В зависимости от характера причин, вызывающих проблему и этапа сопровождения семьи используются различные модели помощи семье:
1. Педагогическая модель. Данная модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей, дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Психолог вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер.
2. Психотерапевтическая модель. Используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных отношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
3. Диагностическая модель. Основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке. Объект диагностики – психическое развитие ребенка. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Этапы и задачи психологического сопровождения семьи и работников ДОУ
Каждому этапу сопровождения соответствует свои задачи.
Диагностический (ориентировочный) этап 1. Установление контакта с родителями ребенка. Диагностика семьи: выявление трудностей, возникающих у родителей при общении и воспитании ребенка.
2. Психологическое обследование ребенка. Выявление проблем развития ребенка.
Этап планирования Разработка индивидуальной программы психологического сопровождения ребенка и семьи. Определение объема и вида необходимой психологической помощи родителям ребенка.
Этап оказания помощи 1. Оказание необходимой обучающей помощи родителям ребенка в создании условий, необходимых ребенку для полноценного психического развития.
2. Оказание необходимой психологической помощи родителям с целью гармонизации межличностных отношений с ребенком, оптимизации воспитательного процесса.
Отслеживающий этап Отслеживание эффективности оказания обучающей и психологической помощи.
Психологическая диагностика семьи проводится в ходе собеседования с родителями путем оценки анализа жизни семьи, отношений в семье и работы с опросниками “АВС”, “PARI”, “ОРО”, выявляющими стиль воспитания в семье, тип отношения к ребенку.
Для общей бальной оценки результатов обследования семьи используется определенная схема оценки. Результаты обследования семьи позволяют определить степень нуждаемости родителей в психологической помощи.
По результатам психологической диагностики семьи последующая психологическая помощь родителям оказывается по следующим направлениях:
— ознакомление родителей с закономерностями психического развития, психологическими особенностями ребенка, растущего в условиях дефицита возможностей здоровья;
— обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности ребенка, способствующей психическому развитию, ознакомление их с развивающими, дидактическими играми;
— оптимизация системы внутрисемейных отношений с целью повышения степени их позитивного влияния на развитие ребенка;
— расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социальном аспектах с целью формирования у них адекватной и конструктивной позиции в отношении будущего ребенка.
Основными педагогическими формами и методами формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:
1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми;
2. упражнения;
3. психологические игры;
4. этюды;
5. решение проблемно-практических ситуаций;
6. элементы арттерапии;
7. игры-драматизации;
8. подвижные игры;
9. чтение и анализ сказок.
10. беседы и др.
Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:
1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.
2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
— снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
— ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;
— формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.
Заключение
Проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.
Список использованной литературы
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.
3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб., 1999.
4. Токарева Ю.А. Психологическое сопровождение семьи при реабилитации: Учебное пособие. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.
5. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущих: практическое пособие. – М., 1999.
Источник